Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ, НО ЕЩЕ НЕ РУСЬ
Вот прошло 70 лет, и стало ясно, что локализации А.А.Шахматова подтвердились. Работами украинских археологов и историков установлены ареалы археологических культур славянской прародины и уточнены датировки ««Славяне расселялись из области между Днестром, Припятью и верхней Вислой (см.: Баран В.Д. Сложение славянской раннесредневековой культуры и проблемарасселения славян (Славяне на Днестре и Дунае. Киев. 1983. С. 40) »». Начало славянского расселения — эпоха зарубинецкой культуры. Славяне двигались от верховья Вислы на юг, в Поднепровье, и на север, к верховьям Днепра, Десны и Оки; в III‑ V вв., в период «готских войн», — на юг, до Дуная и в степное Причерноморье, на северо‑ восток — на днепровское левобережье. Причинами миграции предложено считать демографический взрыв и исчерпание фонда свободных земель ««См.: Брайчевский М.Ю.Славяне в Подунавье и на Балканах в VI‑ VIII вв.// Славяне на Днестре и Дунае. С. 221‑ 222. »», но кажется парадоксальным, что мотив — желание жить — был связан с повышенной воинственностью, а ведь на войне риск гибели велик. В VI в. славяне продолжали распространяться на запад, через проходы в Карпатах до Тиссы, вверх по Дунаю и в междуречье Вислы и Одера ««См. — Баран В.Д. Указ. соч. С. 45 »», и на юг‑ в 550‑ 551 гг. они форсировали Дунай и к IX в. заняли «всю Элладу» ««См.: Брайчевский М.Ю. Славяне в Подунавье... с.225. Славянским по языку население Пелопоннеса оставалось до XIX в., т.е. до освобождения Греции от турок. Но школа и литература на новогреческом языке заставили потомков славян — майнотов — сменить и язык, что выделило «греков» из прочих южных славян »», а часть их перебралась в Малую Азию. Как ныне установлено, славяне не были аборигенами Восточной Европы, а проникли в нее в VIII в., заселив Поднепровье и бассейн озера Ильмень. До славянского вторжения эту территорию населяли русы, или россы, — этнос отнюдь не славянский. Еще в Х в. Лиутпранд Кремонский писал: «Греки зовут Russos тот народ, который мы зовем Nordmannos — по месту жительства» — и помещал этот народ рядом с печенегами и хазарами на юге Руси ««Цит. по: Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. СПб. Б. г. С. 61 »». Скудные остатки языка россов — имена и топонимы — указывают на их германоязычие. Название днепровских порогов у Константина Багрянородного приведены по‑ русски: Ессупы, Ульворен, Геландра, Ейфар, Варуфорос, Леанты, Струвун — и по‑ славянски: Островунипрах, Неясить, Вулнипрах, Веруци, Напрези. Бытовые навыки у славян и русов были тоже различны, особенно в характерных мелочах: русы умывались перед обедом в общем тазу, а славяне — под струей. Русы брили голову, оставляя клок волос на темени, славяне стригли волосы «в кружок». Русы жили в военных поселках и «кормились» военной добычей, часть которой продавали хазарским иудеям, а славяне занимались земледелием и скотоводством. Авторы Х в. никогда не путали славян с русами ««Подробнее см.: Артамонов М.И. История хазар. С. 289‑ 295 »». Но при этом нельзя считать русов скандинавскими варягами, так как последние начали свои походы в IX в., а русы известны как самостоятельный этнос авторам VI в. Иордану и Захарии Ритору. Единственной непротиворечивой версией является заявление епископа Адальберта, назвавшего княгиню Ольгу царицей ругов, народа, западная часть которого погибла в Норике и Италии в V в., а восточная удержалась в Восточной Европе до Х в., оставив в наследство славянам династию и название державы. Этот факт наводит на размышления. Археологами древние славяне сопоставляются с черняховской и пеньковской культурами, причем отмечается смешанный этнический состав носителей этих культур; от Задунавья на юго‑ западе до Курской земли на северо‑ востоке, от Южного Полесья до Северного Причерноморья ««См.: Винокур Н. С. Черняховские племена на Днепре и Дунае// Славяне на Днестре и Дунае. С. 131 »» во II‑ V вв. кроме славян жили дако‑ фракийцы, сарматы ««См.: Седов В.В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. М., 1970.С.7 »» и, возможно, готы ««См.: Винокур И.С. Указ. соч. С. 133 »», но после нашествия гуннов остались только славяне, смешавшиеся в VI‑ VII вв. с гото‑ дакийскими племенами ««См.: Приходнюк О.М. К вопросу о присутствии антов в Карпато‑ Дунайских землях// Славяне на Днестре и Дунае. С. 191 »». Возможности археологии ограниченны. Эпоху можно определить удовлетворительно, но этнический состав — невозможно. Материальная культура перенимается соседями легко, ибо зависит от ландшафтных условий и уровня техники, а здесь и то и другое совпадало. Обряд погребения показывает культ, но ведь религия не всегда однозначно соответствует этносу. Важнее другое: славянская культура VI‑ VII вв. отличается от черняховской. Исчезают трупоположения, могилы беднеют. Короче говоря, более древние культуры и их носители были субстратами быстро растущей славянской целостности, находившейся в фазе этнического (пассионарного) подъема. Поэтому в славянских погребениях можно видеть не повторение ранних культур, а их синтез" ««См.: Баран В.Д. Указ. соч. С. 40 »». Но процесс славянского этногенеза был нарушен вторжением с востока. Хиониты, населявшие берега низовий Яксарта (Сырдарьи), спасаясь от тюркютов, бежали в Европу, где стали известны под именем авар, или обров* ««См.: Гумилев Л.Н.Древние тюрки.С.34‑ 35 »». Это был древний этнос, наследие легендарного Турана, и юные восточные славяне стали жертвой старого хищника. В 602 г. авары напали на антов — восточных славян, бывших союзниками Византии ««См.: Симокатта Феофилакт. История/Перевод С.П.Кондратьева. М., 1957. Кн. VIII. 5. С. 180 »». Именно тогда имя антов исчезает из исторических источников ««См.: Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Gelica/ Вступ. ст., перевод комментарий Е.Н.Скржинской (далее: Иордан). М., 1960. С. 220 »». С тех пор исчезло славянское единство, потому что обры отделили южных, балканских славян от северных, или прибалтийских, — венедов. Остатки антов, по‑ славянски полян ««См.: Брайчевський М.Ю. Похождение Русi. Киiв, 1968.С.155 »», объединились с этносом русов, которых немецкие хронисты Х в. считали ответвлением ругов. Слияние полян и русов в единый этнос осуществилось лишь в Х в., что проявлялось в образовании государства, называемого в наше время «Русь в узком смысле» ««См.: Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М., 1951; Рыбаков Б.А. Древние русы// Советская археология. XVII. 1953; Артамонов М.И. История хазар. С. 289‑ 290 »», потому что оно не включало в себя большинство славянских племен Восточной Европы, завоеванных и покоренных позднее, о чем пойдет речь ниже. Таким образом, перед нами сочетание двух самостоятельных процессов: природного феномена — этногенеза, начавшегося в I в., — и социального — построения государства, нарушавшегося троекратно: готами, аварами и норманнами — и осуществленного фактически лишь в XI в. при Ярославе Мудром. Это начало «государства русского», или, точнее, «Киевского каганата», как его именовали современники, например митрополит Иларион, приходится не на фазу подъема пассионарности, не на фазу перегрева и даже надлома, а на инерционную фазу, которой свойственно интенсивное развитие литературы и искусства, что и заслонило от позднейших историков эпохи героических свершений, преодоленных бедствий и неописанных побед. Для нашего исследования славяне — тема периферийная, но именно поэтому было необходимо уточнить пространственно‑ временное осмысление русской истории как результата двух пассионарных толчков и многочисленных этнических контактов, из коих ни один не был похож на другой. А культурная традиция, обусловленная никейским исповеданием и доблестью богатырей, проходит красной нитью сквозь века и страны, не меняясь, ибо она плод не природы, прекрасной в своей вечной изменчивости, а сознания, т.е. культуры, цель которой — консервация" ««См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989 »». Но так как история одной страны всегда проходит на фоне мировой истории, так же как эта последняя идет на фоне истории Земли, то мы должны вернуться к заданной теме нашего исследования — проблеме разнообразия этнических контактов, приняв за исходную точку северный берег Каспия, ибо оттуда удобно видеть и Запад и Восток.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЕОГРАФИЯ ЭТНОСФЕРЫ ПЕРВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Н. Э. КТО ЕСТЬ КТО
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы