Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идеальные типы социального действия Вебера



Билет 1

1)Цель и задачи учебной дисциплины «История социологии»

Целью курса являются формирование у студентов представлений об основных тенденциях развития социологии как науки, формирование навыков и умений анализа и систематизации учений главных представителей зарубежной и российской социологической мысли для выявления их взаимосвязи, генезиса содержательных параметров и механизмов формирования предмета социологии, ее основных понятий и проблем.

Реализация цели предполагает решение следующих конкретных задач:

· содержательный анализ социально-исторических, экономических, культурных, естественнонаучных предпосылок возникновения социологии;

· раскрытие базовых теоретических подходов и перспектив видения главных тем и задач социологии ее основателями и основными представителями, как за рубежом, так и в России;

· толкование и сравнительный анализ методов изучения общества в различных учениях;

· систематизация основных понятий и частей учения того или иного крупного социолога;

· демонстрация теоретических и мировоззренческих затруднений, возникавших на разных стадиях развития социологии, а также истолкование различными представителями социологического знания задач и перспектив “науки об обществе”;

· обобщение существующих в истории социологии базовых идей, достижений и проблем;

· рассмотрение важнейших факторов, определивших национальную специфику социологической мысли в различных странах, и особенно в России.

Идеальные типы социального действия Вебера

 

Для творчества Макса Вебера (1864-1920), немецкого экономиста, историка и выдающегося социолога, характерны прежде всего глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития.

Средством обобщения многообразия эмпирической действительности у Вебера выступает понятие «идеального типа». «Идеальный тип» не просто извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая модель, и только потом соотносится с эмпирической реальностью. Задача социологии — устанавливать общие правила развития событий безотносительно к пространственно- временному определению этих событий. В результате получаем чистые (общие) идеальные типы.

Социология, по Веберу, должна быть «понимающей» — поскольку действия индивида, «субъекта» социальных отношений, являются осмысленными. А осмысленные (предполагаемые) действия, отношения способствуют пониманию (предвидению) их последствий.

Концепция социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина

Сорокин рассматривал стратификацию как неотъемлемую характеристику любого сложно организованного общества. Сущность стратификации он видел в неравном распределении экономических ресурсов, власти и влияния, прав и обязанностей между членами общества. По мнению этого социолога, можно было выделить три основных формы стратификации—экономическую, политическую и профессиональную.
Экономическая стратификация была обусловлена неравным распределением материальных, финансовых ресурсов. Политическая была связана с неравным доступом к власти, а основу профессиональной стратификации образовывало разделение общественного труда и формирование различных профессий, в числе которых выделялись более и менее предпочтительные.
Наряду с понятием социальной стратификации, Сорокин широко использовал такое понятие как социальная мобильность. Он понимал под социальной мобильностью любое перемещение отдельного человека или группы с одной социальной позиции на другую. Такая мобильность могла быть горизонтальной или вертикальной.
Горизонтальная мобильность представляла собой перемещение на новую социальную позицию, находящуюся на том же социальном уровне что и предыдущая, а вертикальная мобильность предполагала перемещение из одного социального слоя в другой, то есть перемещение вверх или вниз по своего рода социальной лестнице и, соответственно, вертикальная мобильность могла быть восходящей либо нисходящей.
Согласно Сорокину, в любом обществе существовали так называемы каналы социальной мобильности— это те группы и организации, которые отбирали людей с определенными качествами и распределяли их по различным социальным позициям. К числу таких каналов мобильности Сорокин относил армию, церковь, образовательные учреждения, политические и профессиональные объединения, причем значения каждого из такого каналов социальной мобильности могло различаться в различных обществах.

 

2) Э. Дюркгейм о религии как социальном институте и его социальных функциях.

Так, Э. Дюркгейм считал, что религия – продукт человека или социальной группы, нужный для морального единства, выражение коллективного идеала.Бог – отражение этого идеала.

" Религия - это объединенная система верований и практики по отношению к святым вещам, то есть вещам отдаленным и запретным - верований и практики, объединяющих в единое моральное сообщество, называемое церковью, всех тех, кто к ним принадлежит".

Главный признак религии - совершение ритуалов, направленных на святые объекты, поддерживающих коллективное сознание, поднимающих дух индивидов и дающих им уверенность, необходимую для жизни.

Социальный характер религии Дюркгейм видел в трех проявлениях:

- как общественно обусловленного явления;

- как воплощения понятий социальной действительности в коллективном сознании;

- как явления со своими функциональными социальными последствиями (то есть удовлетворяющее определенные потребности).

Истинный источник религиозности - необходимость сплочения группы.

Главное в религии - не догматическая часть, но религиозная деятельность в виде коллективного исполнения ритуалов, в ней воплощается позитивная социальная функция религии.

Главные социальные функции религии:

- дисциплинарная, или функция принуждения и контроля;

- цементирующая (функция усиления общественного единства);

- репродуктивная, с помощью которой социальное наследие переходит к новым исполнителям;

- эйфорическая, состоящая в создании радостных чувств социального благополучия.

Дюркгейм провозгласил религию вечной, так как всегда будет существовать потребность облечь отношения человека и общества в идеологическую форму.

 

Билет 4

Билет 7

Билет 8

1)ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ

 

Обществом люди заинтересовались в глубокой древности. В течение 2500 лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первых социологов Античности называют социальными философами.

Социальная мысль в эпоху Античности была включена в учения, объясняющие устройство и проблемы функционирования общества. Среди античных социальных мыслителей выделяются древнегреческие философы Платон и Аристотель, а также древнеримский юрист и политический деятель Цицерон. Они отождествляли общество и государство, а членами общества считали только свободно рожденных взрослых мужчин. Основу их социологических воззрений составили концепции социальной структуры и социальной справедливости.

Платон и Аристотель изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, давали практические рекомендации по усовершенствованию общества.

Первым в истории трудом по «общей социологии» считают «Государство» Платона. Он разработал основы первой в мире теории стратификации, согласно которой общество делилось на три класса: высший (мудрецы, управлявшие государством); средний, (воины, охранявшие от смуты и беспорядка); низший (ремесленники и крестьяне). Женщины, дети и рабы не включались им в состав участвующих в общественно-политической жизни полиса (города-государства).

Аристотель изложил свои идеи по проблемам о естественном происхождении общества, его социальной стратификации и социальной справедливости в трактате «Политика». В его модели социальной структуры главным цензом был имущественный, а основой порядка выступал средний класс, кроме которого были мало- и многоимущие (богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат). Аристотель считал, что чем больше в государстве представителей среднего слоя, тем оно будет более могущественным и процветающим.

Другим принципом социальной стратификации Аристотель считал профессионально-возрастную дифференциацию граждан.

В истории общества Аристотель различал три последовательно сменяющие друг друга формы человеческого общежития: семья - поселение - полис (город-государство).

Для Аристотеля главная цель государственного управления - достижение всеобщего блага и справедливости. Социальную справедливость он увязывал с проблемой распределения общественных благ.

Цицерон рассматривал достижения древнегреческой социальной мысли сквозь призму юриспруденции.

В качестве причин возникновения общества Цицерон указывал следующие: стремление людей к осуществлению общего интереса и необходимость охраны личной собственности.

Предложенная Цицероном социальная дифференциация базировалась на профессионально-возрастном принципе. Следуя древнегреческой традиции, он в социальной структуре римского общества выделял три основных слоя: высший, средний и низший. К высшему сословию Цицерон относил аристократию, которая занимается политической деятельностью, к среднему - представителей тех профессий, которые признаются общественно полезными, а к низшему - представителей профессий, недостойных звания свободного гражданина.

Цицерон одним из первых предложил юридическую трактовку социальной справедливости. Социальная справедливость понималась им как равенство прав людей, как равенство каждого перед законом. Критерием социальной справедливости выступает соответствие или несоответствие принятых государством законов естественным правам человека.

По Цицерону, имущественное и политическое неравенства приобретаются в силу принадлежности человека к определенной социальной группе. Причинами социальной несправедливости он считал жадность, честолюбие, страх.

2) Бихевиористский подход в социологических концепциях Дж. Хоманса и П. Блау

Дж. Хоманса и П. Блау считали, что лишь те социальные отношения, которые ориентированы на достижение целей, реализация которых возможна только в процессе взаимодействия с другими людьми и для достижения которых необходимы средства, доступные и другим людям, могут быть рассмотрены как процессы обмена. Согласно П. Блау, та часть поведения человека, которая управляется правилами обмена, лежит в основании образования социальных структур, но сами правила обмена недостаточны для объяснения сложных структур человеческого общества. Особую неудовлетворенность вызывает у него попытка объяснения феномена власти психологическими правилами, предпринятая Дж. Хомансом.

Взяв за основу веберовское определение власти, П. Блау показывает, властные отношения возникают как один из частных случаев социального обмена. Они появляются в том случае, если один из участников процесса обмена обладает монопольным правом на некоторое вознаграждение (материальное или нематериальное), которое остальные участники стремятся заполучить. В этом случае он будет стараться как можно выгоднее обменять имеющуюся у него награду - навязывая свою волю другим участникам. Развиваясь, этот процесс приводит к образованию системы рангов или социальных статусов - социальной стратификации. Но социальный обмен определяет лишь возможность и способ становления властных отношений. Для того чтобы утвердиться, власть должна быть санкционирована остальными участниками обмена — т. е. должна быть легитимирована. Объяснение же процесса легитимации, по мнению П. Блау, невозможно без концепций норм и ценностей, являющихся не продуктами обмена, а продуктами социализации и основанными на определенной системе культуры.

Таким образом, концепция П. Блау представляет собой механическое соединение положений теории обмена и структурного функционализма. Он привлекает теорию обмена и правила бихевиоризма для объяснения межличностного взаимодействия, тогда как, переходя к макроструктурам, предпочитает использовать функциональные категории. Единственное, что он вносит объяснение социальных структур, так это то, что некоторые из них основаны на процессах обмена (чего не отрицал и Т. Парсонс), но в то же время эти процессы не определяют условий их существования и изменения.

Теория социального обмена, пытаясь объяснить поведение людей, либо впадает в психологический редукционизм, либо приходит к структурно-функциональному описанию, снабжая его терминологическими поправками, не меняющими сущности теории. К сожалению, сегодня мы вынуждены выбирать между теорией с хорошо развитыми причинными интерпретациями, но сильно упрощающей реальный мир, и теорией, мало пригодной для объяснения, но сосредотачивающей свое внимание на действительной сложности и многомерности социума.

 

 

Билет 9

1)Социальная мысль в средневековой христианской философии

 

Средневековая или христианская философия развивалась в период с 1-15 вв. При европейском феодализме господствовала христианская религия. Несмотря на раздробленность феодальных государств, церковь жестко контролировала умы и души своих прихожан. Основная часть филосфов состояла из духовенства и, естественно, они в своих трактатах решали проблемы церкви. Философию понимали и развивали как «служанку богословия». Церковь враждебно относилась к философии древнего мира, особенно к материализму. Идеи античности допускались частично, и только те, которые подкрепляли религиозные догмы.

Сближение философии и религии называется сакрализацией философии. Основными этапами средневековой философии были патристика (1-6 вв.) и схоластика. Разработчиками догм христианской религии являются: Василий Великий, Августин Блаженный, Тертуллиан, Ариген.

Главные проблемы патристики: проблемы сущности бога и его тройственности; отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян); понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели - «град божий»; расмотрение свободы человека через возможность спасения или гибели его души; проблема происхождения зла в мире, почему его терпит Бог, и др.

Схоластика - это учебная философия, а люди ею занимающиеся - ученые теоретики: Бонавентура, Фома Аквинский, Абеляр продолжали развивать проблемы, которые разрабатывали патристики: отношения разума и религии, религии и науки, о Божестве и тайном спасении. Схоластическая философия начинает постигать христианское учение на рациональной основе научной философии. Философия стала сочетаться с религией и заниматься вопросами спасения души. Но схоластическая философия сводилась к отдельным понятиям, которые не были систематизированы, и в результате на этом этапе она стала нежизненной и бездумной, отсюда - нарицательное «схоластика».

Античная философия перестает быть враждебной христианству, происходит переосмысление ее положений. Космоцентризм древнегреческой философии вытеснен идеями теоцентризма: все изменяемое сотворено Богом из «ничего» и стремится, в конце концов, к ничтожному. Природное и социальное бытие - это результат божественного предопределения. Человек признается персоной, личностью обладающей разумом, свободой воли и совестью (персонализм). Носителем человеческой личности является душа, созданная Богом.

В средневековой философии все интерпретируется, исходя из принципа абсолютной личности Бога. Человек понимается как единство веры, надежды и любви.

Большинству философов Средних веков присуще дoгматическое мышление. Основной принцип их рассуждений - это формальная логика. Суммарный обзор, комментарии, цитирование - основные методы их мышления.

Во времена Средневековья возник ряд учений, которые, подорвав авторитет религиозных идей, положили начало философии Нового времени. Возникли:

· учение об истине веры и истине знания;

· учение о свободе воли и ее детерминированности;

· учение о соотношении вещей и понятий о них;

· учение об опыте как мериле истинности понятий.

Основная заслуга христианской философии - развитие личностного начала. Главное ее достижение - новый образ человека, превосходивший античные представления о человеческой сущности. Впервые выдвинута идея оптимизма, идея победы добра над злом, вера в воскрешение.

2) Теория социокультурной динамики П. Сорокина.

 

Это центральная работа ученого. В теории социокультурной динамики заметно стремление социолога проанализировать источники и движущие силы социальных изменений.

Анализируя общественную реальность в историческом срезе, Сорокин характеризовал ее как иерархию различных социальных и культурных систем, начиная с мелких и заканчивая самыми крупными и объемными - суперсистемами. Последние существуют на протяжении столетий, охватывают все виды социальных взаимодействий, все формы материальной и духовной жизни людей, включая науку, искусство, религию, язык и т.д.

В каждую историческую эпоху, согласно трактовке социолога, доминирует и господствует одна из культурных суперсистем, в структуре которой можно обнаружить как остатки ее " предшественницы", так и ростки " наследницы". Этот поиск составляет важную задачу социологии и должен осуществляться, в соответствии с концепцией ученого, сквозь призму анализа ценностей различного характера, к числу которых в первую очередь относятся нормы (как правовые, так и в особенности культурные и моральные).

Основных типов культуры социолог выделяет три: чувственный, рациональный (умозрительный), идеациональный. Первый характеризуется преобладанием непосредственного чувственного восприятия действительности, второй - господством рационального мышления, третий - доминантой интуиции. Каждый из этих типов культуры находится в развитии и присущ человеческому обществу на различных этапах его прогресса.

В соответствии с концепцией социокультурной динамики все люди вступают в систему социального взаимодействия под влиянием целого ряда факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда, половые влечения) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Система последней группы регуляторов есть культурное качество. Каждая эпоха вырабатывает свои культурные качества, которые меняются от одной из них к другой и определяют типы социокультурной динамики. На основании таких качеств создаются образцы культурной жизни.

Центральная категория в концепции социокультурной динамики Сорокина - ценности. Их классификация представлена четырьмя группами. Первая включает ценности, возникающие в результате познавательной деятельности (истина), вторая охватывает ценности эстетического удовлетворения (красота), третья касается ценностей социальной адаптации и морали (добро), четвертая группа предполагает наличие ценностей, объединяющих все в единое целое (польза). Любую социально значимую человеческую активность и деятельность можно объяснить с помощью этих универсальных категорий, наиболее интегральной среди которых, по мнению Сорокина, является польза.

Билет 10

1)Значение социальной мысли просветителей для становления самостоятельной науки об обществе.

 

Социальная мысль эпохи Просвещения унаследовала и развила лучшие рационалистические и гуманистические традиции прошлого. В истории социологической мысли различают социальные теории представителей английского, итальянского, французского, немецкого и американского Просвещения. Наиболее яркими представителями социальной мысли эпохи Просвещения были в Великобритании - Т. Гоббс и Дж. Локк, во Франции - Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А.Сен Симон. в Германии - И. Кант и Г. Гегель, в Соединенных Штатов Америки – Т. Джефферсон.

Из мыслителей эпохи французского Просвещения особая роль в становлении социологии как пауки принадлежит Ш. Монтескье. Его труд " О духе законов" (1748) некоторые историки социологии рассматривают как социологический, а его самого как одного из основоположников социологической науки.

Он первым попытался представить историю как закономерный процесс и за цепью различных событий, которые, на первый взгляд, кажутся случайными, увидеть причины, которым эти события подвластны. С именем Ш. Монтескье также связано формирование социологического направления, вошедшего в историю социологии под наименованием " географический детерминизм", согласно которому климат, численность населения и размеры территории страны оказывают влияние на различные аспекты социально-экономической и политической жизни людей.

Особая потребность познания социально-политических условий жизни возникла в связи с крушением рационалистических теорий XVIII в., последовавшим после трагических событий Великой французской революции.

Одним из первых, кто отстаивал точку зрения на необходимость естественнонаучных методов в познании общества, был философ Клод Анри де СенСимон. Ему принадлежала идея о необходимости создания науки об обществе, которая базировалась бы на объективных наблюдениях и разрабатывалась в соответствии с методами естественных наук, в частности физики.

Таким образом, к середине XIX в. вызрели экономические, социально-политические и теоретические предпосылки возникновения, становления и развития самостоятельной науки об обществе, опирающейся на конкретные жизненные факты

 

2) Г. Зиммель и Ф. Тённис как корифеи формальной школы социологии.

 

Первым представителем «формальной» школы социологии считается Г. Зиммель (1858–1918 гг.). Название данной школы было дано именно по работам этого немецкого исследователя, который предлагал изучать «чистую форму», фиксирующую в социальных явлениях самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирически многообразные, преходящие. Определение понятия «чистая форма», тесно связанного с понятием «содержание», возможно через раскрытие тех задач, которые, по мнению Зиммеля, она должна выполнять.

Их можно выделить три:

1) соотносит друг с другом несколько содержаний таким образом, что содержания эти образуют единство;

2) обретая форму, эти содержания отделяются от других содержаний;

3) форма структурирует содержания, которые она взаимно соотносит друг с другом.

Так, использование Зиммелем понятия «чистой формы» позволяет социологу исключить из процесса исследования человеческих поступков иррациональные факторы: чувства, эмоции и желания. Исходя из этого, чистая форма – это отношения между индивидами, рассматриваемые отдельно от психологических аспектов.

Другая категория, введенная Зиммелем в научный оборот, – социальный тип.

Социальный тип – это совокупность сущностных качеств человека, которые становятся для него характерными с силу его включения в определенного рода отношения.

Свою типологию социальности предложил и другой немецкий социолог Ф. Теннис (1855–1936 гг.). По его типологии можно выделить два вида человеческих связей: сообщество (община), где господствует непосредственно личные и родственные отношения, и общество, где преобладают формальные институты.

По его мнению, каждая социальная организация объединяет в себе качества общины и общества, поэтому именно эти категории становятся критериями классификации социальных форм.

Теннис выделял три таких социальные формы:

1) социальные отношения – социальные формы, которые обуславливаются возможностью возникновения на их основе взаимных прав и обязанностей участников и имеют объективный характер;

2) социальные группы – социальные формы, возникающие на основе социальных отношений и характеризующиеся сознательным объединением индивидов для достижения определенной цели;

3) корпорации – социальная форма, обладающая четкой внутренней организацией.

Другим основным компонентом социологической концепции Тенниса было учение о социальных нормах. Социолог также классифицировал их на три категории:

1) нормы социального порядка – нормы, основанные на общем согласии или конвенции;

2) правовые нормы – нормы, определяющиеся нормативной силой фактов;

3) нормы морали – нормы, устанавливаемые религией или общественным мнением.

Билет 11

1)Позитивизм как методологическая основа становления социологии.

 

Основателем позитивизма как направления в социологии стал Огюст Конт.

Основными принципами позитивизма являются:

1) натурализм, т.е. социальные явления подчиняются законам, являющимся общими для всей действительности. Социальные и природные явления не имеют качественных различий

2) методы социального исследования должны быть такими же, как им методы естествознания, т.е. точными и объективными.

3) Истинность понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических проверок.

4) социолог должен воздерживаться от ценностных суждений.

Позитивная социология целиком базируется на данных науки, а не на воображении и догадках.

Конт отрицательно относился ко всему разрушительному, провопоставляя духу отрицания созидательный, позитивный дух. Категория позитивного становится наиболее главной и общей в его мировоззрении.

Место позитивного мышления можно понять в связи с законом трех стадий.

После прохождения обществом теологической стадии (общество стремится познать причины явлений, стремится к " абсолютному знанию" посредством сверъестественных факторов) и метафизической (познание внутренней природы явлений посредством сущностей или абстракций), общество проходит позитивную (реальную, научную) стадию. Основной признак этой стадии в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению.

Позитивное мышление далеко от эмпиризма и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т.е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов, а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования науки; их познание с помощью рационального предвидения - ее предназначение.

В позитивизме сложилось два направления: органическое (отождествляет общество с живым организмом и объясняет закономерности развития с помощью биологических законов) и механическое (объясняет закономерности развития через механические законы).

Именно с идей позитивизма, получивших широкое распространеие в 19 веке, началось развитие социологии как самостоятельной науки.

 

2) Оригинальность мысли представителей субъективной школы социологии (П.Н. Лавров, Н.К. Михайловский)

 

Субъективная школа в социологии - теоретические взгляды на общественный процесс, в котором личность является основной " единицей" общественной структуры и исторического развития. Социологи этой школы изучали естественно-научный метод и отвергли его из-за его объективности. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых “Исторических письмах” П. Л. Лаврова. В центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса.

П. Н. Лавров (1823-1900, вторая половина 19 века, раньше Михайловского)- русский социолог, философ, публицист и революционер. Один из идеологов народничества. Основные произведения: «О методе в социологии», «Социологи-позитивисты». Разделял людей на элитарное меньшинство и тех, кто трудится и дает возможность элитарному меньшинству вырабатывать критическое мышление, которое они используют на благо общества. Анализ причинных взаимоотношений между людьми важен, т.к. история - хаотичное действие различных сил и факторов.

Лавров конструировал свою формулу прогресса: развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощении в общественных формах истины и справедливости. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры (традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями). Цивилизация - это сознательное историческое движение, осуществляемое критической мыслью. Но поскольку мысль реально появляется только через действия личности, то главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.

Михайловский Н. К. (1842-1904 гг., вторая половина 19 века)- писатель, критик, социолог (социология народничества, субъективистская школа). Основатель теории подражания (теория «героев и толпы»). Различие взглядов Михайловского и Лаврова заключается в том, что Лавров рассматривал индивидов отдельно и помещал их в общество, а Михайловский выделял индивидов из общества, рассматривал каждого субъекта и индивида отдельно. Основные работы: «Что такое прогресс? », «Теория Дарвина и общественная наука», «Борьба за индивидуальность».

Михайловский, конструируя субъективный метод, таким образом, отправлялся от принципа социально-активной, преобразующе-созидательной деятельности личности. Михайловский выводил теорию, объясняющую причины активности личности из нравственного самосознания, хотя и не отрицал при этом огромного воздействия на неё социальной среды. Смысл субъективного метода по Михайловскому: в естественных науках, прибегающих к объективным методам изучения стихийных материальных явлений, при строгом соблюдении приёмов сбора, описания, классификации и обобщения материала, возможно, получить общепризнанный истинный результат; в обществоведении в силу специфики изучаемых явлений (наличия в самих объектах сознательного и бессознательного элементов, объединяемого людьми в цели их поведения) требуются другие приёмы и методы, и результат получается более сложным. Эти приёмы и дают субъективный метод, который при сознательном и систематическом применении не просто вскрывает причины и необходимость исследуемого процесса, но и оценивает с точки зрения " желательности", " идеала". Предмет социологии- борьба за индивидуальность.

Билет 12

1)Эволюционизм и органицизм в социологии Г. Спенсера

 

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические, биологические и социальные.

Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма.

По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:

1.рост, увеличение в объеме,

2.усложнение структуры,

3.дифференциация функций,

4.рост взаимодействия структуры и функций.

Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:

· интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

· дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

2) Психология толпы Г. Лебона

 

Гюстав Лебон (1841-1931)- французский социальный психолог. Главным направлением его социологии и психологии можно считать исследования в области психологии народов и масс. По мнению Лебона каждый народ обладает устойчивым душевным строем, и от него происходят чувства, разум, искусства данного народа. Нравственные и интеллектуальные признаки, ассоциация которых образует душу народа, представляют синтез прошлого опыта.

Важное место в научном творчестве Лебона занимали проблемы “толпы” и “расы”. В конце 19 – начале 20 века в жизни европейского общества наступил новый этап – “эра толпы”. Ее суть – замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы”.

Толпа – это группа людей, охваченных общими настроениями, стремлениями и чувствами. ЕЕ характерные черты: Зараженность общей идеей; Сознание непреодолимости собственной силы; Утрата чувства ответственности; Нетерпимость; Догматизм; Внушаемость; Бездумное следование за лидером.

Лебон считал что толпа обладает коллективной душой. Поэтому каждый индивид толпы мыслит. Действует и чувствует совершенно иначе, нежели сам по себе. Поведение людей в толпе бессознательно и сверх эмоционально, оно обусловлено законом “духовного единства толпы”. Индивид в толпе теряет свои индивидуальные качества, рациональное мышление, он становится неким безвольным автоматом. Это приводит к превращению человека в иррациональное существо, которое стремится к немедленным действиям, внушенным лидером.

Два типа толпы: Разнородная толпа (уличные группы, парламентские собрания) Однородная толпа ( секта, каста, класс)

Среди трудов Лебона особый интерес представляет книга “Психология социализма” (1908), в которой автор пытается предостеречь человечество от 2-х " гибельных увлечений” социализмом. Он пишет: “…большая часть социалистических теорий находится в явном противоречии с законами, управляющими современным миром.” Социалистический строй, по мнению ученого, это “коллективная трагедия”. И не смотря на всю свою нелепость, он может быть установлен в одной из европейских стран. Захват власти социалистами, по Лебону, породит эпоху разрушений, анархии и террора. Произойдет уничтожение свободной конкуренции и уравнивание заработка, что повлечет за собой разорение того государства, где воцарится социализм. Социалистический путь ведет в пропасть рабства, нищеты и цезаризма. Лебон полагал, что социализм неизбежен в качестве эксперимента хотя бы для одной из стран, отмечая при этом, что такой эксперимент возможен при условии предварительного разрушения общества.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1007; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.091 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь