Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ ОСТРОЙ НЕОБХОДИМОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ТАК НАЗЫВАЕМОГО «НЕЛИНЕЙНОГО МЫШЛЕНИЯ». ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Его основные принципы должны отражать в своем содержании:
ü многовариантность, альтернативность эволюции; ü возможность выбора ее определенных — «удобных человеку» путей; ü необратимость развития; ü влияние каждой личности на макросоциальные процессы; ü недопустимость навязывания социальным системам путей развития и др.
· Поворот к конкретному человеку. В настоящее время происходит резкое изменение субъект-объектных отношений в сторону субъективного фактора, поворот к конкретному человеку. Все чаще центр тяжести познавательного интереса представителей социально-гуманитарного знания ориентируется на:
ü субъекта («свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех» — Маркс), ü ценностно-смысловые параметры в их индивидуализирующей форме.
· Формируются и утверждаются новые регулятивы человеческой деятельности. Прежде среди регулятивов, определяющих ее, были ориентации на:
ü традиции, ü преемственность, ü созерцательность в отношении к внешнему миру, В современном обществе эти регулятивы постепенно заменяются на противоположные. ü Приоритет традиции сменился признанием безусловной ценности инноваций, новизны, оригинальности, нестандартности. ü Экстенсивное развитие сменилось на интенсивное. ü Происходит переход от установок на неограниченный прогресс, беспредельный экономический рост к представлениям о пределах роста, гармонизации экономической экспансии на природу с принципами экономического сдерживания и запрета.
· Все настоятельнее возникает необходимость в создании целостной концепции жизнедеятельности человека в единстве его социальной и биологической сторон. Сегодня нужны: ü целостная концепция взаимодействия общества и природы, ü оптимальные принципы этого взаимодействия, ü более тесное соединение когнитивных и ценностных начал в человеческой деятельности.
· Характерной чертой новой парадигмы социальной методологии является все усиливающееся стремление представителей гуманитарных наук повысить концептуальный, теоретический статус последних на основе новых методологических подходов.
Они пытаются «насытить» свой научный арсенал всеми атрибутами зрелого теоретического знания: ü понятиями, ü категориями, ü принципами, ü «идеальными типами», ü различного рода абстракциями, ü методологическими и философскими установками, ü идеализациями и т. п.
ОДНАКО ПРИ ЭТОМ ВСЕ ГЛУБЖЕ ОСОЗНАЕТСЯ ТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ЧТО ЛЮБАЯ ФОРМА РАЦИОНАЛЬНОСТИ (В ТОМ ЧИСЛЕ НАУЧНАЯ), КАКОЙ БЫ ГИБКОЙ И УТОНЧЕННОЙ ОНА НИ БЫЛА, НЕ МОЖЕТ «УЛОЖИТЬ В СЕБЯ», ПОЖАЛУЙ, БОЛЬШИНСТВО СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЯВЛЕНИЙ С ИХ «ЗАГАДКАМИ», «ТАЙНАМИ» И Т. П.
Вместе с тем многие современные представители социальных наук все яснее понимают, что рациональное познание и в наше время выступает в качестве необходимой культурной ценности.
· Возрастание внимания к диалектике как важному методу исследования социальной жизни во всех ее проявлениях. Свои успехи представители социально-гуманитарных наук все чаще (хотя и с трудностями) связывают с этим методом.
· Все зримее вырисовывается ориентация современной гуманитарной методологии не только на познание, но и на социально-историческую практику, т. е. теоретизация и методологизация последней.
ПРОБЛЕМА РЕГУЛЯЦИИ ПРАКТИКИ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРИНЦИПОВ И НОРМ И ПРОБЛЕМА «ОНАУЧИВАНИЯ» СОЦИАЛЬНОГО МИРА СТАНОВЯТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫМИ.
3. Принцип «все дозволено» (П. Фейерабенд) как основаформирования новой парадигмы социальной методологии. Подводя итоги рассмотрения вопроса о необходимости формирования новой парадигмы социальной методологии, отметим следующее.
НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПУТЬ СОЗДАНИЯ ТАКОЙ ПАРАДИГМЫ — СИНТЕЗ, ЦЕЛОСТНОЕ ЕДИНСТВО ЛЮБЫХ И ВСЯКИХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА «ВСЕ ДОЗВОЛЕНО» (П. Фейерабенд).
4. Структура социально-гуманитарной методологии. Исходя из такого понимания структура социально-гуманитарной методологии может быть представлена в следующем виде:
· Имманентный (внутренний) уровень — совокупность методов, принципов, приемов и т. п., непосредственно обусловленных специфическим предметом гуманитарного познания, т.е. социумом во всех его многообразных проявлениях — общих, особенных и единичных (в том числе уникальных).
· Трансцендентный (внешний) уровень, который включает в себя методы и средства: философские, общенаучные (эмпирические, теоретические, общелогические), вненаучные, методы естественных наук.
· Единство, тесная взаимосвязь двух названных уровней, их взаимодействие в ходе применения.
При этом подчеркнем, что: · методология социального познания есть целостная, органическая система, а не случайный, произвольный, эклектический набор каких-либо отдельных ее элементов (методов, принципов и т. п.). В своем применении эта система всегда модифицируется в зависимости от конкретных условий ее реализации;
· решающим, определяющим уровнем данной системы, ее «ядром» является имманентный (внутренний) уровень;
· вся система социально-гуманитарной методологии (а не только ее внутренний уровень) должна соответствовать предмету социального познания и данному, конкретному этапу его развития. А это означает, в частности, что методологические средства естественных наук нельзя механически переносить на гуманитарные науки без учета специфики их предмета и своеобразия применения;
· всегда должна быть свобода выбора исследователем необходимых методов, а не навязывание каких-либо из них как «единственно верных». Никогда в исследовательской практике недопустимо так называемое «методологическое принуждение»;
· углубляя и совершенствуя уже имеющиеся методы и принципы социально-гуманитарного познания, следует искать новые методологические подходы и средства, не абсолютизируя ни один (или несколько отдельно взятых) из них; · представляется невозможным существование совершенно обособленной методологии социального познания, не связанной, оторванной от всех других уровней и форм методологического знания.
-------------------------------------------------------------------------------
РАЗДЕЛ 8 СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ТЕМЫ И ПЛАНЫ
107.СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ПЛАН
1. Два аспекта понятия «социальное познание». 2. Виды научного социального познания в зависимости от основания (критерия) внутри научного социального познания. 3. Две основных — крайних, полярных позиций к постановке и решению проблемы соотношения социально-гуманитарного и естественнонаучного познания. 4. Культурцентристская исследовательская программа социального познания. 5. Что характерно для социального познания?
______________________________________________
108. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ ПЛАН
1. Философия истории и социальное познание. 2. Как разрабатывалась философия истории? 3. Учение Сен-Симона. 4. Социально-историческая концепция Гегеля. 5. Важные идеи классической философии истории. 6. Материалистическое понимание истории. 7. Два основных направления разработки философии истории в конце XIX — начале XX в. 8. Как О. Шпенглер трактует жизнь человечества и культуру? 9. В чем состоит исходная методологическая идея Шпенглера? 10. Методологический арсенал О.Шпенглера. 11. Неогегельянская философия тождества исторического бытия и сознания. 12. Первый принцип Коллингвуда. 13. Второе основное положение философии истории Коллингвуда. 14. Третье положение философии истории Коллингвуда.
109. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ПЛАН 1. Цель, провозглашенная в начале формирования социально-гуманитарных наук. 2. Философско-методологические представления как опора для разработки методологических проблем социального познания. 3. Дедуктивно построенная математическая система как познавательный идеал научности для социально-гуманитарных наук в XVI—начале XVII в. 4. Классическая механика как эталон научности для социально-гуманитарных наук (до конца XIX в ). 5. Натурализм как господствующая тенденция в методологии гуманитарных наук до конца XIX в. 6. Баденская школа неокантианства и философия жизни: науки о культуре должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент.
110. Особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея ПЛАН
1. Вильгельм Дильтей как представитель «философии жизни» и основоположник понимающей психологии и школы «истории духа». 2. Два аспекта понятия «жизнь» у Дильтея. 3. Понимание жизни (по Дильтею) как основа деления наук на два класса. 4. Главная задача гуманитарного познания (по Дильтею). 5. Из каких принципов и методов должны исходить «науки о духе», чтобы постигнуть жизнь (по Дильтею)? 6. Описательная психология как основа наук о духе (по Дильтею). 7. Понимание по отношению к культуре прошлого как метод интерпретации (герменевтика). 8. Два вида понимания (по Дильтею). 9. Поэзия как наиболее «сильная форма» постижения жизни (по Дильтею). 10. Интуиция как один из способов постижения жизни. 11. Биография и автобиография как важные методы исторической науки. 12. Важная роль идеи (принципа) развития для постижения жизни, ее проявлений и исторических форм.
111. ВКЛАД В. ВИНДЕЛЬБАНДА И Г. РИККЕРТА В ПОНИМАНИЕ СПЕЦИФИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО МЕТОДОВ
ПЛАН 1. Тезис В.Виндельбанда и Г. Риккерта о наличии двух классов наук. 2. Специфика социально-гуманитарного знания (по Риккерту). 3. Резюме Риккерта («Науки о природе и науки о культуре»). 4. Риккерт о двух способах образования понятий. 5. Важные моменты, на которые обращает внимание Риккерт.
112. ПОНИМАНИЕ М. ВЕБЕРОМ СВОЕОБРАЗИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК ПЛАН
1. Наука и научный метод(по М. Веберу). 2. Специфика социального познания (по Веберу). 3. Категория «идеальный тип». 4. Объективность и постулат «свободы от оценки».
113. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Х.-Г. ГАДАМЕРА О СООТНОШЕНИИ ФИЛОСОФСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ПЛАН 1. Гадамер как один из основоположников философской герменевтики. 2. Основные философско-методологические идеи Гадамера. 3. «Историчность» как фундаментальная характеристика человеческого бытия и мышления (по Гадамеру). 4. Герменевтика — это не только и не столько деятельность по осмыслению некоторого текста, но это своеобразная философия понимания опыта мира. 5. Истина, по Гадамеру, не есть характеристика только познания, но прежде всего — характеристика самого бытия. 6. Важнейшая заслуга Гадамера — всесторонняя и глубокая разработка ключевой для герменевтики категории понимания. 7. Гадамер в своей философской герменевтике хочет связать в новом синтезе «речь» и «логос», герменевтику и рационалистическую диалектику. 8. Для Гадамера характерно всемерное подчеркивание диалогического характера философской герменевтики как логики вопроса и ответа. 9. (По Гадамеру) понимание человеком мира и взаимопонимание людей осуществляются в «стихии языка».
114. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ ПЛАН
1. Каковы основные особенности социального познания в целом, его наиболее важные специфические характеристики? 2. Социальное познание ориентировано прежде всего на процессы, т. е. на развитие общественных явлений, на выявление законов, причин и источников этого развития. 3. Акцент познания на единичное, индивидуальное, уникальное на основе общего, закономерного. 4. В предмет социального познания постоянно включен субъект, человек. 5. Социально-гуманитарное познание — это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия. 6. Неразрывная и постоянная связь социального познания с ценностями, с мировоззренческими компонентами. 7. Важное значение в социально-гуманитарном познании имеет процедура понимания. 8. Сложный, очень опосредованный характер взаимосвязи объекта и субъекта социально-гуманитарного познания, его текстовая природа. 9. Вследствие текстовой природы социального познания особое место в гуманитарных науках занимает семиотическая проблематика. 10. Определяющую роль в социальном познании играет диалог (беседа, разговор). 11. Особо важное значение для познания имеет философия и такой ее метод, как диалектика. 12. Социальное познание ориентировано преимущественно на качественную сторону изучаемой им действительности. 13. Отсутствие общепризнанных парадигм. 115. СПЕЦИФИКА СРЕДСТВ И МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ПЛАН
1. Должны ли использоваться в сфере социально-гуманитарного исследования все философские и общенаучные методы и принципы? 2. Специфика наблюдения в социально-гуманитраном познании. Интроспекция и эмпатия. 3. Этнометодология как разновидность включенного наблюдения. 4. Социальный эксперимент: включенность исследователя в изучаемую им ситуацию. 5. Формирующий эксперимент как метод педагогической психологии. 6. Социальная инженерия как специфическая форма социального эксперимента. 7. Социальный эксперимент и моральные и юридические нормы и принципы. 8. Сравнительный (компаративистский) метод социально-гуманитарных наук. 9. Специфические средства, методы и операции, используемые в социально-гуманитарных науках (анализ документов, методы опроса, метод монографический, биографический метод, проективные методы, тестирование, метод социометрии, игровые методы, иконография).
116. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
ПЛАН
5. Основные причины, вызывающие необходимость разработки новой методологии социального познания. 6. Контуры (основные черты) новой формирующейся парадигмы социально-гуманитарного знания и его методологии. 7. Принцип «все дозволено»(П. Фейерабенд) как основа формирования новой парадигмы социальной методологии. 8. Структура социально-гуманитарной методологии.
__________________________________________________________________________________________ Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы