Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Архитектура – зодчество, строительное искусство, выражающее в художественно-образной форме представления человека о мире.



Биосфера – область активной жизни, охватывающей нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Ноосфера – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития; научное толкование ноосфере, как и биосфере, дал В. И. Вернадский.

Палладианство– направление в европейской архитектуре XVII-ХVIII вв., развивавшее в рамках классицизма идеи и принципы знаменитого итальянского архитектора ХVI в. Андреа Палладио: естественность, компактность, завершенность композиции в органической связи с окружающей природой.

Парк – ограниченное пространство природного ландшафта или ландшафта с искусственными сооружениями и насаждениями.

Цивилизация (лат. civilis – гражданский, государственный): а) синоним культуры; б) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры; в) ступень общественного развития, следующаяза варварством (Л. Мор­ган, Ф. Энгельс); г) эпоха упадка и деградации культуры (О. Шпенглер).

 

Темы докладов и рефератов

1. Локальные местные культуры.

2. Идеи классицизма и регулярный (французский) парк.

3. Идеи Дж. Рескина и пейзажный (английский) парк.

4. Природный ландшафт и жанр пейзажа в живописи.

5. Архитектура и природные материалы.

Список литературы

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1988. – С. 128.

2. Гарэн Э. Леонардо да Винчи и «идеальный город» (примечания) / Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы. – М.: Прогресс, 1986. – С. 234-235.

3. Гачев Г.Д. Космо-Психо-Логос: национальные образы мира /
Г.Д. Га­­чев. – М.: Акад. Проект, 2007. – С. 104.

4. Гете И.-В. Поэзия и правда / И.-В. Гете // Избранные философские произведения. – М.: Наука, 1964. – С. 182

5. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь / Л.Н. Гумилев. – М.: Клышников-Комаров и К, 1992. – С.18.

6. Замятин Д.Н. Власть пространства: от образов географического пространства к географическим образам / Д.Н. Замятин // Вопросы философии. – 2001. – № 9. – С. 149.

7. Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири / В.И. Кочедамов. – М.: Стройиздат, 1978.

8. Лихачев Д.С. Первые семьсот лет русской литературы / Д.С. Лихачев //»Изборник». – М.: Художественная литература, 1969. – С. 8.

9. Петров-Водкин К.С. Пространство Эвклида / К.С. Петров-Водкин // Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. – Л.: Искусство, 1982. – С. 500

10. Резун Д.Я. Летопись сибирских городов / Д.Я. Резун, Р.С. Васильевский. – Новосибирск, 1989.

 

Семинар № 3. Архитектоника природного,
предметного и культурного пространства

4 часа

1. Архитектоника как понятие.

2. Архитектоника природного, предметного и культурного пространства города.

3. Образы города в произведениях изобразительного искусства (на примере творчества омских художников).

Материал к семинару

Под архитектоникой традиционно понимается строительное искусство, художественное выражение закономерностей строения, соотношение нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведения скульптуры. Российский искусствовед и художник-график В.Г. Власов в толковании архитектоники выделяет важное свойство, определяя ее «искусство составления различных частей в единое целое сообразно их смыслу, содержанию или какой-либо идее».

И. Кант одним из первых в философии обратился к этому понятию и использовал его для построения своей философской системы: «архитектоника есть учение о научной стороне наших знаний вообще». Из отечественных ученых ХХ в. архитектоникой и понятием архитектонического серьезно занимался М.М. Бахтин. Будучи сторонником междисциплинарной методологии, ученый увидел в этом понятии диалогическое начало бытия, со-существования субъектов и объектов, которые составляют целое, композиционно завершенное, то есть архитектоническое. «Два принципиально различных, но соотнесенных между собою ценностных центра знает жизнь: себя и другого, и вокруг этих центров распределяются и размещаются все конкретные моменты бытия».

Архитектоника места определяется особенностями взаимосвязей четырех сфер его бытия – природы в ее стройном виде, предметного мира (архитектура, техника, дизайн и т.д.), человеческих сообществха, творящих свою культуру, знания вообще (то есть всеобщего знания в его стройном виде). В их диалоге (вернее, полиологе) составляется бытие места.

Архитектоническое в контексте проблем культурологии возможно рассматривать как интегральноепонятие, наполняющее конкретными значениями бытие и пространство места. Сюда входит, как только что было сказано, природа, предметно-средовой мир, «мир звучащий и молчащий», социокультурные отношения, научная и бытийная рефлексия сообществ и личностей, населяющих данное пространство место.

Задача культуролога - выявить смысл, значение архитектоники места и ее влияние на повседневное бытие человека.

В искусстве архитектоническое рассматривается на примере «предметно-созидательных искусств», куда входят, прежде всего, архитектура (базовая составляющая), предметный мир, дизайн, то есть все то, что составляет целостную овнешненную среду повседневного обитания человека. Исследователь архитектонического С.В. Норенков пишет: «Как органическая целостность оно (архитектоническое – прим. автора) связывает первую (естественную) и вторую (искусственную) природу». Место есть архитектоническое целое и по природным, и по предметным, и по культурныму основаниям.

Контрольные вопросы

1. Дайте развернутое определение «архитектонического».

2. Пространство и его виды.

3. Что такое «хронотоп»?

4. Раскройте понятие «омский трилистник».

5. Назовите имена известных омских архитекторов.

6. Назовите омских художников, скульпторов, в творчестве которых отразился образ Омска.

 

Словарь терминов

Архитектоника(от греч. archi – старший, главный и tektonikos – относящийся к строительству):

а) строительное искусство;

б) художественное выражение закономерностей строения, соотношение нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведения скульптуры;

в) система связей отдельных частей композиции; искусство составления различных частей в единое целое сообразно их смыслу, содержанию или какой-либо идее; «учение о научной стороне наших знаний» вообще» (И. Кант).

Аутентичный – соответствующий подлинности, основанный на первоисточнике, равнозначный.

Версаль – пригород Парижа, крупнейший дворцово-парковый ансамбль в стиле французского классицизма XVII–XVIII вв.

Герменевтика – искусство перевода, объяснения, толкования; учение о научном постижении наук о духе.

Дискурс – рассудочное, понятийное рассуждение, довод; социально обусловленная организация системы речи и действия.

Доминанта– ( от лат.– господствующий) главенствующая идея, основной признак чего-либо.

Принцип дополнительности – методологический принцип, сформулированный Н. Бором применительно к квантовой физике, согласно которому полнота картины исследования возникает из взаимодействия предмета (объекта) исследования с соответствующими измерительными приборами; описание происходит во взаимоисключающих, дополнительных системах описания, – впоследствии получил распространение и на гуманитарные науки.

Рецептивность – восприимчивость; по И. Канту – способность получать представления благодаря воздействию на нас предмета.

Хронотоп ( от греч. – время и – место) – время-пространство (пространство-время), его четырехмерность; «Все, что нами воспринимается в действительности, воспринимается в пространстве и во времени, и решительно ничего мы не воспринимаем только во времени или только в пространстве. Реальность нами воспринимается четырехмерно, а не трехмерно (четвертое измерение – время) … « (В. А. Фаворский).

Темы докладов и рефератов

 

1. Тобольский кремль как образец архитектонического целого.

2. Архитектоника места крупнейшего дворцово-паркового ансамбля в Версале.

3. Культурная составляющая архитектонического (на примере изобразительного искусства, литературы, театра г. Омска).

 

Список литературы

1. Бархин М.Г. Архитектура – основа синтезированной среды города / М.Г. Бархин // Взаимодействие и синтез искусств. – М.: Наука, 1978. – С. 199–203.

2. Каримов А.М. Архитектура Омска 60-70-х гг. / А.М. Каримов // Третьи Омские искусствоведческие чтения «Н.М. Брюханов и его время». Сборник материалов. – Омск: Альтернатива, 1999. – С. 71–74.

3. Кириллов В.В. Ансамбль Тобольского Кремля / В.В. Кириллов // Русское искусство первой четверти XVIII в. – М.: Наука, 1974. – С. 65.

4. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.hiculture.ucoz.ru/_fr/0/kondakov.doc

4. Мартынов Л.Н. Воздушные фрегаты. Новеллы Л.Н. Мартынов. – Омск, 1985. – С. 17–19.

5. Норенков С.В. Архитектоника предметного мира / С.В. Норенков. – Нижний Новгород: НГГУ, 1991. – С. 34, 20, 91.

6. Фаворский В.А. О синтезе искусств / В.А. Фаворский // Лите­ратурно-теоретическое наследие. – М.: Советский художник, 1988. –
С. 397–402.

7. Культурология: учеб. для вузов / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. — СПб.: Питер, 2011.

8. Культурология: учеб. для вузов [Электронный ресурс] / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. - Режим доступа: http: //www.studfiles.ru/preview/430234/

9. Чирков В.Ф. Место и его культура. История вопроса / В.Ф. Чирков // Четвертые Омские искусствоведческие (культурологические) чтения «Местная культура. Методология, история, практика». Сб. матер. – Омск: Компаньон-Маркетинг, 2002. – С. 14.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 977; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь