Представления о труде и конкретная культурно-историческая эпоха: связь и взаимовлияние
Е.А. Климов и О.Г. Носкова (1992) выделяют разные варианты отражения психологического знания о труде в неписьменных функциональных средствах фиксации опыта: 1. Мифологическое знание как разновидность модельных представлений о психической регуляции труда. Как отмечают историки и этнографы, " …магический танец оказывается средством общественного воспитания всех участников - воспитания физического, профессионального и эстетического" (цит. по: Климов, Носкова, 1992. С. 25); сами орудия труда придавали человеку " особую силу", власть над природой, поэтому они часто выступают как " фетиши", обладающие " сверхъестественными силами"; многие божества древних так или иначе связаны с трудовой деятельностью (богиня виноградарства, земледелия; божества, покровительствующие войнам, мореходам, купцам… - у разных народов свои божества). (В современном производстве также по-своему " мифологизируется" каждое новое средство труда. Например, появление компьютерной техники породило множество надежд и иллюзий относительно всесилия ЭВМ.) 2. Отражение психологических знаний о труде в сказках, легендах, заговорах, обрядах: образы Марьи-искусницы, Василисы-Прекрасной, Иванушки (ухаживающим за Коньком-Горбунком). Интересно, как отмечал В.Я. Пропп, что " чаще всего колдовские обряды инициации - посвящение юношей в охотники - это не только проверка их " готовности" к труду, но и приобщение к мифологическому обряду - главному таинству племени" (стоит отметить, что, многие предания старики племени хранили от непосвященных под запретом). Вместе с коллективными обрядовыми формами важную роль играли индивидуальные формы (заговоры, обереги) как " элементы словесного сопровождения языческого заклинательного, магического обряда": характерно - обязательность выполнения всех элементов процедуры (похоже на технологическую карту в современном производстве). Смысл всего этого - воспитать уважение к труду, в связи с чем Е.А. Климов отмечает: " Честь тому, кто изобретет хороший психологический (психорегулятивный) эквивалент производственным мифам, обрядам, оберегам и т.д." (Климов, Носкова, 1992. С. 35). Хотя реально такие " эквиваленты" существуют и сейчас (например, известный " психотерапевтический миф" существует не только для клиентов, но и для самих психотерапевтов; в каждой социально-профессиональной " группе-тусовке" существуют свои мифы и обряды, повышающие степень профессионального самосознания участников этих групп и т.п.). 3. Изобразительные средства фиксации представлений о труде - это, например, изображения животных (объектов охоты), сцен самой охоты (как передача успешного " опыта" другим поколениям, выступающие в качестве своеобразных инструкций) и т.п. 4. Песня и ритм - как средство управления функциональным состоянием человека в труде. В этой связи известный историк и этнограф К. Бюхер в своей книге " Работа и ритм" писал, что само содержание песен часто имело второстепенную роль, главное - это ритм песни. Заметим, что и сейчас ритм рассматривается как важное условие создания особого настроения как в производственной деятельности, так и вне ее. Ритм особо важен при выполнении коллективных трудовых действий. При этом сами песни часто являются средством управления своим состоянием и поддержанием самого настроя на работу. И лишь постепенно песни и танцы приобретали самостоятельное значение (эстетическое, социальное). 5. Психологическое знание о труде в народных пословицах и поговорках соотносится со многими собственно психическими регуляторами трудовой деятельности.
- В частности:
- Утверждение обязательности труда выражается в следующих пословицах: " Масло само не родится", " С разговоров сыт не будешь";
- Этические аспекты труда - " Трутни - горазды на плутни" (т.е. негодяи - люди достаточно неглупые…), " Праздность - мать пороков";
- Важность труда в жизни человека (даже по сравнению с верой в Бога) - " На Бога уповай, а без дела не бывай";
- Осуждение низкопроизводительного труда - " Три дня молол, а в полтора съел", " Пошел черных кобелей набело перемывать";
- Ценность именно общественно полезного (а не любого! ) труда как основы здоровой жизни - " Кто много лежит, у того и бок болит";
- Идея индивидуального стиля деятельности - " Мастер - мастеру не указ";
- Идея возрастных ограничений в ходе профессионального обучения - " Старого учить, что мертвого лечить";
- Некоторые идеи самого профессионального обучения - " Учи других, и сам поймешь", " Мудрено тому учить, чего сами не знаем" (см. Климов, Носкова, 1992. С. 41-47).
Е.А. Климов и О.Г. Носкова (Там же. С. 48-74)) выделяют также психологические регуляторы труда в памятниках материально-производственной культуры и письменности. В частности показано, что в работах видных политических и общественных деятелей ХI - ХIХ вв. (Петр I, В.Н. Татищев. М.Ю. Ломоносов и др.) тема труда тесно связана с социально-экономическими преобразованиями.
- Например, в работах М.Ю. Ломоносова выделяются моменты, связанные с вопросами:
- построения эмоционально насыщенных образов-целей, смыслов труда и его стимулирования (это и труд для " умножения счастья человечества", и " увеселение, удовольствие от нахождения истины", " труды предпринимаются не для получения выгоды, но ради науки" - это о труде ученого в лаборатории - сравним с современным пониманием труда ученого);
- волевой саморегуляции труда (трудящемуся как бы " доверяется" " произволение" и " рассуждение", т.е. ответственность, способность регулировать свои действия);
- проектирования средств и условий труда с учетом психологических особенностей людей (предлагая новый способ " находить полуденную линию", он пишет: " Обыкновенный способ требует раздвоения внимания наблюдателя…, а наш не требует часов, не отвлекает внимания…";
- проектирования больших систем с учетом психологических особенностей труда (например, его проекты " исправления" Академии наук, где фактически он говорит о ней как о " системе", где важную роль играют конкретные люди);
- оптимизации межлюдских отношений (в заметках об " исправлении" Академии наук он пишет: " ошибки замечать не многого стоит; дать нечто лучшее - вот что приличествует достойному человеку" ) (цит. по: Климов, Носкова, 1992. С. 65-69).
Следует особо отметить роль религии в формировании отношения людей к труду, в частности, влияние идей Реформации на представления о труде. Многие авторы считают, что современная европейско-американская культура во многом основывается на идеях Реформации (протестантской этики). Например, Л.Г. Ионин отмечает: " Если католицизм отнимал у человека мотивацию на успех в мирской жизни и переносил все надежды и упования на жизнь в церкви, то кальвинизм как бы соединил одно и другое (именно мирская жизнь становится священной)… Для протестантизма молитвы, сложные ритуалы, разветвленная догматика - все это оказывается излишним; происходит " расколдовывание" мира, освобождение его от магии и суеверий; мир становится проще, прямее, рациональнее" (Ионин, 1995. С. 58). Еще М. Вебер в своей знаменитой работе " Протестантская этика и дух капитализма" отмечал, что с развитием капиталистических отношений и идей реформации работник все больше ощущает свою роль не как отчужденную по отношению к собственной личности, извне навязанную профессиональную категорию, а как " призвание сверху", от Бога, и ее, этой роли, максимально усердное исполнение рассматривает как священный долг" (цит. по: Ионин, 1995. С. 59). Интересно, что в немецком языке слово Beruf - это и долг, и призвание, и профессия. Главная идея капитализма, как считает М. Вебер, - это представления о профессиональном долге (Berufspflicht). Идеал Америки - " кредитоспособный добропорядочный человек, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель", - этим определяется весь уклад жизни современного " цивилизованного" человека. " Зарабатывание денег - мой долг, - пишет М. Вебер, - в этом - моя добродетель и источник моей гордости и уважения ко мне со стороны граждан" (Там же. С. 55). М. Вебер отмечал также, что " один из конституционных моментов современного капиталистического духа, и не только его, но и всей современной культуры - это рациональное жизненное поведение на основе идеи профессионального призвания, возникающее из самого духа христианской аскезы" (Там же. С. 60). Таким образом, само представление о труде и отношение к трудовой деятельности во многом зависит от конкретной культурно-исторической эпохи. Но в неменьшей степени и само это отношение, отражаемое в сознании людей, формирует эпоху.
Популярное:
|