Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классический период античной психологии



Классический период античной психологии начался с III в до н.э. с появлением теорий Сократа и Платона.

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) считал, что естественные законы не могут быть распространены на человека, который подчиняется законам разума. Взгляды Сократа трудно понять без сведений о его личности. Афинянин Сократ стал воином, участвовал в нескольких битвах, был храбрым и выносливым, считал необходимым участвовать во всех делах, но обязательно по принятым в Афинах законам. В военных походах он проявил способность погружаться в размышления, он изобрел особый способ беседы, приводящий собеседника к определенному выводу.

Сократ полемизировал с софистами, не всегда соглашался с мнением большинства в народном собрании и в суде присяжных, а это требовало мужества. Дело в том, что Сократ всегда стремился к соблюдению законов и справедливости. Он имел множество учеников. Его жизнь было неотделима от его теоретических этических воззрений. Он не записывал своих суждений никогда (о них нам известно из комедий Аристофана, сочинений Платона и воспоминаний Ксенофонта), считая, что только живое общение может привести человека к самосовершенствованию.

Сократ впервые подошел к душе как к источнику разума и нравственности человека, а не как к источнику активности тела. Он считал душу психическим качеством человека, т.е. не понимал душу как материальное начало. Поэтому одновременно с возникновением взгляда на связь души с нравственностью возникает новый идеалистический взгляд на нее, позже разработанный учеником Сократа Платоном в трактате о душе.

Сократ считал, что надо показать людям разницу между хорошим и плохим, а потом уж оценивать их поведение. Познавая добро и зло, человек начинает познавать самого себя. Сократу принадлежит заслуга исследовательского интереса к окружающему миру, на человека, на познание самого себя: «Познай самого себя», «Я знаю, что я ничего не знаю».

Софисты отрицали существование абсолютной истины, подчеркивали относительность представлений о добре и зле, о мире. Сократ признавал абсолютное знание, которое человек может познать, передать другим через слово. Таким образом, он впервые связал мыслительный процесс со словом. Позже Платон отождествил мышление и внутреннюю речь.

Сократ утверждал: знание – это понятие о предмете. Есть общая для всех знаний цель – понимание высшего блага, благо – это высшая истина. Бессознательное знание, которое до поры дремлет в душе нужно сделать осознанным. Сократ одним из первых поставил вопрос о необходимости метода, с помощью которого можно осознать бессознательное знание. Он думал, что это диалог учителя и ученика, при котором учитель направляет мысли ученика, помогая ему осознать необходимые для решения конкретной проблемы знания.

Метод, открытый Сократом, его знаменитая диалектика, получил название метода сократической беседы. Это был диалог с «наводящими размышлениями». Сократ никогда не преподносил в готовом виде знания, считая главным самостоятельное открытие истины человеком. Он вводил в свои беседы понятие гипотезы. Показывая, как неправильное допущение или предположение приводит к противоречиям суждений. Открытие каждого собеседника Сократа состояло в том, что всеобщее абсолютное знание в уме, из ума оно должно выводится. Можно говорить, что это была первая попытка проблемного обучения.

Теория объективного идеализма Платона (428 – 348 гг. до н.э.) исходила из положений Сократа.

Платон, как и Сократ, афинянин, он основал школу – академию (по имени покровителя местности - Академа, которую он купил). В самом начале его исследований в его теории появилась мысль о несовершенстве познания, которое познает лишь тени реальных истин. Его идеальные стремления были оторваны от жизни; его идея о внутреннем конфликте души стала популярна в психоанализе.

Стадии формирования знания, по Платону, таковы: ощущение, память, мышление. Платон впервые заговорил о памяти, как о самостоятельном психическом процессе. Он дал памяти такое определение – «это отпечаток перстня на воске».

Роль памяти в учении Платона важна еще и потому, что он представлял процесс познания в виде припоминания того, что душа знала в своей космической жизни и забыла при вселении в тело.

Память – это хранилище всех знаний осознаваемых и неосознаваемых. Но при этом Платон считал память пассивным процессом, а активным – мышление. В основе системы обучения Платона лежал принцип передачи знаний через образование понятий. Принцип познания. Он впервые пытался установить этапы формирования понятий. С Платона началось исследование вербального мышления, которое до XX века считалось единым видом мышления. Понятия признавались главным продуктом мышления (позже мы находим отголоски этой теории Платона у Л.С.Выготского, Ж.Пиаже) По Платону, душа постоянна и знания в ней содержатся неизменные; значит, само мышление – акт репродуктивный, а не творческий, хотя и оперирует понятием интуиция. Этот подход сохранился у Платона и к творчеству, в котором он признает, что в основе творчества лежит лишь репродуктивное воображение. В диалоге «О государстве» Платон дает теорию коллективного воспитания. Он считает, что индивидуальные способности людей надо распознавать еще в раннем возрасте. Необходимо делать «профессиональный отбор и тестирование детей», чтобы воспитывать их согласно предназначению (его можно воспитать воином, мудрецом, ремесленником). Итак, Платон – основоположник объективного идеализма, который впервые выделил этапы процесса познания, впервые обозначил роль внутренней речи и активности мышления, обосновал роль памяти в становлении опыта человека, впервые заговорил о внутреннем конфликте души, т.е. борьбе мотивов.

Идеи Платона были переосмыслены его учеником и последователем Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.). Трактат «О душе» - это первая психологическая монография. В ней обобщены все предыдущие теории в психологии. Врач Аристотель, как и его учитель, купил землю, построил на ней школу Ликей (Лицей), которая просуществовала почти 6 веков и была закрыта только в III веке н.э.

Обучая в этой школе, он подходил к проблемам психики с естественнонаучных позиций, положив не математику, а биологию или медицину в основу психологии.

В его учении о душе нет идеи конфликта, а есть идея развития и эволюционного перехода от одного уровня к другому. Он пересмотрел платоновское понимание души: «Душа есть форма реализации способного к жизни тела, она не может существовать без тела и не является телом». В целом, его концепция самая сложная и противоречивая.

Существует 3 вида души:

1. Растительная (способна к размножению и питанию);

2. Животная (кроме растительных функций, есть сугубо животные);

3. Разумная (есть только у человека, т.к. он обладает мышлением).

Каждая более совершенная душа – надстройка над предыдущей, т.е. впервые в психологии дана идея развития, генезиса души.

Аристотель соотносил развитие отдельного организма с развитием живого мира: в отдельном человеке повторяются ступени развития органического мира.

В этом обобщении - основа идеи, позже названной биогенетическим законом.

По Аристотелю, человек не только живет в пространстве культуры, но и является ее носителем в душе. Аристотель вводит в свою теорию понятие всеобщего разума – нуса, как хранилища разумной части души после смерти человека.

При рождении ребенка часть этого разума вселяется в тело новорожденного, Так и идет передача опыта. Нус – это не постоянная, а вечно меняющаяся культура, в которой каждое новое поколение людей привносит что-то свое. После смерти человека, часть его души (разумная) сливается с мировым разумом и обогащает его. Таким образом, Аристотель настаивал на способности человека и к творческому и к репродуктивному мышлению.

Он - создатель первой в психологии развернутой теории познания, в которой не только раскрыта специфика каждого этапа познания, но и переход от единичного знания к обобщенному суждению и понятию. Для этого он вводит такие понятия, как «общее чувствилище» и «ассоциация». Сличение и переработка знаний происходит в чувствилище с помощью ассоциаций, т.е. впервые ассоциации представлены как механизмы познания. Только в XVIII веке Д.Гартли создал первую школу в психологии – школу ассоцианизма.

Виды ассоциаций по Аристотелю:

- по сходству;

- по контрасту;

- по смежности во времени и пространстве.

Аристотель разделял воображение и фантазию, считая воображение использующим реальные представления. Если ассоциации – это механизмы переработки знаний на низших уровнях сознания, то логика на высших, т.к. логические операции – это операции мышлении, они помогают образованию понятий. Главная операция мышления – дедукция. Аристотель считал, что есть два вида мышления: логическое и интуитивное (в античной психологии рассматривалось как репродуктивное).

Аристотель считал, что научное и художественное творчество носит новаторский, авторский характер (например, художники по-разному трактуют один сюжет). Аристотель разграничивал теоретический и практический разум, в их основе – разные функции мышления. Само по себе знание не делает человека нравственным (образование не равно хорошее воспитание). Нравственное поведение формируется в реальных поступках человека. Важно формировать не только действие ребенка, но его отношение к этим действиям. В воспитании нужен индивидуальный подход.

Проблема регуляции поведения у Аристотеля рассматривалась в двух позициях: регуляция поведения с помощью эмоций и регуляция поведения с помощью разума.

При этом он уверен, что бороться с эмоциями бесполезно, ведь положительные помогают совершать действия, а отрицательные мешают.

В отличие от Платона Аристотель не рекомендует регламентировать чтение, музыку, он считает важным жанровое своеобразие в ходе воспитания. У человека не может быть истинной свободы, если он поддается эмоциям; свобода возможна только при разумной регуляции поведения.

Для борьбы с аффектом, для его предупреждения Аристотель предлагает очищение (катарсис) – слезы радости, печали. В этой мысли – идея о психотерапевтической роли искусства, театра.

Впервые Аристотель соотнес переживания человека с мотивацией поведения, с нравственной оценкой поступка.

Таким образом, его взгляды – это несомненный вклад в психологическое знание, отложивший отпечаток на всю дальнейшую историю психологии.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь