Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЗДЕСЬ НЕ НУЖНЫ НИ ЗАКОНЫ, НИ ТЕОРИИ, НИ ДАЖЕ ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ.



 

9. Поэзия как наиболее «сильная форма» постижения жизни (по Дильтею). Наиболее «сильная форма» постижения жизни, по Дильтею, — это поэзия, ибо она «каким-то образом связана с переживаемым или по­нимаемым событием».

Как бы вторя в этом вопросе Дильтею, совре­менный американский философ Р. Рорти пишет о «секретах поэтичес­кого сердца, неизвестных тайной полиции», и о том, что «человечес­кая жизнь заключается в поэзии, а не просто в размышлении».

 

10. Интуиция как один из способов постижения жизни. Один из способов постижения жизни — интуиция.

 

11. Биография и автобиография как важные методы исторической науки. Важными методами ис­торической науки Дильтей считает биографию и автобиографию.

При этом отмечает, что научное мышление может проверить свои рассуж­дения, может точно формулировать и обосновывать свои положения.

ДРУГОЕ ДЕЛО — НАШЕ ЗНАНИЕ ЖИЗНИ: ОНО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОВЕРЕНО, А ТОЧНЫЕ ФОРМУЛЫ ЗДЕСЬ НЕВОЗМОЖНЫ.

 

12. Важная роль идеи (принципа) развития для постижения жизни, ее проявлений и исторических форм. Дильтей подчеркивает важную роль идеи (принципа) развития для постижения жизни, ее проявлений и исторических форм.

ФИЛОСОФ ОТМЕЧАЕТ, ЧТО УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ ПО НЕОБХОДИМОСТИ СВЯЗАНО С ПОЗНАНИ­ЕМ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ВСЯКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ЖИЗНИ.

Перед взо­ром, охватывающим весь земной шар и все прошедшее, исчезает аб­солютное значение какой бы то ни было отдельной формы жизни.

 

ЕСЛИ СТОРОННИКИ ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ ИСХОДИЛИ ИЗ ТОГО, ЧТО НАУКИ О КУЛЬТУРЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ПО СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, ТО НЕОКАНТИАНЦЫ ПОЛАГАЛИ, ЧТО ЭТИ ДВЕ ГРУППЫ НАУК ОТЛИЧАЮТСЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПО ПРИМЕНЯЕМОМУ ИМИ МЕТОДУ.

 

 

 

111. ВКЛАД В. ВИНДЕЛЬБАНДА И Г. РИККЕРТА В ПОНИМАНИЕ

СПЕЦИФИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО МЕТОДОВ

 

ПЛАН

1. Тезис В.Виндельбанда и Г. Риккерта о нали­чии двух классов наук.

2. Специфика социально-гуманитарного знания (по Риккерту).

3. Резюме Риккерта («Науки о природе и науки о культуре»).

4. Риккерт о двух способах образования понятий.

5. Важные моменты, на которые обращает внимание Риккерт.

 

 

1. Тезис В.Виндельбанда и Г. Риккерта о нали­чии двух классов наук. Лидеры баденской школы неокантианства Вильгельм Виндельбанд (1848—1915) и Генрих Риккерт (1863—1936) выдвинули тезис о нали­чии двух классов наук:

· исторических («наук о культуре») и

· естествен­ных.

 

Первые являются идиографическими, т. е. описывающими ин­дивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы.

Вто­рые — номотетическими: они фиксируют общие, повторяющиеся, ре­гулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от несуществен­ных индивидуальных свойств.

Поэтому номотетические науки — фи­зика, биология и др. — в состоянии формулировать законы и соответ­ствующие им общие понятия.

Как писал Виндельбанд, одни из них суть науки о законах, другие — науки о событиях.

 

ОБА МЫСЛИТЕЛЯ ПРЕДЛОЖИЛИ ИСХОДИТЬ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ НЕ ИЗ РАЗ­ЛИЧИЙ ПРЕДМЕТОВ НАУК, А ИЗ РАЗЛИЧИЙ ИХ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ.

 

2. Специфика социально-гуманитарного знания (по Риккерту). Анализируя специфику социально-гуманитарного знания, Риккерт указывал следующие его основные особенности:

 

· его предмет куль­тура (а не природа) — совокупность фактически общепризнанных цен­ностей в их содержании и систематической связи;

· непосредственные объекты его исследования индивидуализированные явления куль­туры с их отнесением к ценностям;

· его конечный результат не от­крытие законов, а описание индивидуального события на основе пись­менных источников, текстов, материальных остатков прошлого;

· слож­ный, очень опосредованный способ взаимодействия с объектом зна­ния через указанные источники;

· для наук о культуре характерен идиографический метод, сущность которого состоит в описании особенностей существенных исторических фактов, а не их генерализация (по­строение общих понятий), что присуще естествознанию номотетический метод (это главное различие двух типов знания);

· объекты со­циального знания неповторимы, не поддаются воспроизведению, не­редко уникальны;

· социально-гуманитарное знание целиком зависит от ценностей, наукой о которых и является философия;

· абстракции и общие понятия в гуманитарном познании не отвергаются, но они здесь — вспомогательные средства при описании индивидуальных яв­лений, а не самоцель, как в естествознании;

· в социальном познании должен быть постоянный учет всех субъективных моментов;

· если в естественных науках их единство обусловлено классической механи­кой, то в гуманитарном — понятием «культура».

 

3. Резюме Риккерта («Науки о природе и науки о культуре»). Резюмируя свои рассуждения в работе «Науки о природе и науки о культуре» (1911), Риккерт пишет, что «мы можем абстрактно разли­чать два вида эмпирической научной деятельности. На одной стороне стоят науки о природе, или естествознание. Цель их — изучить общие абстрактные отношения, по возможности, законы... Они отвлекают­ся от всего индивидуального как несущественного, и включают в свои понятия обыкновенно лишь то, что присуще известному множеству объектов. При этом нет объекта, который был бы принципиально изъят из-под власти естественнонаучного метода. Природа есть совокупность всей действительности, понятой генерализирующим образом и без вся­кого отношения к ценностям. На другой стороне стоят исторические науки о культуре... Назван­ные науки изучают объекты, отнесенные ко всеобщим культурным ценностям; как исторические науки они изображают их единичное раз­витие в его особенности и индивидуальности»( Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX век. Анто­логия. М., 1995. С. 90-91 ), — это и есть индиви­дуализирующий метод.

 

 

4. Риккерт о двух способах образования понятий. Этим двум видам наук и их методам соответствуют и два способа образования понятий:

 

1) при генерализирующем образовании поня­тий из многообразия данности выбираются лишь повторяющиеся мо­менты, подпадающие под категорию всеобщего;

 

2) при индивидуали­зирующем образовании понятий отбираются моменты, составляющие индивидуальность рассматриваемого явления, а само понятие пред­ставляет собой «асимптотическое приближение к определению инди­видуума».

Объекты исторических наук — «суть процессы культуры», которая есть «совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями» и где единичные явления соотнесены с последними — «в смысле ее содержания и систематической связи этих ценностей».

 

Таким образом, и гуманитарные, и естественные науки применя­ют абстракции и общие понятия, но:

 

· для первых — это лишь вспомо­гательные средства, ибо их назначение — дать конкретное, максималь­но полное описание исторического неповторимого феномена;

 

· для вто­рых общие понятия в известном смысле — самоцель, результат обоб­щения и условие формулирования законов.

ТЕМ САМЫМ ГЕНЕРАЛИЗИРУ­ЮЩИЙ МЕТОД В НАУКАХ О КУЛЬТУРЕ НЕ ОТМЕНЯЕТСЯ, А ИМЕЕТ ПОДЧИНЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

 

5. Важные моменты, на которые обращает внимание Риккерт. При этом Риккерт обращает внимание на следующие моменты:

 

· Культура как духовное формообразование «не может быть подчи­нена исключительно господству естественных наук». Более того, он считает, что естественнонаучная точка зрения подчинена куль­турно-исторической, хотя бы потому, что естествознание — «ис­торический продукт культуры».

 

· В явлениях и процессах культуры исследовательский интерес на­правлен на особенное и индивидуальное, «на их единственное и неповторимое течение».

 

· Если явления природы мыслятся вне связи с ценностями, то все явления культуры воплощают какие-нибудь признанные людьми ценности, которые заложены в них изначально.

Естествознание, как считает Риккерт, устанавливая законы, игнорирует культур­ные ценности и отнесение к ним своих объектов.

Но это не отно­сится к современному естествознанию.

Именно метод отнесения к ценностям и выражает сущность исторических наук о культуре, позволяя отличить здесь важное от незначительного.

 

· Важная задача наук о культуре состоит в том, чтобы с помощью индивидуализирующего метода и исторических понятий «предста­вить исторические явления как стадии развития», а не как нечто неизменное, раз навсегда данное.

Иначе говоря, подойти к ним именно как к «процессам культуры», а не только как к ее результа­там, т. е. конкретно-исторически.

 

· Поскольку историческая жизнь не поддается строгой системе, то у наук о культуре не может быть основной науки, аналогичной ме­ханике.

Но это не означает, что у них отсутствует «возможность сомкнуться в одно единое целое».

Возможность такого единства общей связи этих наук обеспечивает им понятие культуры.

 

· По сравнению с естествознанием исторические науки отличаются большей субъективностью и важную роль в них играют такие фе­номены, как интерес, ценность, оценка, культура.

 

 

112. ПОНИМАНИЕ М. ВЕБЕРОМ

СВОЕОБРАЗИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

ПЛАН

1. Наука и научный метод(по М. Веберу).

2. Специфика социального познания (по Веберу).

3. Категория «идеальный тип».

4. Объективность и постулат «свободы от оценки».

 

 

1. Наука и научный метод(по М. Веберу). Макс Вебер (1864—1920) — немецкий социолог, историк, эконо­мист, энциклопедический представитель социально-гуманитарного зна­ния, успешно разрабатывавший и его методологические проблемы.

В решении этих проблем испытал сильное влияние В. Виндельбанда и Г. Риккерта.

Согласно Веберу, наука как «специализированное и уходящее в бес­конечность производство» имеет два основных вектора:

· вовне — для практической, личной жизни и улучшения благосостояния людей, и

· вовнутрь — для своих собственных потребностей.

Поэтому на вопрос: «что же позитивного дает наука? » Вебер отвечает: «Во-первых, наука прежде всего разрабатывает, конечно, технику овладения жизнью — как внешними вещами, так и поступками людей — путем расчета... Во-вторых, наука разрабатывает методы мышления, рабочие инстру­менты и вырабатывает навыки обращения с ними» (М.Вебер. Избранные произведения. М., 1990.С.719).

Вторая задача — не менее важная, чем первая, а в ряде случаев, на определенных эта­пах развития науки она приобретает решающее значение.

Вместе с тем немецкий мыслитель был убежден в том, что одна только наука со всеми своими средствами и методами не может спра­виться со всеми сферами жизни, разрешить серьезные жизненные про­блемы.

Здесь слово уже «за иными силами» — такими как мораль (нрав­ственность), религия, философия и др.

НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТВОРЧЕСКИМИ И ПЛОДОТВОРНЫ­МИ, А ИХ ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ — «ОСТОРОЖНЫМ, СВОБОДНЫМ ОТ ДОГМАТИЗМА».

Требуя всегда руководствоваться определенными мето­дологическими положениями, Вебер подчеркивает, что методология — не цель, а средство, не носящее, однако, внешнего характера.

 

 

2. Специфика социального познания (по Веберу). Вебер выделяет — вслед за Виндельбандом и Риккертом — два ос­новных класса наук — естественные и социальные, считая, что свое­образие последних и границы между этими двумя классами нужно защищать обоснованно.

 

«Водораздел» между указанными двумя основными классами наук Вебер проводит по вопросам:

 

· достоин ли существования этот мир?

 

· имеет ли он какой-нибудь смысл и

 

· есть ли смысл существовать в та­ком мире?

 

ОН СЧИТАЕТ, ЧТО ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ НЕ ТОЛЬКО НЕ РЕШАЕТ, НО ДАЖЕ И НЕ СТАВИТ ДАННЫХ ВОПРОСОВ, ХОТЯ ОНО И ОПИСЫВАЕТ СУЩЕСТВУЮ­ЩИЙ МИР.

 

 

Вебер не разделяет китайской стеной естественные и социальные науки, подчеркивая их единство и целый ряд общих черт.

Вместе с тем он приходит к выводу о «безусловном своеобразии исследований в области наук о культуре».

 

В чем же видит Вебер это своеобразие?

 

· Предмет социального познания — «культурно значимая индиви­дуальная действительность».

 

Поэтому социальная наука делает ак­цент на индивидуальное, единичное, культурно значимое, но на основе всеобщего (законов) — характерная черта социального по­знания.

 

· Преобладание качественного аспекта исследования над количе­ственным. Социокультурные явления невозможно выразить «с по­мощью точных формул естественных наук».

 

Поэтому здесь пре­обладает «качественная окраска событий», что не отменяет опре­деленного «участия» в их исследовании количественных методов — но «осторожно» и в «меру».

 

· Объекты социального познания — «суть процесса развития», но­сят исторический характер.

 

Поэтому ключевую роль в их исследо­вании играет принцип историзма.

 

· Решающее значение ценностных компонентов.

 

Познать жизнен­ные явления в их культурном значении — вот к чему стремятся социальные науки, это их основная цель.

 

· Более тесная, чем в естествознании, связь с субъективными пред­посылками, необходимость отражения в исследовании личности автора.

 

ГОСПОДСТВУЮЩАЯ В ДАННОЕ ВРЕМЯ В МЫШЛЕНИИ ДАННОГО УЧЕ­НОГО СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ИМЕЕТ, СОГЛАСНО ВЕБЕРУ, РЕГУЛЯТИВНЫЙ ХА­РАКТЕР.

 

Она определяет выбор им:

 

ü предмета исследования,

ü его ме­тодов,

ü способов образования понятий и норм мышления.

 

· Определяющая роль причинного объяснения по сравнению с зако­ном.

 

Здесь немецкий мыслитель исходит из того, что в методоло­гии социальной науки знание законов — не цель, а средство иссле­дования, которое облегчает сведение культурных явлений к их кон­кретным причинам.

 

· Своеобразие теоретических понятий и методов в познании «куль­турной действительности», которые должны быть индивидуаль­ными и ценностными.

 

· Осознание особой роли понимания как своеобразного способа по­стижения социальных явлений и процессов, противоположного ме­тоду естественных наук.

 

Обосновывая специфику социального по­знания, немецкий мыслитель отмечает, что, изучая социальные образования в отличие от биологических организмов, «мы пони­маем поведение отдельных индивидов, участвующих в событиях, тогда как поведение клеток мы понять не можем» (М.Вебер. Избранные произведения. С. 617), а можем толь­ко установить правила (законы) данного процесса.

 

А это есть объяс­нение, основанное на наблюдении, а не «интерпретирующее объяс­нение», являющееся специфическим свойством социального по­знания.

 

Однако Вебер не разводит резко понимание и объяснение (как Риккерт или Дильтей), а стремится сблизить эти подходы, считая, однако, основным для наук о культуре понимание.

 

3. Категория «идеальный тип». Этимологически термин «идеальный тип» восходит к слову «идея», в котором Вебер выделяет два основных значения:

 

· идеал, образец, т. е. то, что должно быть, к чему следует стремиться.

 

Это своеобразная максима, т. е. правило, регулирующее определенные связи и взаимоот­ношения людей;

 

· мысленно сконструированные образования как вспо­могательные логические средства, продукт синтеза определенных по­нятий: «капитализм», «обмен товаров», «церковь», «культура» и т. п.

 

 

Итак, «идеальный тип» — понятийное образование.

А ПОСКОЛЬКУ КАЖДАЯ НАУКА РАБОТАЕТ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКСА СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ СВОЕЙ ЭПОХИ, ТО ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ КРИТЕРИЕВ ЗРЕЛОСТИ НАУКИ ВЕБЕР СЧИТАЕТ ОВЛАДЕНИЕ ИДЕАЛЬНЫМ ТИПОМ КАК СВОЕОБРАЗНЫМ ИНСТРУМЕН­ТОМ (ОРУДИЕМ) ПОЗНАНИЯ И ЕГО УМЕЛОЕ ПРИМЕНЕНИЕ.

 

Вебер считает одним из распространенных заблужденийИСТОЛКО­ВАНИЕ ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ «НА МАНЕР» СРЕДНЕВЕКОВОГО «РЕАЛИЗМА», т. е. отождествление этих мысленных конструкций с самой ИСТОРИКО-КУЛЬ­ТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ, ИХ «СУБСТАНЦИАЛИЗАЦИЮ».

 

Он указывает на ту се­рьезную опасность, которая возникает тогда, когда обнаруживается стремление стереть грань между идеальным типом и действительно­стью.

 

Говоря об отношении мысленной конструкции к эмпирически дан­ным фактам действительности, Вебер считает, что ТАКАЯ КОНСТРУКЦИЯ НЕ ДАЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОСЛЕДНЕЙ, НО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ДЛЯ ЭТОГО «ОДНОЗНАЧ­НЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ».

 

Идеально-типическая абстракция все же обя­зана своим происхождением действительности, ибо она «компилиру­ется» из различных элементов последней, сочетает, объединяет опре­деленные связи и процессы исторической жизни в некий «космос мыс­ленных связей», лишенный внутренних противоречий.

 

Тем самым — это своеобразная «идея-синтез», характерная черта которой состоит в том, что «по своему содержанию данная конструкция носит характер утопии, полученной посредством мысленного усиления определен­ных элементов действительности» (М.Вебер. Избранные произведения. C.389).

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Formal letter 1 (Sales letter) – письмо с предложением о продаже
  2. XXX. ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ – ВЕЛИКАЯ ПУСТОТА БУДДИСТОВ (будителей, будетлян, людей, которые здесь, скоро будут).
  3. Бухгалтерские записи при продаже товаров с участием комиссионеров
  4. Бхагаван, скажите мне правду, ибо у меня такое чувство, что там, наверху, ничего нет — даже любви, даже сострадания.
  5. ВРЕЗКА 8.1. ПАМЯТКА ПРИ ЛИЧНОЙ ПРОДАЖЕ
  6. Всегда говори «да» руководству и менеджерам по продаже
  7. Вся энергия перешла на другой уровень, на другую плоскость существования. Грязь стала лотосом, но она все еще здесь. Грязь неотделима от лотоса; она была преобразована.
  8. Глава 2. Возможно, вы даже не дочитаете эту главу.
  9. Глава 44. Законы, управляющие разумом
  10. Даже двигаясь вместе со всеми, можно делать это
  11. Дифференциальные уравнения высших порядков. Общие понятия.
  12. Для меня познание превращается в знание, которое, в свою очередь, превращается в практику этого знания. Даже это становится практикой. Пожалуйста, прокомментируй.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.077 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь