Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Екатерина Сергеевна Филатова.



Екатерина Сергеевна Филатова.

Искусство понимать себя и окружающих.

Оглавление

Предисловие. 2

Часть I. Соционическая типология. 5

Глава 1. Истоки соционики: типология К. Г. Юнга. 5

Глава 2. Ведущий блок психотипа. 12

Глава 3. Установка сознания ведущего блока. 15

Глава 4. Модель Юнга (модель «Ю»). 16

Глава 5. Рациональность — иррациональность. 18

Глава 6. Давайте попробуем... 20

Глава 7. Модель Аушры Аугустинавичюте (модель «А»). 23

Глава 8. Усиление функций. Соционические подтипы. 24

Часть II. Описание соционических типов. 25

Глава 1. Практики (логические сенсорики и сенсорные логики). 26

1. Логико-сенсорный экстраверт (ESTJ, Штирлиц, Администратор). 26

2. Сенсорно-логический интроверт (ISTP, Габен, Мастер). 32

3. Сенсорно-логический экстраверт (ESTP, Жуков, Организатор). 37

4. Логико-сенсорный интроверт (ISTJ, Максим, Систематик). 42

Сравнительный анализ психотипов «Практики». 50

Глава 2. Исследователи (логические интуиты и интуитивные логики). 52

1. Логико-интуитивный экстраверт (ENTJ, Джек, Предприниматель). 52

2. Интуитивно-логический интроверт (INTP, Бальзак, Критик). 57

3. Интуитивно-логический экстраверт (ENTP, Дон Кихот, Искатель). 65

4. Логико-интуитивный интроверт (INTJ, Робеспьер, Аналитик). 72

Сравнительный анализ представителей группы «Исследователи». 78

Глава 3. Социалы (этические сенсорики и сенсорные этики). 80

1. Этико-сенсорный экстраверт (ESFJ, Гюго, Энтузиаст). 80

2. Сенсорно-этический интроверт (ISFP, Дюма, Посредник). 86

3. Сенсорно-этический экстраверт (ESFP, Наполеон, Лидер). 92

4. Этико-сенсорный интроверт (ISFJ, Драйзер, Хранитель). 98

Сравнительный анализ группы «Социалы». 104

Глава 4. Гуманитарии (этические интуиты и интуитивные этики). 106

1. Этико-интуитивный экстраверт (ENFJ, Гамлет, Артист). 106

2. Интуитивно-этический интроверт (INFP, Есенин, Лирик). 113

3. Интуитивно-этический экстраверт (ENFP, Гексли, Инициатор). 118

4. Этико-интуитивный интроверт (INFJ, Достоевский, Гуманист). 124

Сравнительный анализ представителей группы «Гуманитарии». 131

Часть III. Интертипные отношения. 134

Глава 1. Дуальные отношения. 135

Глава 2. Полудуальные отношения. 138

Глава 3. Миражные отношения. 140

Глава 4. Отношения полной противоположности. 142

Глава 5.Зеркальные отношения. 144

Глава 6. Отношения конфликта. 146

Глава 7, 8. Отношения ревизии. 149

Глава 9. Отношения тождества. 154

Глава 10. Родственные отношения. 156

Глава 11. Отношения суперэго. 159

Глава 12. Деловые отношения. 162

Глава 13. Отношения активации. 164

Глава 14. Отношения квазитождества. 166

Глава 15, 16. Отношения социального заказа. 169

Глава 17. Выводы. 171

Часть IV. Последняя, итоговая.... 175

Глава 1. Знаки соционических функций. 175

Глава 2. Типы, интертипные отношения и подтипность. 178

Глава 3. Давайте поразмышляем.... 183

Приложения. 185

Приложение 1. Итоговая характеристика психотипов. 185

Логико-сенсорный экстраверт (ESTJ, Штирлиц, Администратор). 185

Сенсорно-логический интроверт (ISTP, Габен, Мастер). 186

Сенсорно-логический экстраверт (ESTP, Жуков, Организатор). 187

Логико-сенсорный интроверт (ISTJ, Максим, Систематик). 187

Логико-интуитивный экстраверт (ENTJ, Джек, Предприниматель). 188

Интуитивно-логический интроверт (INTP, Бальзак, Критик). 189

Интуитивно-логический экстраверт (ENTP, Дон Кихот, Искатель). 189

Логико-интуитивный интроверт (INTJ, Робеспьер, Аналитик). 190

Этико-сенсорный экстраверт (ESFJ, Гюго, Энтузиаст). 191

Сенсорно-этический интроверт (ISFP, Дюма, Посредник). 191

Сенсорно-этический экстраверт (ESFP, Наполеон, Лидер). 192

Этико-сенсорный интроверт (ISFJ, Драйзер, Хранитель). 193

Этико-интуитивный экстраверт (ENFJ, Гамлет, Артист). 193

Интуитивно-этический интроверт (INFP, Есенин, Лирик). 194

Интуитивно-этический экстраверт (ENFP, Гексли, Инициатор). 195

Этико-интуитивный интроверт (INFJ, Достоевский, Гуманист). 195

Приложение 2. Тесты, определяющие типовые характеристики. 196

I. Цифровой тест (составлен В. Мегедь и А. Овчаровым). 196

II. Идентификатор подтипов (составлен В. Гуленко). 197

III. Опросник Д. Кейрси. 198

IV. Соционический тест. 203

Литература. 206

Предисловие.

В тот год, когда я заканчивала школу, мне, как и многим моим одноклассникам, предстоял нелегкий выбор будущей профессии. Родители считали, что, как и они, я должна стать инженером; учительница музыки была уверена, что мне надо подавать документы в консерваторию, а учитель физики полагал, что самое подходящее для меня занятие — научная работа и рекомендовал поступать в университет. Мне же хотелось заниматься как физикой, так и музыкой, я мучительно переходила от одной возможности к другой, взвешивала все «за» и «против», поступила, наконец, на физический факультет университета и... через несколько лет поняла, что занимаюсь не своим делом.

Сейчас, десятилетия спустя, я могу лишь сожалеть о том, что в 50-е годы еще не было науки, носящей название «соционика», с которой я познакомилась весной 1989 года. Тогда в Новосибирский университет, где я преподавала физику, приехал зарубежный профессор-психолог. Был устроен семинар, на который я буквально напросилась, поскольку с детства испытывала большой интерес к психологическим проблемам. В конце семинара публика попросила профессора продемонстрировать сеанс психоанализа. На роль испытуемого он выбрал меня. Пришлось согласиться: надо же было «отработать» свое участие в семинаре, да и была надежда, что получу квалифицированные советы титулованного иностранца.

В течение часа я рассказывала о многочисленных своих проблемах, которые в основном касались общения с людьми. Профессор задавал мне вопросы о моем детстве, родителях, условиях жизни в семье. Далее следовали рекомендации по коррекции моего психического состояния, в которых, признаться, не было ничего такого, о чем бы я сама не знала. Я вежливо поблагодарила профессора, но в душе была глубоко разочарована тем, что даже зарубежная психология ничем реальным и конкретным, кроме общих разговоров, помочь не может.

Уже тогда я отчетливо понимала, что классический психоанализ, который основное внимание уделяет событиям, происходившим с человеком в детстве, вряд ли способен решить те многочисленные проблемы, с которыми каждый из нас вынужден жить, уже став взрослым. Всем известны примеры семей, где дети, воспитывающиеся в почти одинаковых условиях, порой вырастают настолько не похожими друг на друга, словно появились на свет от разных родителей.

По счастливой случайности на следующий день меня пригласили в клуб социоников. Об этих загадочных деятелях мне было сказано так: «Они как-то странно работают — по немногочисленным данным могут определить все особенности человека». Социониками оказались симпатичные молодые люди, не отягощенные никакими регалиями, даже не профессиональные психолога, а выпускники преимущественно технических вузов. В течение 10 минут они задали мне несколько вопросов, после чего сами объяснили те мои психологические проблемы, о которых я накануне поведала профессору.

На мой изумленный вопрос, откуда им это известно, объяснили, что все очень просто: мой тип — далее следовало непонятное тогда для меня название, — и ни военное детство, ни суровое воспитание в семье, ни более поздние неудачи и поражения никакого отношения к моим проблемам не имеют; сходные проблемы имеют все представители моего соционического психотипа.

Оказалось, что психотип — глубинная структура, которая и определяет основные особенности психики. Конечно, условия воспитания в семье, обучение в школе, работа, собственная семья накладывают здесь свой отпечаток. Но все эти социальные причины не могут изменить основу психики, так же, как худоба или полнота, стройность или сутулость, определяемые условиями жизни, не способны изменить костный скелет человека.

В отличие от анатомического строения, общего у всех нормальных людей, психическая «конструкция» человека имеет 16 основных вариантов, что и обусловливает кардинальные различия в психике людей разных типов. У человека, знающего свой психотип, никогда не возникнет вопроса, чем ему лучше заниматься — геологией или медициной, строить здания или учить детей, сидеть у микроскопа или играть на рояле, летать на самолетах или изучать галактики.

Итак, каждому человеку очень важно знать свои психологические особенности, найти свою «психологическую нишу», но этим далеко не исчерпываются возможности соционики.

Представьте себе, что Вы сели за руль машины и, не зная Правил дорожного движения, выехали на оживленную автостраду, на которой нет никаких указателей — ни светофоров, ни переходов, ни ограничителей скорости, ни обозначений поворотов... Если, к тому же, и другие водители не имеют понятий о правилах, то, конечно, авария неминуема, это понимает всякий. Когда же речь идет о человеческих отношениях, то малокто задумывается над тем, что в этом тоже есть свои законы, и если не соблюдать их, то неизбежны психологические столкновения, аварии, катастрофы...

Соционика и есть та наука, где описаны законы, знание которых дает человеку надежный «путеводитель» в определении особенностей отношений людей разных психотипов. Та же самая наука позволяет понимать и особенности психики партнера и, таким образом, может помочь прогнозировать последствия контактов с разными людьми.

Создатель соционики — замечательный исследователь из Литвы, Аушра Аугустинавичюте. На основе типологии, предложенной великим швейцарским психоаналитиком Карлом Густавом Юнгом, она разработала простые схемы, которыми можно описать психику человека и отношения людей друг с другом. Ее начинание привлекло энтузиастов — людей разных профессий, которые также внесли свои вклад в создание этой увлекательной науки. Однако соционика не получила широкого распространения, главным образом из-за отсутствия доступной литературы, поскольку практически все соционические работы распространялись тогда в виде ксерокопий и ротапринтных изданий в малых тиражах. Недоверие к соционике в какой-то степени вызвано еще и тем, что ее достижения базируются не на строгом научном фундаменте, а скорее на интуитивных прозрениях ее создателей, в первую очередь Аушры Аугустинавичюте: многое здесь просто гениально угадано ею. Но даже в таком виде соционика стала приносить огромную практическую пользу тем, кто смог овладеть ее методом.

Осознав значение открытий соционики, я решила, использовав всю доступную для меня самиздатовскую литературу, подготовить курс практической соционики для студентов университета. У моих слушателей этот курс вызвал большой интерес, но возникла проблема с учебником. Пришлось написать методическое пособие, которое позднее переросло в книгу «Соционика для Вас», вобравшую в себя работы разных авторов, — в основном А. Аугустинавичюте и представителей Вильнюсской школы, а также работы киевлян — Виктора Гуленко с сотрудниками.

Те читатели, которые знакомы с этой книгой, вышедшей впервые в 1993 г. в издательстве «Сибирский хронограф», вероятно, поняли, что соционика находится в самом начале пути к тому, чтобы называться по праву наукой. Ей прежде всего необходим широкий экспериментальный материал: факты, факты и факты. Эта идея как раз и послужила основой для настоящей книги, построенной на многочисленных примерах при минимуме теоретических рассуждений.

Одной из самых острых проблем, соционики в настоящее время является отсутствие надежных методов определения психотипа. Здесь все зависит от компетентности того, кто проводит тестирование и, что греха таить, — часто от его добросовестности. Но дело не только в этом. Человек в течение многих лет нарабатывает в себе качества, которых ему Природа не отпустила полною мерой. И получается, что, отвечая на вопросы тестов, он не всегда способен отделить врожденные свойства своей натуры от приобретенных. Смысл же соционики в том и состоит, чтобы найти истинную, врожденную структуру психики конкретного человека, и чтобы, зная ее, он мог действовать согласно своей природе, а не вопреки ей, поскольку всякое «вопреки» требует гораздо больших затрат «энергии (в данном случае психической). Психотип приходится часто буквально угадывать, не очень доверяя тому, как индивид отвечает на вопросы тестов. Именно это обстоятельство в настоящее время затрудняет массовые соционические обследования и, соответственно, создание соционической статистики.

Имея в виду это обстоятельство, мне хотелось в этой книге как можно ближе подвести читателя к правильному определению психотипа как своего, так и партнера (семейного, интимного или делового), если такая проблема возникнет. В этом помогут рассказы тех, чей психотип, как мне кажется, определен достаточно надежно.

Кому же адресована книга? Буквально всем. Она может стать интересным семейным чтением, которое способно уладить многие проблемы близкого общения людей разных поколений, она может помочь и тем, кто профессионально занимается психологией, социологией и собственно соционикой, поскольку в книге собран большой фактический материал.

Эта книга станет и естественным дополнением к предыдущей («Соционика для Вас»): читатели, высказавшие сожаление по поводу малого количества примеров в первой моей книге, найдут их в настоящем издании. Особый акцент в настоящей работе поставлен на профессиональных возможностях представителей каждого психотипа. Несомненно, это будет полезным для старшеклассников, стоящих перед выбором дальнейшего жизненного пути.

Наконец, соционика является великолепным инструментом для создания эффективно работающих коллективов самой разной профессиональной направленности. Это позволяет надеяться, что книга поможет руководителям любого масштаба, предпринимателям, воспитателям... словом, всем, кто имеет дело с людьми.

Далее, я хочу выразить огромную признательность всем тем, благодаря кому я могла, будучи преподавателем физики в Новосибирском университете, заниматься психологией. В первую очередь это относится к Сергею Глебовичу Раутиану, заведующему кафедрой квантовой оптики, сотрудником которой я являлась. С самого начала моей «несоответствующей профилю кафедры» работы он не только не препятствовал этому, но и поддержал меня, считая, что гуманитарное образование молодого поколения в наши дни особенно необходимо.

Также я признательна всем моим слушателям, предоставившим рассказы о них самих и о хорошо знакомых им людях — в одиночку собрать такое количество фактов было бы невозможно. Портреты многих рассказчиков читатель может найти в альбоме «Соционика в портретах», представленном издательством «Сибирский хронограф» в 1996 году. Мне хочется поблагодарить киевлян — В. Гуленко, В. Мегедь и А. Овчарова за постоянную поддержку и возможность читать их новые работы еще до опубликования последних. Мне также было очень валено узнать мнение и услышать замечания относительно моей первой книги из уст А. Соколова и Г. Рейнина — санкт-петербургских ученых, которые мне помогли внести определенные коррективы в последующее издание: благодаря им мое понимание соционики стало заметно четче.

Очень признательна я Л. Штудену, с которым меня свела судьба в работе над первой книгой. Взяв на себя нелегкий труд приведения в порядок моей рукописи, он самым непосредственным образом помог мне разобраться в некоторых спорных вопросах, которыми так изобиловала соционическая литература, поддерживал меня, укрепляя уверенность в моих силах.

Е. С. Филатова

Санкт-Петербург, май 1996 г.

Экстравертный логик

(ЧЛ — преобладающая психическая функция)

Логик экстравертного типа главное внимание уделяет материальным предметам окружающего мира. Его интересуют процессы производства, технологии, эффективность применения промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Он любит что-то мастерить своими руками, хорошо чувствует себя в мире материальных ценностей, понимает свое место в нем, организует его вокруг себя.

Ему бывает легко понять принцип устройства машины, создать компьютерную программу, установить четкий порядок действий в любой конкретной работе.

Интровертный логик

(БЛ — преобладающая психическая функция)

Сознание интровертного логика конструирует воображаемую реальность, которая, по его мнению, должна соответствовать неким принятым им критериям. Он погружен в исследование и совершенствование этой реальности: его интересуют вопросы мироздания, порядка, иерархий. Он ищет свое место в этой системе, стремится почувствовать себя необходимым в этой структуре.

Он склонен всю информацию классифицировать на бумаге, составлять графики, планы и схемы. Любит что-нибудь собирать, коллекционировать, заносить в каталог, расставлять по полкам...

Экстравертный этик

(ЧЭ — преобладающая психическая функция)

Это, как правило, человек открытых эмоций, которые он легко изливает на окружающих. Он также хорошо понимает чувства других и при необходимости может управлять этими чувствами (качества, свойственные, например, хорошему актеру).

Настроение экстравертного этика легко меняется на противоположное, при этом его поступки и стиль общения целиком зависят от настроения, под влиянием которого он в настоящий момент находится. Свои чувства он не считает нужным скрывать: свободное их выражение — естественный для него способ жизни.

Чувство долга, которого он вовсе не лишен, обязательно для него эмоционально окрашено; оно связано с сочувствием и сердечной привязанностью к конкретному человеку. И наоборот, ему трудно заставить себя что-нибудь сделать для человека, которого он не любит.

Интровертный этик

(БЭ — преобладающая психическая функция)

Поскольку интровертное сознание опирается на собственную установку, то здесь мы имеем дело с понятиями, относящимися к эмоциональной сфере, такими, как добро и зло, нравственность, справедливость, соблюдение традиций, совесть — словом, всем тем набором правил общения, которые выработало человечество на протяжении многовековой истории. Поэтому в сознании интровертного этика большое место занимают моральный долг и чувство ответственности. Хотя он — человек глубоких переживаний и сильных эмоций, но из-за интроверсии они таятся внутри. Поэтому представитель этого психотипа может выглядеть спокойным и даже бесстрастным, но это впечатление обманчиво. Он хорошо чувствует также и нюансы в настроении других людей, характер отношений между ними.

Экстравертный сенсорик

(ЧС — преобладающая психическая функция)

Его внимание постоянно обращено на все, что его окружает. Он во всем стремится «себя распространять», завоевывать все большие сферы: это может быть и физическое пространство, и авторитет, и слава, и власть над людьми. «Действие прежде всего! » — вот его девиз. Как правило, это человек решительный, напористый и энергичный, не уступающий другим завоеванных позиций.

Бурная физическая активность позволяет экстравертному сенсорику браться за множество дел, везде поспевать, во все вмешиваться... Такой человек — естественный лидер как у себя на производстве, так и в любой случайной компании.

Интровертный сенсорик

(БС — преобладающая психическая функция)

Для человека этого типа очень важным является внутреннее представление о гармонии и соразмерности в окружающем мире. Критерий этой гармонии — приятные ощущения, которые он испытывает и к которым постоянно стремится. И он умеет создать вокруг себя обстановку, отвечающую этой потребности: комфорт и уют — это именно то, на что он в первую очередь обращает внимание в бытовой ситуации.

Он также чутко воспринимает ощущения своего тела и малейшие неполадки в нем.

У интровертного сенсорика бывают стойкие вкусовые, тактильные пристрастия, — которых он придерживается всю жизнь. Именно он — тот человек, который умеет ценить «маленькие радости» повседневной жизни.

Экстравертный интуит

(ЧИ — преобладающая психическая функция)

Представитель этого психотипа всегда открыт всему новому, необычному и удивительному. Он отличается чрезвычайно творческим складом характера, легко может почувствовать или увидеть значимость того или иного явления, будь то человек или неодушевленный предмет. В его голове возникает множество самых разных идей, часто он — изобретатель, новатор, исследователь, путешественник, романтический авантюрист.

Интровертный интуит

(БИ — преобладающая психическая функция)

Главный фокус, на который направлено сознание интровертного интуита, — образ, созданный его собственным воображением. Все, что относится к реальному миру, — лишь повод, «строительный материал» для этого образа или отклик на него. Все остальное часто проскальзывает мимо сознания (отсюда — мнение об интровертных интуитах, как о чрезвычайно рассеянных людях). Созерцание собственной глубины — вот занятие, которому охотнее всего предается человек этого психотипа. Этим, однако, дело не ограничивается. Интровертный интуит улавливает не только воображаемое, но и реальное, но эта реальность — скорее метафизического, сверхчувственного свойства. Он может, например, обнаружить неожиданную прозорливость и предсказать результат какого-нибудь процесса, усмотрев его прямым образом. Неудивительно поэтому, что среди интровертных интуитов немало художественно одаренных людей (поэтов, живописцев, композиторов), а также замечательных религиозных деятелей (провидцев, пророков).

Самый же распространенный тип интровертного интуита — тип фантазера и мечтателя, склонного к некоторой идеализации действительности, не слишком хорошо к этой действительности приспособленного и не желающего с нею считаться (Ленский, Обломов, Манилов...).

Как же конкретно мы могли бы представить себе поведение каждого из этих психотипов в реальной жизни? Вообразим себе такую ситуацию.

Туристическая группа — восемь человек — приблизилась к горной речке, неширокой, но довольно бурной, которую надо преодолеть. Весь вопрос — как. Если каждый из восьми представляет в своем лице один из охарактеризованных выше юнговских психотипов, то их поведение могло бы выглядеть приблизительно следующим образом:

один из них немедленно стал бы давать указание всем, кто и чем, по его мнению, должен заниматься, и это, скорее всего, был бы экстравертный сенсорик — ЧС;

самый предусмотрительный член группы, интровертный логик, предложил бы наиболее рациональный план переправы — БЛ;

экстравертный логик сразу же занялся бы реализацией этого плана — ЧЛ;

интровертный сенсорик воспользовался бы передышкой, чтобы удлинить слишком коротко затянутую лямку рюкзака, заодно сунуть за щеку шоколадку или сухарь — БС;

интровертный этик этот в полной готовности будет ждать указания, чтобы самым добросовестным образом его выполнить, а заодно помочь кому угодно и в чем угодно — БЭ;

экстравертный интуит будет предлагать самые экстравагантные варианты разрешения ситуации (впрочем, серьезные люди предпочтут пропустить его фантазии мимо ушей) — ЧИ;

экстравертный этик может повести себя самым разнообразным образом, например, ходить вдоль обрыва, глядя на бурные водовороты и восклицая что-нибудь вроде; «Ну, зверь речка! Вот это да!.» — ЧЭ;

а человеком, который, будучи безучастным к мирской суете, будет стоять «на берегу пустынных волн...», окажется, вне всякого сомнения, интровертный интуит — БИ.

Итак, мы описали 8 основных психических функций. В приведенной ниже таблице мы даем, вместе с соционическими обозначениями функций, их краткую характеристику:

 

  Название Действие функции
ЧЛ Деловая логика Деловая выгода, эффективность, целесообразность, технология
БЛ Структурная логика Умозрительная структура, система, научные теории
ЧЭ Этика эмоций Открытое эмоциональное воздействие, непосредственная эмоциональная реакция
БЭ Этика отношений Отношения между людьми, вопросы долга и морали, уважение к традициям и их соблюдение
ЧС Волевая сенсорика Позыв к активному действию, экспансия, владение пространством, напористость
БС Сенсорика ощущений Гармония пространственных форм, ощущение удобства, самочувствие
ЧИ Интуиция возможностей Способность оценить внутреннее содержание, потенциальные возможности данного объекта
БИ Интуиция времени Предчувствие, прогноз, способность улавливать динамику развития, поэтическая фантазия, мистическое чувство

 

Сформулировать основную программу, диктуемую каждой из восьми психических функций, — задача не простая. Дело в том, что конкретный вид этой программы будет неизбежно зависеть от личной истории каждого человека, то есть от условий его воспитания, уровня культуры, среды проживания и т. д. Поэтому каждая из сформулированных нами установок неизбежно носит весьма приблизительный, общий характер. Но она очерчивает общее направление, которое реализует сознание человека, принадлежащего к конкретному психотипу. В этом и состоит смысл программы.

Предлагаем читателю выбрать ту из них, которая ему кажется более всего подходящей для него лично. Если кто-то сделал это достаточно уверенно, то не исключено, что соответствующая функция является ведущей в психике этого человека.

ЧЛ — Реальность — прежде всего. Она состоит в том, что человеку для выживания необходимо качественно и эффективно трудиться, создавая материальные блага, и ценность любой идеи заключается в возможности ее практической реализации.

БЛ — Все в мире должно подчиняться определенному порядку и системе, как на работе, так и дома. Это — главный стержень жизни, от которого зависит все остальное: вынь его — и все рухнет. Необходимо понять эту систему, развить ее, усовершенствовать, найти в ней и свое место, и место другого объекта, как одушевленного, так и неодушевленного.

ЧЭ — Всеми поступками людей движут чувства, такие, как радость, гнев, ликование, обида и т. п. Именно ими определяется все, что делается людьми. Поэтому очень важно уметь управлять как своими чувствами, так и возбуждать их в других людях нужным образом.

БЭ — Условие нормальной жизни — гармония человеческих отношений. Главное — установить для себя их идеал, а также увидеть внутренним взором идеал личности, достойной поклонения и любви. И еще — нормы этики, морали и нравственности. Реальные отношения к людям должны быть согласованы с этими идеалами.

ЧС — Что бы ни говорили, но миром правит сила, и чтобы не быть задавленным другими, необходимо реализовать свои волевые качества. Полноценная жизнь есть активное действие, — «покой нам только снится»! Человек уверен, что любая сфера, где он реализует себя, требует его активного (часто — немедленного) вмешательства.

БС — Главное условие психического равновесия — это баланс, соразмерность, гармония во всем, что составляет окружение человека. Надо успеть получить как можно больше удовольствия, создавая эту гармонию повсеместно. Для нормальной жизни чрезвычайно важно хорошее физическое самочувствие, ощущение комфорта и уюта.

ЧИ — Самое интересное — узнать о новом замечательном событии, увидеть еще одну заманчивую возможность, познакомиться с интересной личностью, придумать небывалый проект. Мир полон загадок и тайн, которые очень хочется разгадать.

БИ — Главная ценность в мире — роскошные сады собственного воображения. Оно, это воображение, никогда не наскучит, ибо в нем так волшебно-легко появляются замечательные сюжеты, идеи, образы! С его помощью можно проникнуть и в глубину прошлого, и в туманные дали будущего, почувствовать окружающий мир в его целостности, уловить динамику и тенденции основных событий, угадать конечный результат.

Глава 17. Выводы.

Заканчивая описание интертипных отношений, кратко подведем итоги. Мы достаточно подробно обсудили возможные варианты общения людей различных психотипов в обычных жизненных ситуациях, в которых любой человек часто оказывается. На многочисленных примерах мы выяснили, что в жизни контакты далеко не всегда происходят по тому сценарию, который раньше описывался в соционической литературе.

Действительно, если взаимодействие происходит по одинаковым функциям, занимающим 1-3-й или 1-4-й каналы, то, за редкими исключениями, традиционное соционическое описание вполне адекватно реальности, и, следовательно, в этих случаях соционический прогноз относительно характера общения индивидуумов в большинстве случаев сбывается. Это относится к парам дуальным, полудуальным, конфликтным и ревизным.

Если же в общении задействованы одинаковые функции, расположенные в 1-2-м, 2-3-м, 3-4-м каналах, то есть каналов, не так сильно отличающихся по своей мощности, как 1-3-й и 1-4-й каналы, то важную роль начинают играть и иные факторы: социальная роль партнеров, их возраст, уровень культуры и т. д. В таких случаях отношения могут складываться самым непредсказуемым образом. Другое дело, — если они уже сложились, то, используя знания соционики, мы можем в каждом случае разобраться в том, что же происходит.

Пойдем дальше. Кроме традиционных «соционических» конфликтов, связанных сдавлением на ранимую функцию 3-го канала, мы можем достаточно уверенно констатировать, что не менее тяжелые конфликты могут возникать из-за того, что страдают сильные функции 2-го и особенно 1-го каналов.

В связи с этим важным вопросом еще раз вернемся к особенностям функции ведущего 1-го канала. Мы знаем, что человек здесь совершенно уверен в своей правоте, и более того — он не способен выйти из-под влияния своей ведущей функции, ее владение человеком бесспорно, он постоянно находится в ее плену: Максим не может отказаться от систематизации, Драйзер не может перестать быть моралистом, Наполеон не способен отказаться от лидерства, Штирлиц не может не замечать реальности, Дюма не может жить в дискомфорте и т. д.

Именно такая непреодолимость и непререкаемость установки функции 1-го канала также может стать источником конфликтов, но уже другого рода: в области действия своей 1-й функции человек абсолютно уверен в собственной правоте, поэтому ему трудно мириться с иным подходом, иной установкой, а если эта иная установка также установка уверенной в себе функции 1-го канала, но уже другого человека? Заметим только, что здесь речь уже идет о разных функциях. Здесь также может возникнуть конфликт — вспомните двух девушек психотипов Есенин и Дюма, конфликтующих из-за излишней мечтательности и погруженности в свой мир грез (БИ) первой и желанием жить в уюте и чистоте (БС) второй. Вы прочли также и о многих других примерах такого рода.

Конечно, все приведенные данные отнюдь не умаляют значения прежних соционических выводов. Наоборот, именно соционика на основе анализа «поведения» соционических функций позволяет разобраться в каждом конкретном случае, в том, что происходит в реальности. Мы снова и снова убеждаемся в том, что именно соционика дает ключ к пониманию не только мотивации поведения человека, но также и описывает характер отношений между людьми, только этот характер оказался более сложным и многовариантным по сравнению с тем, как он рассматривался на начальных стадиях развития соционики.

Ниже приведена полная таблица отношений всех психотипов друг с другом. Анализируя таблицу интертипных отношений, можно заметить в ней определенную систему — связи интертипных отношений и дихотомий психотипов, в них участвующих.

Таблица интертипных отношений

Вы\Он ИЛЭ СЭИ ЭСЭ ЛИИ ЭИЭ ЛСИ СЛЭ ИЭИ СЭЭ ИЛИ ЛИЭ ЭСИ ЛСЭ ЭИИ ИЭЭ СЛИ
ИЛЭ ТО ДУ АК ЗЕ З+ Р+ ДЕ МИ СЭ ПП КТ КФ З- Р- РО ПД
СЭИ ДУ ТО ЗЕ АК Р+ З+ МИ ДЕ ПП СЭ КФ КТ Р- З- ПД РО
ЭСЭ АК ЗЕ ТО ДУ РО ПД З- Р- КТ КФ СЭ ПП ДЕ МИ З+ Р+
ЛИИ ЗЕ АК ДУ ТО ПД РО Р- З- КФ КТ ПП СЭ МИ ДЕ Р+ З+
ЭИЭ З- Р- РО ПД ТО ДУ АК ЗЕ З+ Р+ ДЕ МИ СЭ ПП КТ КФ
ЛСИ Р- З- ПД РО ДУ ТО ЗЕ АК Р+ З+ МИ ДЕ ПП СЭ КФ КТ
СЛЭ ДЕ МИ З+ Р+ АК ЗЕ ТО ДУ РО ПД З- Р- КТ КФ СЭ ПП
ИЭИ МИ ДЕ Р+ З+ ЗЕ АК ДУ ТО ПД РО Р- З- КФ КТ ПП СЭ
СЭЭ СЭ ПП КТ КФ З- Р- РО ПД ТО ДУ АК ЗЕ З+ Р+ ДЕ МИ
ИЛИ ПП СЭ КФ КТ Р- З- ПД РО ДУ ТО ЗЕ АК Р+ З+ МИ ДЕ
ЛИЭ КТ КФ СЭ ПП ДЕ МИ З+ Р+ АК ЗЕ ТО ДУ РО ПД З- Р-
ЭСИ КФ КТ ПП СЭ МИ ДЕ Р+ З+ ЗЕ АК ДУ ТО ПД РО Р- З-
ЛСЭ З+ Р+ ДЕ МИ СЭ ПП КТ КФ З- Р- РО ПД ТО ДУ АК ЗЕ
ЭИИ Р+ З+ МИ ДЕ ПП СЭ КФ КТ Р- З- ПД РО ДУ ТО ЗЕ АК
ИЭЭ РО ПД З- Р- КТ КФ СЭ ПП ДЕ МИ З+ Р+ АК ЗЕ ТО ДУ
СЛИ ПД РО Р- З- КФ КТ ПП СЭ МИ ДЕ Р+ З+ ЗЕ АК ДУ ТО

 

ТО — тождественные, ДУ — дуальные, АК — активации, 3Е — зеркальные, З+ — заказные, Р+ — ревизные, ДЕ — деловые, МИ — миражные, СЭ — суперэго, ПП — полной противоположности, КТ — квазитождества, КФ — конфликтные, З- — подзаказные, Р- — подревизные, РО — родственные, ПД — полудуальные.[§]

Система становится особенно наглядной, если представить интертипные отношения так, как предложил Ю.Б. Журавлев: не в виде таблицы, а, как изображено на схеме 1, в виде круговой диаграммы, расположив названия 16 типов по окружности в особом порядке. При этом левый полукруг занимают интроверты, а правый — экстраверты. Каждая группа распадается на рациональную и иррациональную подгруппы, занимающие соответствующие четверти.

Схема 1.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.079 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь