Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методология теории права и государства.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Методология теории права и государства. Под методом ТГП понимается система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений. Выделяются следующие виды методов теории государства и права: 1.ВСЕОБЩИЕ методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления ( диалектика. Метафизика) 2. ОБЩЕНАУЧНЫЕ методы, используемые в различных областях научного познания и не зависящие от отраслевой специфики науки, к ним относятся методы: - общефилософские, используемые в течение процесса познания(метафизика, диалектика) - исторический, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой общественным развитием, - функциональный- выяснение причин развития государственно-правовых явлений их взаимодействия, функций, - логический, основанный на использовании анализа (разделения объекта на части) синтеза(соединения в единое целое разделенных частей) индукции (получения знаний от частного к общему) дедукции( получения знаний от общего к частному) системности( исследования государственно-правовых систем) 3. ЧАСТНОНАУЧНЫЕ(СПЕЦИАЛЬНЫЕ) методы, направленные на изучение особенностей предмета познания: - формально-юридический, который позволяет познать структура государства и права, их развития и функционирование на основании политических и правовых понятий, - конкретно-социологический оценивающий государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов, -сравнительный, способствующий выявлению особенностей государственно-правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями. Но только в других отраслях, регионах или странах, -социально-правовой эксперимент, который экспериментально проверяет использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы статистики, моделирования и синергетики. 4. Организация власти в первобытном обществе. Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, ее разложение пришел к формированию государства. В условиях присваивающей экономики люди жили родами численностью 20-30 человек, объединенных кровным или предполагаемым родством. Источником пропитания служили собирательство, охота и рыболовство. Роды объединялись во фратрии. Для объединения сил в борьбе с природой или для защиты от нападений, фратрии объединялись в племена (союзы племен). Первобытная организация знала лишь половозрастное разделение труда. Основными институтами власти в этот период были старейшины (совет старейшин), вожди, собрание взрослых членов общины, жрецы. Власть, существовавшая в первобытном обществе, обладала следующими главными чертами: 1) Базировалась на семейных отношениях. 2) Была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления. В обществе не было специально выделенного аппарата управления: производительный труд сочетался с управленческим. При этом лица, выполнявшие властные функции, избирались на определенный срок из числа самых уважаемых членов рода и не обладали какими-либо привилегиями. 3) Общественная власть была основана на материальном и социальном равенстве всех членов рода, потому опиралась не на принуждение, а на авторитет, уважение, традиции рода. Религиозные функции выполнял жрец, деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек был частью природы и непосредственно зависел от природных сил, верил в возможность их задобрить, чтобы они были благосклонны к нему. Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе - это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания и распределения пищи, сохраняли брачно-семейные отношения, устанавливали порядок разрешения споров между членами общины. В отечественной науке регулятор этого периода принято именовать мононормами – единые, общие для всех правила поведения. Не существовало различия на моральные, религиозные нормы, поскольку первобытный человек воспринимал правила поведения в виде единой нормы, не разграничивая прав и обязанностей. Основной формой существования норм были запреты (табу). Наиболее значимыми были запрет на кровосмешение (инцест), на нарушение разделений функций в общине. Особое место занимала тотемная система, то есть объявление какого-либо растения или животного священным, по причине его «родства» с племенем. Это налагало запрет на употребление такого животного (растения) в пищу жителями этого племени. Таким образом, тотемная система имела экологическое значение, выступала аналогом современной «Красной книги». Кроме запретов имело место позитивное обязывание, которое имело целью рациональную организацию строительства жилищ, изготовление орудий труда, приготовление пищи. Социальные нормы существовали в разнообразных формах – мифах, ритуалах, обычаях, обрядах. В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения (служили регулятором общественных отношений людей). Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии. Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем: они исходили от рода и выражали его волю и интересы. Они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени. Понятие правовой идеологии. система идей, теорий и понятий, в которых отражается и оценивается отношение людей к праву. Правосознание в этом смысле есть осознание права, правовой действительности в целом. На уровне отдельной личности идеологический аспект правосознания выражен правовой информированностью. Элементом правовой идеологии являются идеи, правовые взгляды, научные теории и др. Компонентом правовой идеологии выступает правовая информация — функционирующие в обществе сведения о юридических нормах и принципах, правовых идеях и представлениях, правотворческой и правореализационной деятельности, а также об иных фактах и событиях, носящих правовой характер. Особое значение на правовую идеологию могут оказывать господствующие правовые доктрины — юридические концепции, которые конкретизируют положения правовой идеологии и при помощи понятийного аппарата политических и общетеоретических правовых знаний раскрывают отношение государственной власти к праву, его ценность и роль в жизни общества, детализируют официальные представления о социально-политическом содержании данного типа права, той или иной национальной правовой системы. К правовой идеологии относятся не все правовые взгляды и представления, но только истинные, отображающие закономерности правовой жизни общества, права и правовых явлений. Это, прежде всего, правовые идеи, принципы права, научные теории. Особой формой правовой идеологии является правовая наука, или правоведение — система знаний о праве, законодательстве, юридической практике. При определенных условиях она может выступать в качестве источника права применительно к некоторым правовым системам. Наука в принципе определяет стратегию правового развития общества и является основой проводимой в стране государством правовой политики. Однако между правовой идеологией и правовой наукой могут быть противоречия. Правовая идеология может возникать и развиваться вне связи с наукой. Так, в исламских государствах правовая идеология основывается на религиозных догматах. Правовая идеология жестко привязывается к интересам правящих элит, по сути, обслуживает их и поэтому неадекватно выражает правовые реалии. Правовая наука призвана отображать объективные закономерности правового развития, не склоняясь к конъюктурщине и субъективизму. Науке противопоказана нормативная заданность (предопределенность) ее развития установками власть имущих. Соотношение права и морали. Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом. Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей. Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п. Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия. Единство права и морали заключается в следующем: 1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни; 2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов; 3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношени 4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека; 5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Соотношение права и морали. Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом. Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей. Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п. Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия. Единство права и морали заключается в следующем: 1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни; 2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов; 3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношени 4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека; 5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Принцип разделения властей Принцип разделения властей – это идея построения и осуществления единой гос-ной власти на основе четкого разграничения между ее различными «ветвями» – законодательной, исполнительной и судебной в целях предотвращения монополизации властных полномочий в руках одной ветви власти. Разграничение предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение деспотического режима, где невозможна свобода личности. Каждая из 3 властей выполняет свойственные ей задачи и функции. С помощью разделения властей гос-во функционирует в правовом режиме. Сдержеки и противовесы форма реализации принципа разделения властей присущая правовому гос-ному устройству. Законодательная власть – представительная. На основе выборов народ передает власть своим представителям, уполномочивает представительные органы осуществлять гос-ную власть. Принцип разделения властей не абсолютен, гос-но-правовые формы его реализации зависят от национальных традиций в широком смысле, от конкретной социально-экономической и политической ситуации. Организационно-правовые черты: 1. единая суверенная власть принадлежит народу; 2. отсутствует орган, в котором концентрировалась бы вся полнота гос-ной власти – зак-ной, исп-ной и судебной; 3. независимость трех ветвей гос-ной власти и реализующих ее гос-ных органов относительна; 4. система сдержек и противовесов ограничивает власть каждого органа гос-ва и препятствует сосредоточению власти в рамках какой-либо ветви власти в ущерб двум другим ветвям. Публичное и частное право. Публичное право — совокупностьотраслейправа, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса[1]. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступаетгосударстволибо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым являетсягосударственная власть. Характер поведения сторон вчастноправовыхотношениях определяется самими же сторонами. Однако и государство по принципуверховенства праваобязано подчиняться собственным законам и не допускать произвола в принятии решений. Частное право — часть системыправа[1], функционально-структурная подсистемаправа[2], совокупностьправовых норм, охраняющих и регулирующих отношения между частными лицами, основой которых являетсячастная собственность[3]. Тем самым частное право — это совокупность норм права, защищающих интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами[4]. Традиция выделения частного права характерна для стран романо-германской правовой семьи: всемье общего праваисемье мусульманского прававсе право являетсяпубличным, так как считается, что все право создается или санкционируется государством[5]. Правовая идеология. ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ — система идей, теорий и понятий, в которых отражается и оценивается отношение людей к праву. Правосознание в этом смысле есть осознание права, правовой действительности в целом. На уровне отдельной личности идеологический аспект правосознания выражен правовой информированностью. Элементом правовой идеологии являются идеи, правовые взгляды, научные теории и др. Компонентом правовой идеологии выступает правовая информация — функционирующие в обществе сведения о юридических нормах и принципах, правовых идеях и представлениях, правотворческой и правореализационной деятельности, а также об иных фактах и событиях, носящих правовой характер. Особое значение на правовую идеологию могут оказывать господствующие правовые доктрины — юридические концепции, которые конкретизируют положения правовой идеологии и при помощи понятийного аппарата политических и общетеоретических правовых знаний раскрывают отношение государственной власти к праву, его ценность и роль в жизни общества, детализируют официальные представления о социально-политическом содержании данного типа права, той или иной национальной правовой системы. Правовая психология. ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ — совокупность чувств, эмоций, настроений, переживаний, привычек, в которых отражается отношение людей к праву. Правосознание связанно с переживаниями людей, их чувствами и эмоциями по отношению к действующему законодательству и практическому применению законов. Правовое осознание действительности (правосознание) формируется вследствие правовой потребности и правового интереса — осознанной личностью необходимости использовать правовые средства для удовлетворения существующих потребностей, т.е. совершения социально-правовых (правомерных) действий. Соответственно, элементами правовой психологии выступают: правовой мотив — оценочное отношение личности к правовой ситуации с позиций актуализированной потребности; правовая установка — особое состояние психологического склада личности, предрасполагающее к определенной активности с позиций определенной потребности и личностного интереса; ценностно-правовые ориентации — совокупность качеств личности (чувство правового долга, ответственности, законности, уважения к праву, солидарность с его требованиям и др.), определяющих в своем единстве правовую позицию к праву, его институтам, отдельному предписанию; правовая сплоченность — особая социально-психологическая форма организованности, высшая степень духовного единства людей, проявляющегося во взаимодействии друг с другом в правовой сфере общественной жизни. Соотношение права и морали. Единство норм права и норм морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости. Единство и соотношение между правом и моралью выражается в том, что: в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество; у норм нрава и морали единый обьект регулирования — общественные отношения; как и нормы нрава, нормы морали исходят от общества; нормы права и нормы морали имеют сходную структуру; нормы права и нормы морали выделились из синкретичных (слитных) обычаев первобытного общества в ходе его разложения. Вместе с тем нормы нрава и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками: Происхождение. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия; Форма выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. В свою очередь, правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях и т. д.); Способ охраны от нарушений. Нормы права и нормы морали в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения правовых норм применяются также меры государственною принуждения; Степень детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным, не завидуй и т. п.). Правовые нормы представляют собой детализированные, по сравнению с нормами морали, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений; Сфера действия. Нормы морали охватывают практически все области взаимоотношений людей, в том числе правовую сферу. Правовоздействует только на наиболее важные сферы общественной жизни, регулируя лишь общественные отношения, подконтрольные государству. Признаки правовой нормы. Но́ рма пра́ ва — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан, организацийи выступающее регулятором общественных отношений. Правовые нормы имеют следующие признаки Общий характер. Неконкретность адресата, не персонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы. Конкретность содержания. Достигается простотой изложения текста нормы, а также широким использованием общеизвестных и специальных юридических терминов. Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права и обязанности. Микросистемность. Нормы права взаимосвязаны и, как правило, не противоречат друг другу
Методология теории права и государства. Под методом ТГП понимается система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений. Выделяются следующие виды методов теории государства и права: 1.ВСЕОБЩИЕ методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления ( диалектика. Метафизика) 2. ОБЩЕНАУЧНЫЕ методы, используемые в различных областях научного познания и не зависящие от отраслевой специфики науки, к ним относятся методы: - общефилософские, используемые в течение процесса познания(метафизика, диалектика) - исторический, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой общественным развитием, - функциональный- выяснение причин развития государственно-правовых явлений их взаимодействия, функций, - логический, основанный на использовании анализа (разделения объекта на части) синтеза(соединения в единое целое разделенных частей) индукции (получения знаний от частного к общему) дедукции( получения знаний от общего к частному) системности( исследования государственно-правовых систем) 3. ЧАСТНОНАУЧНЫЕ(СПЕЦИАЛЬНЫЕ) методы, направленные на изучение особенностей предмета познания: - формально-юридический, который позволяет познать структура государства и права, их развития и функционирование на основании политических и правовых понятий, - конкретно-социологический оценивающий государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов, -сравнительный, способствующий выявлению особенностей государственно-правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями. Но только в других отраслях, регионах или странах, -социально-правовой эксперимент, который экспериментально проверяет использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы статистики, моделирования и синергетики. 4. Организация власти в первобытном обществе. Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, ее разложение пришел к формированию государства. В условиях присваивающей экономики люди жили родами численностью 20-30 человек, объединенных кровным или предполагаемым родством. Источником пропитания служили собирательство, охота и рыболовство. Роды объединялись во фратрии. Для объединения сил в борьбе с природой или для защиты от нападений, фратрии объединялись в племена (союзы племен). Первобытная организация знала лишь половозрастное разделение труда. Основными институтами власти в этот период были старейшины (совет старейшин), вожди, собрание взрослых членов общины, жрецы. Власть, существовавшая в первобытном обществе, обладала следующими главными чертами: 1) Базировалась на семейных отношениях. 2) Была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления. В обществе не было специально выделенного аппарата управления: производительный труд сочетался с управленческим. При этом лица, выполнявшие властные функции, избирались на определенный срок из числа самых уважаемых членов рода и не обладали какими-либо привилегиями. 3) Общественная власть была основана на материальном и социальном равенстве всех членов рода, потому опиралась не на принуждение, а на авторитет, уважение, традиции рода. Религиозные функции выполнял жрец, деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек был частью природы и непосредственно зависел от природных сил, верил в возможность их задобрить, чтобы они были благосклонны к нему. Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе - это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания и распределения пищи, сохраняли брачно-семейные отношения, устанавливали порядок разрешения споров между членами общины. В отечественной науке регулятор этого периода принято именовать мононормами – единые, общие для всех правила поведения. Не существовало различия на моральные, религиозные нормы, поскольку первобытный человек воспринимал правила поведения в виде единой нормы, не разграничивая прав и обязанностей. Основной формой существования норм были запреты (табу). Наиболее значимыми были запрет на кровосмешение (инцест), на нарушение разделений функций в общине. Особое место занимала тотемная система, то есть объявление какого-либо растения или животного священным, по причине его «родства» с племенем. Это налагало запрет на употребление такого животного (растения) в пищу жителями этого племени. Таким образом, тотемная система имела экологическое значение, выступала аналогом современной «Красной книги». Кроме запретов имело место позитивное обязывание, которое имело целью рациональную организацию строительства жилищ, изготовление орудий труда, приготовление пищи. Социальные нормы существовали в разнообразных формах – мифах, ритуалах, обычаях, обрядах. В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения (служили регулятором общественных отношений людей). Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии. Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем: они исходили от рода и выражали его волю и интересы. Они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени. Понятие правовой идеологии. система идей, теорий и понятий, в которых отражается и оценивается отношение людей к праву. Правосознание в этом смысле есть осознание права, правовой действительности в целом. На уровне отдельной личности идеологический аспект правосознания выражен правовой информированностью. Элементом правовой идеологии являются идеи, правовые взгляды, научные теории и др. Компонентом правовой идеологии выступает правовая информация — функционирующие в обществе сведения о юридических нормах и принципах, правовых идеях и представлениях, правотворческой и правореализационной деятельности, а также об иных фактах и событиях, носящих правовой характер. Особое значение на правовую идеологию могут оказывать господствующие правовые доктрины — юридические концепции, которые конкретизируют положения правовой идеологии и при помощи понятийного аппарата политических и общетеоретических правовых знаний раскрывают отношение государственной власти к праву, его ценность и роль в жизни общества, детализируют официальные представления о социально-политическом содержании данного типа права, той или иной национальной правовой системы. К правовой идеологии относятся не все правовые взгляды и представления, но только истинные, отображающие закономерности правовой жизни общества, права и правовых явлений. Это, прежде всего, правовые идеи, принципы права, научные теории. Особой формой правовой идеологии является правовая наука, или правоведение — система знаний о праве, законодательстве, юридической практике. При определенных условиях она может выступать в качестве источника права применительно к некоторым правовым системам. Наука в принципе определяет стратегию правового развития общества и является основой проводимой в стране государством правовой политики. Однако между правовой идеологией и правовой наукой могут быть противоречия. Правовая идеология может возникать и развиваться вне связи с наукой. Так, в исламских государствах правовая идеология основывается на религиозных догматах. Правовая идеология жестко привязывается к интересам правящих элит, по сути, обслуживает их и поэтому неадекватно выражает правовые реалии. Правовая наука призвана отображать объективные закономерности правового развития, не склоняясь к конъюктурщине и субъективизму. Науке противопоказана нормативная заданность (предопределенность) ее развития установками власть имущих. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы