Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЛОЖЬ, ЕЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ



 

 

 

 

Не думай, что говорить и делать правду нужно только в делах важных. Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых пустых делах. Важно не то большое или малое зло, которое произойдет от твоей неправды, а важно то, чтобы ты сам себя никогда не осквернял ложью.

 

 

 

Если жизнь не согласна с правдой, то все-таки лучше признать правду, чем скрывать ее: жизнь свою мы можем изменить по правде; правду же мы ничем изменить не можем, она останется, какой была, и не перестанет обличать нас.

 

 

 

Мы все любим истину больше, чем ложь, но когда дело касается нашей жизни, то мы часто предпочитаем ложь истине, потому что ложь оправдывает нашу дурную жизнь, а истина обличает ее.

 

 

 

Для каждой, входящей в сознание людей, истины, заменяющей прежнее заблуждение, бывает время, когда заблуждение явно и очевидна истина, долженствующая заменить его. Но люди, которым или выгодно это заблуждение, или привычно им, стараются всеми силами поддержать его. В такие времена бывает особенно важно смелое провозглашение истины.

 

 

 

Если люди говорят вам, что не надо во всем добираться до правды, потому что полной правды никогда не найдешь, не верьте им и бойтесь таких людей. Это самые злые враги не только истины, но и ваши.

Они говорят это только потому, что сами живут не по правде и знают это и хотели бы, чтобы и другие люди жили так же.

 

 

 

Если хочешь познать истину, то прежде всего освободись хотя на то время, когда ищешь истину, от всех соображений о выгоде для себя такого или иного решения.

 

 

 

Бывает радостно, когда поймешь неправду других людей и обличишь ее, но во сколько раз радостнее, когда поймаешь сам себя в неправде и обличишь себя. Старайся доставлять себе как можно чаще это удовольствие.

 

 

 

Как ни соблазнительна бывает ложь и все ее соблазны, бывает время, что ложь так замучает человека, что человек, уже не для того, чтобы искать истину, а только для того, чтобы избавиться от всей, нераздельной с ложью, путаницы, от которой он страдает, обращается к истине и в ней одной находит спасение.

 

 

 

Какая туча закутала мир? Отчего он не светится? Что оскверняет его? В чем его великая опасность?

Опасность его в том, что люди живут не тем божественным разумом, который дан каждому из них, а тем общим, извращенным разумом, который сложился среди людей для оправдания их страстей. Люди страдают и ищут спасения. Что же спасет их? Одно уважение к своему разуму и следование истине.

С восточного

 

 

 

Горький опыт показывает нам то, что нельзя уже удерживать прежние условия жизни и что поэтому необходимо находить те новые условия, которые свойственны новому времени; но люди, вместо того чтобы употреблять свой разум на изыскание и установление этих новых условий, употребляют свой разум на то, чтобы удержать жизнь в тех условиях, в которых она была сотни лет тому назад.

 

 

 

Ложь закрывает от нас Бога и в нас самих и в людях, и потому нет ничего дороже истины, возвращающей нас к любви к Богу и ближнему.

 

 

 

Нет несчастья хуже того, когда человек начинает бояться истины, чтобы она не показала ему, как он дурен.

Паскаль

 

 

 

Самый верный признак истины — это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.

 

 

 

Можно быть одиноким в своей частной и временной среде, но каждая из наших мыслей и каждое из наших чувств находит, находило и будет находить свой отголосок в человечестве. Для некоторых людей, которых большая часть человечества признает своими вождями, реформаторами и просветителями, отголосок этот огромен и раздается с особенной силой; но нет человека, мысли которого не производили бы на других такого же, хотя и во много раз меньшего, действия. Всякое искреннее проявление души, всякое заявление личного убеждения служат кому-нибудь или чему-нибудь, даже если вы и не знаете об этом, и даже когда зажимают вам рот или когда накидывают вам мертвую петлю на шею. Слово, сказанное кому-нибудь, сохраняет неразрушимое действие, — как всякое движение, оно превращается в иные формы, но никогда не уничтожается.

Амиель

 

НА ЧЕМ ДЕРЖАТСЯ СУЕВЕРИЯ

 

 

 

 

Чем большим уважением окружены предметы, обычаи, законы, тем внимательнее надо исследовать их право на уважение.

 

 

 

Есть много старинных истин, которые кажутся нам вероятными только потому, что мы никогда серьезно не думали о них.

Род

 

 

 

Разум есть величайшая святыня в мире, а потому и величайший грех злоупотреблять разумом, употреблять его на то, чтобы скрывать или извращать истину.

 

 

 

Высшая степень неправды и насилия — это установление одними людьми такого закона, который не подлежит обсуждению других и должен быть принят на веру.

Для чего это может быть нужно людям?

 

 

 

Основа всякой власти — насилие, основа христианства — любовь. Государство — это принуждение, христианство — убеждение.

Кунингам Гейкей

 

 

 

Христос не основывал никакой церкви, не устанавливал никакого государства, не дал никаких законов, никакого правительства, ни внешнего авторитета, но он старался написать закон Бога в сердцах людей с тем, чтобы сделать их самоуправляющимися.

Герберт Ньютон

 

 

 

Просматривая историю человечества, мы то и дело замечаем, что самые явные нелепости сходили для людей за несомненные истины, что целые нации делались жертвами диких суеверий и унижались перед подобными себе смертными, нередко перед идиотами или сластолюбцами, которых их воображение превращало в представителей божества; видим, что целые народы изнывали в рабстве, страдали и умирали с голоду ради того, чтобы люди, жившие их трудами, могли вести праздную и роскошную жизнь. И причиной таких нелепостей и страданий людских всегда было одно: принятие на веру того, что даже малым детям не могло не представляться неразумным.

По Генри Джорджу

 

 

 

Наш век — истинный век критики. Все принятое на веру проверяется критикой.

Религия и законодательство обыкновенно думают ускользнуть от критики. Первая — с помощью своей святости, второе — с помощью своего величия.

Но в таком случае они возбуждают против себя справедливое подозрение и не могут рассчитывать на непритворное уважение, потому что разум относится с уважением только к тому, что в состоянии выдержать его свободное и всенародное испытание.

Кант

 

 

 

Не надо бояться тех разрушений, которые совершает разум в установленных людьми преданиях. Разум не может ничего уничтожать, не заменяя его истиной. Таково его свойство.

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ СУЕВЕРИЯ

 

 

 

 

Дурно то, что люди не знают Бога, но еще хуже то, что люди признают Богом то, что не есть Бог.

Лактанций

 

 

 

Странное дело! Во все времена негодяи старались маскировать свои гнусные поступки преданностью интересам религии, морали и патриотизма.

Гейне

 

 

 

У нас нет уже более религии. Вечные законы Бога с их вечным раем и адом превратились в правила практической философии, основанные на ловких расчетах выгод и потерь, со слабым остатком уважения к радостям, доставляемым добродетелью и возвышенной нравственностью. Выражаясь на языке наших предков, мы «забыли Бога», а употребляя современный способ выражения, мы должны сказать, что ложно понимаем жизнь мира. Мы спокойно закрываем глаза и не хотим видеть вечную сущность вещей, а присматриваемся только к кажущемуся, мнимому виду их.

Мы спокойно считаем вселенную за великую, непонятную случайность; судя по внешнему виду, она довольно ясно представляется нам громадным загоном для скота или рабочим домом, обширными кухнями с обеденными столами, за которыми находят себе место только благоразумные люди.

Да, у нас нет Бога! Законы Бога заменены принципом возможно большей выгоды.

Карлейль

 

 

 

Бог дал дух Свой, разум, чтобы служить Ему; а мы этот дух употребляем на служение себе.

 

 

 

Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Луки XX, 46-47

 

 

 

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.

Мф. XXIII, 8-10

 

 

 

Не допускай посредников между своей душой и Богом. Ближе тебя никто не может быть к Богу.

 

 

 

Без чистоты души зачем поклоняться Богу? Зачем говорить: я пойду в Бенарес? [Бенарес — город, который индусы считают святым городом] Каким образом достигнет истинного Бенареса тот, кто делал зло? Святость не в лесах, не на небе, не на земле, не в священных реках. Очисти себя, и ты увидишь Его. Преврати твое тело в храм, откинь дурные мысли и созерцай Бога внутренним оком. Когда мы познаем Его, мы познаем себя. Без личного опыта одно писание не уничтожит наших страхов, — так же как темнота не разгоняется написанным огнем. Какая бы ни была твоя вера и твои молитвы, пока в тебе нет правды, ты не постигнешь пути блага. Тот, кто познает истину, тот родится снова.

Источник истинного блага — сердце; безумен тот, кто ищет блага в ином месте. Он подобен пастуху, который ищет ягненка, который у него за пазухой.

Зачем вы собираете камни и строите великие храмы? Зачем мучите себя так, тогда как Бог живет постоянно внутри вас?

Дворная собака лучше, чем безжизненный идол в доме, и лучше, чем все полубоги, великий Бог мира.

Тот свет, который, как утренняя звезда, живет внутри сердца каждого человека, этот свет наше прибежище.

Вамана Пурана

 

 

 

Всякое преувеличение значения лица или слова есть нарушение права души и заставляет мужественного читателя отложить Новый Завет и взять языческого философа. Не потому, что Эпиктет или Марк Аврелий лучше, но потому, что они не нарушают его свободы: потому что они только предлагают свои мысли, тогда как тот (Новый Завет) внешним образом предписывает там, где нельзя предписывать. Человечество не должно больше терпеть этого невыгодного положения Евангелия. И дело нашего века состоит в том, чтобы свести все эти писания на один общий уровень происхождения и свойств человеческого ума. И всякий вдохновенный писатель только выиграет от прекращения такого идолопоклоннического отношения к нему.

Эмерсон

 

 

 

Как удивительно то, что мир терпит и воспринимает из высших откровений истины только самые древние и теперь уже несвоевременные, но всякое прямое откровение, всякую самобытную мысль он считает ничтожною, иногда прямо ненавидит!

Торо

 

 

 

Есть много хорошего в Библии, и в Упанишадах, и в Евангелии, и в Коране, и у Будды, и у Конфуция, и в писаниях стоиков, но больше всего нужного, понятного, близкого в ближайших нам религиозных мыслителях.

 

 

 

Религиозное сознание человечества не неподвижно, а не переставая изменяется, более и более уясняясь и очищаясь.

 

 

 

Исправление существующего зла жизни не может начаться ни с чего другого, как только с обличения религиозной лжи и установления религиозной истины в себе каждым отдельным человеком.

 

РАЗУМНОЕ НАЧАЛО В ЧЕЛОВЕКЕ

 

 

 

 

Что такое разум? Что бы мы ни определяли, мы определяем всегда только разумом. И потому чем же будем определять разум?

Если мы все определяли разумом, то разум по этому самому мы определять и не можем. Но мы все не только знаем разум, но только одного его знаем несомненно и знаем одинаково.

 

 

 

Достоинство человека — в том духовном начале, которое называется иногда разумом, иногда совестью. Начало это, поднимаясь выше местного и временного, содержит несомненную истину и вечную правду. В среде несовершенного оно видит совершенство. Начало это всеобще, беспристрастно и всегда в противоречии со всем тем, что пристрастно и себялюбиво в человеческой природе. Это начало властно говорит каждому из нас, что ближний наш столь же драгоценен, как и мы, и что его права столь же священны, как и наши. Оно велит нам воспринимать истину, как бы она ни противна была нашей гордости, и быть справедливым, как бы это ни было невыгодно нам. Оно же, это начало, призывает нас к тому, чтобы любовно радоваться всему тому, что прекрасно, свято и счастливо, в ком бы мы ни встретили эти свойства. Начало это есть луч божества в человеке.

Чаннинг

 

 

 

Все, что мы знаем, мы знаем через разум. И потому не верь тем, которые говорят, что не надо следовать разуму. Те, которые говорят так, подобны людям, которые советовали бы затушить свет единственного фонаря, руководящего нами во мраке.

 

 

 

Мы должны доверять своему разуму. Это — правда, которую не надо и не должно скрывать. Вера в силу разума лежит в основании всякой другой веры. Нельзя верить в Бога, если мы умаляем значение той способности, посредством которой мы познаем Бога. Разум есть та самая способность, к которой только и обращено откровение. Только разумом откровение может быть понято. Если после добросовестного и беспристрастного использования наших лучших способностей известное вероучение кажется нам противоречивым и несогласным с главными принципами, в которых мы не сомневаемся, мы несомненно должны воздержаться от веры в это учение. Я более убежден в том, что моя разумная природа от Бога, чем в том, что какая-либо книга есть выражение Его воли.

Чаннинг

 

 

 

Разум открывает человеку смысл и значение его жизни.

 

 

 

Разум дан не на то, чтобы научить человека любить Бога и ближнего. Это вложено помимо разума в сердце человека. Разум дан человеку на то, чтобы указать ему, что ложь и что истина. А стоит человеку откинуть ложь, и он научится всему тому, что ему нужно.

 

 

 

Заблуждения и несогласия людей в деле искания и признания истины происходят не от чего иного, как от их недоверия к разуму; вследствие этого жизнь человеческая, руководимая обычаями, преданиями, модами, суевериями, предрассудками, насилием и всем, чем угодно, кроме разума, течет сама по себе, а разум существует сам по себе. Часто бывает и то, что если мышление и применяется к чему-нибудь, то не к делу искания и распространения истины, а к тому, чтобы во что бы то ни стало оправдать и поддержать обычаи, предания, моды, суеверия, предрассудки.

Заблуждения и несогласия людей в деле признания единой истины — не оттого, что разум у людей не один или не может показать им единую истину, а оттого, что они не верят в него.

Если бы они поверили в своей разум, то нашли бы способ сверять показания разума в себе с показаниями его в других. А нашедши этот способ взаимной проверки, убедились бы, что разум один во всех, и подчинились бы его велениям.

Ф. Страхов

 

 

 

Разум один во всех людях. Общение людей, воздействие их друг на друга основано на разуме. Для каждого человека обязательно требование единого во всех разума.

 

 

 

Насколько человек правдив, настолько он божественен; неуязвимость, бессмертие, величие божественности входят в человека вместе с его правдивостью.

Эмерсон

 

 

 

Помни, что разумение твое, имея свойство жизни в самом себе, делает тебя свободным, если ты не подгибаешь его служению плоти. Душа человека, просвещенная разумением, свободная от страстей, затемняющих этот свет, есть настоящая твердыня, и нет прибежища для человека, которое было бы вернее и неприступнее для зла. Кто не знает этого, тот слеп, а кто, зная, не верит разуму, тот истинно несчастен.

Марк Аврелий

 

 

 

Одна из главных обязанностей человека состоит в том, чтобы заставить светить во всю силу то светлое начало разума, которое мы получаем от неба.

Китайская мудрость

 

 

 

Я прославляю христианство потому, что оно расширяет, усиливает и возвышает мою разумную природу. Если бы я не мог оставаться разумным, будучи христианином, то я отказался бы от христианства. Я чувствую себя обязанным пожертвовать ради христианства собственностью, славой, жизнью, но ни для какой религии я не могу жертвовать тем разумом, который возвышает меня над животным и делает меня человеком. Я не знаю большего святотатства, как отречение от высшей способности, полученной от Бога. Поступая так, мы умышленно противимся тому божественному началу, которое живет в нас. Разум есть высшее выражение нашей мыслящей природы. Он соответствует единству Бога и вселенной и стремится сделать душу отражением, зеркалом высшего единства.

Чаннинг

 

 

 

Человек, который не знал бы, что глаза могут видеть, и который никогда не раскрывал бы их, был бы очень жалок. Но еще более жалок тот человек, который не понимает, что ему дан разум для того, чтобы спокойно переносить всякие неприятности. С помощью разума мы можем справиться со всеми неприятностями. Непереносимых неприятностей разумный человек не встретит в жизни: для него их нет. А между тем как часто, вместо того чтобы смотреть прямо в глаза какой-нибудь неприятности, мы малодушно стараемся увернуться от нее. Не лучше ли радоваться тому, что Бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить Его за то, что Он подчинил нашу душу только тому, что от нас самих зависит? Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. Он, по благости Своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, — разумению нашему.

Эпиктет

 

 

 

Разум дан нам Богом для служения Ему. И потому надо соблюдать его во всей чистоте, так, чтобы он мог всегда отличать истину от лжи.

 

 

 

Свободен человек только тогда, когда он в истине. Истина же открывается разумом.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. IV. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ.
  2. V. Осевое время и его последствия
  3. XIV. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ.
  4. Автоматическая стрельба, одна из задержек в пистолете Макарова, причины и способы устранения.
  5. Аграрная реформа П. А. Столыпина и её последствия.
  6. Артериальные гипотензии – их виды, причины, механизмы развития.
  7. Безработица в России: состояние, структура, динамика и социальные последствия
  8. Ближневосточный кризис: причины и основные этапы
  9. Будда определяет истину как то, что работает. Его определение: истина - это то, что работает, - если может работать ложь, то это истина, и если истина не может работать, то это ложь.
  10. Бюджетный дефицит и причины его появления
  11. Бюджетный дефицит, его причины, виды. Финансирование бюджетного дефицита. Государственный долг: причины, виды, последствия.
  12. В чем заключались причины обострения международной обстановки на Дальнем Востоке на рубеже XIX–ХХ вв.?


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.095 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь