Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Неразрывная связь государства и права



ГЛАВА VIII

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

Неразрывная связь государства и права

Право возникает раньше государства, и существование права возможно без государства, что подтверждается, в частности, полу­ченными этнографами и антропологами многочисленными данными о существовании права даже в бесписьменных культурах. Но госу­дарство без права существовать не может. Нельзя найти государ­ство, древнее или современное, в котором право не существовало бы в том или ином виде. Право является атрибутом любого государства, его своеобразной «визитной карточкой». Оно есть и «чрезвычайно сложный механизм... нечто необъятное, устрашающее, принуждающее и даже притесняющее, но одновременно, с другой точки зрения, ус­покаивающее и защищающее... В определенной мере право— это лицо общества, подавляющего индивида или помогающего ему».'

Для характеристики связи права и государства и определения правовых возможностей последнего существенны три момента.

1. Государственная власть может инициировать возникновение права, и такая творческая деятельность государственного аппарата называется в широком смысле правотворчеством, под которым по­нимается создание нормативно-правовых актов, а в узком смысле — законотворчеством, созданием законов. Но возможности власти в сфере правотворчества не безграничны. Любое государство вынуж­дено считаться с теми условиями жизни конкретного общества, го­сударственное пренебрежение которыми может разрушить социально-

Цит. по: Обгцая характеристика французского права. Б. м., 1994. С. 34.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

правовую коммуникацию. Следует еще раз подчеркнуть, что сам по себе нормативно-правовой акт не создает права. Поэтому право­вые акты, идущие вразрез с интересами, потребностями, ментали­тетом, т. е. с коммуникативной природой людей, рискуют остаться «мертворожденными» и не получить правового значения. И наобо­рот, правовые акты, «признанные» населением, «порождают» новые правовые отношения, т. е. порождают правовую коммуникацию, хотя, возможно, и не всегда точно соответствующую замыслу их разра­ботчиков.

Так, государство оказывается бессильным при попытках при­дать правовое значение нормативным актам, посягающим на биоло­гические основания социальной коммуникации, вводя запреты на общение с себе подобными, на питание, продолжение рода, самоза­щиту и т. д. Не может «породить» право и закон, идущий вразрез с социокультурными основаниями коммуникации. Чем более куль­турно однородно общество, тем более единым и неизменным явля­ется его правосознание и тем активнее оно сопротивляется инород­ным инновациям (нормативным нововведениям). Поскольку право находится не в законе, понимаемом как материально-текстуальная форма права, а в социуме, то отсутствие социальной легитимации такого закона и не порождает у субъектов прав и обязанностей (не порождает права). И наоборот, закон, изданный легитимной властью и соответствующий господствующим в обществе настроениям и ценностным представлениям, способен к творческим изменениям правовой жизни общества, т. е. к установлению новых обществен­ных отношений, вводя их в пространство правовой коммуникации.

2. Наряду с творческим моментом в правовой жизни любого государства существует момент консервативный, связанный с не­обходимостью государственного признания уже сложившихся об­щественных отношений, органичных для данного общества, и об­разованием на их легитимированной основе отношений правовых, модельно закрепленных в официальных правовых текстах. Напри­мер, социальные отношения по оказанию материальной помощи нуждающимся, отражающие господствующие в общественном со­знании нравственные стандарты, могут послужить идеологическим основанием для формирования правовых отношений, если право­вые тексты государства закрепят за определенными категориями


Глава VIII. Право и государство

граждан право на получение денежных пособий и государство

возьмет на себя обязательство по их выплате.

3. Вместе с тем определенные общественные отношения зача­стую уже имеют правовую форму независимо от их признания госу­дарством, поэтому последнее может санкционировать существующие правовые нормы и правовые тексты, придав им статус норм офици­ального права. Таким путем конституируется, например, правовой обычай как форма государственно-признанного права.

Как было отмечено выше, государственно-организованное пра­во получает новые черты по сравнению с правом социальным. Так, в государственном праве формализованность текстуальных источ­ников права достигает нового уровня. Чаще всего они представлены письменными текстами и организованы в рациональную си­стему. Именно в государстве применение специальными органами процессуально обеспеченных мер принуждения к правонарушителям становится эффективным средством защиты права.

Право, формирующееся в государстве, является одним из наи­более мощных средств и социального контроля, и социального развития. Оно обладает высшей легитимностью (социальной цен­ностью) в «здоровом» государстве, и конфликтующие с ним нормы социального права, как правило, теряют свое правовое значение.

Понятие государства и его признаки

Государство есть развитая форма политически организован­ного общества. Это означает, что государственно-организованное общество имеет как общесоциальные признаки, присущие всем первичным обществам, так и признаки специфические.

Общесоциальными признаками государства являются: 1) нали­чие общности людей, связанных между собой духовными, экономи­ческими, политическими, этническими, правовыми и иными комму­никативными отношениями; 2) наличие публичной власти, которая, будучи верховной, легитимной и правовой, регулирует обществен­ные отношения, в том числе используя принуждение. Указанные при­знаки публичной власти могут быть раскрыты следующим образом.

1. Социальную власть вообще можно охарактеризовать как способность чьей-либо воли оказывать определяющее воздействие


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

на поведение другого субъекта. В обществе власть проявляется на разных уровнях и в различных сферах: в семье, общественной орга­низации, учреждении, политической партии, религиозном объеди­нении и т. д. Но эти проявления власти не распространяются на все общество. Они носят фрагментарный и зависимый характер, охва­тывая лишь часть целого, и выступают только от имени этой части во всех отношениях между отдельными сегментами общества. Пуб­личная власть упорядочивает отношения внутри общества как целого и поэтому выступает от имени общества во всех внутренних и внешних отношениях. Публичная власть выступает средством общесоциальной коммуникации, что и делает ее властью публичной (общественной) в собственном смысле слова, так как вне коммуни­кативного пространства никакая «публичность» невозможна. Вместе с тем она является властью верховной и самостоятельной. Верхо­венство власти внутри общества и ее независимость от всякой внешней власти составляют понятие суверенитета. В государстве суверенитет политической публичной власти называется государственным су­веренитетом. Таким образом, публичная власть в государстве, как правило, есть власть суверенная. Необходимо отметить проблема­тичность самой конструкции суверенной власти и отсутствие одно­значного и общепринятого решения проблемы суверенитета в госу-дарствоведении.

2. Любая социальная власть основана на управлении поведе­нием других субъектов и предполагает подчинение. Реализация власти отнюдь не представляет собой «улицу с односторонним движе­нием». Это сложное коммуникативное отношение между носителем власти и исполнителями властных решений, следствием которого и является сознательное выполнение предписанного поведения. По­добное признание власти со стороны населения в качестве соци­альной ценности, согласие подчиняться ей, следовать ее распоряже­ниям называется легитимностью власти.

Легитимность — категория не столько рациональная, сколько иррациональная. Именно поэтому подчас бывает трудно объяснить, почему человек подчиняется властным велениям — делает ли он это из личной эмоциональной преданности носителю власти (так назы­ваемая аффективная, или харизматическая, легитимность), или же из убежденности в необходимости сохранения традиционного


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

1. Природа власти такова, что она не может реализовываться всеми одновременно, так как требует соподчинения объекта управ­ления управляющему субъекту. Поэтому верховный характер пуб­личной власти предполагает определенную ее централизацию, со­средоточение в специальных органах, составляющих аппарат государства. Хотя определенный аппарат управления существовал и в догосударственных обществах, только в государстве он состоит из профессионалов, людей, занятых управленческим трудом как своей основной деятельностью, которая приносит им средства к существованию. Таких людей в политической теории именуют уп­равляющими, менеджерами, чиновниками, бюрократами и т. д. Спе­циализация властной управленческой деятельности ведет к ее даль­нейшей институционализации, объективации и отчуждению от человека, что компенсируется через процедуры легитимации госу­дарственной власти.

Единый аппарат государства состоит из собственно управ­ленческого подаппарата, призванного осуществлять регулятивные функции государства (в современных государствах это законода­тельные и исполнительные органы), и охранительного подаппарата (подаппарата принуждения), нацеленного на охрану установленного порядка (правоохранительные органы, армия).

Аппарат государства создает официальные правовые тексты (источники права), при помощи которых правовые нормы получают качественно новые признаки, лишь в «свернутом» виде присутство­вавшие в социальном праве: системность, формализованность и публично-государственную защищенность. Тем самым меняется конфигурация правовых коммуникаций. Так, только в государстве правовые нормы текстуально выражаются в письменной форме за­кона. Только в аппарате государства появляются такие атрибуты правосудия, как профессиональные суды и тюрьмы.

2. Наличие в государстве специфического аппарата, состоя­щего из людей, занимающихся управленческой деятельностью, пред­полагает расходы на его содержание, включая расходы на оплату труда чиновников, содержание армии и т. д. Решение государством общесоциальных задач требует привлечения общесоциальных ма­териальных ресурсов, что обеспечивается, в частности, сбором де­нежных средств с населения, называемых налогами.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

публично-правовую природу. Государство в этом коммуникативном ракурсе, сохраняя все вышеназванные признаки, предстает не как нечто чуждое и насильственно навязываемое обществу и не как сред­ство, инструмент в руках гражданского общества, а как единый с обществом социокультурный и духовный феномен. Государство возрастает вместе с обществом и представляет собой институцио-нализированную форму его этнических и социокультурных особен­ностей. Оно есть формообразующее основание для национальной и культурной идентичности.

В этом своем качестве государство есть не что иное, как поли­тический союз, включающий в себя всех членов общества (во всем многообразии их социально-коммуникативных отношений), ради которых и через которых он и существует. Но такой коммуникативный союз устанавливается не через формальный договор (как ошибочно полагали сторонники теории общественного договора), а через ду­ховное единение, основанное на общности исторической судьбы, прошлого и будущего народа. Подобный политический союз не за­висит от формы государственного правления и может существовать как в демократиях, так и в монархиях.

Таким образом, государство не может быть сведено ни к госу­дарственному аппарату, управляющему обществом и осуществляю­щему принуждение, ни к совокупности подвластных, противопо­ставляющих себя аппаратно организованной публичной власти. Государство есть коммуникативное единство государственного аппарата и населения. Как писал А. Д. Градовский (1841-1889), внесший значительный вклад в формирование петербургской школы правоведения и государствоведения, в государстве должна быть «со­лидарность, неразрывная связь между всеми элементами политической народности — как правительственными, так и общественными», соот­ветственно не должно быть противопоставления общества и госу­дарства «в качестве элементов враждебных и исключающих друг друга».3 При этом, подчеркивает уже современный российский уче­ный, неотъемлемо присущая обществу публичная власть, если она имеет действительно публичный, а не частный характер, «изначаль­но и постоянно конструктивна по отношению к обществу, жизненно

3 Градовский А. Д. Национальный вопрос в истории и в литературе. СПб., 1873. С. 11-14.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

публично-правовую природу. Государство в этом коммуникативном ракурсе, сохраняя все вышеназванные признаки, предстает не как нечто чуждое и насильственно навязываемое обществу и не как сред­ство, инструмент в руках гражданского общества, а как единый с обществом социокультурный и духовный феномен. Государство возрастает вместе с обществом и представляет собой институцио-нализированную форму его этнических и социокультурных особен­ностей. Оно есть формообразующее основание для национальной и культурной идентичности.

В этом своем качестве государство есть не что иное, как поли­тический союз, включающий в себя всех членов общества (во всем многообразии их социально-коммуникативных отношений), ради которых и через которых он и существует. Но такой коммуникативный союз устанавливается не через формальный договор (как ошибочно полагали сторонники теории общественного договора), а через ду­ховное единение, основанное на общности исторической судьбы, прошлого и будущего народа. Подобный политический союз не за­висит от формы государственного правления и может существовать как в демократиях, так и в монархиях.

Таким образом, государство не может быть сведено ни к госу­дарственному аппарату, управляющему обществом и осуществляю­щему принуждение, ни к совокупности подвластных, противопо­ставляющих себя аппаратно организованной публичной власти. Государство есть коммуникативное единство государственного аппарата и населения. Как писал А. Д. Градовский (1841-1889), внесший значительный вклад в формирование петербургской школы правоведения и государствоведения, в государстве должна быть «со­лидарность, неразрывная связь между всеми элементами политической народности — как правительственными, так и общественными», соот­ветственно не должно быть противопоставления общества и госу­дарства «в качестве элементов враждебных и исключающих друг друга».3 При этом, подчеркивает уже современный российский уче­ный, неотъемлемо присущая обществу публичная власть, если она имеет действительно публичный, а не частный характер, «изначаль­но и постоянно конструктивна по отношению к обществу, жизненно

3 Градовский А. Д. Национальный вопрос в истории и в литературе. СПб. 1873. С. 11-14.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

стремится максимально увеличить объем своих функций для уста­новления полного контроля над обществом. На одно из первых мест при этом выдвигаются идеологическая функция и функция подавления идеологических оппонентов. При либеральном политическом ре­жиме, наоборот, превалирует стремление минимизировать государ­ственные функции. Государство в этом случае признает за собой только функцию охраны прав и свобод человека в качестве основной функции. Такое государство часто уподобляют «ночному сторожу», для кото­рого днем не находится никакого дела.

Существенно меняются функции государства в постиндустри­альную, информационную эпоху. Здесь на одно из первых мест вы­двигается информационно-коммуникативная функция государства.

Представляется, что государство, осуществляя свои функции, не должно лишать общество свободы, но и не должно способство­вать возникновению социальной анархии. Его организующая дея­тельность не может быть сведена к механическому планированию, а предполагает нацеленность на использование и развитие органи­ческих культурных сил общества. Как точно заметил П. А. Фло­ренский, «построить разумное государство — это значит сочетать свободу проявления данных сил отдельных людей и групп с необхо­димостью направлять целое к задачам, неактуальным индивидуаль­ному интересу, стоящим выше и делающим историю».5

Наибольшее значение имеет выделение политической, идео­логической, культурно-воспитательной, экономической, фис­кальной, социальной, экологической и информационно-комму­никативной функций современного государства, а также функции правового регулирования.

Политическая функция государства выражается в организации государственного управления и общественного самоуправления, ре­гулировании политических процессов в обществе, поддержании об­щественного согласия, в том числе путем разрешения социальных конфликтов, обеспечении внутренней и внешней безопасности и т. п.

Идеологическая функция в той или иной форме присутствует в любом государстве. Любое государство вынуждено контролировать

5 Флоренский П. А. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Литературная учеба. 1991. № 3. С. 96.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

общества, определяя темпы хозяйственного роста и обеспечивая пропорциональное развитие отдельных отраслей экономики.

Фискальная функция заключается в обеспечении совокупных доходов государственной казны, которые складываются из доходов от государственных монополий, государственных предприятий, от пошлин и акцизов, а также из налогов.

Социальная функция направлена на осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание не­обходимого (достойного) уровня жизни населения, обеспечение нор­мальных условий труда и быта, на государственную помощь тем лицам, которые по не зависящим от них обстоятельствам не могут самостоятельно обеспечить себя средствами для достойного суще­ствования. Реализуя социальную функцию, государство, в частности, предпринимает меры по обеспечению трудовой занятости населения и сокращению безработицы, а также устанавливает минимальный размер оплаты труда.

Экологическая функция — это функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов. В последнее время проблема здоровой экологии вышла на первый план. Основное содержание экологической функции составляют государственное регулирование охраны окружающей среды, определение порядка природопользования, обеспечение экологической безопасности.

При реализации своих функций государство взаимодействует с обществом, информируя его о положении дел в государстве, в связи с чем можно выделить информационно-коммуникативную функцию, которая выражается в обеспечении передачи информации от госу­дарственных и негосударственных источников к субъектам — по­требителям информации и установлении коммуникативного взаимо­действия между всеми субъектами коммуникации. В настоящее время этой цели служат средства массовой информации — газеты, телеви­дение, радио, Интернет и др., различные правительственные и не­правительственные организации, включая политические партии, общественные фонды и т. д.7

7 «Сегодня мы являемся не только пассивными свидетелями, но и зачастую активными участниками процесса 4юрмирования и развития рынка ин4юрмации и знаний как факторов производства в дополнение к традиционным рынкам природных ресурсов. Можно с полной уверенностью говорить о том, что знание и информация


Глава VIII. Право и государство

Особое значение имеет функция правового регулирования.

Ее специфика заключается в том, что все остальные функции тес­нейшим образом на нее «завязаны». Правовое регулирование осу­ществляется через правотворчество и правоприменение и в этом виде выступает как одна из форм реализации других функций го­сударства (помимо правовой можно также выделить организацион­ную форму реализации функций). Так, принимая экономические или социальные законы, государство через функцию правотворчества осуществляет экономическую и социальную функции. Применяя право, т. е. осуществляя властную организационно-распорядительную деятельность по обеспечению субъективных прав или привлечению к правовой ответственности, государство устраняет препятствия для нормального осуществления своих основных функций и обеспечи­вает в обществе правопорядок. Следовательно, применяя право, государство реализует свою правоохранительную функцию.

Рассмотренные функции (кроме фискальной) могут быть не только внутренними, но и внешними. Например, внешнеполити­ческая функция направлена на установление разносторонних полити­ческих отношений с другими государствами. Внешнеэкономическая функция связана с поисками взаимовыгодных экономических отно­шений, развитием экономической кооперации. Внешняя социальная функция реализуется в виде помощи народам других государств, пострадавшим от каких-либо стихийных бедствий и т. д., а внешняя экологическая функция направлена на международное сотрудниче­ство в деле оздоровления окружающей среды. Важнейшей внешней функцией является функция обороны своей страны от агрессии дру­гого государства и поддержания мирового правопорядка (внешняя правоохранительная функция).

Процесс глобализации, понимаемый как формирование мирового сообщества, общности международных отношений, их взаимозависи­мости и взаимообусловленности, теснейшим образом связан с инфор­мационно-коммуникационными межгосударственными процессами.

становятся на сегодняшний день одним из стратегических ресурсов государства и общества, ресурсом социально-экономического, технологического и культурного развития. Масштабы использования этого ресурса стали сопоставимы с использо­ванием традиционных ресурсов, а величина суммарных затрат на него уже имеет макроэкономическую значимость» {Чернов А. А. Становление глобального инфор­мационного общества: проблемы и перспективы. М., 2003. С. 12-13).


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Дополнительная литература

Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве // Ильин И. А. Собр соч • В 10 т. Т. 4. М., 1994.

МамутЛ. С. Государство в ценностном измерении. М., 1998.

Маритен Ж. Человек и государство. М., 2000.

Марченко М. Н. Государственный суверенитет: проблемы определения по­нятия и содержания // Правоведение. 2003. № 1.

Матюхин А. А. Государство в сфере права: институциональный подход Алматы, 2000.

Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности. М 1998.

Тихомиров Ю. А. Государство на рубеже столетий // Государство и право 1997. №2.

Четверят В. А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право. 1992. № 5.

Чиркин В. Е. Современное государство. М., 2001.


 

ГЛАВА VIII

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

Неразрывная связь государства и права

Право возникает раньше государства, и существование права возможно без государства, что подтверждается, в частности, полу­ченными этнографами и антропологами многочисленными данными о существовании права даже в бесписьменных культурах. Но госу­дарство без права существовать не может. Нельзя найти государ­ство, древнее или современное, в котором право не существовало бы в том или ином виде. Право является атрибутом любого государства, его своеобразной «визитной карточкой». Оно есть и «чрезвычайно сложный механизм... нечто необъятное, устрашающее, принуждающее и даже притесняющее, но одновременно, с другой точки зрения, ус­покаивающее и защищающее... В определенной мере право— это лицо общества, подавляющего индивида или помогающего ему».'

Для характеристики связи права и государства и определения правовых возможностей последнего существенны три момента.

1. Государственная власть может инициировать возникновение права, и такая творческая деятельность государственного аппарата называется в широком смысле правотворчеством, под которым по­нимается создание нормативно-правовых актов, а в узком смысле — законотворчеством, созданием законов. Но возможности власти в сфере правотворчества не безграничны. Любое государство вынуж­дено считаться с теми условиями жизни конкретного общества, го­сударственное пренебрежение которыми может разрушить социально-

Цит. по: Обгцая характеристика французского права. Б. м., 1994. С. 34.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

правовую коммуникацию. Следует еще раз подчеркнуть, что сам по себе нормативно-правовой акт не создает права. Поэтому право­вые акты, идущие вразрез с интересами, потребностями, ментали­тетом, т. е. с коммуникативной природой людей, рискуют остаться «мертворожденными» и не получить правового значения. И наобо­рот, правовые акты, «признанные» населением, «порождают» новые правовые отношения, т. е. порождают правовую коммуникацию, хотя, возможно, и не всегда точно соответствующую замыслу их разра­ботчиков.

Так, государство оказывается бессильным при попытках при­дать правовое значение нормативным актам, посягающим на биоло­гические основания социальной коммуникации, вводя запреты на общение с себе подобными, на питание, продолжение рода, самоза­щиту и т. д. Не может «породить» право и закон, идущий вразрез с социокультурными основаниями коммуникации. Чем более куль­турно однородно общество, тем более единым и неизменным явля­ется его правосознание и тем активнее оно сопротивляется инород­ным инновациям (нормативным нововведениям). Поскольку право находится не в законе, понимаемом как материально-текстуальная форма права, а в социуме, то отсутствие социальной легитимации такого закона и не порождает у субъектов прав и обязанностей (не порождает права). И наоборот, закон, изданный легитимной властью и соответствующий господствующим в обществе настроениям и ценностным представлениям, способен к творческим изменениям правовой жизни общества, т. е. к установлению новых обществен­ных отношений, вводя их в пространство правовой коммуникации.

2. Наряду с творческим моментом в правовой жизни любого государства существует момент консервативный, связанный с не­обходимостью государственного признания уже сложившихся об­щественных отношений, органичных для данного общества, и об­разованием на их легитимированной основе отношений правовых, модельно закрепленных в официальных правовых текстах. Напри­мер, социальные отношения по оказанию материальной помощи нуждающимся, отражающие господствующие в общественном со­знании нравственные стандарты, могут послужить идеологическим основанием для формирования правовых отношений, если право­вые тексты государства закрепят за определенными категориями


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 926; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь