Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действиюСтр 1 из 37Следующая ⇒
Не быть подчиненным никакому закону – значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя (Г. Гейне, немецкий поэт). Одно только прямое предписание закона не может повлиять на совесть разумных существ, счастье или несчастье которых зависит от их собственных действий и от сознания заслуги или проступка (У. Аллен, английский писатель). Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни мужества, ни средств защитить его (Т. Маколей, английский историк).
Темы для рефератов и обсуждения 1. Что появилось раньше – государство или право? 2. В чем действенная сила закона? 3. Символы права: смысл и значение. (Речь идет, например, о богине Фемиде, мече, весах, параграфе и других символах права.)
Право Древнего мира
В Древнем Вавилоне, наверное, было немало изуродованных людей. Рабов, не желавших мириться со своим положением, жестоко наказывали. На площади перед царским дворцом возвышался каменный столб, на нем клинописью были нанесены законы: «Если раб скажет своему хозяину: «Ты не мой господин», – то тот должен изобличить его как своего раба, а затем его хозяин может отрезать ему ухо». На вершине столба – изображение сидящего в кресле человека, который протягивает другому судейский жезл. Ниже надпись: «Я, царь Хаммурапи, справедливейший из царей…» И все, кто умел читать, узнавали, что эти законы вручены царю богом солнца Шамашем, верховным судией над всеми…
Законы вавилонского царя Хаммурапи (Кодекс Хаммурапи, XVIII в. до н. э.) – первый из дошедших до нас древних кодексов законов. По содержанию он универсален. Деления законов по отраслям еще нет, но отдельные нормы кодекса можно объединить в группы по областям жизни, которые они регулировали. Статьи 1–5 в основном посвящены суду, 6—126 – праву собственности, договору займа (обратите внимание на их количество), 127–195 – семье и наследованию, 196–214 – преступлениям против личности, 215–282 – имущественным преступлениям, договорам найма.
Законы Древнего Востока отличались крайней жестокостью. В Вавилоне, например, преступникам отрубали руки, уши, пальцы, язык, их сажали на кол, сжигали, закапывали живыми. Применялся основанный на древнем обычае принцип талиона: надлежало, например, повредить глаз тому, кто причинил вред глазу другого; выбивший зуб у соседа должен был расстаться со здоровым зубом и т. д. Если преступление совершалось против лица, стоявшего ниже на социальной лестнице, талион заменялся композицией – денежным вознаграждением за причиненный ущерб. По сравнению с законами Хаммурапи, жестокими древнеиндийскими законами Ману, древнекитайскими Шан-шу и другими правовыми системами Древнего Востока право Древней Греции и Древнего Рима отвечало своему предназначению – установлению реальной для того времени справедливости – в значительно большей мере. Римский юрист, сторонник естественного права Ульпиан (ок. 170–228) утверждал: «Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово «право» (jus); оно получило свое название от justitia (право, справедливость), ибо право – это искусство добра и справедливого равенства». Право Древней Греции и особенно Древнего Рима считается классическим. Многие древнегреческие мыслители прославляли «меру», «середину» в поступках людей. Исходя из представлений о необходимости соблюдения меры устанавливались и законы. Философ Гераклит (ок. 470–399 до н. э.) грозил всем нарушившим меру наказаниями при жизни и после смерти. «Своеволие следует гасить скорее, чем пожар», – утверждал он. С уважением относился к законам один из мудрейших людей в истории человечества Сократ (ок. 470–399 до н. э.). Он говорил, что легендарный спартанский законодатель Ликург не возвысил бы Спарту над другими государствами, если бы не добился повиновения законам. По мнению философа, наилучшими являются те правители, которым граждане более всего обязаны подчинением законам. То государство, где граждане повинуются законам, счастливо во время мира и незыблемо во время войны. Римское право и сегодня изучают в юридических институтах. Источники римского права многочисленны: от Законов XII таблиц (V до н. э.) до Свода гражданского права (Corpus juris civilis), составленного по поручению византийского императора Юстиниана в VI в. н. э. Много ценных сведений о законах Древнего Рима мы находим в сочинениях Плутарха, Тита Ливия, Саллюстия, Тацита, Цицерона, Ульпиана и других римских писателей, историков, юристов. Римское право наделяло свободных граждан широкими правами: правом частной собственности, правом заключения сделок и договоров, иными имущественными правами. Брак признавался выражением свободной воли граждан. Существовали свобода слова и передвижений, право неприкосновенности личности. Запрещалось применять пытку к свободным римским гражданам. Подсудимый мог свободно выбирать себе защитника. В I в. до н. э. постоянным институтом стал суд присяжных. Приговоренный к смертной казни мог обращаться за защитой к народным трибунам, а в эпоху Империи – к императору. Dura lex, sed lex (дюра лекс, сед лекс). Закон суров, но это – закон! Pereat mundus et fiat justitia (переат мундус ет фиат юстициа). Правосудие должно свершиться, хотя бы погиб мир. Salus populi suprema lex (салюс попули супрема лекс). Благо народа – высший закон. Vox populi – vox Dei (вокс попули – вокс деи). Глас народа – глас Божий.
Нормы и принципы римского права Римское право (публичное и особенно частное) было разработано весьма тщательно. Например, Свод гражданского права устанавливал следующие виды контрактов (сделок, договоров; вернитесь к этому материалу при изучении темы о сделках и договорах): do ut des («даю, чтобы ты дал») – обмен ценностями; do ut facias («даю, чтобы ты сделал») – ценность в обмен на услугу; facio ut des («делаю для того, чтобы ты дал») – услуга в обмен на ценность; facio ut facias («делаю, чтобы ты сделал») – обмен услугами. В язык современной политики прочно вошли слова, появившиеся в Древней Греции и Древнем Риме: демократия (греч. demos – народ, cratos – власть) – власть демоса, народа; республика (лат. res publica) – общее дело, дело народа; президент (лат. presidens) – буквально «сидящий впереди», чиновник, назначенный управлять подвластной Риму провинцией, и многие другие (презумпция, юстиция, охлократия, монархия). Знакомство с древними правовыми нормами не только интересно. Оно помогает в решении конкретных проблем, стоящих перед современным российским обществом.
Вопросы для самоконтроля 1. Что представлял собой Кодекс царя Хаммурапи? 2. Какие законы существовали на Древнем Востоке? 3. Какой характер имели законы Древнего Востока? 4. Чем законы Древней Греции и Рима отличались от законов Древнего Востока? 5. Почему Сократ считал необходимым чтить законы? 6. Какую роль в истории европейского права сыграло римское право?
Это интересно Бог Шамаш фигурирует в мифологических сказаниях и гимнах Шумера и Вавилона. Его «стезя»– это путь справедливости, правды и права. Тот, кто преступил «стезю Шамаша», считался преступником, нарушителем закона. Царь Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), при котором древневавилонское государство достигло наибольшего могущества, провозглашал: «По велению Шамаша, великого судьи небес и земли, да сияет моя справедливость… да не найдут мои предначертания никого, кто бы отменил их». Этот правитель, в полном соответствии с традициями того времени, представлял законы как нечто, наделенное божественной сущностью, данное раз и навсегда.
Французский ученый В. Шейл, который впервые перевел текст законов Хаммурапи, условно разбил их на 282 статьи.
Весьма жестокими были древнеиндийские законы Ману, законы Древнего Китая Шан-шу. Последние подразумевали смертную казнь за двести видов преступлений, клеймение – за тысячу видов.
Далеко не всем в Афинах нравилось то, что Сократ отстаивал право гражданина самому решать, что правильно и что неправильно. В комедии Аристофана «Облака» Сократ представлен богохульником, вздорным и пустым болтуном. Он отрицает богов Олимпа, самого Зевса, зато обожествляет облака. Сократа обвинили в безбожии и пагубном влиянии на учеников. На суде философ держался независимо, с достоинством. Его признали виновным и приговорили к смерти. Он должен был выпить ядовитую цикуту. В ожидании смерти Сократ беседовал с друзьями и родными. Ему предложили бежать из Афин, но философ отказался. Оставаясь совершенно спокойным, Сократ выпил яд… Латинские правовые термины Меа culpa (меа кульпа) – моя вина; по моей вине. Pro et contra (про ет контра) – за и против. Status in statu (статус ин стату) – государство в государстве. Status quo (статус кво) – статус-кво, существующее положение. Ultima ratio (ультима рацио) – последний, решительный довод (часто силовой).
Выдающиеся мыслители и правоведы Античности Аристотель (384–322 до н. э.) – древнегреческий философ. Развивал идеи разумного управления государством. По его мнению, государство и естественное право неотделимы. Правильные формы государства – монархия, аристократия, полития (умеренная, ограниченная демократия), неправильные – тирания, олигархия, охлократия. Платон (428 или 427–348 или 347 до н. э.) – древнегреческий философ, учитель Аристотеля. В диалоге «Государство» дает характеристики политических форм. Для Платона демократия – власть посредственности, которая неизбежно приводит к тирании большинства. Идеальное государство – это справедливое правление избранных. Сократ (ок. 470–399 до н. э.) – древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Излагал свое учение устно. Об учении Сократа писали его ученики Ксенофонт и Платон. Был принципиальным сторонником законности, строгого выполнения существующих законов. Цицерон Марк Туллий (106—43 до н. э.) – римский политический деятель, оратор. Доказывал преимущества республиканского строя. Государство трактовал как согласованное правовое общение, которое воплощает то, что в природе является справедливостью и правом. Ульпиан (ок. 170–228) – римский юрист, сторонник естественного права. В 426 г. сочинениям Ульпиана была придана обязательная юридическая сила.
Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию Сократ, часто вступавший в диспуты, подвергался не только словесным нападкам, но и тому, что называют оскорблением действием. Однажды раздосадованный собеседник пнул его. Спутник философа удивился, почему тот не жалуется. Сократ ответил: «Что же, мне тоже жаловаться, что ли, если и осел лягнет меня? » В другой раз его спросили: «Разве не ругает и не честит тебя этот человек? » Сократ ответил: «Нет, ибо то, что он говорит, ко мне не подходит». Флотоводец Эврибиад, поспорив с Фемистоклом, замахнулся на него палкой. Не раз доказавший свою храбрость в боях, Фемистокл, однако, не обнажил меч, а сказал только: «Ударь меня, пожалуй, но выслушай».
Темы для рефератов и обсуждения 1. «Ничто так не способствует людской добродетели, как законодательство…» (Платон). 2. «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон). 3. «Пороки народа почти всегда коренятся в его законодательстве» (латинский афоризм).
Право средневековой Европы В Средние века единой стройной системы права не было. Действовали нормы так называемых варварских правд: Салической, Бургундской, Алеманнской, Баварской, составленных между V и IX вв. Деления на отрасли права, подобного нынешнему, не существовало. Сложились ленное право (регулировало отношения между сеньорами и вассалами), городское право (определяло правовое положение горожан), цеховое право (цеховые уставы регулировали порядок производства и сбыта ремесленных изделий и отношения между мастерами). В основе средневекового суда также лежал сословный принцип: каждое сословие имело свой суд.
Слова героя шекспировской драмы Ричарда III: «Кулак – нам совесть, и закон нам – меч! » – довольно точно выражают сущность средневекового права, которое часто называют кулачным. Его жестокость общеизвестна. Право в Средние века находилось под сильным влиянием религии. Церковные догматы придавали правовым нормам силу закона. Гражданские и семейные отношения регулировались нормами канонического (церковного) права. Широкое распространение имел так называемый Божий суд, или ордалии. Испытание котелком или раскаленным железом доказывало виновность или, напротив, оправдывало заподозренного в преступлении. Той же цели служили судебные поединки.
Суд начинался с попыток обвиняемого доказать свою невиновность. Для убедительности он приносил очистительную присягу, призывая на помощь соприсяжников, которые, в свою очередь, клялись, что обвиняемый не является клятвопреступником. Если клятв было недостаточно, прибегали к ордалиям, в том числе к поединку на кулаках или с применением оружия, и правым зачастую оказывался более сильный и ловкий. Считают, что именно этот варварский обычай сохранялся вплоть до XX в. в форме дуэли, романтизировавшей необходимость защитить честь рыцаря, дворянина, офицера на поединке.
…Принцип рыцарской чести вовсе нельзя считать за что-либо исконное, коренящееся в самой человеческой природе. Это, следовательно, нечто искусственное, и не трудно указать его происхождение. Принцип этот порожден, очевидно, той эпохой, когда больше применялись кулаки, чем головы. Тогда люди предоставляли Господу Богу не только заботиться о себе, но и судить за себя. Поэтому трудные юридические вопросы решались ордалиями, или судом Божиим: а суд этот, за немногими исключениями, состоял в поединках, притом вовсе не между одними только рыцарями, но и между простыми гражданами, – чему мы видим интересный пример в шекспировском «Генрихе VI». Да и после всякого судебного приговора все-таки можно было еще апеллировать к поединку как к высшей инстанции, именно – суду Божию. А благодаря этому на судейское кресло была посажена вместо разума физическая сила и ловкость, и вопрос о правом и неправом решало не то, что человек сделал, а то, что его постигло, – совершенно как и по теперь еще действующему принципу рыцарской чести. А. Шопенгауэр, немецкий философ
Средневековое право нельзя представить без судов инквизиции. Признавшегося под пытками в совершении преступления «грешника» инквизиторы передавали в руки государства. Перед сожжением осужденных проводили по улицам с петлей на шее. На площади их ждала скамья позора. После траурной мессы несчастным читали приговор, их привязывали к столбу, обложенному дровами. Огонь завершал «дело».
Французский философ-просветитель Вольтер подсчитал, что в Западной Европе было сожжено около ста тысяч «ведьм» и «колдунов». В словах французского инквизитора XIV в. Бернара Ги отразились основы всех тоталитарных расправ над инакомыслящими: «Задача инквизиции – истребление ереси; ересь не может быть уничтожена, если не будут уничтожены еретики; еретики не могут быть уничтожены, если не будут истреблены вместе с ними их укрыватели, сочувствующие и защитники».
Однако свойственная самой сути христианства и постепенно все возраставшая автономия личности от государства и власти толкала некоторые слои общества к борьбе за некоторые права и свободы. В Англии, например, конфликт между королем Иоанном Безземельным, с одной стороны, и баронами, католической церковью, рыцарством и горожанами – с другой, завершился принятием правового документа под названием Великая хартия вольностей (1215). «Свободные люди» (в терминологии того времени это в первую очередь сеньоры, представители духовенства, горожане) наделялись определенными правами. Значение этого документа не только для своего времени, но и для позднейших веков становится очевидным хотя бы из следующей нормы: «Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны» (ст. 39). А вот норма, в которой исследователи видят одну из первых формулировок права на свободу передвижения: «Пусть будет каждому позволено впредь выезжать из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности…» (ст. 42). В первой половине XV в. был создан, а в XVII в. утвержден английским парламентом еще один важный исторический документ – Хабеас корпус акт (назван по его первым словам – «Пусть предъявят тело»). Он позволял каждому, кто считал себя незаконно лишенным свободы, обращаться к судье с просьбой приказать задержавшему доставить его в суд.
Великая хартия вольностей и Хабеас корпус акт вошли в качестве законов в неписаную английскую конституцию. Трудно переоценить их роль в развитии идеологии прав человека и практики их реализации.
Вопросы для самоконтроля 1. Каковы особенности средневекового права? 2. Что такое Божий суд? 3. Как складывались взаимоотношения средневекового права и церкви? 4. В каких правовых документах были зафиксированы права и свободы человека?
Это интересно В Древнем мире один человек не мог поставить себя вне общества как существо, имеющее отдельную жизнь, независимую от какой-либо политической и социальной общности. Собственно человек еще не существовал или существовал лишь как предмет философских размышлений; на самом деле он был лишь гражданин, и каждый гражданин вкладывал свою душу, обретал принцип индивидуального существования лишь в пределах государства. Христианство дало человеку индивидуальную душу… Оно заронило в его душу мысль о вечном спасении избранных (праведников), объединенных в церковь и живущих по законам Бога, тогда как остальные навеки осуждены гореть в геенне огненной. Так, в Средневековье возникли два мира, неразделимо связанные и в то же время противостоящие друг другу: церковь и государство. Средневековье, в сущности, было сплошной гражданской войной, правда, организованной, но варварской и беспощадной к побежденным. По сравнению с нашей эпохой индивидуальный бунт и предательство были весьма редки, поскольку религиозный дух, царивший в тогдашней Европе, придавал государственным обязанностям мистический характер. Верность и честь считались религиозными добродетелями. Для бунта средневековому человеку нужно было проявить истинный героизм (М. Бакунин, российский общественный деятель).
Латинские названия средневековых законов Corpus Decretorum (Корпус декреторум) – свод декретов. Habeas corpus act (Хабеас корпус акт) – начальные слова закона о неприкосновенности личности. Lex Salica (Лекс салика) – Салическая правда. Magna Charta Libertatum (Магна карта либертатум) – Великая хартия вольностей.
Выдающиеся мыслители и правоведы Средних веков и раннего Нового времени Грациан (XII в.) – монах из итальянского города Болонья, автор обширного труда, систематизировавшего каноническое (церковное) право. В дополненном виде этот труд называют Сводом декретов (или Сводом Грациана). Фома Аквинский (1225 или 1226–1274) – философ и теолог, доминиканец. Считал, что государство способствует сохранению мира. В книге «Сумма теологии» выделил вечное право, божественное право, естественное право и позитивное право. Естественное право присуще всем людям, поскольку они – сознательные, моральные и социальные существа. Позитивное право способно помешать людям делать зло. Гроций Гуго (1583–1645) – голландский юрист и общественный деятель. Силе он противопоставлял идею права. Существом права считал естественные права человека. Главный труд Гроция – «О праве войны и мира». Делил войны на несправедливые (захватнические) и справедливые (в ответ на нарушение права). Признавал не только индивидуальные, но и коллективные права человека (право народов на гуманное обращение во время войны). Макиавелли Никколо (1469–1527) – итальянский теоретик политики. Считал, что благая цель создания и сохранения государства оправдывает даже безнравственные средства. По его мнению, единовластие необходимо при создании и формировании государства. В другие времена продуктивнее республиканское правление.
Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию Итак, поединок истца и ответчика давал в Средние века ответ на вопрос, который должен решить суд: «Кто виноват? » Поединок ушел в прошлое, а дуэли существовали еще очень долго. Культ дуэли сохраняется в сознании некоторых до сих пор. Поклонники дуэлей совершенно игнорируют реальные исторические прецеденты. Некоторые из них хрестоматийны. Разве в споре с Пушкиным прав был Дантес, победивший на дуэли? Разве виновен перед Мартыновым Лермонтов? А сколько дуэлей, к счастью, не состоялось или не завершилось трагическим исходом? Пушкин и Кюхельбекер, Толстой и Тургенев, Гумилев и Волошин… Пуля настигла поэта Николая Гумилева в 1921 г. Но тогда его противником была большевистская ЧК, «дуэль» с которой проиграл не один служитель муз.
Темы для рефератов и обсуждения 1. Монархия была единственно возможной формой правления в Средние века: только она могла создать централизованные государства. Так ли это? 2. Почему в средневековой Европе право силы восторжествовало над силой права? 3. Государственная власть и права человека: связь, противоречия, перспективы взаимодействия.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1432; Нарушение авторского права страницы