Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Психолингвистические показатели письменной продукции
При интерпретации психолингвистических показателей используются имеющиеся экспериментальные подтверждения, полученные рядом исследователей как у нас, так и за рубежом. Так, показатель объема речевой продукции в словах свидетельствует о личностных особенностях автора, его коммуникативности, экстравертированности-интровертированности, положительной или отрицательной мотивации. Еще в большей степени эта связь проявляется в устной речи. Кроме того, увеличение объема речевой продукции может служить основанием для диагностики эмоциональной возбудимости, напряженности психофизиологического состояния. Обычно этот показатель подкрепляется сведениями субъективного характера: охотно ли вы пишете письма, как часто, одному адресату или разным и т. п. Показатель среднего размера предложений свидетельствует об особенностях вербального интеллекта (прямая корреляционная связь) или же о резком изменении эмоционального состояния (отрицательная корреляционная связь). Для пишущих на русском языке этот показатель обычно соответствует величинам в 6-9 слов. Для сравнения - в письмах Л. Н. Толстого нередко встречаются предложения в 30-35 слов, с большим количеством придаточных и вводных предложений. Коэффициент словарного разнообразия является одним из самых сильных в речевой психодиагностике. Он свидетельствует об особенностях вербального интеллекта (прямая корреляционная связь) или, как и предыдущий показатель, о резком изменении эмоционального состояния (отрицательная корреляционная связь). Обычный показатель коэффициента словарного разнообразия лежит в пределах от 5 до 15 слов. Коэффициент рассчитывается по следующей формуле: разных слов Кслов.разнообр. = 2Nвсех слов
Коэффициент глагольности иначе называют коэффициентом агрессивности. Он представляет собой отношение количества глаголов и глагольных форм (причастий и деепричастий) к общему количеству всех слов. При увеличении этого отношения свыше 60% в клинике при изучении письменной продукции делают вывод о возбужденном состоянии, готовности к немедленным действиям. Коэффициент рассчитывается по формуле глаголов: глаголов Кглаг = × 100% всех слов Коэффициент логической связности также рассчитывается по формуле Отношения общего количества служебных слов (союзов и предлогов) и общего количества предложений. При величинах в пределах единицы обеспечивается достаточно гармоничное сочетание служебных связующих слов и предложений как синтаксических конструкций. служ. слов Клог.связн. = 3Nпредл.
Коэффициент эмболии (от мед. эмбола - закупорка кровеносного сосуда), или засоренности речевого высказывания, представляет собой отношение общего количества эмбол, т. е. слов, не несущих семантической нагрузки, к общему количеству слов в предложении. В состав эмбол входят междометия («ну-ну», «ха-ха», «эге» и пр.), вульгаризмы (ненормированная лексика), ненужные повторения. Коэффициент эмболии свидетельствует о свойствах вербального интеллекта (отрицательная корреляционная связь) и эмоциональном состоянии пишущего (положительная эмоциональная связь). Он может также дать представление о культуре речи, общей культуре, этикете пишущего. эмбол Кэмб = × 100% всех слов Контрольные вопросы 1. Перечислите психолингвистические особенности письменной речи. 2. Расскажите о показателях объема речевой продукции в словах и предложениях, с какими личностными и эмоциональными особенностями они коррелируют? 3. Что представляет собой коэффициент словарного разнообразия? 4. О каких свойствах эмоционального состояния свидетельствует коэффициент глагольности? 5. Что представляет собой эмболия текста?
Занятие 7.26 ПСИХОГРАФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Графология, или психографология, относится к числу достаточно спорных дисциплин. Очень долгое время, вплоть до 80-х гг. нашего века, ее вообще не признавали как научную дисциплину и ставили где-то рядом с хиромантией, гаданием по руке и прочими парапсихологическими изысканиями. Однако графология (почерковедение) оказалась необходимой в прикладных областях, прежде всего в практике обучения письменной речи с соблюдением норм и правил каллиграфии и в криминалистической экспертизе, где работа с письменными документами составляет большую и чрезвычайно важную часть. Прикладные задачи заставили вновь обратиться к заномерностям почерка и зависимостям между его признаками и свойствами личности. Следует сразу же отметить, что свойства почерка - это свойства психомоторной сферы в ее наиболее тонкой области - манипулировании рабочей (обычно правой) рукой и ее пальцами. Вряд ли кто-либо сомневается том, что при одинаковых методах обучения уже в школе каждый пишущий вырабатывает свой, присущий только ему почерк. К 21-22 годам порок устанавливается, и по нему опытный графолог может рассказать об особенностях эмоциональной сферы, некоторых личностных особенностях пишущего. Испытуемые получают задание оценить некоторые свои особенности по показателям почерка. Прежде всего это касается пространственного использования: расположения слов и фраз на листе бумаги, лучше нелинованной. При нормальном, рациональном использовании строчки располагаются на небольшом расстоянии друг от друга (2-3 мм), слева и справа - небольшие поля - 4 мм, пробелы вверху и внизу страницы - до 4 мм. Строчки ровные, не налезающие друг на друга. Если строчки слишком плотные, буквально слипающиеся друг с другом, полей нет, промежутков между отрывками текста тоже нет, то можно говорить о преувеличенной расчетливости, тщательном контроле своих действий, может быть даже о скупости. Если же полей и промежутков слишком много, то скорее всего пишущий относится к разряду бесшабашных широких натур с не очень высокой организованностью. Размер букв в нормальных условиях составляет величину 4-5 мм. Мелкие, меньше этого размера буквы - знак хладнокровия, осмотрительности, сдержанности в проявлении своих чувств. Иногда в этом проявляется даже некоторая профессиональная особенность - мелкий почерк инженера, вообще технического работника. Наклон букв по правилам каллиграфии должен составлять 43-45 градусов. Правый низкий почерк (буквы почти «лежат» на строчке) свидетельствует о повышенной зависимости, ведомости пишущего, его слабой самостоятельности. Прямой почерк и особенно почерк с уклоном влево - это почерк людей не только самостоятельных, но и склонных к упрямству, иногда даже - к осознанному сопротивлению общепринятым нормам. Неустойчивый по наклону почерк, так же как и по размеру, - признак человека с неустойчивой эмоциональной сферой, способного на неожиданные поступки, склонного к частой смене настроения, плохо контролирующего свое поведение. Очень красивый и четкий почерк с тщательным исполнением всех мелких деталей-апострофов над буквами «Й», точками над «Ё», запятыми - это почерк хорошего исполнителя, аккуратного и пунктуального, склонного к эстетическому оформлению. Следует заметить, что у гениальных людей, например, у Л. Н. Толстого, почерк был чрезвычайно запутанным с многочисленными исправлениями и трудно разбираемыми каракулями. Мягкость, округлость при написании букв характеризуют личность как спокойную, терпеливую, склонную к компромиссам. Углообразования, жесткие соединения букв - это признаки упрямства, неуступчивости, требовательности к себе, резкости, возможно - агрессивности. Сильный нажим - признак энергетики и организаторских склонностей пишущего. Слабый «паутинный» почерк - быстрая истощаемость нервных процессов, вялость, безынициативность. Задачей испытуемых является попытка составить свой психологический портрет на основе данных почерка с выделением наиболее устойчивых показателей.
VIII. ЭМОЦИИ
Эмоции определяют обычно как отражение человеком или животным его отношения к значимым для него явлениям. Принято различать три функции эмоций: сигнальную, оценочную и регуляторную. Сигнальная функция эмоций выражается в том, что отношение субъекта к тем или иным раздражителям становится сигналом благоприятного или неблагоприятного для него развития событий, и, ориентируясь на свои эмоции, субъект совершает необходимые действия: например, избегает опасности, участвует в продолжении рода и т. д. Эмоции выражают оценочное отношение субъекта к отдельным событиям, условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению его деятельности: например, он проявляет радость, огорчение или гнев. Кроме того, эмоции, оказываясь в основе мотивов деятельности субъекта или отдельных его поступков (способов их выполнения), тем самым регулируют его поведение. Эмоции не следует отождествлять с чувствами. Чувства - более сложная форма отражения, свойственная только человеку, которая включает не только эмоциональное, но и понятийное отражение. Чувства выработались у человека как средство приспособления к общественному образу жизни. Эмоции характеризуются сдвигами вегетативных функций организма: частоты сердечных сокращений, изменения артериального давления, сужения и расширения сосудов и т. д. Все эти функции регулируются симпатической и парасимпатической нервной системами. Но механизм образования эмоций связывают не только с нервными, но и с гуморальными системами. Если нервные механизмы - это в первую очередь те, что обеспечиваются функционированием подкорковых структур, то гуморальные - функционированием желез внутренней секреции. Однако последние находятся в тесом взаимодействии с нервной системой. Гуморальное влияние проявляется в основном в регуляции интенсивности эмоции. Известно, например, что уровень возбуждения человека или животного пропорционален изменению содержания адреналина в крови. Изучение эмоций идет в трех направлениях. Это, во-первых, изучение процессов неосознаваемых, происходящих в нервной, эндокринной, пищеварительной и других системах организма, во-вторых, изучение процессов, связанных с осознаваемым ощущением, и, в-третьих, изучение комплексов эмоций, отражающихся в пантомимике, которая включает мимику, позу и жесты, т. е. выразительные движения лица, корпуса и рук соответственно. Кроме термина «эмоции», с пояснения которого мы начали, в данном разделе будут использованы некоторые другие понятия. Это, во-первых, общая эмоциональность, т. е. чувствительность к эмоциогенным реакциям, во-вторых, эмоциональное состояние, т. е. эмоциональные реакции, характерные для того или иного периода деятельности человека, - настроение, аффект, стресс, фрустрация и т. п., и в-третьих, паттерн, т. е. комплекс реакций, одновременно возникающих у субъекта в специфических ситуациях. Эмоции можно оценивать по следующим параметрам: модальность, пространственно-временные характеристики, интенсивность, амбивалентность, полярность, обобщенность, двухкомпонентность. Методы экспериментального исследования эмоций довольно разнообразны: это описание эмоций как по данным самооценки и речевым характеристикам, так и регистрация по вегетативным проявлениям; в частности по данным электрографии, а также по энцефалографическим параметрам. В данном разделе сделан упор на те из методов, которые, с одной стороны, достаточно наглядны, а с другой - позволяют произвести не только более или менее объективный учет результатов исследования, но и зарегистрировать полученные данные с помощью чисел. Последнее обстоятельство очень важно, так как позволяет в дальнейшем применять методы математической обработки.
Занятие 8.1 ИЗУЧЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОГО КОМПОНЕНТА ЭМОЦИИ МЕТОДОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ
Вводные замечания. Цель занятия - дать студенту возможность получить представление о неконтактном методе оценки эмоционального состояния человека. Этот метод удобен тем, что позволяет использовать материалы, не предназначенные подчас для психологического анализа, - например исторические документы, кадры кинохроники. Экспрессивностью называется внешнее проявление психического или физического состояния человека, проявляющееся как в его вегетативных, так и в двигательных реакциях. Выразительные движения лица называют мимикой, выразительные движения тела - позой, выразительные движения рук - жестом, а совместные выразительные движения организма в целом - пантомимикой. Разница между мимикой, позой и жестом в известной мере условна, поскольку, например, выражение лица представляет собой только локальное проявление общего физического или психического состояния человека. Считается, что наиболее информативной у человека является мимика. Однако движения корпуса, рук и ног могут быть тоже весьма показательными, но они в этом отношении менее изучены. Следует отметить, что пантомимику, как и мимику человека, отличают возрастные и индивидуальные особенности, но на данном занятии мы не будем придавать этому значения. Различают спонтанную, т. е. непроизвольную и произвольную пантомимику. Произвольная пантомимика развивается на основе непроизвольной и является результатом жизненного опыта или обучения субъекта. Наиболее информативной для индикации эмоционального состояния является непроизвольная пантомимика. Г. де Сюпервиль предложил схему выражений лица человека, находящегося в различных эмоциональных состояниях (рис. 8.1.1). Она основана на различиях направлений линий, соответствующих физиологическим щелям лица - глазным, носовым и ротовому. Горизонтальное направление этих линий глаз ноздрей и рта сообщает лицу спокойное выражение. При косом направлении линий с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение, а при отклонении линий наружными концами вверх - веселое. Несмотря на условность, эту схему можно принять за «азбуку мимики». Данные о выразительных движениях тела и рук психологами пока не обобщены и встречаются главным образом в литературе по искусству. Анализ литературы позволил выделить основные опорные элементы и признаки, описывающие их положение и состояние, которые могут быть полезны при оценке эмоционального состояния. Рис. 8.1.1. Схема выражений лица человека, находящегося в разных эмоциональных состояниях, по Г. де Сюпервилю. Слева направо: спокойное, печальное и веселое выражение лиц (По: Кахиани С. Н., Кахиани 3. Н., Асатиани Д. Л. Экспрессивность лица человека. Тбилиси, 1978. С. 25)
В предлагаемом задании каждый из студентов-испытуемых должен оценить спонтанные и произвольные экспрессивные проявления эмоций человека по его пантомимике. При этом студент может пользоваться таблицей опорных элементов и их признаками. Данные, собранные в табл. 8.1.1, могут помочь при первоначальной оценке эмоционального состояния по пантомимике. Следует помнить, однако, что перенос результатов, полученных для имитированных эмоций, на естественные не всегда корректен. Аппаратура и стимульный материал. Кинопроектор (или видеомагнитофон). Набор (10-20) фотографий человека в разных эмоциональных состояниях; на обратной стороне каждой фотографии должна быть надпись, характеризующая эмоциональное состояние изображенного человека. Несколько киносюжетов (или видеофильмов) одинаковой длительности. В каждом из фильмов должны быть представлены разные эмоциональные состояния людей. Студенты должны заранее заготовить формы для протокольных записей (формы 25а и 25б). Заметим, что в целях облегчения работы во время экспериментов опорные элементы и некоторые наиболее вероятные признаки эмоций надо вписать в протокол загодя. Однако при этом надо оставить место и для других признаков, которые трудно предвидеть заранее.
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ* Форма 25 Задание (тема)...................................................................………………………………………. Дата......…………… Экспериментатор...............................................................................…………………………………………………… Протоколист.....................................................................................………………………………….………………… Испытуемый.....................................................................................……………………………………………………. Самочувствие испытуемого...................................................................…………………………….…………………. Измеряемая характеристика..................................................................……………………………………………….. Вид стимула........................................................................................…………………………………………………...
Таблица 8.1.1 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы