Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 5. Рациональность — иррациональность.
Теперь мы уже почти все знаем для того, чтобы уметь определить соционический тип. Но есть одно существенное затруднение. Допустим, мы сумели определить две самые сильные функции. Какую же из них следует считать преобладающей (т. е. какая займет 1-й канал)? Это далеко не всегда видно с первого взгляда. Чтобы разобраться в этом, обратимся еще раз к работе К. Г. Юнга «Психологические типы». Рассматривая две взаимосвязанные пары функций (которые в соционике обозначаются как логика — этика и сенсорика — интуиция), он дает каждой из них общую характеристику. Первую пару (логика — этика) он характеризует следующим образом: «Я называю оба предшествующих типа рациональными или рассудительными, потому что они характеризуются первенством разумно рассуждающей функции. Общим признаком обоих типов является то, что их жизнь в высокой мере подчинена разумному суждению... Рассудочность сознательного руководства жизнью обоих типов означает сознательное исключение случайного и не соответствующего разуму... Не абсолютная сила ощущений, например, является решающей для мотивировки поступка, но суждение». Второй паре функций (сенсорика — интуиция) он дает следующую характеристику: «Я называю оба эти типа иррациональными на том основании, что все их действия основаны не на суждении разума, а на абсолютной силе восприятия... Но было бы совершенно неправильно понимать эти типы как «неразумные» только потому, что они суждение ставят ниже восприятия. Они просто в высокой степени эмпиричны, они основываются исключительно на опыте, даже в такой степени исключительно, что их суждение по большей части не может идти в ногу с их опытом». Итак, рациональные — это логики и этики, а иррациональные — сенсорики и интуиты. Рациональные типы отстранены от непосредственного восприятия мира, между ними и миром существует некая психологическая дистанция, позволяющая обдумывать, давать оценки, заранее принимать решения, ставить цели, планировать действия, подчинять эти действия критериям морали, этики, симпатии или антипатии и т. д. Все задуманное они стараются последовательно довести до конца. Если какие-то обстоятельства помешают рациональному индивиду осуществить его планы, — он ощутит дискомфорт, состояние беспокойства и неудовлетворенности. Бывает даже так, что он никак не может переключиться от одного дела к другому, хотя и желал бы этого, как будто какая-то неведомая сила не позволяет ему это сделать: он «зацикливается» на одном и том же. Иррациональные же типы — непосредственно включены в течение событий, они — вечно «внутри потока», их действия зависят не столько от заранее взятых намерений, сколько от случайностей ситуации. В своем внешнем поведении они бывают непредсказуемы и изменчивы, причем эта изменчивость впрямую зависит от изменчивости мира. Человек этого типа, в частности, может, не докончив, бросить одно дело и увлечься другим. И во многих других проявлениях эти два типа психики проявляют себя полярно противоположным образом. Вот несколько других существенных примет: — человек рационального типа работает планомерно, не любит рисковать, в то время как иррациональный, поддавшись сиюминутному увлечению, спонтанен, способен пойти на рискованное дело, не очень заботясь о том, чем это может для него кончиться; — рациональный очень тяжело переносит состояние неопределенности, поскольку в такой ситуации ничего заранее нельзя предусмотреть и запланировать, в то время как для иррационального состояние неопределенности — его родная стихия, а чересчур «заорганизованная» жизнь его, наоборот, угнетает и утомляет; — разное отношение у них и к смене часовых поясов при дальних перелетах: гораздо легче перестраивается иррациональный, для рационального это сложнее. Таким образом, мы познакомились с последней дихотомией, где каждая пара взаимосвязанных функций характеризуется как единое целое. Теперь выясняется, что логика — этика и сенсорика — интуиция представляют собою две существенно разные области человеческой психики. Если мы вернемся к героям романа Гончарова «Обломов», то сразу же увидим их различие и по шкале рациональность — иррациональность. Вот как с этой точки зрения описывает своих героев Гончаров: «Он, как только проснулся, тотчас же вознамерился встать, умыться и, напившись чаю, подумать хорошенько, кое-что сообразить, записать и вообще заняться этим делом как следует. С полчаса он все лежал, мучаясь этим намерением, но потом рассудил, что успеет еще сделать это и после чаю, а чай можно пить, по обыкновению, в постели, тем более, что ничего не мешает думать и лежа. Так и сделал. После чаю он уже приподнялся со своего ложа и чуть было не встал; поглядывая на туфли, он даже начал спускать к ним одну ногу с постели, но тотчас же опять подобрал ее...» Это, конечно, об иррациональном Обломове. А вот — рациональный Штольц: «Он говорил, что «нормальное назначение человека — прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно, и что ровное и медленное горение лучше бурных пожаров...» В заключение прибавляет, что он «был бы счастлив, если б удалось ему на себе оправдать свое убеждение...» ...Но он не способен был вооружиться той отвагой, которая, закрыв глаза, скакнет через бездну или бросится на стену — на авось. Он измерит бездну и стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет, что бы там про него ни говорили». Если мы теперь вспомним, что ведущей функцией ИЭИ Обломова является БИ, а ЛСЭ Штольца — ЧЛ, то ясно, что наше предположение относительно их психотипов полностью подтверждается. Собственно, определяя психотипы этих героев гончаровскогоромана, мы должны были бы, установив их ведущие функции, спросить себя: рационален или иррационален Штольц? Рационален или иррационален Обломов? Ответы напрашиваются сами собой, и мы можем без труда правильно расположить функции в их ведущих блоках. Итак, мы теперь получили возможность выявить еще одно общее правило: всегда в ведущем блоке одна из функций рациональна, другая — иррациональна. Как и в случае с непременным условием разной «вертности», рациональность — иррациональность есть также условие принципа равновесия, по которому обе ведущие функции должны дополнять друг друга. Глава 6. Давайте попробуем... Вряд ли мы ошибемся, предположив, что первым «объектом», психотип которого наш читатель захочет определить, окажется он сам. Кого мы еще знаем так же хорошо, как себя, не правда ли? Не спешите, однако. Во-первых, свойства вашего характера вы еще наверняка не рассматривали через призму юнговских понятий — здесь легко поддаться заблуждению, и, во-вторых, вряд ли вы самого себя знаете так хорошо, как вам это кажется (но тут-то как раз соционика и должна помочь). К решению задачи мы будем приближаться поэтапно. Первый этап: определите степень вашей экстра- или интровертности. Вы экстраверт, если: — ориентированы целиком на внешний мир, — легко вступаете в контакты, — способны все время к восприятию новой информации, — стремитесь управлять непредвиденной ситуацией сразу же, на месте, — жаждете непременно новых впечатлений. Вы интроверт, если: — наблюдаете за внешним миром, скорее, из своего «укрытия», — вам требуется время, чтобы разобраться с новой информацией и выработать свое к ней отношение, — вы не будете без крайней нужды управлять непредвиденной ситуацией, а лучше попытаетесь уйти от нее или приспособиться к ней, — вам присуща некоторая осторожность, — ваш собственный внутренний мир вам интереснее, чем постоянный приток новых впечатлений. Все это и многое другое должно показать вам, куда склоняется чаша весов: экстраверт вы или интроверт. Но уже здесь вы наверняка обнаружите, что большинство вопросов, обращенных к себе самому, однозначного ответа не имеет. После размышлений вы, пожалуй, скажете что-нибудь вроде: скорее так, чем иначе, или: иногда так, а иногда иначе... Не смущайтесь этим. Так и должно быть, потому что ни один из признаков не присутствует вместо другого, но всегда — наряду с другим. Вы одновременно и экстраверт и интроверт. Однако общая тенденция обязательно будет в какую-то одну сторону, ее-то и следует определить. Вряд ли показателен будет в этом случае ваш способ общения с близкими людьми. Вообще во всех предсказуемых для вас ситуациях свойства экстраверсии — интроверсии не слишком ярко будут проявлять себя. И наоборот — эти свойства лучше всего определяются реакцией человека на неожиданное изменение обстановки, встречу с незнакомыми людьми, решение внезапно возникшей проблемы. Итак, вы проверили себя. Предположим, вы достаточно уверенно определили свою «вертность». Тем самым из 16 возможных психотипов сразу отсекается половина: остаются только 8 интровертных или 8 экстравертных вариантов. Второй этап: нужно определиться по шкале рациональность — иррациональность. Тем самым вы определяете, в какой паре функций (логика — этика или сенсорика — интуиция) действует ваш 1-й, самый сильный, канал. Вы рациональны, если: — стремитесь организовать все свои дела заранее, — доводите до конца то, что начали, — вам трудно дается переключение с одного дела на другое, — вы стремитесь жить в размеренном ритме, — вы слывете человеком пунктуальным, обязательным, — вы легко придерживаетесь установленных правил дисциплины и порядка. Вы иррациональны, если: — в организации своих дел предпочитаете «ориентироваться по обстановке», — можете бросить на полдороге дело, если вам это разонравилось, — предпочитаете быть свободным от обязательств и делаете то, что предложит случай, — вам легко дается переключение с одного дела на другое, — вашей работой движет в первую очередь увлечение, — вам трудно жить в размеренном ритме, ваша жизнь — скорее импровизация. Чтобы дать верные ответы на эти вопросы, необходим очень трезвый взгляд на самого себя, и главное — беспристрастный. Это трудно, но вполне возможно. Главное здесь — понимание того, что упомянутые выше свойства характера ни в коем случае нельзя рассматривать в оценочных категориях. Сами по себе они не могут считаться ни хорошими, ни плохими. Они просто ЕСТЬ, и лишь от воспитания зависит, во благо или во зло они будут использованы. Кроме того, следует помнить, что и здесь тоже человек в определенной мере совмещает оба свойства — рациональности или иррациональности, но к чему-то он тяготеет больше. Третий этап: ищем ведущую функцию в каждой дихотомической паре (этика — логика и сенсорика — интуиция): Вы логик, если: — ориентированы на логический порядок, — легко жертвуете личными отношениями ради интересов производства, — предпочитаете работать с техникой, а не с людьми, — предпочитаете избегать всякого рода эмоциональные напряжения, считаете, что они лишь мешают делу. Вы этик, если: — главным для вас является выполнение долга по отношению к конкретному человеку, — предпочитаете не портить отношения с людьми даже ради интересов производства, — вам легче иметь дело с людьми, чем с техникой, — легко ввязываетесь в эмоциональную ситуацию, вам трудно сохранить спокойствие в этом случае. Теперь определитесь по последней дихотомической паре сенсорика — интуиция. Вы сенсорик, если: — легко ориентируетесь в конкретном, вещном мире, — воспринимаете мир как чувственную реальность — в ее конкретных формах, ощущениях, цвете и запахе, — вас больше интересует конкретный результат реально выполненного труда, — вы легко запоминаете подробности, фактуру предмета, — вам доставляет непереносимый дискомфорт домашний беспорядок. Вы интуит, если: — ваше сознание легко работает в мире воображаемом, — вы воспринимаете мир как череду интересных идей, событий, образов, — вас больше интересует заманчивая возможность, для достижения которой нет никаких гарантий, — вам легче запомнить общие очертания предмета, нежели его подробности, фактуру, — вы спокойно можете мириться с домашним беспорядком, если увлечены своим делом. Если вы рациональны, то на первое месте следует поставить функцию, которая является доминирующей в паре логика — этика. Если иррациональны — сенсорика — интуиция. Чтобы облегчить задачу читателю, в помощь ему мы предлагаем таблицу, — где изложенный выше поэтапный путь представлен наглядно. В правой части таблицы приведены наименования всех 16 психотипов. Напоминаем, что в аббревиатурах буквы означают: Л — логик, Э — этик, С — сенсорик, И — интуит, Э (в конце аббревиатуры) — экстраверт, И (в конце аббревиатуры) — интроверт. Например, ИЭИ — интуитивно-этический интроверт, ИЛЭ — интуитивно-логический экстраверт, и т. д.
Здесь, по-видимому, уместно упомянуть об еще одной системе обозначения психотипов, с которой наши читатели познакомились после выхода серии книг американских авторов О. Крегера и Дж. М. Тьюсон, также основанных на типологии Юнга. В них каждый полюс дихотомии обозначен соответствующей буквой, а именно: Е — экстраверсия; I — интроверсия; Т — логика; F — этика; S — сенсорика; N — интуиция; J — рациональность; Р — иррациональность. Следовательно, в обозначении каждого психотипа будут вынесены четыре символа. Например: ESTJ (экстраверсия, сенсорика, логика, рациональность). В наших обозначениях — это ЛСЭ (логико-сенсорный экстраверт), Штирлиц. В заключение этой главы мы имеем возможность окончательно констатировать: наша психика изначально асимметрична. Следовательно, человек, если он остается один, вне социума, без помощи партнера, не может с полной адекватностью воспринимать внешний мир. Эта неадекватность у каждого из 16 типов различна. Следовательно, каждый член социума, имея свои психические преимущества, по-своему полезен окружающим. Но, в свою очередь, это приводит каждого из нас к необходимости интеграции с людьми других типов для компенсации указанной выше асимметрии. Человек не создан для одиночества! Максимальная компенсация в случае двух партнеров называется «дуальной парой» (подробнее об этом см. в разделе об интертипных отношениях). Следующий шаг интеграции — «квадра», коллектив из 4 человек, подобранный так, что в их ведущих блоках мы можем найти четыре разных функции (две «черные» и две «белые»). Самая идеальная интеграция — все 16 соционических типов, способных совместно воспринимать полную картину окружающего мира и адекватно реагировать на любую ситуацию. Разумеется, мы здесь предполагаем, что у каждого из представителей «социона» (так называется группа из 16 разных типов) уровень культуры примерно одинаков и все сильные функции развиты одинаковым образом. Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы