Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В 13 веке развивается теория мистического экстаза.
Апостол Павел – «кто не работает – тот не ест». Труд воспитывает волю, помогает постичь красоту, формирует нравственный облик человечества.
Средневековые схоласты разрабатывали идею нестяжательства. Франциск Ассизский, в крещении Иоанн (1182—1226) — христианский религиозный подвижник, поэт. Богатства мешают человеку сосредоточиться на своей духовной жизни. «Проще верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому попасть в рай» Нил Сорский (15–16века) сторонник нестяжательства. Он говорил, что монархи должны осуществлять деятельность. Люди должны работать.
В каждой из церквей постоянно повторяется спор стяжателей и нестяжателей. Зрелая схоластика формируется в 13 столетии и главным её представителем является Фома Аквинский. Он появляется, когда Аверроэс – говорит о двойственной истине. И выдвигает свою теорию (С 1314 года по настоящее время – главная идеология католического мира и называется Томизм (Фома–Тома)) «Томизм. Сумма теологии» «Сумма против язычников».
Учение Фомы Аквинского – переложенные на христианские темы понятия Аристотеля. (Материя и форма) В мире антологии Фомы существует потенциальное – материя и актуальное – форма. Бог – чистая форма, которая находится вне мира. В мире существуют субстанции и акциденции. Гносеология Фомы. Он борется с идеей двойственности. В отличие от номиналистов он выдвигает идею гармонии разума и веры. Вера – помощник разуму. Можно доказать рационально существование Бога. Всё находится в движении, а у этого есть причина, а у этой причины другая и так не до бесконечности, потому что есть начало – Божественное – Бог. Идеал – есть совершенство и Божественное начало, которое скрыто для нас, которое определяет степень добра и зла, степень всего. Доказательство исходит из целесообразности всего в мире: всё в гармонии, так как вначале лежит идеальное начало, идеальное – Бог. Всего доказательств было 5. Известна его фраза «Понимай, чтобы верить».
Универсалии существуют: 1) до вещей 2) в самих вещах, как реализованные в действительности 3) существуют после вещей, в уме человека, как результат обобщения
Познание – начинается с чувственного опыта, его результат – чувственные образы. Интеллект абстрагирует, выделяет из них умопостигаемый образ.
Антропология – учение о человеке Фомы Аквинского. Человек – сочетание души и тела. Душа – двигатель, часть человека. Тело соучаствует в духовной жизни. У Души существует 2 способности после отделения от тела – мышление и воля. Ангельская душа не является соединением души и тела, а на человеческую душу тело воздействует. Личность – самая благородная. Мыслит – отдельный человек. В Этике он повторяет Августина Блаженного, существует только добро, а зло – отсутствие блага. «В душе человека, христианина, существует идея осуществлять благо». По Фоме государство необходимо. Оно содействует общему благу. Идеальная форма правления – монархия, а церковная власть выше государственной. Земные правители заботятся о конечных сверхъестественных целях человечества. Церковь же видит дальние, высшие главные цели. Популярность схоластики – 12–13 век. Но постепенно, к 14 веку, появляется эпоха Возрожденияи приобретает популярность. Эпоха Возрождения – 14–15 столетие. Родиной является Италия. Необыкновенный духовный подъём. Возвращается забытое, культура, поэзия, античные скульптуры. Возрождение идеалов античности. Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Макиавелли.
Возрождение – синтез античности и средневековья. В 15 веке Турки взяли столицу Византийской империи Константинополь. Перерезали христиан в церквях. Начинается массовая иммиграция. в Италию и в Россию. в России появилась идея 3-тьего Рима. «Первые два Рима пали (от варваров и турок), третий Рим стоит (Москва), а четвёртому – не бывать». Москва – третий и последний. Эпоха Возрождения – эпоха становления раннего капитализма. Развиваются науки, осуществляются географические открытия. Но церковь не уходит. В картинах – святые в телесном облике. Центральной философией является – творческое начало в человеке, выявление творческой сущности, самосознание. Человек должен приобрести свой характер, свой путь, приобрести свой разум и жизненный опыт. Большое внимание придаётся личности. Если человек не раскрывает свои таланты – то он совершает преступление по отношению к себе и Богу. Уважение, достоинство и любовь к человеку связана с идеей гуманизма. Человек должен позитивно изменять мир. Антропоцентризм, гуманизм – они отличают эпоху возрождения позитивом. Шекспир: Король Лир, Гамлет – человек осознаёт, сколько зла и несправедливости в мире, осознаёт трагичность бытия. Сервантес: Дон Кихот – человек соединён с богом, но поворачивается и против него. Флоренский пишет о Джоконде Леонардо: скептицизм, отпадения от Бога, улыбка потерянности и растерянности, улыбка грехам соблазна и прелести.
Две важнейшие черты философии: 1) возрождение диалектики (учение о развитии) 2) под влиянием знакомства с неоплатониками – Пантеизм (Бог есть всё. Природа – божественная сфера)
Николай Кузанский. Немец, окончил университет, занимался медициной, естествознанием. Делал карьеру священнослужителя. 1401–1464. Мистический пантеизм. Основные идеи: Если отстранить Бога от творения – то в мире ничего не останется, останется ничто, небытие. Бог – развитие всего, свёрнутая природа. а Природа – развёртывание из божественных глубин. Учение о совпадении противоположностей. Диалектическая идея. Бог – абсолютный максимум, он единственен и в нём всё есть. Так как ему ничего не противостоит – он является одновременно и минимумом. Центра мироздания – нет. Всё едино и это единое не имеет противоположностей.
Джордано Бруно (1548–1600г.) идеи Пантеизма и диалектики. Работа «о бесконечности вселенной и мирах» Вселенная бесконечна, всё находится в бесконечном движении и всё это материально.
Главная работа Средневековья – работа Августина Блаженного – «О граде божием» История человечества – идея не движения по кругу, а идея прогресса!!
Никола Макиавелли (1469–1527 г. ) Итальянский мыслитель, писатель. Считал, что человек по природе зол. В мире хаос и постоянная борьба. Поэтому необходимо создать драконовское законодательство. Сильное и авторитарное правление способно истребить эгоизм людей. В политике он аморален: заповеди и ценности не действуют в политике. Главная работа «Государь» - как захватить и удержать власть. Правитель должен одновременно быть и человеком и зверем, и львом и лисой. Труд должен быть драконовским. «Цель оправдывает средства». Томас Мор (1480–1535 г.) Написал работу «Утопия» – место, которого нет. рассуждения начинаются с того, в какой ситуации находится английский народ. Причины бедственного положения является частная собственность.
У утопистов нет частной собственности. всё общее. Всё произведённое сносится на одни огромные склады и распределяется между утопийцами. грязная работа выполняется преступниками, сами утопийцы не будут пачкать руки. Отличие от платонического идеала в том, что у Платона была частная собственность у 3тьего сословия: купцы, ремесленники.
Лекция 7 27.03.13 Философия Нового времени Эмпиризм и Рационализм! Главная мысль: «Нет ничего в разуме, чего не было в чувстве». Английский эмпиризм: Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 г.) «Знание – сила» – теория Бекона Познание: наблюдение, обобщение (индукция), эксперименты Сенсуализм – чувства это первичный, главный источник познания Эмпирический метод становится главным. он направлен против схоластики. Бекон подчёркивал, что истинному познанию способствует ликвидация призраков или идолов, которые мешают познанию. Виды призраков: 1) Призраки рода – изучение природы по аналогии с человеком 2) Призраки пещеры – субъективизм, свой взгляд, но он не должен заслонять истину 3) Призраки рынка – ходячие суждения, которые принимаются на веру (призраки площади) 4) Призраки театра – слепая вера в авторитеты, религиозное мировоззрение
Почему науки не были развиты? – эпохи пренебрегали наукой, государи игнорировали задачи наук, было мало людей, занимающихся наукой, потому что довлел догматизм схоластики. Бэкон – материалист. Надо экспериментировать, обобщать и наблюдать. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве». Разум рассматривается как простое суммирование полученных фактов. Как построить модель будущего функционирования науки? – «мы должны поставить природу на колени» Английский эмпиризм формируется во времена революции в Англии, времена накопления капитала. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы