Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Контейнер двухсторонней очереди
Двухсторонняя очередь подобна двунаправленному вектору — она наследует эффективность класса-контейнера vector по операциям последовательного чтения и записи. Но, кроме того, класс контейнер deque обеспечивает оптимизированное добавление и удаление узлов с обоих концов очереди. Эти операции реализованы аналогично классу-контейнеру list, где процесс выделения памяти запускается только для новых элементов. Эта особенность класса двухсторонней очереди устраняет потребность перераспределения целого контейнера в новую область памяти, как это приходится делать в векторном классе. Поэтому двухсторонние очереди идеально подходят для приложений, в которых вставки и удаления происходят с двух концов массива и для которых имеет важное значение последовательный доступ к элементам. Примером такого приложения может служить имитатор сборки поезда, в котором вагоны могут присоединяться к поезду с обоих концов.
Стеки
Одной из самых распространенных в программировании структур данных является стек. Однако стек не используется как независимый контейнерный класс, скорее, его можно назвать оболочкой контейнера. Шаблонный класс stack определен в файле заголовка < stack> в пространстве имен std. Стек — это непрерывный выделенный блок памяти, который может расширяться или сжиматься в хвостовой части, т.е. к элементам стека можно обращаться или удалять только с одного конца. Вы уже видели подобные характеристики в последовательных контейнерах, особенно в классах vector и deque. Фактически для реализации стека можно использовать любой последовательный контейнер, который поддерживает функции back(), push_back() и pop_back(). Большинство других методов контейнеров для работы стека не используются, поэтому они и не предоставляются классом stack. Базовый шаблонный класс stack библиотеки STL шаблона разработан для поддержания объектов любого типа. Единственное ограничение состоит в том, что все элементы должны иметь один и тот же тип. Данные в стеке организованы по принципу " последним вошел — первым вышел". Ее можно сравнить с переполненным лифтом: первый человек, вошедший в лифт, припирается к стене, а последний втиснувшийся стоит прямо у двери. Когда лифт поднимается на указанный кем-то из пассажиров этаж, тот, кто зашел последним, должен выйти первым, Если кто-нибудь (из стоящих посередине пассажиров) захочет выйти из лифта раньше других, то все, кто находится между ним и дверью, должны выйти из лифта, выпустив его, а затем вернуться обратно. Открытый конец стека называется вершиной стека, а действия, выполняемые с элементами стека, — операциями помещения (push) и выталкивания (pop) из стека. Для класса stack эти общепринятые термины остаются в силе.
Примечание: Класс stack из библиотеки STL не соответствует стекам памяти, используемым компиляторами и операционными системами, которые могут содержать объекты различных типов, хотя они работают сходным образом.
Очередь
Очередь — это еще одна распространенная в программировании структура данных. В этом случае элементы добавляются к очереди с одного конца, а вынимаются с другого. Приведем классическую аналогию. Вспомним стек. Его можно сравнить со стопкой тарелок на столе. При добавлении в стек тарелка ставится сверху всей стопки (помещение в стек), и взять тарелку из стопки (стека) можно тоже только сверху (выталкивание из стека), т.е. берется тарелка, которая была положена в стопку самой последней. Очередь же можно сравнить с любой очередью людей, например при входе в театр. Вы занимаете очередь сзади, а покидаете ее спереди. Конечно, каждому из нас приходилось стоять предпоследним в какой-нибудь очереди (например, в магазине), когда вдруг начинает работать еще одна касса, к которой подбегает стоявший за вами, что скорее напоминает стек, чем очередь. Но в компьютерах такого не случается. Подобно классу stack, класс queue реализован как класс оболочки контейнера. Контейнер должен поддерживать такие функции, как front(), back(), push_back() и pop_front().
Ассоциативные контейнеры
Тогда как последовательные контейнеры предназначены для последовательного и произвольного доступа к элементам с помощью индексов или итераторов, ассоциативные контейнеры разработаны для быстрого произвольного доступа к элементам с помощью ключей. Стандартная библиотека C++ предоставляет четыре ассоциативных контейнера: карту, мульти карту, множество и мультимножество. Карта
Вектор можно сравнить с расширенной версией массива. Он имеет все характеристики массива и ряд дополнительных возможностей. К сожалению, вектор также страдает от одного из существенных недостатков массивов: он не предоставляет возможности для произвольного доступа к элементам с помощью ключа, а лишь использует для этого индекс или итератор. Ассоциативные контейнеры как раз обеспечивают быстрый произвольный доступ, основанный на ключевых значениях. В листинге 19.10 для создания списка студентов, который мы рассматривали в листинге 19.8, используется карта. Листинг 19.10. Класс-контейнер map 1: #include < iostream> 2: #include < string> 3: #include < map> 4: using namespace std; 5: 6: class Student 7: { 8: public: 9: Student(); 10: Student(const string& name, const int age); 11: Student(const Student& rhs); 12: ~Student(); 13: 14: void SetName(const string& namе); 15: string GetName() const; 16: void SetAge(const int age); 17: int GetAge() const; 18: 19: Student& operator=(const Student& rhs); 20: 21: private: 22: string itsName; 23: int itsAge; 24: }; 25: 26: Student:: Student() 27: : itsName(" New Student" ), itsAge(16) 28: { } 29: 30: Student:: Student(const string& name, const int 31: : itsName(name), itsAge(age) 32: { } 33: 34: Student:: Student(const Student& rhs) 35: : itsName(rhs.GetName()), itsAge(rhs.GetAge()) 36: { } 37: 38: Student:: ~Student() 39: { } 40: 41: void Student:: SetName(const string& name) 42: { 43: itsName = name; 44: } 45: 46: string Student:: GetName() const 47: { 48: return itsName; 49: } 50: 51: void Student:: SetAge(const int age) 52: { 53: itsAge = age; 54: } 55: 56: int Student:: GetAge() const 57: { 58: return itsAge; 59: } 60: 61: Student& Student:: operator=(const Student& rhs) 62: { 63: itsName = rhs, GetName(); 64: itsAge = rhs.GetAge(); 65: return *this; 66: } 67: 68: ostream& operator< < (ostream& os, const Student& rhs) 69: { 70: os < < rhs.GetName() < < " is " < < rhs.GetAge() < < " years old"; 71: return os; 72: } 73: 74: template< class T, class A> 75: void ShowMap(const map< T, A> & v); // отображает свойства карты 76: 77: typedef map< string, Student> SchoolClass; 78: 79: int main() 80: { 81: Student Harry(" Harry", 18); 82: Student Sally(" Sally", 15); 83: Student Bill(" Bill", 17); 84: Student Peter(" Peter", 16); 85: 86: SchoolClassMathClass; 87: MathClass[Harry.GetName() ] = Harry; 88: MathClass[Sally.GetName()] = Sally; 89: MathClass[Bill.GetName() ] = Bill; 90: MathClass[Peter.GetName()] = Peter; 91: 92: cout < < " MathClass; \n"; 93: ShowMap(MathClass); 94: 95: cout < < " We know that " < < MathClass[" Bill" ].GetName() 96: < < " is " < < MathClass[" Bill" ].GetAge() < < " years old\n"; 97: 98: return 0; 99: } 100: 101: // 102: // Отображает свойства карты 103: // 104: template< class T, class A> 105: void ShowMap(const map< T, А> & v) 106: { 107: for (map< T, A>:: const_iterator ci = v.begin(); 108: ci! = v.end(); ++ci) 109: cout < < ci-> first < < ": " < < ci-> second < < " \n"; 110: 111: cout < < endl; 112: }
Результат: MathClass: Bill: Bill is 17 years old Harry: Harry is 18 years old Peter: Peter is 16 years old Saily: Sally is 15 years old We know that Bill is 17 years old
Анализ: В строке 3 в программу добавляется файл заголовка < map>, поскольку будет использоваться стандартный класс-контейнер map. Для отображения элементов карты определяется шаблонная функция ShowMap. В строке 77 класс SchoolClass определяется как карта элементов, каждый из которых состоит из пары (ключ, значение). Первая составляющая пары — это значение ключа. В нашем классе SchoolClass имена студентов используются в качестве ключевых значений, которые имеют тип string. Ключевое значение элемента в контейнере карты должно быть уникальным, т.е. никакие два элемента не могут иметь одно и то же ключевое значение. Вторая составляющая пары — фактический объект, в данном примере это объект класса Student. Парный тип данных реализован в библиотеке STL как структура (тип данных struct), состоящая из двух членов, а именно: first и second. Эти члены можно использовать для получения доступа к ключу и значению узла. Пропустим пока функцию main() и рассмотрим функцию StwtMap, которая открывает доступ к объектам карты с помощью константного итератора. Выражение ci-> first (строка 109) указывает на ключ (имя студента), а выражение ci-> second — на объект класса Student. В строках 81-84 создаются четыре объекта класса Student. Класс MathClass определяется как экземпляр класса SchoolClass (строка 86), а в строках 87-90 уже имеющиеся четыре студента добавляются в класс MathClass: map_object[key_value] = object_value; Для добавления в карту пары ключ—значение можно было бы также использовать функции push_back() или insert() (за более подробной информацией обратитесь к документации, прилагаемой к вашему компилятору). После добавления к карте всех объектов класса Student можно обращаться к любому из них, используя их ключевые значения. В строках 95 и 96 для считывания записи, относящейся к студенту Биллу (объекту Bill), используется выражение MathClass[" Bill" ].
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы