Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Искусство понимать себя и окружающих.
Оглавление Предисловие. 2 Часть I. Соционическая типология. 5 Глава 1. Истоки соционики: типология К. Г. Юнга. 5 Глава 2. Ведущий блок психотипа. 12 Глава 3. Установка сознания ведущего блока. 15 Глава 4. Модель Юнга (модель «Ю»). 16 Глава 5. Рациональность — иррациональность. 18 Глава 6. Давайте попробуем... 20 Глава 7. Модель Аушры Аугустинавичюте (модель «А»). 23 Глава 8. Усиление функций. Соционические подтипы. 24 Часть II. Описание соционических типов. 25 Глава 1. Практики (логические сенсорики и сенсорные логики). 26 1. Логико-сенсорный экстраверт (ESTJ, Штирлиц, Администратор). 26 2. Сенсорно-логический интроверт (ISTP, Габен, Мастер). 32 3. Сенсорно-логический экстраверт (ESTP, Жуков, Организатор). 37 4. Логико-сенсорный интроверт (ISTJ, Максим, Систематик). 42 Сравнительный анализ психотипов «Практики». 50 Глава 2. Исследователи (логические интуиты и интуитивные логики). 52 1. Логико-интуитивный экстраверт (ENTJ, Джек, Предприниматель). 52 2. Интуитивно-логический интроверт (INTP, Бальзак, Критик). 57 3. Интуитивно-логический экстраверт (ENTP, Дон Кихот, Искатель). 65 4. Логико-интуитивный интроверт (INTJ, Робеспьер, Аналитик). 72 Сравнительный анализ представителей группы «Исследователи». 78 Глава 3. Социалы (этические сенсорики и сенсорные этики). 80 1. Этико-сенсорный экстраверт (ESFJ, Гюго, Энтузиаст). 80 2. Сенсорно-этический интроверт (ISFP, Дюма, Посредник). 86 3. Сенсорно-этический экстраверт (ESFP, Наполеон, Лидер). 92 4. Этико-сенсорный интроверт (ISFJ, Драйзер, Хранитель). 98 Сравнительный анализ группы «Социалы». 104 Глава 4. Гуманитарии (этические интуиты и интуитивные этики). 106 1. Этико-интуитивный экстраверт (ENFJ, Гамлет, Артист). 106 2. Интуитивно-этический интроверт (INFP, Есенин, Лирик). 113 3. Интуитивно-этический экстраверт (ENFP, Гексли, Инициатор). 118 4. Этико-интуитивный интроверт (INFJ, Достоевский, Гуманист). 124 Сравнительный анализ представителей группы «Гуманитарии». 131 Часть III. Интертипные отношения. 134 Глава 1. Дуальные отношения. 135 Глава 2. Полудуальные отношения. 138 Глава 3. Миражные отношения. 140 Глава 4. Отношения полной противоположности. 142 Глава 5.Зеркальные отношения. 144 Глава 6. Отношения конфликта. 146 Глава 7, 8. Отношения ревизии. 149 Глава 9. Отношения тождества. 154 Глава 10. Родственные отношения. 156 Глава 11. Отношения суперэго. 159 Глава 12. Деловые отношения. 162 Глава 13. Отношения активации. 164 Глава 14. Отношения квазитождества. 166 Глава 15, 16. Отношения социального заказа. 169 Глава 17. Выводы. 171 Часть IV. Последняя, итоговая.... 175 Глава 1. Знаки соционических функций. 175 Глава 2. Типы, интертипные отношения и подтипность. 178 Глава 3. Давайте поразмышляем.... 183 Приложения. 185 Приложение 1. Итоговая характеристика психотипов. 185 Логико-сенсорный экстраверт (ESTJ, Штирлиц, Администратор). 185 Сенсорно-логический интроверт (ISTP, Габен, Мастер). 186 Сенсорно-логический экстраверт (ESTP, Жуков, Организатор). 187 Логико-сенсорный интроверт (ISTJ, Максим, Систематик). 187 Логико-интуитивный экстраверт (ENTJ, Джек, Предприниматель). 188 Интуитивно-логический интроверт (INTP, Бальзак, Критик). 189 Интуитивно-логический экстраверт (ENTP, Дон Кихот, Искатель). 189 Логико-интуитивный интроверт (INTJ, Робеспьер, Аналитик). 190 Этико-сенсорный экстраверт (ESFJ, Гюго, Энтузиаст). 191 Сенсорно-этический интроверт (ISFP, Дюма, Посредник). 191 Сенсорно-этический экстраверт (ESFP, Наполеон, Лидер). 192 Этико-сенсорный интроверт (ISFJ, Драйзер, Хранитель). 193 Этико-интуитивный экстраверт (ENFJ, Гамлет, Артист). 193 Интуитивно-этический интроверт (INFP, Есенин, Лирик). 194 Интуитивно-этический экстраверт (ENFP, Гексли, Инициатор). 195 Этико-интуитивный интроверт (INFJ, Достоевский, Гуманист). 195 Приложение 2. Тесты, определяющие типовые характеристики. 196 I. Цифровой тест (составлен В. Мегедь и А. Овчаровым). 196 II. Идентификатор подтипов (составлен В. Гуленко). 197 III. Опросник Д. Кейрси. 198 IV. Соционический тест. 203 Литература. 206 Предисловие. В тот год, когда я заканчивала школу, мне, как и многим моим одноклассникам, предстоял нелегкий выбор будущей профессии. Родители считали, что, как и они, я должна стать инженером; учительница музыки была уверена, что мне надо подавать документы в консерваторию, а учитель физики полагал, что самое подходящее для меня занятие — научная работа и рекомендовал поступать в университет. Мне же хотелось заниматься как физикой, так и музыкой, я мучительно переходила от одной возможности к другой, взвешивала все «за» и «против», поступила, наконец, на физический факультет университета и... через несколько лет поняла, что занимаюсь не своим делом. Сейчас, десятилетия спустя, я могу лишь сожалеть о том, что в 50-е годы еще не было науки, носящей название «соционика», с которой я познакомилась весной 1989 года. Тогда в Новосибирский университет, где я преподавала физику, приехал зарубежный профессор-психолог. Был устроен семинар, на который я буквально напросилась, поскольку с детства испытывала большой интерес к психологическим проблемам. В конце семинара публика попросила профессора продемонстрировать сеанс психоанализа. На роль испытуемого он выбрал меня. Пришлось согласиться: надо же было «отработать» свое участие в семинаре, да и была надежда, что получу квалифицированные советы титулованного иностранца. В течение часа я рассказывала о многочисленных своих проблемах, которые в основном касались общения с людьми. Профессор задавал мне вопросы о моем детстве, родителях, условиях жизни в семье. Далее следовали рекомендации по коррекции моего психического состояния, в которых, признаться, не было ничего такого, о чем бы я сама не знала. Я вежливо поблагодарила профессора, но в душе была глубоко разочарована тем, что даже зарубежная психология ничем реальным и конкретным, кроме общих разговоров, помочь не может. Уже тогда я отчетливо понимала, что классический психоанализ, который основное внимание уделяет событиям, происходившим с человеком в детстве, вряд ли способен решить те многочисленные проблемы, с которыми каждый из нас вынужден жить, уже став взрослым. Всем известны примеры семей, где дети, воспитывающиеся в почти одинаковых условиях, порой вырастают настолько не похожими друг на друга, словно появились на свет от разных родителей. По счастливой случайности на следующий день меня пригласили в клуб социоников. Об этих загадочных деятелях мне было сказано так: «Они как-то странно работают — по немногочисленным данным могут определить все особенности человека». Социониками оказались симпатичные молодые люди, не отягощенные никакими регалиями, даже не профессиональные психолога, а выпускники преимущественно технических вузов. В течение 10 минут они задали мне несколько вопросов, после чего сами объяснили те мои психологические проблемы, о которых я накануне поведала профессору. На мой изумленный вопрос, откуда им это известно, объяснили, что все очень просто: мой тип — далее следовало непонятное тогда для меня название, — и ни военное детство, ни суровое воспитание в семье, ни более поздние неудачи и поражения никакого отношения к моим проблемам не имеют; сходные проблемы имеют все представители моего соционического психотипа. Оказалось, что психотип — глубинная структура, которая и определяет основные особенности психики. Конечно, условия воспитания в семье, обучение в школе, работа, собственная семья накладывают здесь свой отпечаток. Но все эти социальные причины не могут изменить основу психики, так же, как худоба или полнота, стройность или сутулость, определяемые условиями жизни, не способны изменить костный скелет человека. В отличие от анатомического строения, общего у всех нормальных людей, психическая «конструкция» человека имеет 16 основных вариантов, что и обусловливает кардинальные различия в психике людей разных типов. У человека, знающего свой психотип, никогда не возникнет вопроса, чем ему лучше заниматься — геологией или медициной, строить здания или учить детей, сидеть у микроскопа или играть на рояле, летать на самолетах или изучать галактики. Итак, каждому человеку очень важно знать свои психологические особенности, найти свою «психологическую нишу», но этим далеко не исчерпываются возможности соционики. Представьте себе, что Вы сели за руль машины и, не зная Правил дорожного движения, выехали на оживленную автостраду, на которой нет никаких указателей — ни светофоров, ни переходов, ни ограничителей скорости, ни обозначений поворотов... Если, к тому же, и другие водители не имеют понятий о правилах, то, конечно, авария неминуема, это понимает всякий. Когда же речь идет о человеческих отношениях, то малокто задумывается над тем, что в этом тоже есть свои законы, и если не соблюдать их, то неизбежны психологические столкновения, аварии, катастрофы... Соционика и есть та наука, где описаны законы, знание которых дает человеку надежный «путеводитель» в определении особенностей отношений людей разных психотипов. Та же самая наука позволяет понимать и особенности психики партнера и, таким образом, может помочь прогнозировать последствия контактов с разными людьми. Создатель соционики — замечательный исследователь из Литвы, Аушра Аугустинавичюте. На основе типологии, предложенной великим швейцарским психоаналитиком Карлом Густавом Юнгом, она разработала простые схемы, которыми можно описать психику человека и отношения людей друг с другом. Ее начинание привлекло энтузиастов — людей разных профессий, которые также внесли свои вклад в создание этой увлекательной науки. Однако соционика не получила широкого распространения, главным образом из-за отсутствия доступной литературы, поскольку практически все соционические работы распространялись тогда в виде ксерокопий и ротапринтных изданий в малых тиражах. Недоверие к соционике в какой-то степени вызвано еще и тем, что ее достижения базируются не на строгом научном фундаменте, а скорее на интуитивных прозрениях ее создателей, в первую очередь Аушры Аугустинавичюте: многое здесь просто гениально угадано ею. Но даже в таком виде соционика стала приносить огромную практическую пользу тем, кто смог овладеть ее методом. Осознав значение открытий соционики, я решила, использовав всю доступную для меня самиздатовскую литературу, подготовить курс практической соционики для студентов университета. У моих слушателей этот курс вызвал большой интерес, но возникла проблема с учебником. Пришлось написать методическое пособие, которое позднее переросло в книгу «Соционика для Вас», вобравшую в себя работы разных авторов, — в основном А. Аугустинавичюте и представителей Вильнюсской школы, а также работы киевлян — Виктора Гуленко с сотрудниками. Те читатели, которые знакомы с этой книгой, вышедшей впервые в 1993 г. в издательстве «Сибирский хронограф», вероятно, поняли, что соционика находится в самом начале пути к тому, чтобы называться по праву наукой. Ей прежде всего необходим широкий экспериментальный материал: факты, факты и факты. Эта идея как раз и послужила основой для настоящей книги, построенной на многочисленных примерах при минимуме теоретических рассуждений. Одной из самых острых проблем, соционики в настоящее время является отсутствие надежных методов определения психотипа. Здесь все зависит от компетентности того, кто проводит тестирование и, что греха таить, — часто от его добросовестности. Но дело не только в этом. Человек в течение многих лет нарабатывает в себе качества, которых ему Природа не отпустила полною мерой. И получается, что, отвечая на вопросы тестов, он не всегда способен отделить врожденные свойства своей натуры от приобретенных. Смысл же соционики в том и состоит, чтобы найти истинную, врожденную структуру психики конкретного человека, и чтобы, зная ее, он мог действовать согласно своей природе, а не вопреки ей, поскольку всякое «вопреки» требует гораздо больших затрат «энергии (в данном случае психической). Психотип приходится часто буквально угадывать, не очень доверяя тому, как индивид отвечает на вопросы тестов. Именно это обстоятельство в настоящее время затрудняет массовые соционические обследования и, соответственно, создание соционической статистики. Имея в виду это обстоятельство, мне хотелось в этой книге как можно ближе подвести читателя к правильному определению психотипа как своего, так и партнера (семейного, интимного или делового), если такая проблема возникнет. В этом помогут рассказы тех, чей психотип, как мне кажется, определен достаточно надежно. Кому же адресована книга? Буквально всем. Она может стать интересным семейным чтением, которое способно уладить многие проблемы близкого общения людей разных поколений, она может помочь и тем, кто профессионально занимается психологией, социологией и собственно соционикой, поскольку в книге собран большой фактический материал. Эта книга станет и естественным дополнением к предыдущей («Соционика для Вас»): читатели, высказавшие сожаление по поводу малого количества примеров в первой моей книге, найдут их в настоящем издании. Особый акцент в настоящей работе поставлен на профессиональных возможностях представителей каждого психотипа. Несомненно, это будет полезным для старшеклассников, стоящих перед выбором дальнейшего жизненного пути. Наконец, соционика является великолепным инструментом для создания эффективно работающих коллективов самой разной профессиональной направленности. Это позволяет надеяться, что книга поможет руководителям любого масштаба, предпринимателям, воспитателям... словом, всем, кто имеет дело с людьми. Далее, я хочу выразить огромную признательность всем тем, благодаря кому я могла, будучи преподавателем физики в Новосибирском университете, заниматься психологией. В первую очередь это относится к Сергею Глебовичу Раутиану, заведующему кафедрой квантовой оптики, сотрудником которой я являлась. С самого начала моей «несоответствующей профилю кафедры» работы он не только не препятствовал этому, но и поддержал меня, считая, что гуманитарное образование молодого поколения в наши дни особенно необходимо. Также я признательна всем моим слушателям, предоставившим рассказы о них самих и о хорошо знакомых им людях — в одиночку собрать такое количество фактов было бы невозможно. Портреты многих рассказчиков читатель может найти в альбоме «Соционика в портретах», представленном издательством «Сибирский хронограф» в 1996 году. Мне хочется поблагодарить киевлян — В. Гуленко, В. Мегедь и А. Овчарова за постоянную поддержку и возможность читать их новые работы еще до опубликования последних. Мне также было очень валено узнать мнение и услышать замечания относительно моей первой книги из уст А. Соколова и Г. Рейнина — санкт-петербургских ученых, которые мне помогли внести определенные коррективы в последующее издание: благодаря им мое понимание соционики стало заметно четче. Очень признательна я Л. Штудену, с которым меня свела судьба в работе над первой книгой. Взяв на себя нелегкий труд приведения в порядок моей рукописи, он самым непосредственным образом помог мне разобраться в некоторых спорных вопросах, которыми так изобиловала соционическая литература, поддерживал меня, укрепляя уверенность в моих силах. Е. С. Филатова Санкт-Петербург, май 1996 г. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы