Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Модульная структура программного изделия
Программное изделие должно быть отдельным модулем, файл LAB2.C, в котором должны размещаться как данные (матрица и вспомогательная информация), так и функции, которые обеспечивают доступ. Внешний доступ к программам и данным модуля возможен только через вызов функций чтения и записи элементов матрицы. Доступные извне элементы программного модуля должны быть описаны в отдельном файле LAB2.H, который может включаться в программу пользователя оператором препроцессора: #include " lab2.h" Пользователю должен поставляться результат компиляции — файл LAB2.OBJ и файл LAB2.H. Преобразование 2-компонентного адреса элемента матрицы, которую задает пользователь, в 1-компонентную должно выполняться отдельной функцией (так называемой, функцией линеаризации), вызов которой возможен только из функций модуля. Возможны три метода преобразования адреса: u при создании матрицы для нее создается также и дескриптор D[N] — отдельный массив, каждый элемент которого соответствует одной строке матрицы; дескриптор заполняется значениями, подобранными так, чтобы: n = D[x] + y, где x, y — координаты пользователя (строка, столбец), n — линейная координата; u линейная координата подсчитывается методом итерации как сумма полезных длин всех строк, предшествующих строке x, и к ней прибавляется смещение y -го полезного элемента относительно начала строки; u для преобразования подбирается единое арифметическое выражение, которой реализует функцию: n = f(x, y). Первый вариант обеспечивает быстрейший доступ к элементу матрицы, ибо требует наименьших расчетов при каждом доступе, но плата за это — дополнительные затраты памяти на дескриптор. Второй вариант — наихудший по всем показателям, ибо каждый доступ требует выполнения оператора цикла, а это и медленно, и занимает память. Третий вариант может быть компромиссом, он не требует дополнительной памяти и работает быстрее, чем второй. Но выражение для линеаризации тут будет сложнее, чем первом варианте, следовательно, и вычисляться будет медленнее.
В программном примере, который мы приводим ниже, полностью реализован именно третий вариант, но далее мы показываем и существенные фрагменты программного кода для реализации и двух других. Описание логической структуры Общие переменные В файле LAB2.C описаны такие статические переменные: u int NN — размерность матрицы; u int SIZE — количество ненулевых элементов в матрице; u int *m_addr — адрес сжатой матрицы в памяти, начальное значение этой переменной — NULL — признак того, что память не выделена; u int L2_RESULT — общий флаг ошибки, если после выполнения любой функции он равен -1, то произошла ошибка. Переменные SIZE и m_addr описаны вне функций с квалификатором static, это означает, что вони доступны для всех функций в этом модуле, но недоступны для внешних модулей. Переменная L2_RESULT также описана вне всех функций, не без явного квалификатора. Эта переменная доступна не только для этого модуля, но и для всех внешних модулей, если она в них буде описана с квалификатором extern. Такое описание имеется в файле LAB2.H. Функция creat_matr Функция creat_matr предназначена для выделения в динамической памяти места для размещения сжатой матрицы. Прототип функции: int creat_matr ( int N ); где N — размерность матрицы. Функция сохраняет значение параметра в собственной статической переменной и подсчитывает необходимый размер памяти для размещения ненулевых элементов матрицы. Для выделения памяти используется библиотечная функция C malloc. Функция возвращает -1, если при выделении произошла ошибка, или 0, если выделение прошло нормально. При этом переменной L2_RESULT также присваивается значение 0 или -1. Функция close_matr Функция close_matr предназначена для освобождения памяти при завершении работы с матрицей, Прототип функции: int close_matr ( void ); Функция возвращает 0 при успешном освобождении, -1 — при попытке освободить невыделенную память. Если адрес матрицы в памяти имеет значения NULL, это признак того, что память не выделялась, тогда функция возвращает -1, иначе — освобождает память при помощи библиотечной функции free и записывает адрес матрицы — NULL. Соответственно функция также устанавливает глобальный признак ошибки — L2_RESULT. Функция read_matr Функция read_matr предназначена для чтения элемента матрицы. Прототип функции: int read_matr(int x, int y); где x и y — координаты (строка и столбец). Функция возвращает значение соответствующего элемента матрицы. Если после выполнения функции значение переменной L2_RESULT -1, то это указывает на ошибку при обращении. Проверка корректности задания координат выполняется обращением к функции ch_coord, если эта последняя возвращает ненулевое значение, выполнение read_matr на этом и заканчивается. Если же координаты заданы верно, то проверяется попадание заданного элемента в нулевой или ненулевой участок. Элемент находится в нулевом участке, если для него номер строки больше, чем номер столбца. Если элемент в нулевом участке, функция просто возвращает 0, иначе — вызывает функцию линеаризации lin и использует значение, которое возвращает lin, как индекс в массиве m_addr, по которому и выбирает то значения, которое возвращается. Функция write_matr Функция write_matr предназначена для записи элемента в матрицу. Прототип функции: int write_matr(int x, int y, int value); где x и y — координаты (строка и столбец), value — то значение, которое нужно записать. Функция возвращает значение параметра value, или 0 — если была попытка записи в нулевой участок. Если после выполнения функции значение переменной L2_RESULT -1, то это указывает на ошибку при обращении.
Выполнение функции подобно функции read_matr с тем отличием, что, если координаты указывают на ненулевой участок, то функция записывает value в массив m_addr. Функция ch_coord Функция ch_coord предназначена для проверки корректности задания координат. Эта функция описана как static и поэтому может вызываться только из этого же модуля. Прототип функции: static char ch_coord(int x, int y); где x и y — координаты (строка и столбец). Функция возвращает 0, если координаты верные, -1 — если неверные. Соответственно, функция также устанавливает значение глобальной переменной L2_RESULT. Выполнение функции собственно состоит из проверки трех условий: u адрес матрицы не должен быть NULL, то есть, матрица должна уже находиться в памяти; u ни одна из координат не может быть меньше 0; u ни одна из координат не может быть больше NN. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, функция устанавливает признак ошибки. Функция lin Функция lin предназначена для преобразования двумерных координат в индекс в одномерном массиве. Эта функция описана как static и поэтому может вызываться только из этого же модуля. Прототип функции: static int lin(int x, int y); где x и y — координаты (строка и столбец). Функция возвращает координату в массиве m_addr. Выражение, значение которого вычисляет и возвращает функция, подобрано вот из каких соображений. Пусть мы имеет такую матрицу, как показано ниже, и нам нужно найти линейную координату элемента, обозначенного буквой A с координатами ( x, y ): x x x x x x 0 x x x x x 0 0 x x A x 0 0 0 x x x 0 0 0 0 x x 0 0 0 0 0 x Координату элемента можно определить как: n = SIZE — sizeX +offY, где SIZE — общее количество элементов в матрице, SIZE = NN * (NN — 1) / 2 + NN; sizeX — количество ненулевых элементов, которые содержатся в строке x и ниже, sizeX = (NN — x) * (NN — x — 1) / 2 + (NN — x); offY — смещение нужного элемента от начала строки x, offY = y — x Программа пользователя Для проверки функционирования нашего модуля создается программный модуль, который имитирует программу пользователя. Этот модуль обращается к функции creat_matr для создания матрицы нужного размера, заполняет ненулевую ее часть последовательно увеличивающимися числами, используя для этого функцию write_matr, и выводит матрицу на экран, используя для выборки ее элементов функцию read_matr. Далее в диалоговом режиме программа вводит запрос на свои действия и читает/пишет элементы матрицы с заданными координатами, обращаясь к функциям read_matr/ write_matr. Если пользователь захотел закончить работу, программа вызывает функцию close_matr. Тексты программных модулей /******* Файл LAB2.H *************************/ /* Описание функций и внешних переменных файла LAB2.C */ extern int L2_RESULT; /* Глобальна переменная — флаг ошибки */ /***** Выделение памяти под матрицу */ int creat_matr ( int N ); /***** Чтение элемента матрицы по заданным координатам */ int read_matr ( int x, int y ); /***** Запись элемент в матрицу по заданным координатам */ int write_matr ( int x, int y, int value ); /***** Уничтожение матрицы */ int close_matr ( void ); /******* Конец файла LAB2.H *******************/ /********** Файл LAB2.C *************************/ /* В этом файле определены функции и переменные для обработки матрицы, заполненной нулями ниже главной диагонали */ #include < alloc.h> static int NN; /* Размерность матрицы */ static int SIZE; /* Размер памяти */ static int *m_addr=NULL; /* Адрес сжатой матрицы */ static int lin(int, int); /* Описание функции линеаризации */ static char ch_coord(int, int); /* Описание функции проверки */ int L2_RESULT; /* Внешняя переменная, флаг ошибки */ /*************************************************/ /* Выделение памяти под сжатую матрицу */ int creat_matr ( int N ) { /* N — размер матрицы */ NN=N; SIZE=N*(N-1)/2+N; if ((m_addr=(int *)malloc(SIZE*sizeof(int))) == NULL ) return L2_RESULT=-1; else return L2_RESULT=0; /* Возвращает 0, если выделение прошло успешно, иначе -1 */ } /*************************************************/ /* Уничтожение матрицы (освобождение памяти) */ int close_matr(void) { if ( m_addr! =NULL ) { free(m_addr); m_addr=NULL; return L2_RESULT=0; } else return L2_RESULT=-1; /* Возвращает 0, если освобождение пршло успешно, иначе — -1 */ } /*************************************************/ /* Чтение элемента матрицы по заданным координатам */ int read_matr(int x, int y) { /* x, y -координати (строка, столбец) */ if ( ch_coord(x, y) ) return 0;
/* Если координаты попадают в нулевой участок — возвращается 0, иначе — применяется функция линеаризации */ return (x > y)? 0: m_addr[lin(x, y)]; /* Проверка успешности чтения — по переменной L2_RESULT: 0 — без ошибок, -1 — была ошибка */ }
/*************************************************/ /* Запись элемента матрицы по заданным координатам */ int write_matr(int x, int y, int value) { /* x, y -координати, value — записываемое значение */ if ( chcoord(x, y) ) return; /* Если координаты попадают в нулевой участок — записи нет, иначе — применяется функция линеаризации */ if ( x > y ) return 0; else return m_addr[lin(x, y)]=value; /* Проверка успешности записи — по L2_RESULT */ }
/**************************************************/ /* Преобразование 2-мерных координат в линейную */ /* (вариант 3) */ static int lin(int x, int y) { int n; n=NN-x; return SIZE-n*(n-1)/2-n+y-x; }
/*************************************************/ /* Проверка корректности обращения */ static char ch_coord(int x, int y) { if ( ( m_addr==NULL ) || ( x> SIZE ) || ( y> SIZE ) || ( x< 0 ) || ( y< 0 ) ) /* Если матрица не размещена в памяти, или заданные координаты выходят за пределы матрицы */ return L2_RESULT=-1; return L2_RESULT=0; } /*******Конец файла LAB2.C ********************/ /******** Файл MAIN2.C **************************/ /* " Программа пользователя" */ #include " lab2.h" main(){ int R; /* размерность */ int i, j; /* номера строки и столбца */ int m; /* значения элемента */ int op; /* операция */ clrscr(); printf('Введите размерность матрицы > '); scanf(" %d", R); /* создание матрицы */ if ( creat_matr (R) ) { printf(" Ошибка создания матрицы\n" ); exit(0); } /* заполнение матрицы */ for ( m=j=0; j< R; j++) for ( i=о; i< R; i++) write_matr(i, j, ++m); while(1) { /* вывод матрицы на экран */ clrscr(); for (j=0; j< R; j++) { for (i=0; i< R; i++) printf(" %3d ", read_matr(i, j)); printf(" \n" ); } printf(" 0 — выход\n1 — чтение\n2 — запись\n> " ) scanf(" %d", & op); switch(op) { case 0: if (close_matr()) printf(" Ошибка при уничтожении\n" ); else printf(" Матрица уничтожена\n" ); exit(0); case 1: case 2: printf(" Введите номер строки > " ); scanf(" %d", & j); printf(" Введите номер столбца > " ); scanf(" %d", & i); if (op==2) { printf(" Введите значение элемента > " ); scanf(" %d", & m); write_matr(j, i, m); if (L2_RESULT< 0) pritnf(" Ошибка записи\n" ); } else { m=read_matr(j, i); if (L2_RESULT< 0) pritnf(" Ошибка считывания\n" ); else printf(" Считано: %d\n", m); } printf(" Нажмите клавишу\n" ); getch(); break; } } } /*****Конец файла MAIN2.C **********************/ Варианты Вариант 1 требует: u добавления к общим статическим переменным еще переменной: static int *D; /* адрес дескриптора */ u добавления такого блока в функцию creat_matr: { int i, s; D=(int *)malloc(N*sizeof(int)); for (D[0]=0, s=NN-1, i=1; i< NN; i++) D[i]=D[i-1]+s--; } u изменения функции lin на: static int lin(int x, int y) { return D[x]+y; } Вариант 2 требует: u изменения функции lin на: static int lin(int x, int y) { int s;
for (s=j=0; j< x; j++) s+=NN-j; return s+y-x; } : Лабораторная работа №4. Цель работы Получение практических навыков в определении конфигурации и основных характеристик компьютера.
Постановка задачи Для компьютера на своем рабочем месте определить: u тип компьютера; u конфигурацию оборудования; u объем оперативной памяти; u наличие и объем расширенной памяти; u наличие дополнительных ПЗУ; u версию операционной системы. Пример решения задачи Структура данных программы Программа использует, так называемый, список оборудования — 2-байтное слово в области данных BIOS по адресу 0040: 0010. Назначение разрядов списка оборудования такое: u 0 установлен в 1, если есть НГМД u 1 установлен в 1, если есть сопроцессор u 2, 3 число 16-Кбайтных блоков ОЗУ на системной плате u 4, 5 код видеоадаптера: 11 — MDA, 10 — CGA, 80 колонок, 01 — CGA, 40 колонок, 00 — другой u 6, 7 число НГМД-1 (если в разряде 0 единица) u 8 9, если есть канал ПДП u 9, 10, 11 число последовательных портов RS-232 u 12 1, если есть джойстик u 13 1, если есть последовательный принтер u 14, 15 число параллельных принтеров Структура программы Программа состоит только из основной функции main(). Выделения фрагментов программы в отдельные процедуры не требуется, потому что нет таких операций, которые во время работы программы выполняются многократно.
Описание переменных Переменные, применяемые в программе: u type_PC — байт типа компьютера, записанный в ПЗУ BIOS по адресу FF00: 0FFE; u a, b — переменные для определения объема extended-памяти ПЭВМ, a — младший байт, b — старший байт; u konf_b — 2-байтное слово из области данных BIOS, которое содержит список оборудования; u type — массив символьных строк, представляющих типы компьютера; u typ1A — массив байт, содержащий коды типов дисплеев; u types1A[] — массив строк, содержащий названия типов дисплеев; u j — вспомогательная переменная, которая используется для идентификации типа дисплея; u seg — сегмент, в котором размещено дополнительное ПЗУ; u mark — маркер ПЗУ; u bufVGA[64] — буфер данных VGA, из которого (при наличии VGA) мы выбираем объем видеопамяти; u rr и sr — переменные, которые используются для задания значения регистров общего назначения и сегментных регистров, соответственно, при вызове прерывания. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 847; Нарушение авторского права страницы