Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Статья 43. Судейство соревнований по шахматной композиции.
43.1. Судейская коллегия. Для проведения соревнований по шахматной композиции назначается судейская коллегия в составе: главного арбитра, судьи-секретаря, арбитров по разделам (составление композиций) или арбитров турнира (решение композиций). В своей работе судейская коллегия должна руководствоваться настоящими Правилами.
43.2. Права и обязанности арбитров по шахматной композиции. В соревнованиях по составлению композиций судейская коллегия должна в сроки, указанные в Положении о соревновании: · рассмотреть представленные композиции, определить степень их оригинальности, выявить дефектные композиции и имеющие предшественников; · оценить лучшие композиции; · составить отчет, в котором должна быть дана оценка творческих и спортивных результатов участников и организационной стороны соревнования.
43.2.1. Главный арбитр обязан: · обеспечить выполнение Положения о соревновании; · координировать деятельность арбитров по разделам; · вести переписку с участниками в личных соревнованиях или капитанами — в командных. Решение арбитра (судейской коллегии) обязательно для всех участников. Оно может быть обжаловано до момента, пока результаты соревнования не вошли в законную силу. В случае явно неправильного или недобросовестного отношения арбитра к своим обязанностям присуждение может быть отменено, а материалы соревнования переданы на новое рассмотрение другому арбитру (судейской коллегии). В соревнованиях по очному решению шахматных композиций судейская коллегия должна выполнять следующие требования: · протесты участников по итогам тура должны быть переданы главному арбитру не позднее, чем через час после объявления итогов тура, в письменной форме; главный арбитр имеет право принимать протесты вне этого времени; · протесты рассматриваются судейской коллегией в полном составе, принятое решение судейской коллегии является окончательным с момента его оглашения.
43.2.2. При оценке решений участников соревнования начисление очков ведется с учетом следующих требований: · правильное и полное решение, в том числе побочное, оценивается в 5 очков, а неполное решение оценивается в меньшее количество очков; · авторское задание может состоять из отдельных решений, и неправильное указание любого из них оценивается в 0 очков; · если окажется, что у композиции нет решения, то за нее все участники получают 0 очков и им в зачет идет полное время тура; · нелегальная позиция задачи или этюда не является основанием для исключения данного задания из турнира; · если ход записан неправильно, неясно или двусмысленно, то этот вариант или отдельное решение рассматриваются, как неправильные; · участник, получивший 0 очков в туре, получает в зачет полное время этого тура; · количество очков, набранных участником, определяет занятое место, а при равенстве очков участник с меньшим затраченным временем занимает более высокое место.
43.2.3. В заочных соревнованиях по решению шахматных композиций судейская коллегия должна выполнять требования, изложенные в ст. 41.2.
Статья 44. Основные художественные требования. 44.1. Выразительность замысла. Выразительность замысла, как правило, заключается: а) в четком выделении тематических вариантов, воплощающих замысел автора (нетематические варианты не должны затушевывать тематические варианты); б) в повторении идей в ряде аналогичных вариантов (принцип «эхо»), либо в синтезе нескольких идей в одном варианте, либо в создании тематических ложных следов, иллюзорной игры; в) в эффекте пуантировки (концентрации идеи в каком-либо ходе решения), комбинационных жертвах, изобретательной контригре другой стороны.
44.2. Экономичность формы. Экономичность формы состоит в выполнении авторского замысла минимальными средствами. Общие принципы экономичности формы конкретизируются в частные принципы экономичности начальной позиции, игры, финальной позиции.
44.2.1. Экономичность начальной позиции заключается в том, что все фигуры должны принимать участие в решении. Основная группа фигур, необходимая для осуществления задуманной идеи, составляет схему композиции. Остальные фигуры являются техническими и играют вспомогательную роль, устраняя побочные решения, дуали, нерешаемость. Необходимо добиваться: · использования всех белых фигур в тематических вариантах и уменьшения числа технических фигур; · легкости построения (равномерное распределение фигурного материала по всей доске, отсутствие скученности в расположении фигур); · естественности построения, особенно в этюде (приближение начального положения к позиции практической партии).
44.2.2. Экономичность игры в задаче заключается в том, что число ходов решения должно соответствовать замыслу композиции. Если для полного представления идеи достаточно, например, трех ходов, то может быть неоправданным выполнение замысла в многоходовой форме.
44.2.3. Экономичность игры в этюде заключается в том, что все фигуры должны максимально выявлять свои возможности (что, в частности, выражается в их подвижности, в динамичности игры). Желательно, чтобы для создания вступительной игры был использован тот же материал, который реализует основную игру, раскрывает главную идею этюда. Экономичность игры не нарушается, если искусственно удлиняется решение, и через несколько ходов возвращается к авторскому решению.
44.2.4. Экономичность финальной позиции заключается в том, что в ней должны участвовать по возможности все оставшиеся на доске фигуры.
44.2.5. Экономичность мата (пата) не нарушается, если в его создании не участвуют король и пешки противника. Чистота мата (пата) не нарушается, если фигура, блокирующая поле у короля, находится в связке и это существенно для создания мата (пата).
44.3. Красота решения. Красота решения в этюде или задаче достигается скрытыми, трудными для нахождения ходами (маневрами) обеих сторон. В этюде красивым считается решение, достигаемое динамичной, жертвенной и тонкой игрой, сопровождаемое сильными ложными следами. Желательно добиваться органического единства вступительной игры и финала. В задаче красивым считается решение, в котором ходы белых не содержат значительного усиления их позиции или грубого ослабления позиции черных, ограничения свободы и подвижности их фигур. Поэтому предпочтительнее ходы тихие (без шахов, взятия фигур), а также без отнятия полей у черного короля. Красивым вступлением задачи считается ход, создающий видимость ослабления белых и, наоборот, усиления черных. Поэтому нежелательны объявление шаха черному королю, превращение пешки в ферзя. В этюдах или ортодоксальных задачах взятие фигуры на первом ходу является недостатком и допускается при реализации рекордных замыслов. Взятие пешки на первом ходу допускается, если это оправдано содержанием композиции или техническими трудностями реализации вступления иным способом.
Статья 45. Оформление шахматных композиций. Композиция, участвующая в российских соревнованиях, оформляется только на отдельном листе формата А5 (148 х 210 мм). Позиция должна быть изображена на диаграмме (напечатанной или нарисованной), черные фигуры обязательно зачернены. Над диаграммой приводится фамилия и имя автора, место публикации (если журнал, то его номер и номер композиции), полученное отличие. Для оригинальных композиций указывается «Публикуется впервые». Под диаграммой указывается количество фигур сторон и задание. Задание должно быть выражено словами или в форме обычного сокращения и включать следующие характеристики: · наличие иллюзорной игры, если она есть, в задачах на кооперативный мат; · изменения в позиции диаграммы в случае композиции с близнецами; · число решений, если их больше, чем одно; · вариации задания в кооперативных жанрах (например, в виде кода — 1.2.1.1); · наличие попыток также может быть указано (например, в виде " v" ); · все сказочные элементы, если они используются. На этой же стороне листа - решение в русскоязычной нотации или символьном виде. Если решение не удается полностью привести под диаграммой, то оно продолжается на другом, отдельном листе того же формата. В этом случае на втором листе дублируется фамилия автора, и указывается положение королей на диаграмме. Ходы в решении записываются только последовательно, то есть ход белых, ход черных. Решение оформляется аккуратно и четко, не допуская ошибочного прочтения букв. Если композиция прошла компьютерную проверку, рекомендуется указать С+. Указанные рекомендации оформления композиций на бумажном носителе применяются и при отправке композиций по электронной почте. В этом случае автор должен представить композицию в общедоступном для чтения электронном формате.
Глава 9. Спортивная дисциплина заочные шахматы. Статья 46. Общие положения. 46.1. Соревнование по заочным шахматам отличается тем, что ходы пересылаются с использованием доступного участникам средства связи, все партии играются одновременно, а время на обдумывание исчисляется днями.
46.2. Правила настоящей главы относятся к соревнованиям по обычной почте и электронной почте и основаны на правилах Международной федерации заочных шахмат (ИКЧФ) с дополнениями и частичными изменениями, учитывающими особенности заочных соревнований в Российской Федерации.
46.3. Арбитр контролирует ход соревнования, ведет учет результатов законченных партий, фиксирует просрочки времени, принимает решения при нарушении Правил, положения (регламента) соревнования или спортивной этики, информирует участников о ходе соревнования и его итогах, представляет отчет в организацию, проводящую соревнование.
46.4. В личных турнирах из числа участников может быть назначен староста, который выполняет все обязанности арбитра кроме решения вопросов в собственных партиях и исключения участников из турнира. Решение старосты может быть отменено арбитром.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы