Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОТУЧЕНИЕ ОТ КУРЕНИЯ: АЮРВЕДИЧЕСКИЙ ПОДХОД



Широкая популярность курения в мире со всей очевидностью свидетельствует о том, что это пристрастие не ограничивается рамками какой-либо определенной группы людей. Как позволяет увидеть аюрведический подход, к курению по той или иной причине могут пристраститься люди различных ментально-телесных типов.

Люди Вата-типа, вероятнее всего, будут ис­пользовать табак в качестве способа разрядки излишков энергии. Верчение в пальцах сигареты дает выход нервозности и беспокойству, характерным проявлениям неуравновешенной Ваты. Люди Вата-типа могут быть более, чем Питта-и Капха -типы, предрасположены бросить курить, но только потому, что они вообще более склонны к переменам. Хотя им может оказаться легче бросить, но высока вероятность того, что они начнут курить снова. Мало кто из курильщиков Вата -типа среднего возраста не выбрасывая свои сигареты по меньшей мере три-четыре раза.

У людей Питта -типа курение выражает ха­рактерное для этой доши стремление к силе и самоутверждению. Люди Питта -типа редко позволяют собой управлять, поэтому, сколь бы негативную репутацию ни создавали курению, это вряд ли хоть как-то на них подействует. В сущности, сама по себе «игра с огнем» — как в прямом, так и в переносном смысле —весьма притягательна для людей Питта -характера. Им также свойственно расписанное по минутам и ритуализированное поведение, и они, вполне вероятно, будут испытывать сильную потребность в сигарете в определенные часы, особенно после еды.

У Капха -доминирующих личностей курение чаще всего является следствием их размеренного и созерцательного стиля жизни. Многих мужчин Капха -типа особенно привлекают сигары. Расположиться в удобном кресле с огромной сигарой больше во вкусе Капхи, чем Ваты или Питты. Как и люди Питта -типа, Капхи могут упорно отмахиваться от советов бросить курить.

Я уверен, что описанная ниже четырехступенчатая техника прекращения курения будет по­лезной каждому человеку, независимо от его ментально-телесного типа. Однако как и в случае алкоголя, успех здесь зависит от духовно обоснованной уверенности в том, что вы действительно хотите заменить в своей жизни курение удовольствием иного рода — удовлетворением высшего порядка. Прежде чем пытаться бросить, выясни те, что дало вам курение, а также чего оно вам стоило. Дойдите до точки искреннего намерения, а затем используйте описанный ниже метод в качестве практического руководства по претворению этого намерения в действие.

Четыре шага к избавлению от привычки к курению

Если вы похожи на большинство курильщиков, вы, скорее всего, зажигаете сигарету, выкуриваете ее и выбрасываете прочь, совершенно не задумываясь над своими действиями. За многие годы эти привычки стали у вас глубоко укоренившимися рефлексами, срабатывающими почти автоматически. Поэтому в качестве первого шага к тому, чтобы бросить курить, вам необходимо как следует осознать тот факт, что вы курите.

Прежде чем зажечь сигарету, сделайте сознательное усилие к тому, чтобы замедлить этот процесс. Рассмотрите сигарету, которую вы держите в руке, и прислушайтесь к внутренним сигналам своего тела. Вправду ли эта сигарета — то, чего действительно хочет ваше тело? Или же она только лишь способ скрыть что-то такое, о чем вы думаете или что чувствуете? Даже если вы решите, что действительно хотите выкурить сигарету, прислушивание к своему телу замедлит этот процесс и выключит ваш «автопилот». Быть может, это покажется странным, но при овладении этой техникой вам может оказаться полезным наблюдать свои приготовления к курению в зеркале. Это поможет вам сознательно наблюдать за собой в те критические моменты, когда вы готовы закурить. Не забывайте, что важнейшим шагом в борьбе с любой привычкой является устранение вынужденного поведения и замена его полным осознанием.

Даже само по себе полное осознание того, что вы делаете, способно иной раз привести к быстрому прогрессу в избавлении от привычки к курению.

Как и в случае пьянства и других аддиктивных типов поведения, толчком к закуриванию могут служить самые разные события.

Многие люди автоматически закуривают, когда говорят по телефону или пьют кофе. Попытайтесь превратить курение в изолированную, независимую ни от чего деятельность. Это облегчит вам то осознание, о котором мы говорили в первом пункте. Даже если вы какое-то время будете продолжать курить, вы по крайней мере будете знать, что делаете. Вы также сможете отдавать себе отчет в связанных с этой деятельностью неприятных ощущениях.

В должной степени осознав свою привычку, начните связывать процесс курения с какимито новыми мыслями. Я на этом этапе воочию представлял себе артистов балета, но вы можете обращаться к любой особо приятной вам мысли или воспоминанию. Это, однако, должно быть что-то такое, что имеет для вас определенное духовное значение, и вы должны вызывать у себя такое воспоминание с искренним намерением.

Трудно строго определить, что это означает, но вам будет интуитивно понятна разница между мыслью, переносящей вас в сферу духа, и той, что лишена духовного значения.

Сосредоточьтесь на этой мысли. Позвольте ей перевесить ваше желание курить. Какие желания пробуждает она в вашем сознании? Какие ощущения вызывает в вашем теле? Дайте себе пережить все это с полным осознанием, до тех пор, пока ваше желание закурить не исчезнет.

Сосредоточение на духовно значимой мысли есть, по существу, первичная форма медитации — первый шаг в сложнейшем путешествии вашего сознания. В третьей части этой книги мы подробней поговорим о медитации, а также о прочих техниках соприкосновения с высшим «Я». Эти техники чрезвычайно полезны и, пожалуй, даже незаменимы для того, кто решил покончить с любого рода пристрастием. Собственно говоря, я никогда не встречал человека, который бы регулярно медитировал, занимался йогой или аналогичными духовными упражнениями и при этом демонстрировал какое бы то ни было аддиктивное поведение. Я убежден, что единственным долговременным решением проблемы курения или какого-то иного пристрастия является открытие чело­веком своей истинной духовной сущности.

ПРИСТРАСТИЕ К ЕДЕ

Известно, что в годы, проведенные им в Институте специальных исследований в Принстоне ( Нью-Джерси ), Альберт Эйнштейн был совершенно поглощен своими научными размышлениями. В своей книге об истории этого института «Кто занял место Эйнштейна? » Эдвард Реджис рассказывает о случае, происшедшем с великим физиком, когда тот однажды прогуливался возле своего дома. Ему встретился его младший коллега по институту, они несколько минут побеседовали и уже собирались разойтись каждый своей дорогой. Однако Эйнштейн заколебался:

— Прошу прощения, но у меня к вам напоследок еще один вопрос, — сказал он. — Когда мы остановились побеседовать, я шел к своему дому или от него?

Многие, наверное, удивились бы такому вопросу, но те, кто работал с Эйнштейном, к подобным вещам привыкли.

— Вы шли прочь от своего дома, — ответил молодой профессор. — Я точно помню.

— Прекрасно,

— с улыбкой ответил Эйнштейн. — Это значит, что я уже съел свой обед.

И он зашагал в сторону своего кабинета.

Наверное, Эйнштейн действительно не заботился о еде, по крайней мере пока не испытывал в ней недостатка. Но если бы у него в течение нескольких дней не было возможности поесть, можете не сомневаться, что мысли Эйнштейна были бы заняты не загадками пространства и времени, а изысканием наилучшего способа добыть бутерброд с арахисовым маслом. Никто из нас на самом деле не равнодушен к еде — все мы «испытываем к ней пристрастие». Но по замыслу природы, это пристрастие всегда должно быть полезным. Аюрведа же придает особую важность ощущениям и удовольствию, связанным с употреблением пищи, равно как и пользе этой пищи для здоровья.

К сожалению, в современном обществе, совладавшем с проблемой голода успешней любой другой культуры в истории человечества, оказались широко распространены различные расстройства, связанные с неправильным питанием. Все эти расстройства опасны, а в своих острых формах могут представлять угрозу для жизни. Более того, имеются свидетельства, что ситуация в этом отношении ухудшается, особенно с учетом широко распространенной проблемы излишнего веса.

Статистика говорит о том, что читатель этой книги, вполне вероятно, лично знаком с такой проблемой. По оценкам, в любой наугад выбранный момент времени половина взрослого населе­ния США соблюдает диету. Годовой оборот индустрии сброса веса составляет 30 миллиардов долларов. Тем не менее вес среднего американца продолжает возрастать, и сиденья на новых бейсбольных стадионах теперь делают на полдюйма шире, чем раньше.

В некоторой степени, причиной такого всеоб­щего разрастания является научно-технический прогресс. Люди попросту не занимаются физическим трудом так, как занимались раньше, поэтому их организм не сжигает такого количества калорий. Кроме того, рацион многих людей отличается от того, к которому привыкли их родители, — сахар стал более очищенным, а пища более жирной. Но несмотря на подобные объективные причины, если ваш вес существенно превышает норму, весьма вероятно, что в вашем подходе к питанию присутствуют элементы аддиктивного поведения.

Как раз в этой области аюрведические идеи и методики могут оказаться особенно эффективными. Создавшие Аюрведу древние мудрецы придавали выбору пищи и акту ее приема чрезвычайно большое значение. Заложенные ими и отшлифованные в течение веков принципы заслуживают внимания, поскольку согласуются как со здравым смыслом, так и с результатами современных исследований. Попросту говоря, они работают. Изложенные в этой главе сведения и техники помогут вам быстро избавиться от маниакальных и аддиктивных привычек в вопросах питания. Они могут стать первыми шагами к получению истинного удовольствия от еды и обретению подлинного счастья в жизни.

ЕДА И АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Новорожденные младенцы плачут. Они не понимают, почему именно они плачут, — они просто чувствуют, что что-то не так. Но мама новорожденного знает, что ребенок голоден, и это дело вполне поправимо. Когда губы младенца смыкаются вокруг соска, из которого начинает течь молоко, что-то, что было не так, начинает восприниматься как нечто хорошее. Там, где было страдание, появляется удовольствие. Опять-таки, ребенок не понимает, как это происходит. Он просто знает, что благодаря еде мир становится лучше — и вряд ли кто-нибудь когда-либо забудет об этой связи.

Природа устроила так, что вызванный голодом дискомфорт устраняется при помощи пищи. А как насчет дискомфорта, вызванного напряженной работой, одиночеством или раздражением? Как насчет эмоциональных страданий, вызванных крайне избыточным весом, — может ли это быть утолено с помощью еды? Конечно, если речь о кратковременном облегчении, ответ будет утвердительным. Точно так же все эти проблемы можно на какой-то миг заглушить выпивкой или инъекцией героина. Но все подобные полумеры в действительности являются отступлением к состоянию детской зависимости, попыткой вновь пережить то ощущение, которое испытывает маленький ребенок, когда неким чудесным образом начинает чувствовать себя лучше. Увы, это одна из тех сфер, где нам «нет пути назад». В отношении пристрастия к еде отсюда можно извлечь следующий урок: если вы взрослый, не пытайтесь справиться со своими проблемами так, как вы это делали будучи ребенком.

Если вам не нравится ваша работа, поговорите со своим начальником. Если вы недовольны своими близкими, не скрывайте своих чувств. Если вы действительно голодны, то, как бы вы ни страдали излишним весом, во что бы то ни стало поешьте. Но если вы не голодны — не ешьте.

Если вы, не голодны — не ешьте! Я хочу особо подчеркнуть этот момент, поскольку именно в нем — ключ к преодолению пристрастия к еде. Говоря об алкоголе, наркотиках и табаке, я старался обратить ваше внимание как на опасности, которые несут эти вещества, так и на доставляемые ими удовольствия. Но есть ли, право же, необходимость много говорить об удовольствии, которое доставляет еда? Разумеется, бывают люди вроде Альберта Эйнштейна, сознание которых заполнено совершенно другими мыслями, но для большинства из нас еда — мощнейший источник благополучия. Вот только когда еда становится для человека основным источником благополучия, или по крайней мере единственным источником удовольствия, ему не избежать проблем.

Как и в случае любого рода аддиктивного поведения, главная трудность в преодолении пристрастия к еде состоит в отыскании этому пристрастию позитивной, действительно доставляющей удовольствие замены. Дело не только в том, чтобы просто меньше есть, но и в том, чтобы вместо этого делать что-то радостное. В третьей части этой книги вы найдете некоторые рекомендации относительно диеты, а также ряд соображений, которые помогут вам отыскать в вашей жизни новые источники радости. Вы получите массу возможностей их испробовать, ведь у вас высвободится все то время, которое вы посвящали еде, не будучи голодны. Помните: если вы не голодны — не ешьте!

Разумеется, это может оказаться не просто, особенно поначалу, и потребует от вас некоторого сосредоточения внимания. Но, научившись прислушиваться к своему телу и понимать его сигналы, вы сможете превратить это короткое предло­жение в принцип, который изменит вашу жизнь.

Если вам когда-либо доводилось бороться с пристрастием к еде, вы, возможно, в буквальном смысле разучились отличать подлинный голод от некоего «обманчивого» желания. Настоящий голод представляет собой сигнал вашего организма о том, что он в данный момент готов принять и переварить пищу. Побудить вас положить пищу в рот могут и многие другие потребности, неудовлетворенности и стремления, однако в этом случае ваша пищеварительная система не будет способна эффективно обработать пищу, и пища от­ложится в виде жира. Чтобы научиться распознавать подлинный голод, вы должны подходить к этому сознательно. Как и в случае с курением, вам следует научиться превращать изначально механическое и рефлекторное поведение в отношении еды в сознательное и осмысленное. Существует на удивление простая техника, позволяющая это сделать. Придерживайтесь ее в течение ближайших двух недель, и вы не только начнете питаться мудро, но и научитесь прислушиваться к своему телу при помощи способа, лежащего в основе аюрведического подхода к человеческому здоровью.

Прежде чем приступить к еде, будь то легкий завтрак или званый обед, положите руку себе на живот в области желудка и как следует прочувствуйте степень своего голода. Говорит ли вам ваш желудок, что вы действительно голодны, или все-таки желание поесть исходит откуда-то еще? Что вы чувствуете на самом деле? Что собой представляет то, что вы действительно чувствуете?

Начав есть, время от времени вновь прикладывайте руку к животу, чтобы определить свою степень насыщенности. Ешьте до уровня комфортной сытости, а не до того момента, когда почувствуете, что вы не в силах проглотить больше ни кусочка. Желудок —это не топливный бак автомобиля, который можно дозаправлять, когда бы вы ни подъехали к бензоколонке. Аюрведа учит, что пищеварительная система человека подобна огню, который можно погасить излишком топлива. Лучше всего съедать не больше трех четвертей того, на что вы способны. Попрактиковавшись, вы сможете точно определять это количество. Попробуйте несколько раз в день прикладывать руку к животу и определять таким образом ваш уровень голода. Можно даже вести записи, отмечая там свое самочувствие в разное время дня и то, как оно отражается на вашем поведении в связи с питанием.

Сознательность, точность намерения, осмысленность и умение сосредоточиться на внутренней мудрости своего тела, равно как и на высшей мудрости проявляющейся в вас Вселенной — вот руководящие принципы здорового питания. Никто не сможет сказать вам, сколько вы «должны» весить или сколько «должны» есть. Вы в прямом смысле слова сами знаете это. Вам нужно только научиться понимать внутреннюю мудрость своего тела.

ПРИСТРАСТИЕ К ЕДЕ И ДОШИ

Вата, Питта и Кстха отличаются друг от друга своим проявлением в сфере питания. Но, как и в случае других пристрастий, более или менее длительное пристрастие к еде обычно приводит к Вата-неуравновешенности. Помните об этом при чтении приведенных ниже описаний. Даже в том случае, если по результатам ответов на вопросы анкеты вы относитесь к Капха- или Питта-типу, обратите особое внимание на сведения о привычках в еде людей Вата-типа. В третьей части этой книги вы найдете рекомендации по питанию, специально предназначенные для успокоения Ваты.

Вата

Нерегулярность является отличительной чертой пищевых привычек людей Вата -типа, особенно когда эта доша выходит из равновесия. Иногда такие люди принимают решение следовать весьма строгой диете; они могут даже внезапно начать интересоваться пищевой ценностью различных продуктов, возможным вредом пестицидов и прочих примесей. Однако столь же внезапно они могут остро захотеть чего-нибудь совершенно с этим не согласующегося — мороженого, пирожных, красного мяса, шоколадных батончиков, — и противостоять подобным искушениям людям Вата -типа с неуравновешенными дошами бывает довольно сложно. Такое бросание из крайности в крайность в чем-то подобно поведению запойного алкоголика и порождает ощущение, что жизнь такого человека ему самому не подвластна. Как это ни парадоксально, случается, что люди Вата -типа имеют привычку все время что-нибудь есть. Как и в случае заядлых курильщиков, прикуривающих одну сигарету от другой, это просто-напросто свидетельствует об общей нервозности.

Питта

Как и во всех остальных сферах жизни, характерной особенностью Питты в вопросах еды является потребность в организованности и предсказуемости. Большинство людей Питта-типа предпочитают питаться три раза в день в одно и то же время. При этом состав меню для них гораздо менее важен, чем его постоянство. Философ Людвиг Виттгенштейн, чьи идеи представляют собой крайнее выражение взглядов людей Питта -типа, однажды заметил: «Мне не важно, что я ем, пока я ем каждый день одно и то же». Большинство людей Питта -типа, быть может, не заходят столь далеко, но они действительно склонны расстраиваться, если им приходится менять свой образ питания — как и любой другой образ действий в их жизни. Когда такие перемены происходят (что, разумеется, неизбежно), раздра­жение, обычно весьма неглубоко скрывающееся у Питта -личностей, бывает готово выплеснуться наружу. Многие страдающие пристрастием к еде люди Питта -типа пользуются этим пристрастием для того, чтобы дать выход ярости, — они буквально «проглатывают свое раздражение». Не отдавая себе в этом отчета, Питта -личности с неуравновешенными дошами вполне могут относиться к своему привычному перееданию как к акту мятежа, некоему вызову несправедливости этого мира.

Капха

Врожденная чувствительность натуры человека Капха -типа вполне может найти свое выражение в еде. Если Капота-личности с неуравновешенными дошами отвергают или игнорируют другие источники удовольствия, еда легко может стать для них главным пристрастием. Объединяя в себе черты разгульного едока Вата -типа и педанта Питта -типа, ежедневно требующего трех выверенных приемов пищи, человек Капха -типа может есть почти постоянно, как в урочные для приемов пищи часы, так и просто, увидев что-ни­будь соблазнительное в булочной или кулинарии. Личности Колеса-типа внутренне присуще стремление избегать конфронтации как с другими людьми, так и с собственными эмоциями. Еда способна «сгладить» или «погасить» острые эмоциональные всплески, но поскольку к сущности переживаемых чувств это, вообще говоря, не имеет отношения, результатом бывает состояние депрессии. Очутившись в таком порочном круге, люди Капха -типа пытаются справиться со своей депрессией, съедая еще больше. Важно отметить, что пристрастие к еде часто приводит к возникновению у людей этой доши серьезных проблем со здоровьем. Диабет и ожирение, усугубляемые их любовью к сладкому, вполне для них обычны.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь