Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Апокрифы и их трактовка личности Христа
Я уже неоднократно указывал на то, что в Новый Завет вошли далеко не все жизнеописания Христа, а только четыре. Всего же биографических источников, рассказывающих о его жизни, насчитывается несколько десятков. В общем-то, вполне понятно, почему они не становятся достоянием широкой гласности. Попадись они в руки въедливым субъектам типа меня, которые любят во всём докапываться до истины, начнётся их бесконечное сопоставление и будут сделаны выводы о неполноте и тенденциозности евангельских текстов. А этого нельзя допускать ни при каких обстоятельствах. Вот потому тексты альтернативных жизнеописаний Спасителя изучаются обычно только как памятники древней литературы (но не как исторический источник) и имеют определение апокрифических, то есть таких, за достоверность которых никто не поручится. Благодаря всё тому же моему приятелю Аарону мне удалось ознакомиться ещё с одним из таких произведений (о первом я уже рассказывал, это «Слово о Господе нашем Иисусе Христе, како родился, подрастал и вырос», который мне дал прочесть о. Геннадий). Речь идёт о так называемом Евангелии от Иосифа Галилеянина, нигде не опубликованном и практически не известном даже учёным-мидиевистам[14]. Рукопись (написана на 28 листах пергамента, датируется XIII веком) хранится в запасниках одного из иерусалимских музеев. Некоторые отрывки древнего манускрипта мне показались довольно интересными, поэтому я и решил включить их в свою книгу (они сослужили мне заметную службу при ведении предпринятого мной расследования). Вот какое чудо, например, совершил Иисус с одним небольшим городом[15]:
«И тогда пришёл Он со своими учениками в город Архад. И остановился на центральной площади, начав проповедовать жителям. Но те не пожелали слушать Сына человеческого, затворили окна и двери домов своих. Тогда разгневался Иисус, вышел из города и встал на холме. И подошли к Нему ученики Его, и спросили: Что будешь делать ты, Учитель? И ответил Иисус: уничтожу их, как грешников и нечестивцев. И тогда спросил Пётр: как же, Господи? Ведь учил ты нас, чтобы милосердны были мы к врагам нашим! И ответил Иисус: не враги это нам, а люди тёмные, хуже демонов. Есть земля плодородная на поле, её вспашешь, и родит она зерно и виноград. И есть камень на поле том, который плодов не родит, а лишь плуг земледельцу ломает. Не должен ли земледелец добрый камень тот с поля убрать своего, чтобы земля под ним плоды свои родить могла? Так же и я уберу из Галилеи город сей! И сказав это, поднял правую руку. И река, протекавшая рядом, вышла из берегов и затопила город, и не спасся ни один, но долго ещё слышались крики и мольбы.»
Не правда ли, Христос из этого фрагмента предстаёт не слишком-то милосердным? Таких сцен в апокрифическом Евангелии от Иосифа довольно много. Может, потому-то оно и не вошло в Новый Завет. Вторым этапом моих изысканий стало обращение к различным — не обязательно богословским — книгам, посвящённым Христу. В них я надеялся найти разрешение многочисленным неувязкам в христианской доктрине. Ведь не я же первый, в самом деле, обратил внимание на странные противоречия? Действительно, не я. Несть числа философам и богословам с древнейших времён по наши дни, которые разными тропами приходили к сходным выводам о том, что церковный образ Христа не соответствует библейскому, а библейский, в свою очередь, вряд ли отражает характерные черты Христа — реального человека. Некоторые учёные вообще ставили под сомнение существование Иисуса как исторической фигуры. Естественно, за такие крамольные взгляды их носителям доставалось по первое число: религиозных якобинцев и бунтарей сжигали на кострах, объявляли сумасшедшими, убивали, предавали анафеме. Но это не мешало пытливым умам подвергать критической оценке ту околесицу, которую Церковь с маниакальным упорством, достойным лучшего применения, пропагандирует уже третье тысячелетие подряд как истину в последней инстанции. Ниже постараюсь дать краткий обзор этих альтернативных версий жизни и установок Христа и ознакомить вас со своей точкой зрения на то, кем мог быть Иисус. Как понимать единство Бога? Даже в богословской литературе существуют различные точки зрения по поводу того, как трактовать образ Спасителя. Признаваемое Церковью учение о Христе весьма туманно и с трудом поддаётся логически последовательному изложению. С церковной точки зрения, Христос — это Богочеловек, то есть и Бог, и человек одновременно. При этом человеческое начало в нём считается таким же постоянным и вечным, как и божественное. И здесь — один из основных тупиков, в который заходят богословы: как связаны между собой человеческая и божественная сущности Христа? Это — один из многих вопросов, на который они не в силах найти ответ. Мне кажется весьма уместным привести здесь выписку из сочинения Фомы Тесалоникийского, преданного анафеме за кощунство в оценке знаменитого вопроса «филеокве» (о три- или двуединой сущности Бога) в 1284 году. Трактат Фомы называется «О сущности Бога и Его ипостасях»; данный текст был признан еретическим, и все найденные Церковью экземпляры его были принародно сожжены. Впрочем, пафосность этого мероприятия омрачалась тем, что на костре вместе со своими книгами не горел сам Фома: он скрылся в неизвестном направлении, прихватив с собой рукопись трактата. Далее след отщепенца и его сочинения теряется в веках... Всплыло имя Фомы совсем недавно, когда на одном из крупнейших интернет-аукционов появилась в качестве лота эта самая рукопись. Кто и откуда её извлёк — история умалчивает, кто приобрёл — тоже. Известно только, что за неё отвалили 1, 5 миллиона долларов. Мне удалось поработать с факсимиле нескольких страниц данной книги; я заплатил за это экспертам, которые по заданию устроителей аукциона проверяли подлинность рукописи. Никаких сомнений аутентичность данного артефакта не вызвала. Для полноты картины приведу некоторые характеристики рукописи: она написана на латыни, формат — пол-листа, бумага датируется (со слов экспертов) началом XIII века, состояние — отличное, переплёт — коричневая кожа с тиснением, имеются две бронзовые застёжки. В рукописи 250 листов. Итак, обещанный фрагмент текста Фомы Тесалоникийского:
«Надо быть ослом, а то и козлом, именно козлом, обладающим копытами и рогами, — как дьявол! — чтобы придерживаться такой дурацкой точки зрения, что Бог Дух — это одновременно Бог Отец — одновременно Бог Сын Иисус Христос. Как, любопытно знать, церковные недоумки себе представляют данный процесс? Бог Дух поимел[16] Бога Отца (то есть самого себя), и тот превратился (родил) в Бога Сына (самого себя)? Глупости и тупость, овеянные идеалами мужеложества! Только идиот может отождествить и Бога Отца (Творца) с Иисусом! В противном случае окажется, что Христос подсуетился, сотворил мир, потом сам в него пришёл и принёс себя самому себе же в жертву! Ну не бред ли это? Где логика, где разум человеческий? Складывается такое впечатление, что вы, неуважаемые Отцы Церкви, окончательно пропили свой разум, балуясь «кровью Христовой» из своих подвалов. Иначе бы с умным видом не несли такую чушь! Даже свинье в хлеву — и той понятно, что Христос не творил мира и не может явиться сам себе родителем. Вы в чём-то сомневаетесь? Ну давайте, изогните свой здравый смысл в своей софистике таким образом, чтобы показать, как это может быть. Как кто-то может быть самому себе отцом? Вы можете называть меня еретиком и богохульником. Я скажу вам: это не так, нет, нет и нет! Я не против Бога восстаю и не против Христа, а против вашей глупости! Ну да она никакого отношения к Божественным материям и не имеет. А я так думаю, что это Сатана поиздевался над нами, заставив людей верить в очевидную нелепость! Это он искушает нас, чтобы мы все были дураками, а он над нами глумился и Богу говорил: “Смотри, каких глупых тварей создал. Теперь они будут слуги мои, потому что поверили, что ты сам себя поимел”.» У каждого — «свой» Христос К образу Христа не единожды обращалась классическая литература XIX века. Как всем известно, в её истории как титаны философии особо отметились русские писатели-мыслители, такие как Достоевский и Толстой. Для Фёдора Достоевского Христос — это поборник внутренней свободы, а католическая Церковь сознательно искажает идеи Спасителя в своих корыстных интересах, тем самым ограничивая человека в его личной свободе. Для Льва Толстого Христос — идеал нравственного совершенства. Но при этом не Бог, а просто очень хороший, добрый и умный человек, который старался внушить людям, что все они должны быть счастливы. А единственное, что может дать им счастье, — это любовь: к себе, к своим ближним и дальним, даже к врагам. Толпа с одной стороны и Церковь — с другой превратили его в своих собственных интересах в полу- (или даже целого) Бога. Толстой писал: «...Церковь, всё это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими. И другой нет и не может быть Церкви. Только на этом обмане построились те безобразные догматы, которые уродуют и закрывают всё учение». Для других Христос представлялся не непротивленцем, а бунтарём, стремившимся разрушить существующие порядки. Деятельность его приравнивалась к революционной борьбе, а само учение — к форме социализма. Разберёмся с данной аналогией. Иисус происходил из бедной семьи, опирался на низы общества, призывал к равенству и грозил богатым Страшным судом — разве это не облик типичного вожака народных масс? В Европе сформировалось целое направление христианского социализма, которое стремилось примирить христианство с левыми идеями. Такие попытки, впрочем, не прекращаются и сегодня. Привожу отрывок из всем известной статьи Эжена де Сен-Пре «Мессианство и харизматичность как непременная атрибутика вождя народных масс»[17]:
«Одним из первых харизматических вождей, поведших за собой народ, был, конечно же, Христос. Что он представлял собой? Что привлекало в нём современников? Если называть вещи своими именами, то он работал по всем правилам грамотного пиара. Во-первых, не скупился на обещания. По его словам, тех, кто пойдёт с ним, ожидало Царствие Небесное, разнообразные привилегии в загробной жизни и неограниченная свобода в период земного существования. Сравним с лозунгами и посулами революционеров всех мастей, стремящихся привлечь на свою сторону максимум народа: те всегда обещают СВОБОДУ, РАВЕНСТВО и БРАТСТВО. И ещё — каждому то, чего ему недостаёт: каждому мужику по бабе, каждой бабе — по мужику, неимущим — деньги, безземельным — землю, импотентам — потенцию, бесплодным — детей, больным — выздоровление, миру — мир, а вполне конкретной нации — мировое господство! И, несмотря на свою пафосность и декларативность, эти лозунги всегда (именно — всегда! ) срабатывают, начиная с библейских времён. Ибо каждому хочется верить в то, что он обретёт искомое; а харизматики дают людям эту веру. Во-вторых, Христос по-настоящему красиво и обдуманно работал с массами. Все его выступления сопровождали зрелищность и особая атмосфера важности и сопричастности к значительным событиям. Все присутствовавшие на его проповедях осознавали себя частью великой ИСТОРИИ, которую прямо сейчас, на их глазах, творит этот удивительно сильный духом и бесстрашный человек. И это было прекрасно! В-третьих, Христос не скупился на чудеса, инсценировкой которых занимались, по-видимому, грамотные специалисты. Чего стоят его трюки с воскрешением умерших, накормлением многотысячной аудитории несколькими караваями и т.д.! Данные деяния, производимые при массовом стечении народа, заставляли очевидцев верить в исключительность личности Иисуса — и делиться своими наблюдениями и своей верой со знакомыми. Грамотно организованное общественное мнение великолепно работало на популяризацию идей Спасителя и на консолидацию под его знаменами значительных народных масс. В-четвёртых, не побоюсь этого предположения, Иисус не мог не обладать гипнотическими способностями. Иначе как интерпретировать ситуацию с его хождением по воде «аки по суху»? Конечно, представители Церкви будут убеждать меня в чудесной природе данного феномена. Но я придерживаюсь той точки зрения, что любое чудо, чтобы произвести на зрителей должное впечатление, должно быть тщательнейшим образом спланировано. В противном случае харизматик, выступающий перед толпой, рискует столкнуться с ситуацией, когда эффекта не произойдёт. И в таком случае он заведомо обрекает себя на недостижение цели. А его цель всегда — власть над умами и душами людей, власть, делающая их послушными ему и позволяющая отправлять их своим именем на разнообразные «великие» свершения. ...Именно используя свою харизму, Ленин в 1917-м отправил питерский сброд на штурм Зимнего, Гитлер призвал арийцев к уничтожению «низших» рас, а Сталин заставлял солдат, выдернув чеку гранаты, бросаться под танки с криками: «За Родину! ЗА СТАЛИНА! » Это общеизвестные факты новейшей истории. А что касается Христа, неизвестно, куда бы он повёл своих соотечественников, если бы его публичная деятельность не была пресечена силовыми методами. ...Однако и до сих пор именем Христа организуются «крестовые походы» против иноверцев, собираются средства на содержание «христовой канцелярии» — Церкви, осуществляется негласный духовный диктат над человечеством. Думаю, что это был самый сильный харизматик в истории людей.»
Одним из самых авторитетных исследователей христианства является историк, философ и богослов XIX века Эрнест Ренан. Ему удалось создать одну из самых популярных биографий Иисуса: Здесь автор изначально отказался от восприятия Христа как Богочеловека, отмёл в сторону всё чудесное и постарался дать портрет своего героя как одного из самых неординарных деятелей мировой истории. Обладая блестящими человеческими качествами, Иисус, по Ренану, сыграл в истории огромную роль. Он сознательно провозгласил себя мессией, идя порой в угоду толпе даже на фальсификацию чудес. Он был простым и добрым человеком из народа, сыном своей эпохи. Мягкий и доброжелательный, остроумный и находчивый — таким видит Христа Ренан. Иисус не стал поднимать народ на вооружённую борьбу — вместо этого он призывал ожидать второго пришествия и повиноваться законам праведной жизни. Этот образ весьма хорош, но, как неоднократно отмечали критики, в нём больше от самого Ренана, чем от Христа. Некоторые писатели трактовали Иисуса как душевнобольного, производившего на современников настолько сильное впечатление, что те считали его Богом. Впоследствии на эту точку зрения встал и целый ряд медиков — специалистов в области психологии и психиатрии. Приведу «Заочную историю болезни» Иисуса Христа, опубликованную в 1962 году психоаналитиком-неофрейдистом Антонио Брентано (см. «Вестник психиатрии и психоаналитики», 1962, книга 6): Имя пациента: Иисус Христос. Возраст: 33 года (1962 года). Национальность: еврей. Социальное происхождение: низшее сословие. Род занятий: бродячий проповедник. Место жительства: Иудея. Жалобы: страхи, бессонница, постоянная некомпенсированная двигательная активность, депрессии, неудовлетворённость, тревожность, светобоязнь, клаустрофобия. Симптомы: * Неадекватная (заниженная) самооценка, выражающаяся в самоуничижительных высказываниях и действиях. * Параноидальные идеи на фоне нервного и психического истощения. * Зрительные и слуховые галлюцинации. * Мания величия. * Мания преследования. * Повышенная возбудимость, нервная моторика. * Синдром Виггинса, выражающийся в самоотождествлении с предметами и их частями. * Синдром Мюррея, выражающийся в формировании навязчивых идей и невозможности адекватного автопозиционирования и восприятия окружающего мира. * Аутизм 4 степени (шкала Инсвича). * Склонность к членовредительству, аутоагрессии. * Пассионарный бред. * Разорванность сознания. * Отсутствие сублимации на фоне невозможности удовлетворения сексуального голода, обусловленное структурой личности. Диагноз: нервное и психическое истощение, повышенная возбудимость, затяжная депрессия, шизофрения. Назначения: психотерапия, периодический приём седативных препаратов, медитативные упражнения для стабилизации адекватной самооценки и формирования адекватного автопозиционирования, принудительная изоляция в периоды обострения болезни. Ну и who is who? Некоторые еврейские религиозные деятели считают Христа одним из пророков иудаизма. Кем же он был на самом деле? Историки давно выяснили, что к началу нашей эры определённой части людей стало ясно, что ветхозаветные обещания не спешат исполняться. Израиль не стал центром мира, господствующим над другими странами; наоборот, его самого покорила Римская империя. Иудеи устали ждать, когда же обещания Бога сбудутся. Пророки приходили один за другим, но жизнь людей от этого не становилась лучше. И настал момент, когда мессианские ожидания превысили критическую отметку. Спасителя ожидали буквально все, в каждом новом проповеднике видели божественного посланца. До этого момента всё достаточно ясно, но дальше всё происходящее начинает утопать во мраке загадок. Как появилось на свет христианство? Говорят ли Евангелия правду, или полправды, или хотя бы четверть правды? Кем на самом деле был Иисус и существовал ли он вообще? Точных ответов на эти вопросы мы не получим, скорее всего, никогда. Однако кое-какие предположения сделать можем. В частности, попробуем решить для себя, существовал ли Иисус на самом деле или он — личность легендарная, наподобие древнегреческих богов и героев и подобных им эпических персонажей? Да, представьте себе, несмотря на кажущееся обилие материалов, содержащих биографические данные Христа, он выглядит скорее не реальным историческим лицом, а книжным героем. Тому есть несколько объяснений. Во-первых, наша культурная традиция, базирующаяся на христианских идеях и образах, за два тысячелетия так зажевала и измочалила историю Спасителя, что он превратился для нас в символ, в ходульный манифест, в вычеканенный на медали профиль и перестал восприниматься как когда-то живший человек, которого обуревали те же чувства, что и нас, ныне живущих. Во-вторых, канонические жизнеописания Иисуса (Евангелия) выполнялись с ориентацией на классические образцы жизнеописаний богов и героев. Поэтому очень многие моменты его жизни списаны с авторитетных образчиков, находившихся под рукой у биографов Христа во время работы над посвящёнными ему текстами. По-видимому, при написании Евангелий в первую очередь были использованы образы египетской мифологии. В этом нетрудно убедиться, сопоставив историю египетских богов и тексты Нового Завета; в результате увлекательного поиска мы обнаружим кучу забавных соответствий. Так, идея перманентно умирающего и воскресающего божества присутствует в древнем мифе об Озирисе, который был убит своим братом — злодеем Сетом — и затем вновь вернулся к жизни. Воплощением Гора — сына Озириса — считался фараон. Египетский правитель, как и Христос, был богочеловеком; как и Христос, осуществлял связь неба и земли, умирал и воскресал. Дева, зачинающая от бога, — также египетский сюжет. Даже молитва «Отче наш», авторство которой приписывается Иисусу, — это египетская «Молитва слепого», созданная за тысячу лет до начала нашей эры! Христос постоянно пускается в споры с жрецами — но этим же занимался и Гор! Бегство Марии с младенцем в Египет от Ирода — это полная аналогия бегства Изиды с Гором от преследований Сета. Многие чудеса, сотворённые Иисусом, также позаимствованы из Египта. Например, кормление верующих хлебами и рыбами — прерогатива бога Себека, являвшегося в образе крокодила и поэтому умевшего ходить по воде. Для превращения воды в вино было достаточно божественной силы фараона. Даже причастие имеет свой аналог в египетской мифологии: всё тот же Озирис, согласно верованиям страны фараонов, ежегодно прорастает колосьями, и верующие вместе с хлебом поглощают его плоть. Как видите, масса подробностей жизни и деяний Христа, изложенных в Евангелии, имеет вторичное, литературное происхождение. Так что же, считать Иисуса вымышленным персонажем? У нас были бы основания для такого вывода, если бы информация о его жизни имелась только в Новом Завете. Но поскольку, как мы уже убедились, существуют и другие источники, представляющие нам совершенно под другим углом обстоятельства его жизни, у нас есть все основания полагать, что Христос — фигура историческая. Так, в «Иерусалимских анналах» Иисус вскользь упоминается как проповедник, призывавший народ к бунту и за это казнённый. Схожие упоминания можно найти у римских историков. Апокрифические жизнеописания, как мы уже убедились, тоже имеют тенденцию трактовать жизнь Спасителя как жизнь земного человека. Нельзя упускать из виду и следующее соображение: христианская религия начала активно распространяться уже в I веке нашей эры, когда были живы современники Иисуса; пустить в оборот целиком вымышленный образ в этих условиях вряд ли было возможно. Таким образом, гораздо логичнее предположить, что центральный образ в христианской мифологии имеет прототипом реальное историческое лицо, правда, в ходе формирования канонического жизнеописания Иисуса образ его был до неузнаваемости изменён в угоду идее божественного происхождения и предназначения Спасителя. Глава 6 Сухие факты истории Как могла выглядеть реальная жизнь Христа? Иудейские и римские хроники, а также апокрифические Евангелия позволяют нам с высокой степенью вероятности реконструировать её. Итак, в начале I века нашей эры в Галилее появился проповедник по имени Иисус, который почувствовал назревшую потребность в новом пророке. Он собрал группу приверженцев и ходил по Палестине, проповедуя свою веру. Точных черт его биографии мы не узнаем, наверное, уже никогда; известно лишь, что он проповедовал весьма радикальные взгляды и пользовался экстремистскими методами, особенно при организации (лучше сказать — инсценировке) своих чудес. Своих последователей он сплотил в жёсткую структуру, беспрекословно выполнявшую все его распоряжения. Кроме того, Иисус был сильной личностью и мог оказывать гипнотическое воздействие на людей; этим объясняются чудесные исцеления. Однако, вне всякого сомнения, большинство чудес было приписано ему впоследствии. Чему учил Христос? Судя по сохранившимся до наших времён апокрифическим Евангелиям, он говорил о равенстве всех людей, о необходимости для богатых делиться с бедными. Идеи, скажем честно, достаточно тривиальные. Сам Иисус объявил себя ещё одним пророком, отнюдь не претендуя на статус Богочеловека. Ему удалось поднять в Иерусалиме восстание, которое было разгромлено. Самопровозглашённый пророк попытался скрыться, но был выдан своими же последователями и распят на кресте (или его казнь была инсценирована, а сам он под другим именем продолжил свою деятельность). Вот, в общем-то, и всё. Наверное, история Иисуса так и осталась бы летописью небольшого народного восстания, затерянной в хрониках тех времён. Что же произошло дальше? Почему новая религия внезапно расцвела пышным цветом и начала своё уверенное шествие по Средиземноморью? Ответ на этот вопрос я искал очень долго. Ведь нельзя, в самом деле, принимать на веру евангельскую историю о воскресении и вознесении! У нового движения должен был появиться достаточно сильный лидер, который обеспечил бы ему рост и экспансию. Очевидно, что этот лидер упомянут в Евангелии. Я перебрал несколько кандидатур и нашёл двух персонажей, подходящих на эту роль. Ключевая фигура № 1 Итак, кандидатура № 1 — апостол Пётр. С одной стороны, про него известно, что именно он стал главой христианской Церкви. Но с другой стороны, согласно каноническим евангельским текстам, именно он трижды отрёкся от Христа. Если верить Новому Завету, вряд ли безвольный трус мог взять в свои руки бразды правления и стать лидером самого продвинутого в истории человечества движения. Однако же у нас есть на сегодня данные, позволяющие предполагать, что апостол Пётр — вовсе никакой не апостол и звали его не Пётр. Это, возможно, новое имя самого Иисуса, скрывшегося от наказания. Вернёмся к апокрифическому «Слову о Господе нашем Иисусе Христе, како родился, подрастал и вырос». Как вы помните, в нём рассказывается о том, как с помощью Пилата Христос избежал казни и затем обитал в миру под именем Петра. Назвав себя ближайшим учеником и сподвижником невинно убиенного пророка, «Пётр» продолжал проповедь его именем, обращая в новую веру всё новых и новых людей. Призывы его были вполне понятны и не вызывали ни у кого сомнений: «Пётр»-Христос утверждал, что иудейские священники намеренно искажают образ и значение Бога, чтобы вести поборы и наживаться на религиозности иудеев, требуя всё новых и новых средств на ритуальные жертвоприношения. В проповедях доказывалось, что фарисеи держат в своих руках могучее идеологическое оружие: шантажируя правоверных иудеев и пугая их Божьим гневом, церковники сосредоточивают в своих руках власть над ними. «Пётр»-Христос призывал людей отказываться от такого посредничества в диалоге с Богом, рассчитывать только на собственную добрую волю и здравый смысл. Он так говорил своим слушателям:
«Смотрите в себя, вглядывайтесь в души свои, пока не увидите света на дне колодцев их. Знайте, что свет этот есть искра Божья, которая горит в каждом человеке. Возлюбите друг друга за эту искру. Помните, что ни один человек не приходит в этот мир творить зло, но все являются творить добро. В сомнениях своих обращайтесь к Господу нашему Богу, и укрепит он души ваши, и не даст погаснуть в них искре Своей. Ибо человек есть возлюбленное чадо Божье, а Бог есть возлюбленный Отец человека. И союз между ними заключён и пребудет во веки веков и во все времена.»
Итак, «Пётр» проповедовал от имени Иисуса, невинно распятого на Голгофе. Это делало его призывы ещё более убедительными, и всё больше людей примыкало к учению, получившему название «проповедь Христа». Через некоторое время встал вопрос о необходимости создания альтернативной Церкви, и «Пётр» стал её главой. Таким образом, как это ни шокирующе выглядит, у нас есть все основания полагать, что основателем христианской Церкви стал сам Иисус Назаретянин, который, вопреки версии Евангелия, не страдал параноидальными комплексами и не был обуреваем навязчивой идеей принесения себя в жертву. Вероятно, с чьей-то помощью он выработал разумную и неожиданную стратегию, позволившую ему не только избежать преследований, но и продолжить свою проповедническую деятельность, широко используя общеизвестный факт о каре, постигшей основоположника нового религиозно-философского учения. Общепризнанной истиной является то, что самые провальные проекты получают новый жизненный импульс, когда за них кто-то «страдает». Людская логика парадоксальна, но вместе с тем и примитивна: пролитая во имя чего-то человеческая кровь придаёт этому «чему-то» дополнительный вес и мистическое, сакральное звучание вещам достаточно обыденным. Таким образом, вроде бы с идеологом новой, христианской Церкви и её главой всё прояснялось. Им был апостол Пётр, под именем которого, похоже, скрывался от своих преследователей сам Иисус Христос. Однако его можно считать «генератором идей» этого креативного проекта, доказавшего свою жизнеспособность многими веками своего существования. Кто же был менеджером, разработавшим тактические ходы, придумавшим трюки с написанием Священного Писания, подачей Христа как Богочеловека по образу и подобию египетских богов, отвечавшим за финансирование и фактическую раскрутку проекта? Ключевая фигура № 2 Перебрав всех учеников Иисуса по очереди, не оставив вниманием Богородицу, а заодно уж и Марию Магдалину[18], я понял, что на роль соучредителя (продюсера, топ-менеджера) проекта «христианская Церковь» по-настоящему подходит лишь одна кандидатура. Речь идёт о человеке, имя которого известно всем христианам. Оно много раз названо в Новом Завете, хотя носитель его (согласно каноническому тексту Евангелия) ни разу не встречался с Иисусом. Это — апостол Павел[19]. Но обо всём по порядку. Прежде чем рассказывать о своих выводах, позволю себе краткий экскурс в историю мессианских идей. Слово «мессия» (древнееврейское «машиах») означает «помазанный»[20]. Имеется в виду обряд помазания головы благовонными маслами, выполнявшийся у древних евреев над вступавшим на престол царём. То есть мессия должен был стать иудейским царём и, возглавив возрождённое еврейское государство, привести избранный народ к благоденствию и процветанию. Именно ему предстояло воплотить в жизнь ветхозаветные предсказания о господстве еврейского народа над всеми остальными. Избранный народ должен когда-нибудь овладеть всем миром и начать господствовать над ним. Вспомним пророчество Исайи:
«И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы, и пойдут многие народы, и скажут: прийдите, и взойдём на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит он нас своим путям; и будем ходить по стезям его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово господне из Иерусалима. И будет он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.»
При этом Ветхий Завет не вкладывал в образ мессии никаких сверхъестественных черт, ничего Богочеловеческого. Мессия должен был быть обычным человеком, таким же, как и другие пророки, ничем не лучше и не «продвинутее». Естественно, Бог будет во всём поддерживать и направлять его, но не более того. Однако по мере того, как обстановка всё более накалялась, а мессию ожидали с возраставшим нетерпением, его образ начал приобретать определённые мистические черты. Его воспринимали как посланца Бога, ангела, небожителя. Уже Исайя отождествляет мессию с Богом, а также говорит о том, что ему предстоит познать не только славу победителя, но и страдания, чтобы искупить грехи людей (под «людьми» понимались, конечно же, иудеи). Кроме Библии ожидания прихода мессии были отражены во множестве книг. К их числу относятся, например, знаменитые Книги Сивиллы — предсказания мифической пророчицы. Впервые они появились в древнегреческой среде примерно за два века до наступления новой эры. Авторы этих книг испытывали серьёзное влияние иудаизма и писали о грядущем герое, который перевернёт всемирную историю. Его пришествие связывалось с катастрофами планетарного масштаба, которые должны потрясти Вселенную. Тогда же возникает образ Страшного суда, который начнёт вершить мессия, отделяя праведников от грешников, вознаграждая одних и карая других. Ярко выразилась идея грядущего спасения людей в результате неизбежной победы сверхъестественного доброго начала над злом и в религии древних персов. Решающую роль должен был сыграть небесный спаситель Саошиант — «сын девы». В назначенное время он должен был явиться на Землю и положить конец миру зла. В последней битве Саошиант разгромит злого бога Ангрумайнью и ввергнет его в преисподнюю. Потом состоится воскрешение всех когда-либо живших на Земле людей и Божественный суд. Идея богочеловека, тесно связанная с идеей мессианства, получила наиболее яркое воплощение в древнеегипетском культе фараона. Тот, как я уже упоминал, считался сыном самого Озириса и отождествлялся с богом Гором. Надо сказать, что египетские верования на рубеже нашей эры вышли далеко за пределы этой страны и были очень популярны во всех частях Римской империи. Прозвучала идея богочеловека и у греческого философа Эвгемера, который утверждал, что у всех олимпийских богов имелись свои земные биографии. Например, Венера в земной жизни была проституткой с Кипра, которая совратила всё женское население этого острова. Идеи Эвгемера были весьма популярны в Римской империи. Рождение божественного младенца, который принесёт с собой новый золотой век, предсказывал знаменитый поэт Вергилий, за что впоследствии был признан Церковью пророком. Отлично сориентировался в веяниях эпохи и некто Савл, который, если верить Библии, был одним из ярых гонителей христианства. Потом он якобы услышал глас Божий, уверовал, стал Павлом и начал усиленно насаждать новую веру. Как же обстояло дело в действительности? « Серый кардинал » Мы очень мало знаем о реальном историческом Савле — он упоминается в весьма небольшом количестве источников как самый настоящий «серый кардинал», получающий моральные и материальные дивиденды от участия в каком-то проекте, постоянно оставаясь в тени, намеренно не обнаруживая себя. Про Савла можно сказать с достоверностью одно — по всей вероятности, он занимал далеко не последнюю ступеньку в иерархии иудейских священников, а вместе с тем был необыкновенно эрудированным для своего времени человеком. Можно предположить, что Савл владел несколькими языками, во всяком случае, читал на них. Отсюда напрашивается вывод, что он мог быть хранителем иерусалимской библиотеки. Мой приятель Аарон переправил мне интереснейший текст, который в переводе с арамейского, на котором был написан, выглядит примерно так (перевод принадлежит самому Саулу, текст обнаружен в одном из «свитков Мёртвого моря»):
«...Вся мудрость сынов израилевых сосредоточена в хранилище при храме царя Соломона. Там, за дверью деревянной, лежат на каменных и деревянных полках свитки пергаментные, возраста которых никто не знает. В этих свитках всё: история иудейского народа, договор Моисея с Богом Яхве, и пророчества пророков, и чудеса фараонов египетских. Никто не знает, сколько лет свиткам этим и сколько лет они пролежали на своих полках. Берегут их и хранят от людского любопытства, огня, гниения и тления верные слуги храма Соломонова. Имена им Натан, Шмуль, Осия, Иуда, Иов, Иаков, Иона, Борух, Евпл, Савл, Давид, Енох, Иуда, Исаак, Давид.»
С моей точки зрения, это очень важный документ, потому что он содержит одновременно два указания на интересующие нас веши: во-первых, как нетрудно убедиться, среди хранителей «свитков премудрости» упоминается некто Савл, который очень даже может быть тем самым Савлом-Павлом, о котором речь идёт в Новом Завете и который, как кажется, мог вполне взять на себя заботы о продвижении проекта «христианская Церковь». Во-вторых, Савл, оказывается, был связан с храмом Соломона, в котором находилась, судя по тексту, богатая библиотека. Почему бы нам с вами не предположить, что он-то как раз и знал нечто о Ключе Соломона и воспользовался своей осведомлённостью при организации проекта? Савл прекрасно понимал, что иудаизм пробуксовывает, что потенциал данной религии исчерпан и она не в состоянии привести своих адептов к власти над миром. Вывод напрашивался сам собой: «старую» веру необходимо творчески развить и дополнить, вдохнуть тем самым в неё новую жизнь. Решать данную задачу можно было двумя путями: объявив себя новым пророком и начав декларировать свою программу или заключив союз с уже готовым пророком. Интеллектуал Савл выбрал второй путь. В зону его внимания попала харизматическая личность — Иисус Назаретянин. Договориться с ним не представляло большого труда. Естественно, создать альянс с разделением обязанностей (один проповедует и является «официальным лицом проекта», другой — разрабатывает стратегию и тактику его реализации) представлялось делом много более выгодным, чем решение всех проблем в одиночку. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 945; Нарушение авторского права страницы