Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 2. Предмет философии: место философии в системе научного знания. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
ФИЛОСОФИЯ — учение о мире и месте человека в нем, теоретическая основа мировоззрения, способ познания мира, логика теоретического мышления, методология научного знания и практической деятельности, форма общественного сознания, мера человеческих ценностей, феномен духовной культуры. Предмет философии - всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Содержание философии - проблемы и их исследование, опирающееся на определенные философские принципы, законы и категории, они не существуют и не могут существовать независимо от философского учения.
Структура философского знания Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. 1. ОНТОЛОГИЯ (от греч. онтос— сущее и логос — слово, учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии. Онтология — это учение обо всем, что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, пространство и время, прерывность и непрерывность, движение, изменение и т. д. В составе онтологии выделяют свои подразделы: 1) Философия природы, или натурфилософия (от лат. натура — природа) — древнейший раздел философии. Его предметом являются основные закономерности существования природы. Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира. Важнейшей философской проблемой изучения природы является вопрос о происхождении физического мира. 2) Философская антропология (от греч. антропос — человек) — философское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформировалась в XVI в. Философская антропология изучает проблемы происхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с природой и обществом. 3) Социальная философия (от лат. социо — общество) — наука об основных законах существования общества. Разделы социального знания содержались во всех крупнейших философских учениях со времен античности, но выделение общества в качестве самостоятельного объекта - в начале XIX в. Современная социальная философия рассматривает общество как систему (как совокупность взаимодействующих элементов) и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур). Синонимами социальной философии в различных философских теориях выступают понятия «общая социология», «философия истории», «исторический материализм» и др. 2. ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. гнозис — знание) — учение о познании, теория познания. Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов познания существующего мира (подробнее см.: 5.3. Философское учение о познании). В гносеологии выделяются отрасли: 1) Эпистемология (от греч. эписте — знание) — учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Эпистемология существует со времен античной философии, хотя многие ее проблемы до XX в. изучались в рамках формальной логики. 2 ) Науковедение — изучает теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль - 1960-е гг. 3. логика (от греч. логос— слово, понятие, мысль, учение, наука) — наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика зародилась в античный период. 1) формальная логика — учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель. Классическую формальную логику называют также традиционной, или аристотелевской. С конца XIX в. в рамках формальной логики получила распространение математическая (символическая) логика, изучающая процессы мышления посредством их математического описания. 4. Этика (от греч. этике — обычай, характер) — учение о нравственности, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нравственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека. 1) этология — наука о нравственных нормах конкретных обществ 2) аксиология (от греч. акси — ценность) — учение о ценностях человеческой жизни. 5. Эстетика (от греч. эстетиков — чувствующий, чувственность) — учение о законах прекрасного. Эстетика изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики является вопрос о происхождении критериев прекрасного: существует ли «объективно прекрасное», или понимание прекрасного всегда субъективно как порождение человеческого сознания. 6. История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является ее периодизация, а также направления и школы. В истории философии выделяют несколько этапов становления философского знания. Функции философии 1. Мировоззренческая функция - создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем с рациональных, понятийных позиций. Ее компоненты: - гуманистический (вопросы жизни и смерти, проблемы отчуждения) - социально – аксиологический - культурно – воспитательный - объяснительно - информационный 2. Гносеологическая функция (от греч. гнозис— знание). В теории познания отношение «мир — человек» рассматривается как отношение объекта и субъекта познания. Вопрос о том, что такое истина - один из вопросов гносеологии. 1) эмпиризм (греч. эмпириа — опыт) единственный источник знания - опыт, основанный на чувственном познании. 2) рационализм (лат. рацио— разум) абсолютизируют роль абстрактного мышления. 3. Методологическая функция - философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наиболее общие пути, способы познания мира. 4. Интегративная функция - знания отдельных дисциплин сводит в единую целостную систему. 5. Критическая функция - принцип «подвергай все сомнению» - критический подход по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. 6. Аксиологическая функция (греч. акси — ценность) ориентируется на определенные ценности. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т. п 7. Социальная функция философии является аспектом общественной жизни и выполняет двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. 8. Прогностическая функция философии предполагает формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития человека и мира. Это своего рода обращенность к будущему. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку. Философия, опираясь на теоретическое осмысление жизни, закладывает фундамент новых взглядов и идей, нового миропонимания. Таковыми могут считаться «планетарная этика» Рерихов или «русский космизм» К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, рассматривающих единство человека и космоса, «ноосферная» концепция В. И. Вернадского и др. ВЫВОД: Пр Важность выполняемых философией функций подчеркнем высказыванием русского философа Г. Челпанова: «...самой важной функцией философии является то, что она влечет мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы