Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психологическая мысль в XVII веке



Провозвестником XVII века стал в социальной жизни Западной Европы Г.Галилей, научивший мир верить в материальные свойства и законы механики. Этот новый взгляд на мироздание стал переворотом в объяснении причин поведения всех живых существ.

Первым философом, использовавшим достижения геометрии и механики для объяснения психологической теории, был Рене Декарт (1596-1650). От латинизированного имени Декарта – Картезий - произошел термин картезианство, обозначающий направление, сформировавшееся под влиянием его идей. Переехав из Франции в Нидерланды, он создает лучшие свои творения. Он ориентируется на модель организма как механически работающей системы, т.е. он освобождает тело от вмешательства души. Декарт вводит в науку понятие рефлекса (а сам термин «рефлекс» появился гораздо позже). И. Гарвей убрал душу из системы кровообращение как регулятора внутренних органов, а Декарт устранил душу на уровне работы всего организма. И это при том, что достоверных знаний о нервной системе не было. Слово «рефлекс» означало «отражение». Горячий предмет заставляет одернуть от него руку: идет реакция, подобная отражению света от поверхности. Реакция мышц – необъемлемый компонент поведения. Таким образом, система Декарта объясняла природу поведения без обращения к душе, как силе, которая движет телом.

У Декарта есть сочинение «Страсти души». «Страсть – это страдательные состояния души, когда в мозг по неким трубкам приносятся животные духи». Декарт набросал проект «машины тела», к функциям которой он отнес восприятие, запечатление идей, удержание их в памяти, внутренние стремления. В трактате он доказал, что телесные устройства и без души способны справляться с обработкой психического материала. Но при таком подходе Декарт не только не лишает души ее роли, но возводит ее в степень субстанции, т.е. сущности, не зависящей ни от чего другого, равноправной с великой субстанцией природы.

Душа может иметь отношение к достоверному знанию человека о своих состояниях. Такое понимание души открыло новый подход к предмету психологии. Теперь предметом психологии становится сознание.

Сознание, по Декарту, - это начало всех начал в науке. Его известное суждение: «Я мыслю, следовательно, я существую», - утверждает, что существо, носитель суждения – мыслящий субъект. Еще один афоризм Декарта гласит: «Людей ведет разум». Мышление – единственный атрибут души, следовательно, душа всегда знает о своем содержании, она всегда мыслит, думает. Бессознательной психики не существует. «Внутреннее зрение» стали называть интроспекцией, т.е. видением внутри психических объектов – образов, умственных действий, волевых актов. Концепцию Декарта о сознании считают интроспективной. В содержание сознания, по Декарту входит три вида идей:

1. Порожденный самим человеком;

2. Приобретенных;

3. Врожденных идей.

Первые связаны с чувственным опытом человека, но при этом эти идеи не помогают познать объективные законы мира.

Вторые – это обобщенный опыт разных людей.

Третьи дают знания о законах развития окружающего мира.

Такой подход к познанию получил название рационализма (направление в теории познания, признающее (в противоп. эмпиризму) разум решающим или даже единственным источником истинного знания), а способ открытия того, что содержат врожденные идеи, стали называть рациональной интуицией, т.е. «понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что нет никакого сомнения в том, что мы мыслим».

Влияние тела на душу и наоборот было названо психофизическим взаимодействием. Орган, с помощью которого душа и тело могли бы общаться – это одна из желез внутренней секреции – эпифиз. Эта мысль Декарта не была воспринята всерьез.

У Декарта тело освобождалось от души, и наоборот. При этом тело может только двигаться, а душа может только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс, принцип работы души – рефлексия (от лат. обращение назад). При рефлексе мозг отражает внешние толчки, а при рефлексии сознание отражает собственные мысли и идеи. Через всю историю психологии проходит контраверза (противопоставление) души и тела. Но Декарт создал новую форму дуализма: и тело, и душа приобретали содержание, которое у других исследователей не описано.

В XVII веке было множество попыток опровергнуть дуализм Декарта. Одним из первых оппонентов его стал голландский мыслитель Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677). Спиноза учил, что есть единая вечная субстанция (первооснова, сущность чего-нибудь) – Природа – с бесконечным множеством атрибутов, т.е. необъемлемых свойств. Из всех них разуму человека открыты всего две – протяженность и мышление. Следовательно, не смысла считать человека местом встречи двух субстанций – тела и души, как это делает Декарт. Человек – это целостное телесно-духовное существо. Как и Декарт, Спиноза был убежден, что именно интуиция дает возможность приникнуть в сущность вещей, познать не отдельные их свойства, а общие понятия. Кроме того, интуиция дает безграничные возможности для самопознания. Доказывая познаваемость мира, Спиноза подчеркивал: порядок и связь идей – такие же, какие порядок и связь вещей, так как идея и вещь – это разные стороны одной субстанции – природы. Никто так, как Спиноза не понимал, что дуализм Декарта основывается во взгляде на организм как машину. Механический детерминизм, приводил к принципу, ограничивающему возможности влияния тела на психические процессы. Труд Спинозы – «Этика» - попытка создать учение о человеке, как целостном существе. Он пытается объяснить чувства («аффекты») как побудительные силы человеческого поведения «геометрическим способом». Рационализм Спинозы ведет к попытке объяснить эмоции, связав их с волей. Он дает определение свободы как познанной необходимости, открыв, таким образом, изучение предела волевой активности человека. Свобода есть познанная необходимость. Спиноза.

Спиноза выделил три главных силы, которые правят людьми, из которых можно вывести все многообразие чувств: это влечение («самая сущность человека»), это радость и печаль. Из этих фундаментальных аффектов выводятся любые эмоциональные состояния: радость увеличивает способность к действию тела, печаль уменьшает действие тела (уменьшает способность тела действовать). Этот вывод не равен идее Декарта о разделении чувств на коренящиеся в организме и интеллекте. Дихотомия (разделение надвое) Декарта привела в XX веке к концепции двух психологий – объяснительной (объясняет причины функций организма) и описательной (Декарт считал, что тело мы объясняем, а душу - понимаем).

Следующим в ряду философов-рационалистов был Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), немецкий философ, физик, языковед. Он был энциклопедистом, математиком, открывшим дифференциальное и интегральное исчисление. Лейбниц выступал за целостный подход к человеку, но о единстве тела и души у него было особое мнение. В основе этого единства лежит духовное начало. Весь мир состоит из бесчисленного множества монад (от греч. монос - единое). Каждая из этих монад психична, он наделена способностью воспринимать все, что происходит во вселенной. Но эта идея не есть Декартова идея равенства психики и сознания.

Лейбниц выделил в душе несколько областей, которые отличаются степенью осознанности знаний, эти области называются:

- область отчетливого знания;

- область смутного знания;

- область бессознательного в душе.

Лейбниц обратил внимание на субъективность человеческих знаний, связывал объективность с познавательной активностью. На вопрос о соотношении духовного и телесного в человеке, Лейбниц ответил формулой, получившей название «психофизического параллелизма», утверждавшего, что зависимость психики от воздействий на нее тела – это иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно, автоматически, но между ними есть предопределенная свыше гармония.

Эти идеи Лейбница расширили представление о психическом. Другое направление в критике дуализма Декарта связано с английской философией, именем сенсуалиста (направление, признававшее чувства выше разума) Томаса Гоббса (1588 – 1679). Он отверг душу как особую сущность. В мире нет ничего, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики, открытых Галилеем, по утверждению Т.Гоббса. Материальные вещи, воздействия на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления, от них цепи мысли, следующих в том же порядке, что и ощущения. Такая связь впоследствии была названа ассоциацией. Декарт, Спиноза и Лейбниц считали ассоциации одним из основных психических феноменов, но низшей формой познания в сравнении с высшими – мышлением и волей. Гоббс впервые придал ассоциациям силу универсального закона психологии. Он провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т.е. опыт. Таким образом, рационализму был противопоставлен эмпиризм (философское учение, признающее (в противоположность рационализму 1) чувственный опыт единственным источником знаний. 2. Склонность к практической деятельности, к получению каких-н. результатов путем опыта. Эмпирический — 1) относящийся к эмпиризму1; 2) основанный на опыте). В разработке этого направления видная роль принадлежит Джону Локку (1632 – 1704). Главная его книга называется «Опыт о человеческом разуме». Как и Гоббс, Локк проповедовал происхождение знаний из опыта. Постулат Локка гласит « В сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях». Потому психика ребенка формируется в процессе его жизни. Если бы идеи были врожденными, люди в обществе придерживались одних и тех же моральных и политических убеждений, а этого вы нигде не найдете. Поэтому психика «душа ребенка» – это «чистая доска», на которой жизнь пишет свои письмена. Таким образом, знания и идеалы не даны нам в готовом виде, он результат воспитания, которое и формирует сознательного взрослого человека. В познавательном развитии следует использовать любопытство детей, как механизм, из которого вырастает стремление к знаниям.

В опыте Локк выделил 2 источника – ощущения и рефлексию. «Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме». Это определение Дж. Локка лежит в основе интроспективной психологии (изучение психических процессов (сознания, мышления) самим индивидом, переживающим эти процессы, самонаблюдение). Объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (т.е. образы, представления, чувства), которые предстают перед внутренним взором субъекта. Из этого постулата Дж. Локка и возникло понимание предмета психологии.

Механический детерминизм и обращенность ко внутреннему опыту сознания – вот два отличительных признака психологии Нового времени от всех предшествующих эпох.

Теперь активность души выводилась из законов телесного земного мира, а знание законов природы шло не из опыта собственного сознания, а из общественного исторического опыта, зафиксированного в философских и психологических теориях Нового времени.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь