Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Восток - Запад - Россия; цивилизационные типы.⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Л.С. Васильев выделяет в истории человечества этапы: 1. Начинается с древнейших времен до 7 – 6 вв. до н.э. – локальные общ-ва азиатского типа – восточные цив-ии с авторитарно- деспотической с-мой управления. Основа цив-ии: принцип власть – собственность. Власть рождает собственность. Медленное циклическое воспроизводство циклических структур. Определенные черты: неразделенность собственности, административной власти, господство бюрократии, подчинение общ-ва гос-ву, нет гарантии частной собственности и прав граждан. 2. С 7 – 6 вв. до н.э. до 14 – 17 вв. н.э. – социальные дихотомии – параллельное существование европейской и азиатской цив-ий. Солон в Др. Греции реформами сформировал правовое пространство защиты граждан от гос-ва. Черты: гарантии частой собственности как стимул к творчеству, разделение власти и собственности, гармония общ-ва и гос-ва. 3. С 17 в. – общечеловеческая интеграция - всемирная история. «Россия – дрейфующее общ-во» (м-ду Востоком и Западом), большая площадь, разные типы народов. На Востоке: - исламская цив-ия – наименее открыта для внешних воздействий. - индобуддийская – нейтральна по отношению к внешнему воздействию. - конфуцианская – наиболее открытая.
Культура как предмет философского рассмотрения. Человек в мире культуры. Есть неск-ко сот определений культуры. Есть множ-во моделей к-ры. Понятие к-ра стало широко употребляться в Новое время. Развитие капиталистич. отношений привело к изменению мировоззрения чел-ка. В это время к-ра стала предметом философии (Кюго, Кондорсе).В то время идея к-ры выражала степень развитости разумного начала, к-рая выражалась в религии, морали и т.д. натуралистическая модель к-ры – сводила к-ру к предметно-вещественным отношениям. Но была классическая модель к-ры – она имеет свое развитие. Появление этой модели говорило о том, что чел-к осмыслил свою свободу от природы и религии. Здесь чел-к – творец к-ры. Сначала классическая модель была идеалистической, т.к. на первом месте стояло духовное творчество. Затем происходит переосмысление этой модели и она была материалистически интерпретирована. К-ра (по Марксу) – проблема создания необходимых условий для создания творчества. К-ра – не только сов-сть рез-тов, но и сам процесс человеческой деятельности. В 20 в. к-ра вступает в полосу кризиса. Многие явления к-ры, исходя из классической модели было трудно объяснить. Классическая модель была европоцентрирована, т.е. к-ры Востока были недоразвитыми. Затем появилась идея диалога к-р. И появились другие модели – неклассические (модернистские). Они были ориентированы на повседневную жизнь чел-ка – пессимизм, идея абсурдности мира, преобладание личного над общественным. Постмодернистская модель к-ры – чел-к, изучая мир, стремился всегда его упорядочить, а мир будет «мстить», противиться чел-ку – Бодри яр. Мир не только нельзя упорядочить, он в принципе не входит ни в какие схемы. Были различные подходы к изучению к-ры: - аксиологический (ценностный) – выделение мира ценностей, м-но применить понятие к-ра. - деятельностный – к-ра как специфический способ человеческой жизнедеятельности – это способ регуляции, сохранения, воспроизведения, развития общ-ва. - семиотический подход – определяется главная хар-ка к-ры – внебиологический знаковый мех-зм, через социокод (язык, письмо). Он обеспечивает социальное наследование. К-ра – это общественное явление. - структуралистический – к-ра – сов-сть соц. эл-тов, культурных образцов (обычаи, тексты и т.д.). - социологический – к-ра – соц. интститут, к-рый дает общ-ву системные кач-ва; к-ра – образование, к-рое всегда нах-ся в пределах соц. отношений (нормы поведения). - гуманитарный – к-ра направлена на совершенствование чел-ка. - негуманитарный – к-ра – процесс, в к-ром есть все виды человеческой деятельности. Философия интересуется к-рой не как особым объектом, к-ра – это всеобщая хар-ка мира как целого. К-ра (в философии) – это весь мир, в к-ром чел-к находит себя. Чел-к в мире к-ры. Чел-к един, значит таким же противоречивым является тот мир, общ-во в к-ром чел-к существует. Чел-к усваивает к-ру через язык, воспитание. Идеалы, мнения не вечны, они меняются даже в течение человеческой жизни. Чем чел-к дальше от к-ры, тем менее гуманным будет человеческое общ-во. Особое место в мире к-ры занимают ценности: морально-этический и эстетический аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных сферах. В самих нравственных нормах откладывается то, что имеет всеобщее значение, поэтому моральный аспект играет важную роль. Эстетический аспект – красота, изящество чел-к видит в природе, в общ-ве. Каждый чел-к способен к эстетическому восприятию мира, но в каждом чел-ке эта способность развита по-разному. Культурные нормы – образцы деятельности чел-ка, они складываются на уровне подсознания общ-ва, они формируются тысячелетиями. В переработанном виде хранятся в произведениях. Большую роль в передаче моральных норм играет с-ма образования. Нормы к-ры изменчивы, к-ра отражает те изменения, к-рые претерпевает общ-во. К-ра содержит два момента: 1. Момент устойчивости – традиция – это эл-т культурного наследия, к-рый сохраняется и передается из поколения в поколение. Традиции есть во всех сферах человеческого общ-ва. Традиции обеспечивают развитие общ-ва, отражают целостность общ-ва. 2. Момент изменения – творчество. Единство традиций и обновления – универсальная хар-ка любой к-ры. Культурные нормы – нельзя написать, утвердить в з-нах. Существуют: 1. Традиционные общ-ва – традиции преобладают над творчеством. Изменения производятся в рамках традиций, случайно (первобытное, феодальное, рабовладельческое общ-во). 2. Современное общ-во – принцип запрета на плагиат, нужно постоянное новаторство. Опытная наука в 300 лет подняла уровень жизни челка в 15 – 20 раз, но из-за этого происходит деградация к-ры, а в дальнейшем и общ-ва.
60. Основные глобальные проблемы современности. Предпосылки решения глобальных проблем. Гл. проблемы – единая, динамичная, постоянно меняющая свое состояние с-ма, она открыта, незамкнута. Демографическая проблема (неконтролируемый рост населения. Сырья на Земле хватит только на 1 млрд. чел-к. Население Земли увеличилось в 15 раз. Демографический взрыв. На развивающиеся страны приходится 9/10 общего нас-ия Земли. По уровню производительность труд, грамотности и т.д. развивающиеся страны нах-ся в 19 в. Гос-ва стараются контролировать демографическую проблему. В развитых странах – снижение рождаемости, увеличение возраста нас-ия. Причины демогр. взрыва связывают с проблемой образования. Число неграмотных уменьшилось, но в абсолютном смысле число неграмотных растет, что обеспечивает многодетность семей. Функциональная неграмотность – уровень образования не соответствует тем требованиям, к-рое предъявляет современное общ-во. В большинстве гос-в мире нет равного доступа к образованию – это дополнительный источник соц. напряженности. Наше поколение выступает в роли подопытных животных, мы живем в ЭМП, химических вещ-вах, биологические факторы. Если раньше были инфекционные болезни, то сейчас сердечно-сосудистые, психические заболевания. В развивающихся странах болеющих больше, а шансов их вылечить меньше. Выше детская смертность. Причина резкого снижения продолжительности жизни – недостаток еды. От голода сегодня погибает неск-ко десятко млн. чел-к в год – в большинстве – дети. Ввозится продовольствие в слаборазвитые страны. Хотели провести зеленую рев-цию в слаборазвитых странах, ввести новые технологии. В тех странах, где развитие было высокое рев-ция прошла успешно, а в других она приве ла к еще большему голоду. Проблема установления нового экономического порядка. Резко увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами (богатый север, бедный юг). Северные страны переносят вредные производства на юг. Они навязывают свое мнение. Обеспечение энергетическими и сырьевыми ресурсами. Ресурсы: 1. Возобновимые (солнце, ветер). 2. Невозобновимые (руды, минералы). Военная проблема. Самая актуальная. В последние 15 лет она ослабла, но еще актуальна, т.к. военные разработки отвлекают огромное кол-во ресурсов, на Земле есть оружие массового уничтожения, производство загрязняет окр. среду. Есть ли предпосылки для решения гл. проблем: 1. Развертывание информационной и компьютерной рев-ции – технологическая основа для решения гл. проблем. 2. Утверждение как доминирующего типа мирового хоз-ва смешанной рыночной и социально-защищенной экономики с эл-тами конвергентного типа. 3. Становление принципа ненасилия и демократического согласия в сфере международных отношений. 4. Объединительные процессы в религиозной жизни и светском варианте. 5. Идущая межэтническая, межкультурная интеграция и сохранение уникальности каждого этноса и к-ры. 6. Намечающиеся прорывы в области интеллектуального поиска. Ни одна гл. проблема не будет решена, если не сформируется этика всеобщей солидарности.
До начала 20 в. всемираня история – ризрозенные цивилизации, к-рые почти не сообщались друг с другом. В 20 в. мир превратился в единое целое – процессы глобализации в промышленности, торговле, духовной сфере, науке, политике. Электронная связь сформировала единое информационное пространство. В последние десятилетия сложилось мировое сообщество. Появились проблемы: проблема судьбы чел-ка и проблема сохранения жизни на Земле. Эти проблемы – результата много вековых изменений. Отличие современной цивилизации от древних: мир – пестрая картина, разнообразный, но с другой стороны, человечество – единое целое, «общий дом». Общее – территория, ресурсы. Причины глобальных проблем лежат глубже, уходят в глубины современной цивилизации, к-рая ориентирована технократически. В развитых странах проблемы появились раньше. Итогом арзвития технократической к-ры стала деградация окр. среды, к-рая вызывает деградацию самого че-ка. Чел-к не успевает эволюционно и психологически за этими изменениями, но причина такого развития – сам чел-к. От словесного общения к письменности чел-к шел 3 млн. лет, от письменности к книгопечатанию – 500 лет, от телефона к электронному общению – 50 лет. Глобальные проблемы – сложная с-ма, к-рая охватывает окр. мир, все вокруг, и для решения глобальных проблем не может быть отдельной науки. Поэтому на глобальные проблемы нужен философский взгляд. Только философия может понять глобальные проблемы во всей их полноте. Специфика философского осмысления глобальных проблем: 1. Философия формирует мировоззрение, оно определяет направление человеческой деятельности в решениии глобальных проблем. 2. В конкретных науках нет целостного представления о сложных с-мах – методологические функции философии принципиально необходимы для интеграции глобальных проблем. 3. Философия объясняет общественные явления, процессы, з-ны развития общ-ва и природы. Философия нацеливает на понимание глобальных проблем как закономерных явлений. Философия говорит, что глобальные проблемы – результат противоречивого развития человеческого общ-ва. 4. Философия позволяет увидеть общую тенденцию развития глобальных проблем. 5. Философия выполняет культурологическую ф-цию. Изучение философией различных цивилизаций позволяет прийти к решению глобальных проблем. 6. Результатом целостного видения исторического процесса и диалектического подхода и его толкования является возможность более четко ориентации в потоке современной инфор мации по глобальным проблемам. 7. Философия ставит проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия, перед лицом глобальных проблем они приобретают особое звучание. 8. Ф-ия рассматривает цивилизацию, общ-во и т.д. эти категории позволяют понять глобальные проблемы с философских позиций. Понятие глобальные проблемы пошло с 60 – 70-х гг. 20 в. Критерии глобальности проблем: 1. Затрагивают интересы человечества в целом. 2. Оказывают очень серьезное влияние на развитие отдельных стран, регионов. 3. Их решение предполагает объединение усилий всего человечества. 4. Их нерешенность сулит гибель и катастрофы для всего человечества. Самая крупная единица планеты для глобальных проблем – регион. Если рассматривать экономическую проблему, то будет два региона – развитые и развивающиеся страны. Проблема глобальна – если она актуальна для всех регионов планеты. В гл. проблемы имеют в то же время и региональное значение, но не все региональные проблемы имеют глобальное значение. Географический критерий – количественный. Но есть качественные критерии: 1. Гл. проблемы затрагивают интересы всего чел-ва. 2. Для их преодоления нужны усилия всех людей или большинства. 3. Гл. проблемы – это объективный фактор мирового развития и они не могут быть ни кем проигнорированы. 4. Их нерешенность может привести к серьезным непоправимым последствиям для чел-ва и среды его обитания. Отличие от других проблем: 1. Гл. проблемы более инертны, т.е. устойчивы, но они могут переходить в региональные. 2. Все гл. проблемы нах-ся в очень сложной с-ме взаимозависимости. Решение одной гл. проблемы решает и другие. Классификация гл. проблем по степени их остроты: 1. Самые актуальные – истекают из отношений между гос-вами – интерсоциальные проблемы (устранение опасности войны, обеспечение справедливого мира, установление нового международного экономического порядка). 2. при взаимодействии общ-ва и природы (обеспечение энергией, топливом, пресной водой, сырьем, экологическая проблема, проблема освоения мирового океана, освоение космоса). 3. При взаимодействии отдельного чел-ка и общ-ва (демографическая проблема, здравоохранение, образование и т.д.).
61. Проблемы взаимодействия и развития медицины и философии. Мед-на как род деятельности проявился в само и взаимопомощи. Мед-на возникает еще на животном уровне, на стадии палеантропов. Взаимодействие философии мед-ны не всегда носило позитивный хар-р. Философия скорее ограничивала темпы развития мед-ны. Это протекало более активно, чем больше мед-на становилась ф-цией философии. Двойственное восприятие философии врачами. 13 в. Бернар – злой комментарий попытки философии вмешиваться в мед-ну. Неприятие философии мед-ны усиливалось в советские времена, т.к. был абсолютизирован принцип партийности философии. Так философи серьезно не воспринималась исследователями и врачами. Такая трактовка снимала многие философские проблемы. В современной мед-не есть много направлений, каждое из них имеет развитую методологическую базу. Их основа – бурная деградация. Почему? 3 обстоятельства: 1. каждое направление демонстрирует свою эффективность в отношении одних болезней, и недостаточную эффективность в отношении других болезней. 2. любая школа мед-ны стремиться воспринять эффективные достижения других школ, но сам процесс взаимодействия разных направлений протекает очень сложно. В большинстве случаев не удается воспроизвести достижения других школ. 3. Особенно не удается рационально объяснить сущность и мех-зм лечебного действия чужеродного метода, а эффект в другой школе безусловно существует. Частично происходит восприятие чужеродных доктрин. Как возможно наличие множ-ва подходов в такой утилитарной практической деятельности как мед-на? 1. Мед-на – это большой обман, в к-рый чел-ку хочется верить, это иллюзия. 2. Если разные мед. школы предлагают разные варианты лечения болезней, в одном случае – излечивание, в другом – нет, то мы не берем что-то из области взаимодействия духовного и телесного – это существенная философская проблема. Исторически первая форма воздействия философии не мед-ну – натурфилософия (Гиппократ, Платон, Аристотель). Философия возвышается над мед-ной. Философия устанавливает вечные абсолютные знания, а мед-на дает частные знания, не все. (Авиценна, Вирхов). В сер-не 19 в. работа О. Конта и позитивизм приводят к новой модели. Сторонники многие философские проблемы пытаются решить методами, к-рые и мед-не в частности существуют. В рамках западноевропейской философии (экзистенциализм и психоанализ). В 20 в. успешно прошло. Затем решили, что философия для мед-ны не нужна. В советское время философия вообще не была нужна никаким наукам. На Западе, когда появились новые лечения медикаментами, философия стала нужна мед-не, и мед-на ей нужна, т.е. равноправное взаимодействие. Например, имеется дефицит фактов, философия указывает направление, если избыток информации, фило помогает исследователю упорядочить материал. 62. Здоровье в системе детерминационных связей. Современные проблемы медицины здоровья.и шевченко. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1063; Нарушение авторского права страницы