Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Работа психолога на телефоне доверия.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Романова Е. С. Работа психолога на телефоне доверия. Оглавление Введение. 1 I. История возникновения службы телефонной помощи населению. 4 II. Особенности службы и контингента ТД. 5 III. Классификация проблем абонентов ТД. 7 1. Экзогенные — проблемы (" человек — окружение" ). 7 2. Эндогенные проблемы (человек сам с собой). 8 3. Непосредственное использование ТД клиентом. 9 IV. Методика работы (техника телефонного консультирования). 10 Основные правила телефонной беседы. 10 V. Синдром " Эмоционального сгорания". 10 Рекомендуемая литература. 11 Методическое пособие. М.: МГПУ, 2001. 69 с. Введение. Впервые на отечественном книжном рынке в 80-х годах XX века начали появляться работы зарубежных психологов по практической психологии. Книги для перевода часто выбирались случайно, но тем не менее эти первые шаги развития практической психологии в России сыграли свою положительную роль. Сегодня практическая психология и психотерапия становятся наиболее популярными и востребованными психологическими специальностями по их проблематике. Появилось множество книг, монографий и пособий, которых, однако, все еще недостаточно. А самое главное, большинство из них имеет теоретический характер, написано сугубо научным языком, изобилует сложными понятиями, трудно для чтения и восприятия, для пользования в психологическом консультировании. Назрела общественная потребность в специальной литературе для среднего звена психологических работников, содержащей более подробное описание техники работы практического психолога в том или ином направлении. Психологическое консультирование относительно новая область в практике психологов. И как молодая научная область еще не имеет четкого представления о своем предмете в силу того, что спектр проблем чрезвычайно широк (проблемы в семье, школе, личной жизни, конфликты на работе, проблемы выбора профессии и т. д. ). В повестке дня психологического сообщества остро стоит вопрос о разработке теоретической научной основы консультирования, которая выстроила бы систему теоретических воззрений, обобщила накопленную информацию, создала механизм предсказания последствий применения разных приемов и способов, психотерапии. В настоящее время консультант, работая в избранной области, разрабатывает свои мировоззрения и методологию, которые опираются на одну из каких-либо известных теорий, направлений в психологии, ориентируясь на методы, способы работы сторонников данного направления. И в этой связи утверждения о приоритетности той или иной школы консультирования представляются необоснованными. Дело в том, что консультант зачастую использует в своей практике способы и приемы из разных теорий, а успех его зависит от многих составляющих: в частности, от его профессиональной подготовки, которая предполагает умение соединить теоретический анализ запроса клиента с выбором адекватности практических средств и рекомендаций, а также от опыта работы и интуиции консультанта. Для эффективной деятельности чрезвычайно важна интеграция разных теорий, подходов исследованием каждой области применения консультативной техники, с для выработки системы применения практических методов работы психолога.. В данном пособии мы остановимся более подробно на работе психолога-консультанта телефона доверия. В начале, в качестве ориентира, представим несколько обобщающих таблиц (см. табл. 1, 2, 3; Кочюнас Р. 18), где отражены современные представления о целях консультирования, теоретические принципы психологических направлений и современные представления о консультативном контакте. Таблица 1. Современные представления о целях консультирования
Таблица 2. Теоретические принципы современных психологических направлений
Таблица 3. Современные представления о консультативном контакте
Учитывая общую стратегию консультирования, психолог должен помнить, что каждое консультативное взаимодействие является процессом творческим и неповторимым. Для того, чтобы открыть пути к истинному диалогу, нужно прежде всего присутствовать в нем и быть полностью доступным для другого без скованности, сокрытия и предвзятости. Присутствие в диалоге означает прежде всего языковое соответствие и идентичность. В этой связи хотелось бы обратиться к мудрости человеческой и привести одну из хасидских историй (из книги А. Н. Моховикова 25). Рабби Нахман из Брацлава, герой множества хасидских историй, любил рассказывать историю о принце-индюке: " Однажды некий принц сошел с ума и решил, что он индюк. Раздевшись, он сел голым под стол и стал клевать косточки и крошки хлеба. Шло время, все королевские врачи утратили надежду вылечить его от сумасшествия, отчего король-отец был в страшном горе. Тогда к нему пришел некий мудрец и сказал: " Я возьмусь вылечить принца". Он тут же разделся, сел рядом с ним под стол и стал клевать косточки и хлеб. " Кто ты? — удивленно спросил принц. — Что ты здесь делаешь? " — " А ты? — отвечал мудрец. — Что делаешь здесь ты? " — " Я индюк", — убежденно сказал принц. " И я тоже индюк", — ответил мудрец. На этом знакомство состоялось, и день за днем они проводили время под столом, пока не стали добрыми друзьями. И тогда мудрец подал знак королевским слугам, чтобы им бросили пару рубашек. Принц выразил удивление, а мудрец сказал: " Почему ты думаешь, что индюк, такой как я или ты, не может носить рубашку? Можно одеть её и остаться индюком". Возражений не последовало, и они оба оделись. Через некоторое время по знаку мудреца слуги бросили под стол штаны. И вновь, как и раньше, мудрец спросил: " Почему ты считаешь, что нельзя быть индюком и носить штаны? " И против этого принцу было трудно возразить. Таким образом, мудрец продолжал действовать, пока они не оделись. И тогда был подан еще один знак, и пища с королевского стола оказалась рядом. И снова был вопрос к принцу: " Что заставляет тебя думать, что ты перестанешь быть индюком, если станешь есть хорошую пишу? Ты можешь есть все, что тебе понравится и оставаться индюком". Друзья прекрасно отобедали, и на следующий раз мудрец дал сигнал, чтобы еда была поставлена на столе: " Неужели ты все еще думаешь, что индюк обязательно должен сидеть под столом, ведь он может сидеть и за ним". И еще долго мудрец продолжал действовать таким образом, пока принц совершенно не излечился". Эта история является прекрасной иллюстрацией того, что означают присутствие, идентичность и соответствие языка и поступков собеседника в диалоге, а также того, к каким переменам они могут привести. Мудрец открыл принцу свой мир, не осуждал его, но в то же время не отказывался от собственного Я. Оставаясь самим собой, он настойчиво строил отношения доверия, на основе которых принц, по сути, сам возвращал себе здоровье шаг за шагом. Романова Е. С. Работа психолога на телефоне доверия. Оглавление Введение. 1 I. История возникновения службы телефонной помощи населению. 4 II. Особенности службы и контингента ТД. 5 III. Классификация проблем абонентов ТД. 7 1. Экзогенные — проблемы (" человек — окружение" ). 7 2. Эндогенные проблемы (человек сам с собой). 8 3. Непосредственное использование ТД клиентом. 9 IV. Методика работы (техника телефонного консультирования). 10 Основные правила телефонной беседы. 10 V. Синдром " Эмоционального сгорания". 10 Рекомендуемая литература. 11 Методическое пособие. М.: МГПУ, 2001. 69 с. Введение. Впервые на отечественном книжном рынке в 80-х годах XX века начали появляться работы зарубежных психологов по практической психологии. Книги для перевода часто выбирались случайно, но тем не менее эти первые шаги развития практической психологии в России сыграли свою положительную роль. Сегодня практическая психология и психотерапия становятся наиболее популярными и востребованными психологическими специальностями по их проблематике. Появилось множество книг, монографий и пособий, которых, однако, все еще недостаточно. А самое главное, большинство из них имеет теоретический характер, написано сугубо научным языком, изобилует сложными понятиями, трудно для чтения и восприятия, для пользования в психологическом консультировании. Назрела общественная потребность в специальной литературе для среднего звена психологических работников, содержащей более подробное описание техники работы практического психолога в том или ином направлении. Психологическое консультирование относительно новая область в практике психологов. И как молодая научная область еще не имеет четкого представления о своем предмете в силу того, что спектр проблем чрезвычайно широк (проблемы в семье, школе, личной жизни, конфликты на работе, проблемы выбора профессии и т. д. ). В повестке дня психологического сообщества остро стоит вопрос о разработке теоретической научной основы консультирования, которая выстроила бы систему теоретических воззрений, обобщила накопленную информацию, создала механизм предсказания последствий применения разных приемов и способов, психотерапии. В настоящее время консультант, работая в избранной области, разрабатывает свои мировоззрения и методологию, которые опираются на одну из каких-либо известных теорий, направлений в психологии, ориентируясь на методы, способы работы сторонников данного направления. И в этой связи утверждения о приоритетности той или иной школы консультирования представляются необоснованными. Дело в том, что консультант зачастую использует в своей практике способы и приемы из разных теорий, а успех его зависит от многих составляющих: в частности, от его профессиональной подготовки, которая предполагает умение соединить теоретический анализ запроса клиента с выбором адекватности практических средств и рекомендаций, а также от опыта работы и интуиции консультанта. Для эффективной деятельности чрезвычайно важна интеграция разных теорий, подходов исследованием каждой области применения консультативной техники, с для выработки системы применения практических методов работы психолога.. В данном пособии мы остановимся более подробно на работе психолога-консультанта телефона доверия. В начале, в качестве ориентира, представим несколько обобщающих таблиц (см. табл. 1, 2, 3; Кочюнас Р. 18), где отражены современные представления о целях консультирования, теоретические принципы психологических направлений и современные представления о консультативном контакте. Таблица 1. Современные представления о целях консультирования
Таблица 2. Теоретические принципы современных психологических направлений
Таблица 3. Современные представления о консультативном контакте
Учитывая общую стратегию консультирования, психолог должен помнить, что каждое консультативное взаимодействие является процессом творческим и неповторимым. Для того, чтобы открыть пути к истинному диалогу, нужно прежде всего присутствовать в нем и быть полностью доступным для другого без скованности, сокрытия и предвзятости. Присутствие в диалоге означает прежде всего языковое соответствие и идентичность. В этой связи хотелось бы обратиться к мудрости человеческой и привести одну из хасидских историй (из книги А. Н. Моховикова 25). Рабби Нахман из Брацлава, герой множества хасидских историй, любил рассказывать историю о принце-индюке: " Однажды некий принц сошел с ума и решил, что он индюк. Раздевшись, он сел голым под стол и стал клевать косточки и крошки хлеба. Шло время, все королевские врачи утратили надежду вылечить его от сумасшествия, отчего король-отец был в страшном горе. Тогда к нему пришел некий мудрец и сказал: " Я возьмусь вылечить принца". Он тут же разделся, сел рядом с ним под стол и стал клевать косточки и хлеб. " Кто ты? — удивленно спросил принц. — Что ты здесь делаешь? " — " А ты? — отвечал мудрец. — Что делаешь здесь ты? " — " Я индюк", — убежденно сказал принц. " И я тоже индюк", — ответил мудрец. На этом знакомство состоялось, и день за днем они проводили время под столом, пока не стали добрыми друзьями. И тогда мудрец подал знак королевским слугам, чтобы им бросили пару рубашек. Принц выразил удивление, а мудрец сказал: " Почему ты думаешь, что индюк, такой как я или ты, не может носить рубашку? Можно одеть её и остаться индюком". Возражений не последовало, и они оба оделись. Через некоторое время по знаку мудреца слуги бросили под стол штаны. И вновь, как и раньше, мудрец спросил: " Почему ты считаешь, что нельзя быть индюком и носить штаны? " И против этого принцу было трудно возразить. Таким образом, мудрец продолжал действовать, пока они не оделись. И тогда был подан еще один знак, и пища с королевского стола оказалась рядом. И снова был вопрос к принцу: " Что заставляет тебя думать, что ты перестанешь быть индюком, если станешь есть хорошую пишу? Ты можешь есть все, что тебе понравится и оставаться индюком". Друзья прекрасно отобедали, и на следующий раз мудрец дал сигнал, чтобы еда была поставлена на столе: " Неужели ты все еще думаешь, что индюк обязательно должен сидеть под столом, ведь он может сидеть и за ним". И еще долго мудрец продолжал действовать таким образом, пока принц совершенно не излечился". Эта история является прекрасной иллюстрацией того, что означают присутствие, идентичность и соответствие языка и поступков собеседника в диалоге, а также того, к каким переменам они могут привести. Мудрец открыл принцу свой мир, не осуждал его, но в то же время не отказывался от собственного Я. Оставаясь самим собой, он настойчиво строил отношения доверия, на основе которых принц, по сути, сам возвращал себе здоровье шаг за шагом. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы