Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Совершенствование образной памяти



Совершенствование образной памяти

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

К ЖЕЛАЮЩИМ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ

ВВЕДЕНИЕ. 1.Что такое образная память?

2.Что дает нам образная память?

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

РАЗДЕЛ I. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ III.РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВООБРАЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ IV. РАЗВИТИЕ ВКУСОВОГО ВООБРАЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ V. РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ VI. ЗАПОМИНАНИЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

РАЗДЕЛ VII.ЗАПОМИНАНИЕ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

РАЗДЕЛVIII.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

РАЗДЕЛ IX. РАЗВИТИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЗАПОМИНАНИЯ

РАЗДЕЛ X. " ДОРОЖКА"

РАЗДЕЛ XI. СБРОС ВНУТРЕННИХ ЗАЖИМОВ

РАЗДЕЛ XII. ЗАПОМИНАНИЕ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

К ЖЕЛАЮЩИМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

У Вас появилось желание развить свои творческие возможности, память, выучить иностранный язык за два-три месяца. Это очень хорошо! Важно регулярно заниматься полтора-два часа в день и уже на третьем-четвертом занятии Вы заметите что после занятий голова становится свежей, ясной, возникает ощущение, будто вы погуляли в лесу и хорошо отдохнули. Эффект достигается за счет уменьшения " мозговых шумов", то есть беспорядочно роящихся мыслей, которые и создают этот шум.

Методика занятий - " игр" проста. Важно с большим интересом играть в предложенные игры. Осваивать методику можно так:

1-й. Идти по программе, строго выполняя все рекомендации.

2-й. Идти по программе, осваивая упражнения до минимального, с Вашей точки зрения, уровня. После этого в случае, если есть желание совершенствоваться далее, тестируйте себя и, исходя из данных теста, работайте над каждым разделом.

3-й. Начинайте занятия прямо с раздела " Запоминание иностранных слов", параллельно проходя курс по первому или второму варианту.

Учтите, что в рекламе мы называем приблизительный результат. Не устанавливайте себе барьер из какого-то определенного результата. Гораздо чаще в те же сроки занимающиеся показывают результат значительно выше. Чем чаще, продолжительнее, с большим желанием будут проходить занятия, тем выше результат.

Выполнение рекомендаций по переходу к следующему разделу желательно, но не обязательно. Важно, чтобы Вы ощутили смысл тренировки запоминания и ее динамику(запоминание производится всеми пятью органами чувств в состоянии безмыслия).

Занимаясь по данной методике, Вы будете пробуждать способности, которые имеют дети от рождения, а потом утрачивают, и будете учиться пользоваться ими. Соответственно чем старше человек, тем сложнее и дольше будут проходить тренировки.

 

В В Е Д Е Н И Е

Что такое образная память?

Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовало по-своему мышление, реакцию, внимание, память Ведь это кладовая опыта, пережитого человеком и чем-то ему ценного. Ненужное забывалось быстро и без следа. Каким же образом выработалась самая лучшая форма запоминания? Достаточно просто и привычно, и потому наиболее экономно: память на звуки, запахи, цвета и т.д. Причем, память яркая, четкая - человек жил этим. Таким образом, в процессе естественного отбора у человека развилась образная память. Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников.

Пользуясь образной памятью, человек воспроизводит воспринимаемое им не словами, а образами, т.е. продолжает их видеть и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает." Ну допустим, - скажут скептики, - хорошая вещь ваша образная память. Но она развита и у животных. Человек стал превращаться в человека с развитием другого вида памяти - абстрактной, словесной. В совсем иных условиях. В словах можно выразить все то же и многое другое, чего не передашь в образах конкретного мира. Как передать без слов сложнейшие философские, моральные и другие категории? Зачем ворошить в человеке ожившее звериное, когда есть целая наука о словесной памяти мнемотехника? "

Ну что можно на это ответить? Древние говорили: " Мысль изреченная есть ложь." каждому знакомо состояние озарения, когда кажется, что понимаешь все до таких глубин..., твоей мысли доступно все..., такая резкость и ясность воображения... И как бледно и тускло выглядит все это, когда переводишь в слова. Вообразить вилку легко, а попробуй описать ее словами. Простота тут кажущаяся. Сначала надо воспринять, потом понять, потом -подобрать слова. Не всякий способен хорошо описать что-либо, но в воображении все гениальны. Сны всем снятся, а это ведь внутреннее произведение искусства. А уже к описанию надо подбирать мнемотехнические опоры, которые позволят запомнить то, что не совсем понятно. Поэтому мнемонисты внедряют элементы образной памяти, говоря, что сначала необходимо понять смысл. Человек со словесной памятью попадает в заколдованный круг. Чтобы улучшать память - надо все время специально учиться и тренироваться: для того, чтобы учиться - нужна память. Учтите, что вся эта нагрузка падает на три процента мозга. Стоит ли удивляться, что уже к двадцати пяти годам словесная память переполняется воспринятой информацией - большей частью ненужной - и возможность запоминать новое резко падает. А вместе с ней уходят уже бесполезные без памяти способности. Человек прекращает учиться. А безделье добивает даже то, что у него оставалось.

Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает безразлично что(события, цифры, буквы, слова) путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный ограниченным запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление это схема. И образы вставляются в нее, как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. Запоминаемые образы перед глазами, а перевести их можно в любой язык: русский, английский, немецкий, формулы, символы и т.д.

 

М Е Т О Д И К А О Б У Ч Е Н И Я

В чем же принцип, суть методики? Напомним, что существует следующая асимметрия полушарий головного мозга: правое полушарие является эмоциональным, образным, левое - логическим.

Наша задача научить работать оба полушария одновременно и научиться воспринимать мир всеми органами чувств одновременно так, как это делали наши предки и еще способны делать наши дети.

Тестирование памяти.

Для того, чтобы контролировать свой рост, необходимо периодически (допустим, один раз в неделю) себя тестировать и сравнивать полученный результат с предыдущим. Это придаст уверенность и явится важным стимулом для дальнейших занятий.

ТЕСТ 1. Попросите, чтобы Вам прочитали 20 слов с паузой в 10 - - 15 секунд. Например: дом, кружка, дождь, стол, машина, пароход, ручка, телевизор, кухня, земля, резинка, лыжи, скрепка, сова, самолет, дерево, балкон, море, свет, поворот.

Воспроизведите эти слова в том же порядке. В случае, если слово " выпало" - одна ошибка, стоит не на месте - 0, 5 ошибки.

ТЕСТ 2. Аналогично, только с цифрами:

1, 4, 2, 5, 1, 8, 6, 7, 8, 9, 18, 3, 26, 4, 0, 5, 4, 34, 9, 10.

ТЕСТ 3. Тестирование уровня яркости образов. Закройте глаза и представьте любой цветок. Можно, например, розу.

Оценку производить по следующей шкале:

Не вижу - 0

Еле заметные черты, которые быстро исчезают - 1

Четкий черно-белый образ, но неустойчивый - 2

Устойчивый черно-белый образ - 3

Устойчивый цветной образ - 4

Устойчивый цветной образ видите с открытыми глазами - 5

Можете изменить его цвет, форму и т.д. - 6

Для перехода к следующему разделу занятий желательно иметь шестой уровень по данной шкале.

 

Р А З Д Е Л 1.

Развитие зрительного воображения.

Упражнение 1.1.

Тренировка ритма внимания.

В удобном положении, расслабившись, рассматривайте кисть руки, стараясь почувствовать каждый миллиметр. Смотреть только на кисть (можно моргать). Если внимание пытается " уйти" , постарайтесь его вернуть.

Во время выполнения упражнения в голове не должно быть ни одной мысли. Что нам дает " пустота" в голове? Мысль есть энергия. Когда энергия не спокойна, а " носится" в хаосе, то в таком состоянии гораздо сложнее достигнуть желаемого результата. Причем, человек быстро устает. Полное отсутствие мыслей и легкость владения вниманием дает удивительное состояние легкости и свободы.

Нужно начинать выполнять упражнения с 5 - 7 секунд, постепенно доводя до 10 минут. В сумме в день Вы должны заниматься этим упражнением 10 минут. Причем, каждый новый подход делать по-разному (под разным углом зрения, в разном положении, в другом кресле, в другом настроении и т.д.).Упражнение освоено, когда Вы сможете удерживать взгляд на кисти руки, ни о чем не думая, столько, сколько хотите. Постепенно Вы освоите это упражнение и его выполнение не будет составлять особого труда.

 

Упражнение 1.2.

Запечатление - стирание.

Найдите приятный Вам предмет, или безразличный. Смотрите на него неотрывно в течении 3 - 5 секунд, стараясь " сфотографировать" (на вдохе). Закрывайте глаза и в течении 3 - 5 секунд старайтесь его вызвать (на задержке дыхания), теперь выдыхайте, мысленно растворяя образ (сжигая, выбрасывая куда-либо и т.д.). Каждые 3 - 5 раз меняйте способ запечатления-стирания, скорость, ритм. Постоянно ищите и находите новые способы и вместе с ними состояния удивления и озарения. Это позволит очень быстро двигаться вперед. Занимайтесь целый день по нескольку минут маленькими отрывками. Не назначайте себе твердого, конкретного времени дня, не откладывайте удовольствие. Учтите, что попытка четко утвердить строгое время занятий редко приводит к хорошим результатам. Гораздо более продуктивно заниматься небольшими отрывками, достигая с помощью удивления состояния творческого подъема.

Повторяйте упражнение 30-50 раз, начинайте с 5-7 и дово-дите до 50 раз. Ваша задача - научиться по желанию " повто-рять" образ в воображении и " стирать" его. Тренироваться нужно не менее двух раз в день по 10-15 минут. Лучше, если все предложенные упражнения станут потребностью, превратятся в удовольствие и Вы будете заниматься значительно больше предложенного. Данная система должна стать самой жизнью, это образ жизни, а не временный тренинг.

Объекты внимания необходимо чередовать, например, части тела. Причем, когда Вы стараетесь вызвать в воображении часть тела, помогайте себе ощущениями в руке - почувствуйте пульс в этом месте, тепло, теплую волну и т.д. Напоминаем: в голове в момент выполнения упражнения не должно быть ни одной мысли, она должна " пустой".

 

Упражнение 1.3.

Запечатление - удержание.

В течении трех-десяти минут в состоянии " пустоты" в голове смотрите внимательно на предмет (смотреть лучше в центр, стараясь охватить весь предмет или часть тела ). Затем закройте на 3-4 минуты глаза и постарайтесь вызвать соответствующий образ как можно ярче и четче. Желательно, чтобы он был цветной.

Повторите 5-10 раз за один подход, постоянно сличая с оригиналом. Не забывайте каждый новый раз выполнять по-другому, не допускайте однообразных повторов. С каждым разом ищите новое, которое должно переходить в состояние удивления и поднимать Ваше общее состояние на качественно новую ступень.

Основные задачи упражнения: проработать (прочувствовать) все части тела, достигнув не менее, чем четвертого уровня по шкале воображения. Когда Вы четко научились видеть запечатленный предмет с закрытыми глазами, переходите к следующему упражнению.

В течении 3-10 минут (сколько удастся смотреть на предмет до появления первой мысли) смотрите на предмет, выполняя все вышеуказанные рекомендации. Затем отвернитесь от предмета на 180 градусов и смотрите на заранее приготовленный белый лист бумаги, стараясь вызвать соответствующий образ. Тренируясь таким образом, нужно достигнуть шестого уровня по шкале воображения. Когда Вы легко будете удерживать различные предметы, переходите к запечатлению картин, открыток и т.д. Когда получится с картинами, переходите к отдельным буквам, слогам, словам, словосочетаниям, предложениям, абзацам, постепенно дойдя до страницы (запечатление букв книжных размеров). Когда достигнете четкого запечатления слова, можете переходить к следующему упражнению.

Перед каждым упражнением закрывайте глаза и проигрывайте а воображении до мельчайших деталей его выполнение, воображая нужный Вам результат. Этот способ позволяет повысить эффективность интеллектуальных и физических упражнений в два-три раза. Учтите, что любое упражнение без мысли малоэффективно.

 

Упражнение 1.4.

Остановись, мгновенье.

В течении дня Вы имеете множество возможностей упражняться. Неожиданно для себя остановитесь, бросив взгляд на картину перед глазами и закройте их. Постарайтесь восстановить в воображении только что виденное. Старайтесь почувствовать всем телом (дальше этот способ запоминания будет описан подробнее). Учтите, что каждый предмет, ситуация вызывает, пусть почти неуловимое, но совершенно определенное состояние всего тела. Постарайтесь " поймать" это состояние и увидеть нужную картину, помогая состоянием. Тренируясь таким образом, постепенно научитесь запоминать состояния, а затем, при желании, их воспроизводить. Например: художник, поэт, компози-тор сможет воспроизвести и удержать состояние вдохновения.

Вначале это будет напоминать фотографирование в тумане. Через некоторое время оно начнет " проявляться" и постепенно Вы будете получать все более резкий и четкий " снимок". При-чем, в момент, когда Вы закрыли глаза, все мысли должны ис-чезнуть. Тренируйтесь так 10-15 раз в день по 15-20 секунд.

Постепенно доведите время проявления и удержания снимка до 5 минут. Во время выполнения упражнения возникнет ощущение отдыха и свежести в голове. Кроме эффекта тренировки яркости и четкости воображения, Вы получите возможность хорошо отдыхать в эти мгновения. Этот результат достигается за счет постепенного погашения " мозговых шумов" , которые излишне перегружают Ваш мозг.

Упражнение 1.5.

Мгновенное фото.

Kогда Вы прогуливаетесь, находитесь в транспорте или в очереди, поупражняйтесь следующим образом. Бросьте короткий взгляд на прохожего, какой-либо предмет и т.д., закройте глаза и постарайтесь ярко и четко увидеть его в течении 2-7 секунд (в зависимости от ситуации). В момент, когда закрыли глаза, можете продолжать двигаться. Останавливаться не обязательно. Постепенно Вы научитесь вызывать четкое и яркое 'мгновенное фото' и удерживать его в воображении столько, сколько захотите. Потренировавшись некоторое время с закрытыми глазами, переходите на тренировки с открытыми глазами, т.е. Вы должны, посмотрев на 'фото', видеть (и отвернувшись) на любом фоне запоминаемую картину.

 

Упражнение 1.6.

Живая фотография.

Сядьте где-либо на лавочке или в другом месте, выберете прохожего, бросьте на него взгляд, закройте глаза. У Вас по-лучилось 'мгновенное фото', но Вы постарайтесь не останавли-вать ситуацию в воображении, а увидеть с закрытыми глазами, как и куда продолжает двигаться человек. Сначала это может не получиться, но, потренировавшись 1-2 недели, Вы сможете ожи-вить 'картину' и постепенно уменьшить количество ошибок при сравнении с действиями идущего.

 

Упражнение 1.7.

Манипуляция 'фотографией'.

Аналогично как в упражнении 1.5. Только теперь задача ус-ложняется. Сфотографированные предметы нужно по своему жела-нию передвигать, накладывать, изменять их форму в заранее оп-ределенном направлении. Тренируйтесь до тех пор, пока не почувствуете, что у Вас получается легко, без напряжения.

 

Упражнение 1.8.

Фигуры.

Попросите кого-либо разложить спички на столе и накрыть листом бумаги, а затем на 1-2 секунды поднять его и показать Вам полученную фигуру. Посмотрев, Вы закрываете глаза и стараетесь посчитать количество. Затем открываете глаза и выкладываете из запасенных ранее спичек сфотографированную фигуру. Затем поднимаете лист и сверяете количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. По мере тренированности запоминаете разноцветные спички или палочки(количество, место расположения и цвет).Переходить к следующему упражнению можно в случае, если Вы свободно удерживаете в воображении не менее десяти спичек.

 

Упражнение 1.9.

Упражнение 1.10.

Упражнение 1.11.

Запоминание слов.

Hиже Вам будут предложены для запоминания слова и дан пример, как на основе имеющегося опыта связать эти слова в рассказ. Ваша задача попытаться запомнить зачитываемые Вам слова, составляя из них рассказ. Hачните с 20 слов и интервала между словами 30 секунд. Если Вы воспроизводите не менее 18 слов, можно увеличить нагрузку путем постепенного увеличения числа слов до 100 и уменьшения времени между словами до 2 сек. Число запомнившихся в процессе тренировок слов необходимо довести до 2000. Опыт показывает - такой способ дает хорошие результаты. Позднее попросите, чтобы Вам диктовали слова по 2 (затем соответствующая пауза), по три, по четыре, по пять и т.д.

Перед тем, как запоминать, давайте подведем итог полученным навыкам и знаниям:

1. Образы должны быть яркими, четкими, необычными. Вы должны видеть их в воображении.

2. Они должны быть в движении.

3. связка между ними может быть в виде накладывания друг

на друга, перекатывания, на основе 'похожести'.

Итак попробуйте запоминать следующие слова: дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, трактор, дождь, солнце, часы, лампа, скрепка, дом, самолет, тетрадь, носки, воздух.

ПРИМЕР запоминания логически не связанных слов:

Мы видим зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕKУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ, которая вылетает из реки на берег. Вы подходите и отламываете у нее один край - получается РАСЧЕСKА. Вы берете ее и начинаете расчесывать волосы до тех пор, пока из головы не начинает выделяться МЫЛО. Оно стекает и остается волос, торчащий ЕЖИKОМ. Вам очень неудобно и Вы берете РЕЗИHKУ и стягиваете ею волосы. Hо она не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз - разворачивается по прямой линии, а затем превращается в KHИГУ. Вы пытаетесь ее поднять - не получается. Тогда открываете ее и из не прямо на Вас выезжает ТРАKТОР, который светит в глаза мощным лучом, словно СОЛHЦЕ. Становится очень жарко, и с Вас льется пот. Очень хочется, чтобы пошел ДОЖДЬ.

И он начинает идти. Вы поднимаете голову и видите над собой ЧАСЫ, из которых льется вода. Вам становится холодно от дождя, хочется, чтобы он прекратился. Вы подпрыгиваете, хватаетесь за стрелку часов и вырываете ее. Опустившись на землю,

Вы рассматриваете ее и замечаете у основания стрелки прикрепленную огромную ЛАМПУ. Вы забираете стрелку в виде СКРЕПКИ и прикрепляете на нагрудный карман. Только прикрепили стрелку, как от лампы начали откалываться и падать на ноги, превращаясь в кирпичи, кусочки стекла. Вы отпрыгиваете от него в сторону, сбросив с себя лампу со скрепкой. Постепенно из кирпичей, которые падают из лампы, появляется целый ДОМ. Вы подходите к нему, касаясь рукой стрелки, но он вдруг взлетает на воздух, словно САМОЛЕТ. И у Вас в руках остается кирпич, который превращается в ТЕТРАДЬ. Вы вырываете из нее листы и делаете из них себе HОСKИ (помня, что они дефицит) и идете в них по земле, как по ВОЗДУХУ.

Данное упражнение осваивается в сочетании с предыдущим из первого раздела.

 

Упражнение 1.12.

Упражнение 1.13.

Упражнение 1.14.

Упражнение 1.15.

" Перетекание"

Представьте два предмета (лучше, если потренироваться на слайдах). На основании " похожести" какой-либо черты из одного предмета образуется другой. Что же это за похожесть? Одинаковый цвет, форма, место расположения, запах, тактильные ощущения, тяжесть. Запомните на основе перетекания пять слов. Доведите до 30-50. На это должно уйти максимум 3-4 дня, если тренироваться по 1, 5-2 часа. Попросите, чтобы Вам сначала медленно (с паузой в 20-30 секунд) диктовали слова или двигали слайды. Возвращаться, повторять слова во время их запоминания нельзя. Нужно держать в воображении предыдущее слово, а затем на основе " похожести" из одного предмета образовывать другой. Например, арбуз - книга. Представим огрызок арбуза, внутреннюю белую часть, как из нее начинают выпадать страницы, которые складываются и сшиваются в книгу. Причем страницы того-же цвета, что и внутренняя часть кожуры (похожесть). Таким образом нужно связать не менее 50 пар для наработки умения (знание - умение - навык).

 

Упражнение 1.16.

Метод Цицерона.

Он заключается в том, что Вы запоминаете предметы, расставляете их на заранее запомненных объектах. Это может быть Ваша квартира, путь на работу, запомненные ранее слова. Суть метода. К каждому отдельному объекту (в углах квартиры, на улицах города, к отдельным словам) Вы привязываете запоминаемую информацию.

Правила запоминания:

а) образы " ставятся" на хорошо освещенные

места;

б) маленькие образы увеличиваются до больших

размеров, большие уменьшаются до маленьких;

в) связка должна быть яркой, необычной,

динамичной.

 

Р А З Д Е Л II.

Упражнение 2.1.

Движение.

Возьмите кисточку или перышко. Расслабьтесь. Почувствуйте " пустоту" в голове, проведите кисточкой от кисти до локтя мягко, не торопясь. Попытайтесь восстановить эти ощущения. Повторяйте до тех пор, пока не достигните четвертого уровня. Помогайте себе представлением, что Вы ведете кисточкой по руке. Проработайте таким образом все части тела: руки, ноги, туловище, лицо.

Упражнение 2.2.

Прикосновение.

Приведите себя в привычное состояние безмыслия и расслаб-ленности, положите левую руку ладонью вверх. Правой рукой возьмите предмет и положите его на ладонь левой руки. Сосредоточьтесь на ощущениях, которые исходят от предмета, характере давления на руку, уберите его и попытайтесь с закрытыми глазами восстановить ощущения в руке до четвертого уровня, помогая себе зрительным представлением предмета. Та-ким образом надо " пропустить" через ощущения 20-30 различных предметов, проработав все части тела.

Упражнение 2.3

Письмо.

Закройте глаза, расслабьтесь, приведите себя в состояние безмыслия.Попросите, чтобы Вам кисточкой на теле " писали" пе-чатным или прописным шрифтом буквы алфавита (вразброс).Когда Вы сможете без труда читать буквы, переходите к слогам, затем к словам, словосочетаниям, предложениям и текстам.Причем, Вы долж-ны не только " прочитать" букву, но и вызвать устойчивое ощуще-ние, т.е. восстановить ощущение по принципу первого и второго упражнения.

Довести ощущения до пятого уровня.Учтите, что кроме четких ощущений, Вы должны чувствовать весь текст на теле.

Упражнение 2.4

Простукивание.

Возьмите линейку (или другой предмет) и мягко ударяйте себя по плечам, рукам и т.д., стараясь как можно быстрее и четче восстановить ощущения после прикосновения линейкой. Довести ощущения до пятого уровня. Постарайтесь натренироваться до уровня, когда ощущения будут повторяться мгновенно по Вашему желанию. За время тренировок нужно поменять 20-30 различных предметов (ремень, вата, игла и т.д.).

Упражнение 2.5

Упражнение 2.6

Упражнение 3.1

Возьмите линейку и ударьте о стол. Расслабьтесь, закройте глаза, добейтесь состояния " пустоты" в голове, постарайтесь " услышать" звук в воображении, подкрепляя слуховые ощущения зрительными (видеть линейку в момент удара о стол), и тактильными (ощущать всем телом линейку, стол, удар).Не торопитесь, если звук вызвать в воображении не удалось: обычно звук возникает на начальном этапе через 5-10 секунд после создания соответствующего мыслеобраза. Достигнув пятого уровня, выполните все упражнения первого раздела, работая всеми тремя органами чувств одновременно. ТЕСТ развития слухового воображения: Не слышите - 0 Звук нечеткий и неустойчивый - 1 Четкий, но неустойчивый - 2 Четкий и устойчивый - 3 Можете по своему желанию трансформировать - 4 Слуховые образы идут параллельно со зрительными и тактильными - 5

Упражнение 3.2

Изменение слуховых ощущений. Представьте (аналогично тактильным ощущениям), что один вид звука входит в зону другого звука и " перетекает" в него. Например, представьте, что какой-либо музыкальный звук завладел одной из зон Вашего тела (почувствуйте вибрацию), мысленно распространите вибрацию на все тело.Затем представьте, что со-вершенно иной тональности звук завладел одной из зон те-ла.Распространите его по всему телу.По этой же схеме звук или неприятное ощущение " убирается" с тела.

Упражнение 3.3

Соощущения. Возьмите пять дощечек с наклеенными на них различными материалами. Попросите, чтобы Вам подобранными заранее предме-тами (металлическими, деревянными, стеклянными, пластмассовыми и т.д.) ударяли, допустим, о стол.В это время Вы должны, по-ложив правую руку поочередно на каждую из дощечек, восприни-мать и запоминать (один звук - одну дощечку).Например, о стол ударили стеклянным предметом, соответственно Вы услышали удар стекла о стол.В это же время Вы рукой воспринимаете клеен-ку, наклеенную на дощечку.Представьте, что Вы касаетесь с зак-рытыми глазами клеенки, которая при каждом прикосновении изда-ет " стеклянный" звук, т.е. Вы можете представить, скажем, рюмку, сделанную из клеенки, и таким образом запомнить ощущение.Затем, когда Вы будете воспроизводить этот образ, Вы сможете считать звук и материал. Цель упражнения - достигнуть состояния, когда Вы будете воспринимать звук в виде тактильных и слуховых ощущений, т.е. при восприятии определенного звука Вы должны ощутить прикос-новение соответствующего материала. Р А З Д Е Л IVРазвитие вкусового воображения. Упражнение 4.1Тренировка вкусовых ощущений. Сконцентрируйте внимание на кончике языка в течение одной -двух минут, начнется слюноотделение. Возьмите кусочек сахара и положите его перед собой. Посмотрите на него, закройте гла-за, представьте (необходимо ярко увидеть, ощутить тактильно, услышать звук одновременно). Продолжайте держать внимание на кончике языка, стараясь вызвать вкус сахара. Обычно отдаленно вкусовые ощущения появляются уже через 20-30 секунд, затем они от упражнения к упражнению усиливаются. Если же у Вас очень плохо получается (5-7% от всех занимающихся), попробуй-те сахар на кончике языка и постарайтесь вызвать соответству-ющие вкусовые ощущения по предложенной схеме. Тренируйтесь по 15-20 минут 3-4 раза в день в течение 7-10 дней. Вы должны достигнуть следующего: представив пред-мет в воображении, ощутив его тактильно, услышав звук и од-новременно автоматически сконцентрировав внимание на кончике языка, Вы должны почувствовать вкус этого предмета, причем это должно происходить неосознанно.Совершенствуя свои вкусовые ощущения, постарайтесь ощутить " вкус" звука (примерная градация: приятный-неприятный, мягкий-острый, сладкий-горький), тактильные ощущения, цвет, форму предмета, движение. ТЕСТ на уровень воображения. Не чувствуете вкуса - 0 Вкус нечеткий и неустойчивый - 1 Четкий, но неустойчивый - 2 Четкий и устойчивый - 3 Можете легко трансформировать - 4 Вкусовые ощущения сочетаются со зрительными образами, тактильными и слуховыми ощущениями - 5

Упражнение 4.2

Изменение вкуса. 1. Представьте вкус сыра. 2. Представьте привкус клубники. 3. Привкус клубники начинает вытеснять вкус сыра. Посте-пенно с каждой новой волной вкус сыра отдаляется, ослабевает, а привкус клубники усиливается. Потренировавшись таким обра-зом 10-15 дней, по 15-20 минут три раза в день до еды, Вы сможете произвольно, легко и просто менять вкусовые ощущения. РАЗДЕЛ V Развитие обонятельного воображения.

Упражнение 5.1

Сконцентрируйте внимание на кончике носа и постарайтесь представить запах лимона, розы и т.д. На начальном этапе упражнение выполняется с закрытыми глазами. Глаза смотрят прямо, на нос не скашиваются. На носу концентрируется только внимание. Если не удается вызвать запах, возьмите воображаемый объект в руку, поднесите его к носу, ощутите его запах и положите перед собой на расстоянии полуметра. Теперь, концентрируя внимание на кончике носа, старайтесь вызвать запах этого предмета. Если это удалось, откладывайте предмет все дальше и дальше, старайтесь вызвать запах, а затем и вовсе уберите его. Теперь Вы должны вызвать в воображении зрительный образ этого предмета, тактильные, слуховые и вкусовые ощущения, помогая тем самым вызвать запах этого предмета (соответственно в этот момент Вы должны концентрироваться на кончике носа). ТЕСТ на уровень воображения обоняния. Нет запаха - 0 Слабый и неустойчивый - 1 Четкий, но неустойчивый - 2 Четкий и устойчивый - 3 Можете трансформировать по своему желанию - 4 Кроме обонятельного образа еще и зрительный, тактильный, слуховой и вкусовой - 5 После достижения пятого уровня по тесту обоняния повторите все упражнения раздела первого. Соответственно Вы должны одновременно ярко видеть образ, ощущать его тактильно, его звук, вкус и обонятельное представление, которые объединяются в единое целое.

Упражнение 5.2

Возьмите несколько предметов с различными запахами и попробуйте их запомнить с закрытыми глазами, ощущая только их запах и соответственно вставляя их в рассказ. Например, лег-кий воздушный запах можно представить в виде пуха, а острый в виде чего-то стального. Т.е. нужно стараться добиться неосоз-нанного появления зрительных образов в ответ на обонятельное ощущение или представление. Тренируйтесь таким образом 5-6 раз в день по 2-3 минуты. Р А З Д Е Л VI Запоминание цифровой информации. Секрет запоминания цифр заключается в том, что каждой цифре от ноля до ста подбираются на основе " похожести" зрительные образы, которые отрабатываются при запоминании. Если появляется необходимость запомнить число, которое более ста, то мы образуем связку. Например, 101: 100 - старинная пушка, т. е. два колеса - два ноля и ствол - единица; единица - копье. Пушку протыкаем копьем и получаем 101. Запоминание дат, телефонов, формул и т.д. производится в виде мнемосхемы, т.е. когда запоминают информацию, которую сложно связать в рассказ, Вы укладываете, т.е. связываете в соответствии с конкретными образами символы данной информации, прокручивая в воображении ленту образов от одного до ста. Когда отпадает необходимость держать эту информацию в таком виде, ее можно будет " стереть" (забыть). Не забывайте, что каждую цифру нужно воспринимать всеми пятью органами чувств одновременно, а также " оживлять" ее. Предлагаем вам самостоятельно, аналогично предложенному выше примеру, составить образы к цифрам. Это даст возможность прочувствовать этот процесс и затем, если не удастся к некоторым цифрам составить образы, очень легко и быстро воспринять образы, которые мы Вам предлагаем к цифрам. К каждой цифре нужно иметь как можно больше образов (минимум 2-3). Это обусловлено необходимостью в конкретной жизненной ситуации быстро и неосознанно подбирать нужный образ-цифру для запоминания. Когда будете читать примеры образов, предложенных Вам, постарайтесь их ярко представить, ощущая всеми органами чувств, а затем " найти" в них цифру (на основании " похожести" ). С П И С О К цифр-образов: 1 - копье, стрела, гвоздь, карандаш, один рубль; 2 - утка, рыболовный крючок, абордажный крюк, оценка, лошадь; 3 - треугольник, трезубец, три рубля, оценка, сережка; 4 - четырехугольник, топор, солдат отдает честь, пионер отдает салют; 5 - девочка в белом фартучке (отличница), пять рублей, оценка; 6 - старушка сгорбленная, замок открытый навесной; 7 - коса, мужчина в кепке с усами, дракоша (обжора); 8 - очки, велосипед, две шестеренки, свадебные кольца; 9 - мужчина с красным лицом, Карлссон, человек в чалме, Али-Баба; 10- зонтик, грибок, десять рублей, воздушный шар, колесо с палкой, " десятка" -мишень;

11- барабанные палочки, Буратино, лыжи, рельсы;

12- календарик, удочка;

13- черт, черный кот;

14- стул (спинка слева), совок;

15- игра " пятнашки";

16- паспорт, замок с ключом;

17- аттестат, выпускной звонок;

18 - солдат, ножницы;

19 - человек с ружьем, булава, носорог;

20 - утка на озере, змея;

21 - всадник на лошади, бутылка водки (2 - плохие ощущения, 1 - бутылка);

22 - два веселых зажаренных гуся; 23 - царь-лебедь (2 - лебедь, 3 - корона); 24 - часы бьют 24 часа (Новый год), подумайте свой вариант - Дед Мороз, Снегурочка, елочка; 25 - улитка (2 - тело улитки, изогнутое двойкой, 5 - раковины, т.е. дом улитки); 26 - старушка на лебеди лебеде; 27 - монах (2 - черный цвет; 7 - профиль монаха); 28 - лебедь в очках; 29 - слон выгнул хребет в виде трубы, человек борется со змеей; 30 - вилы в луже, торт с тремя свечками, зеленый абажур (3 - зеленый, 0 - абажур); 31 - самолет, Змей Горыныч ( три головы и один хвост); 32 - голова быка (треугольное лицо, два рога), нос (треугольный, две ноздри); 33 - плачущий человек (33 несчастья), Христос; 34 - вентилятор (три лопасти и четырехугольный корпус), зеленое знамя (3 - зеленое, 4 - знамя);

35 - красная лилия (3 - лилия, 5 - красная);

36 - зеленый кузнечик, градусник;

37 - Сталин;

38 - Берия;

39 - Нептун (3 - зеленый, 9 - крепкий, большой), фашистская свастика (начало войны); 40 - капуста (сорок одежек и все без застежек), на подносе стоит торт; 41 - огонь, взрыв; 42 - транспорт (прямоугольной формы - 4, две палки - 2); 43 - радуга, битва на Курской дуге; 44 - окно (четыре - прямоугольной формы, 4 - делится на четыре части); 45 - салют, рейхстаг; 46 - телефон (4 - корпус телефона, - трубка), барон со слугой; 47 - Екатерина (4 - толстая, квадратная, 7 - украшения); 48 - песочные часы, на книге очки; 49 - Карлссон с банкой варенья; 50 - собачья будка с круглым входом, красное солнышко, красная роза, помидор(5 - красный, 0 - круглая форма); 51 - поросенок с торчащей изо рта морковкой, дом с дымоходом справа;

52 - избушка на курьих ножках;

53 - Хрущев;

54 - девочка в белом фартучке (5), с синим бантом (4);

55 - красная звезда, две подруги-отличницы;

56 - красный мак с черной серединкой;

57 - горящее дерево (5 - огонь, 7 - дерево), семафор опущенный;

58 - вертолет (5 - форма вертолета, 8 - пропеллер); 59 - человек-морж(5 - красный, 9 - здоровый); 60 - Баба-Яга в ступе ( 6 - Баба-Яга, 0 - ступа), святой с нимбом;

61 - груша ( 6 - плод, 1 - хвостик), лампочка, ракета;

62 - шут (6 - согнутый, 2 - загнутые башмаки и колпак);

63 - коляска с тремя лошадьми;

64 - Брежнев;

65 - болото (застой);

66 - две вишни, силач;

67 - смерть с косой;

68 - лев, стоящий на задних лапах (герб Чехо-Словакии, конфликт), старушка в очках;


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Совершенствование навыков приема мяча — 20 мин.
  2. II. Совершенствование навыков нападающего удара против блока—20 мин.
  3. III.3. Анализ урока с учетом особенностей памяти
  4. IX. СТРОИТЕЛЬСТВО, БОДИБИЛДИНГ ТЕЛА, ХАРАКТЕРА, УМА, ПАМЯТИ.
  5. Архитектура – зодчество, строительное искусство, выражающее в художественно-образной форме представления человека о мире.
  6. ВАШЕ РЕШЕНИЕ ЗАНЯТЬСЯ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ: «КАЙЗЕН»
  7. Виды представлений. Отличие представлений от персеверирующих образов и первичных образов памяти
  8. Выберите пункт, в котором не содержится названия процесса памяти
  9. Глава 16. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  10. Глава XVIII. Об ордене злых духов, и их падении, и разнообразной природе
  11. Гражданско-правовое регулирование защиты прав потребителей товаров, работ и услуг. Совершенствование системы защиты прав потребителей финансовых услуг в России
  12. Диагностика зрительной памяти учащихся начального звена к моменту окончания начальной школы.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.114 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь