Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЭМОЦИИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ ЛИЧНОСТИ



Проанализировав реальные основы и физиологические механизмы эмоций, надоособенно отметить следующее.

Эмоции, чувства человека — это более или менее сложные образования. Чувства основываются на данных органической аффективной чувствительности

(преимущественно интероцептивной, отчасти проприоцептивной), но они не сво­дятся к ним. <...>

В отличие от восприятий, которые всегда дают образ, отображающий предмет или явление предметного мира, эмоции хотя и чувственны в своей основе, но не наглядны, они выражают не свойства объекта, а состояние субъекта, модифика­ции внутреннего состояния индивида и его отношение к окружающему. Они обычно всплывают в сознании в связи с какими-нибудь образами, которые, буду­чи как бы насыщены ими, выступают в качестве их носителей.

Состояние индивида, получающее эмоциональное выражение, всегда обус­ловлено его взаимоотношениями с окружающим. В этих взаимоотношениях ин­дивид в какой-то мере и пассивен, и активен; но иногда он преимущественно пассивен, иногда по преимуществу активен. В тех случаях, когда индивид игра­ет по преимуществу пассивную, страдательную роль, его эмоции выражают со­стояние. Они выражают его отношение к окружающему, поскольку роль его в этих взаимоотношениях более активна и сама эмоция выражает его активную направленность. Выражая отношение человека к окружающему, эмоция делает это специфическим образом; не всякое отношение к окружающему обязательно принимает форму эмоции. То или иное отношение к окружающему может быть выражено и в абстрактных положениях мышления, в мировоззрении, в идеоло­гии, в принципах и правилах поведения, которые человек теоретически прини­мает и которым он практически следует, эмоционально их не переживая. В эмо­циях отношение к окружающему, так же как и выражение состояния, дано в непосредственной форме переживания.

Степень сознательности эмоционального переживания может быть при этом различной, в зависимости от того, в какой мере осознается самое отношение, кото­рое в эмоции переживается. Это общеизвестный житейский факт, что можно испытывать, переживать — и очень интенсивно — то или иное чувство, совсем неадекватно осознавая истинную его природу. Это объясняется тем, что осо­знать свое чувство — значит не просто испытать его как переживание, а и соот­нести его с тем предметом или лицом, которое его вызывает и на которое направ­ляется. Основы чувства не в замкнутом внутреннем мире сознания, они в выхо­дящих за пределы сознания отношениях личности к миру, которые могут быть осознаны с различной мерой полноты и адекватности. Поэтому возможно очень интенсивно переживаемое и все же бессознательное или, вернее, неосознанное чувство. Бессознательное, или неосознанное, чувство — это, как уже отмечалось, не чувство, не испытанное или не пережитое (что явно невозможно и бессмыс­ленно), а чувство, которое в своем внутреннем содержании не соотнесено или неадекватно соотнесено с объективным миром. Такое неосознанное чувство — обычно молодое и неопытное — может представлять особую прелесть своей наивной непосредственностью. В своей неосознанности оно не способно ни к притворству, ни к маскировке. Такие неосознанные чувства обычно выдают со­кровенные тайны личности; из них-то обычно и узнают о неосознанных самим индивидом свойствах и устремлениях его. Человек, который сам не знает о своей склонности к определенной сфере жизни (интеллектуальной или эстетической и т. п.), обнаруживает ее, а иногда прямо выдает, особенной интенсивностью эмоциональных переживаний во всем, что ее касается.

Если определять переживание, в специфическом смысле этого слова, как ду­шевное событие в жизни личности, подчеркивая его укорененность в индивиду­альной истории личности, то надо будет сказать, что если и не всякая эмоция является переживанием в специфическом смысле этого слова — неповторимым событием в духовной жизни личности, то всякое переживание, т. е. психическое явление с подчеркнуто личностным характером, обязательно включено в сферу эмоциональности.

Эмоциональная сфера в структуре личности у разных людей может иметь различный удельный вес. Он будет большим или меньшим в зависимости отча­сти от темперамента человека и особенно от того, как глубоки его переживания, но во всяком случае узловые моменты в жизненном пути человека, основные события, которые превращаются для него в переживания и оказываются решаю­щими в истории формирования личности, всегда эмоциональны. Эмоциональ­ность, таким образом, неизбежно в той или иной мере входит с ними в построение личности. Каждая сколько-нибудь яркая личность имеет свой более или менее ярко выраженный эмоциональный строй и стиль, свою основную палитру чувств, в которых по преимуществу она воспринимает мир.

Эмоция как переживание всегда носит у человека личностный характер, осо­бо интимно связанный с «я», близкий ему и его захватывающий, и личностное отношение всегда приобретает более или менее эмоциональный характер. Если человек принимает те или иные формы поведения, но сам при этом относится бесстрастно к тому, соблюдаются они или нет, то это означает, что он лишь внеш­не, формально их принял, что выраженное в них общественное отношение не стало его личным отношением. Становясь личным, общественное отношение пе­реживается эмоционально. Совокупность человеческих чувств — это, по суще­ству, совокупность отношений человека к миру и прежде всего к другим людям в живой и непосредственной форме личного переживания.

«АССОЦИАТИВНЫЙ» ЭКСПЕРИМЕНТ

В единстве сознательной жизни личности эмоциональность образует аспект, сторону, тесней­шим образом взаимосвязанную со всеми остальными. Выражая положительное или отрица­тельное отношение к предмету, на который оно направляется и который для него является привлекательным или отталкивающим, эмоция заключает в себе влечение, желание, стремле­ние, направленное к предмету или от него, так же как влечение, желание, стремление всегда более или менее эмоциональны. Каждая осознанная эмоция, с другой стороны, также необхо­димо связана с интеллектуальными процессами — с восприятием, представлением или мыс­лью о предмете, на который она направляется. И обратно: каждый интеллектуальный про­цесс — восприятие, мышление, так же как и процессы памяти, воображения, в той или иной мере пронизан эмоциональностью.

Влияние эмоций на течение представлений обычно выступает настолько выпукло, что оно может быть использовано наряду с различными физиологическими показателями в качестве диагностического симптома эмоционального состояния. В этих целях используется «ассоци­ативный» эксперимент (К. Юнг, 1906), заключающийся вообще в том, что испытуемому пред­лагается ответить первым словом, которое у него всплывает под воздействием предъявленно­го слова-раздражителя.

Исследование показало, что аффективные переживания влияют, во-первых, на тип ассо­циации: в тех случаях, когда исходное представление не затрагивает эмоциональных пере­живаний испытуемого, ассоциируются представления предметов, которые обычно встречают­ся вместе в повседневной жизни в силу их объективной сопринадлежности к одним и тем же типовым ситуациям (стул — стол, чернила — ручка и т. п., «объективные ассоциации» — по Юнгу). При наличии у испытуемого аффективно-эмоционального переживания ассоциа­ция у него отклоняется от этого обычного пути и следует по другому, не обычному, не типич­ному, ассоциируя те представления, которые в его личном опыте в силу эмоциональных моментов случайно оказались объединенными в единый «комплекс», не будучи обычно в опыте людей сопринадлежными к одним и тем же ситуациям. Под комплексом, таким обра­зом, разумеют (в частности, по Юнгу, вообще у психоаналитиков) совокупность представле­ний, объединенных аффективно-эмоциональными моментами; ассоциативную реакцию, обус­ловленную специфическим индивидуальным комплексом испытуемого, Юнг обозначает как простую констелляцию (разновидность «субъективных ассоциаций» — по Юнгу). Юнг го­ворит и о сложной констелляции. Иногда испытуемый вовсе отказывается отвечать или упорно ограничивается простым повторением слова-раздражителя или одного и того же от­ветного слова на самые различные слова-раздражители. Сложная констелляция свидетель­ствует о наличии аффективных переживаний, которые испытуемый сознательно или бессоз­нательно не желает обнаружить.

Аффективные переживания влияют, во-вторых, на скорость ассоциативных реакций. Эмоциональный характер представления — наличие комплекса и вызываемое им торможе­ние — вызывает задержку ассоциативной реакции. Задержка, выражающаяся в замедлении нормального для данного индивида времени ассоциативной реакции более чем в два с поло­виной раза, указывает, как правило, на то, что данные ассоциации затрагивают его аффектив­но-эмоциональную сферу. (По данным некоторых исследований, для аффективной реакции можно указать показатели и в абсолютных цифрах: о наличии аффективного момента свиде­тельствует всякая ассоциация, длительность которой превышает 2, 6 с.)

Аффективно-эмоциональные переживания влияют, в-третьих, на общее поведение, проявля­ясь в замешательстве и специфических движениях — мимических, пантомимических, речевых.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь