Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 1. Истоки философии: философия в структуре мировоззрения. Социокультурная ценность философского знания.
- для понимания сути явления (философии) важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались ее ранние стадии от последующих, более зрелых
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ: Мифологическое - Религиозное - Философское = (Философское миропонимание миропонимание мировоззрение познание)
Мифологическое миропонимание - Мифология (от греч. Mifos – предание, сказание и loqos –слово, понятие, учение) –форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. 1. мифы древних народов многообразны, но ряд тем повторяется а) космические темы (попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии и т. д.) б) формирование мира - в мифологии понималось в 2-х вариантах: 1) как творение; 2) как постепенное развитие из первобытного, бесформенного состояния, как упорядочивание, превращение из хаоса в космос в) эсхатологическая тема – грядущая гибель мира, в ряде случаев с последующим возрождением г) происхождение людей, рождение, стадии жизни, смерти человека и т.д. У разных народов мифы связывались др. с др. в единое повествование: в Древней Греции «Илиада», в Индии «Рамаяна», у карело-финов «Калевал». 2. Миф – наиболее ранняя форма духовной культуры человека – объединял зачатки знания, религиозных верований, политич. взглядов, разных видов искусства, философии. Позже эти элементы получили самостоятельное развитие. 3. Миф выступал как единая форма сознания. Миф выражал: мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи в которую создавался. 4. Мысль чел. выражалась в мифе посредством образов, метафор. 5. В мифе сближались явления природы и культуры, а человеческие черты переносились на окружающей мир, олицетворялись. (Это роднит миф с мышлением детей, художников). 6. В мифе отсутствуют четкие разграничения: мира и человека, мысли и эмоции, знаний и художественных образов. Функции мифа 1. связывал прошлое с настоящим и будущим 2. формировал коллективные представления того или иного народа 3. обеспечивал духовную связь поколений 4. закреплял принятую в обществе систему ценностей 5. поощрял определенные формы поведения 6. поиск единства природы и общества, гармонии, внутр. согласия чел. жизни.
7. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя. На основе мифологического представления затем возникли религиозное и философское миропонимание, но в поиске ответов на мировоззренческие вопросы они избрали разные пути. Соотношение философии и мифа
Религиозное миропонимание Религия (от лат. Reliqio- благочестие, набожность, святыня, предмет культа)форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний- «земной» и потусторонний –«небесный», сверхъестественный, сверхъчувственный. 1. основа религиозного мировоззрения – вера. Вера – способ существования религиозного сознания, особое переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Культ –внешнее социально-значимое проявление веры; система утвердившихся ритуалов, догматов. 2. В религии общественно-значимые представления сочетаются с индивидуальной сопричастностью людей ее идеям, образам, смыслам. 3. Религия – продукт исторического развития общества. 4. Религия – социально – организованная вера человеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам». 5. Природа религиозного мировоззрения –есть явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и функции. 6. Идейное содержание и общественные роли религиозных учений неоднозначны. (В религиозном сознании не раз складывались и оппозиционные, «еретические» настроения – выступление Лютера против католицизма и преобразование его в новую форму.) Соотношение философии и религии.
Философское миропонимание Философия (от греч.phileo –люблю и Sophia –мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». 1. Философское мировоззрение – один из самых древних способов постижения мира и определения человеком своего места в нем. 2. Умозрительные предпосылки возникновения философского мировоззрения – - взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально-логического комплексов; - структурное и функциональное различие между ними; - разрушение мифологической идентичности человека и действительности; - формирование познавательной деятельности. 3. Социальные предпосылки возникновения философского мировоззрения – - ранняя наука; - отделение умственного труда от физического; - формирование демократии и слоя свободных граждан 4. Зарождение ф. мировоззрения – 25000 лет назад в странах: Индии, Китае, Египте. Возникновение философии как идейного течения – в VIII –II вв. до н.э. в странах: Ближнего и Дальнего Востока, Античной Греции – в это время человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место в мире. 5. Ф. зародилась в очагах цивилизации: - Др. Индия, - Др. Китай, - Др. Греция, - Др. Рим. 6. Впервые слово «философ» употребил Пифагор (580-500 гг до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Платон – истолковал и закрепил в европейской культуре термин «философия». Аристотель ( 384 -322 гг до н.э.) – выделил ф- ю как особую отрасль теоретического знания. Рождение ф. как мировоззренческой системы – часть культурного переворота в Др. Греции VIII – V вв., где ф. – явл. синонимом зарождающейся науки и теоретической мысли. И. Кант – впервые приблизился к пониманию «Что такое ф-я? ». 7. В разные ист периоды у разных мыслителей вопрос «Что такое ф-я? » получал разные ответы. С развит. чел. кул-ры менялся и сам предмет ф-фии, что особо ощутимо в связи с развит: науки, политики, соц практики, духовной к-ры. (Гегель – «как бы различны не были между собой ф. системы все они сходятся в одном – что все они- ф-кие системы». 8. Ф. вопросы: а) о природе Лукреций «О природе вещей», Д Бруно «О бесконечности вселенной и мира», Д Дидро «Мысли об истолковании природы», П. Гольбах «Система природы», Гегель «Философия природы», Ф. Энгельс «Диалектика природы», А. Герцен «Письма об изучении природы» Б) об обществе, его политико – правовом устройстве Платон «Государство», Аристотель «Политика», Т.Гобс «О гражданине», «Левиофан», Д.Локк «Два трактата о государственном направлении», Ш.Монтескье «О духе законов», Гегель «Философия права», Ф.Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства» В) человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, познание, религия, искусство и т.д. Сократ – первым совершил поворот от»космоса» к «человеку» -ЧЕЛ – центр внимания. Аристотель «О душе», Авиценна «Книга знания», Р.Декарт «Правила для руководства ума», Спиноза «Трактат об усовершенствовании разума» «Этика», Т.Гобс «О человеке», Д.Локк «Опыт о человеческом разуме», К.Гельвеций «Об уме» «О человеке», А.Н. Радищев «О человеке, его смертности и бессмертии», Гегель «Ф-я религии» «Ф – я морали» Философия – теоретически сформулированное мировоззрение. - система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснения различных форм отношения человека к миру. Особенности ф-го мировоззрения: 1. предмет – всеобщие свойства и связи. 2. способ осмысления – умозрение 3. степень интеллектуальной проработки проблемы 9. В ф-ком мировоззрении – 2-ве (.) зрения: А) направления сознания «вовне»- формирование той или иной картины мира Б) «внутрь» - к самому человеку, стремление понять его суть, место в природном и социальном мире. (Причем чел здесь выступает как вещь (по Декарту) мыслящая, страдающая). Философское мировоззрение: мир } би полярно человек 10. Основной вопрос ф-фии: «вопрос об отношении мышления к бытию. Его содержание составляет альтернативу – что является первичным: дух или материя? » (по Энгельсу). Принцип освоения мира – есть принцип познаваемости мира. 11. Принципов познаваемости мира – 2: а) идеализм – мир объясняется исходя из духа, сознания. Сознание предшествует материи и творит ее. Б) материализм – за основу миропонимания берется природа, материя. Согласна материализму – мир –движущаяся материя, а а духовное начало – это свойства мозга (высокоорганизованной материи). Т.е. первична материя, а сознание вторично – производно от материи. } Существование этих 2-х направлений определяется обстоятельствами соц – экономич, политич, духовного развития общ-ва. ПР – Альберт Камю (фр. филос XX в.) – гл-проблема смысла чел жизни: «Решить стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого – значит ответить на основной вопрос философии». ПР – И. Кант -3 вопроса «что я могу знать? », «что я должен делать? » «на что я могу надеяться? », но все эти 3-ри вопроса можно свести к одному «что есть человек? » 12. Философсвкое познание – гл вопрос – «что собой представляет мир в котором мы живем? » Аристотель – философское познание берет на себя познание общих принципов, начал всего сущего, а специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия. Кант – з-ча ф –го познания – в синтезе разнообразных чел знаний; след-но нужно: 1) овладеть обширным запасом рациональных знаний, 2) соединить их в идее целого. 13. В решении вопроса о познаваемости мира существуют позиции –антиподы: - оптимизм (мир познаваем) - пессимизм а) скептицизм б) агностицизм (мир не познаваем) ПР – Кант – считал, что границы познания существуют. Без знаний нельзя стать фил-м, но этого нельзя достичь с помощью одних знаний } необходим не только теоретический, но и практический разум, то чему в конечном итоге служит ф-я.
ПРОБЛЕМА НАУЧНОСТИ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ (? ) Вправе ли философия притязать на статус науки? 1. Наука как и ф-я зародилась в Др. Греции (матем, раннее научно – техническое знание, астрономия). Естествознание получ развит в эпоху раннего кап-ма (XVI – XVIII вв.) В XVII в. – механика (статус – физики). З- м развит науки пошло быстрыми темпами: н-ка стала важным фактором НТП, цивилизации. В наст вр соц престиж н-ки высок. 2. 2. Ф-я и н-ка выросли из одного корня, з-м от(: ) др от др, приобрели самостоятельность, но не обособились. 3. В соотношении ф-фии и н-ки – 3 периода (= типа и способа мышления) 1) первоначальное совокупное знание древних, именовавшееся «ф-ей» и обращенное к самым разным предметам (пранаука и прафилософия). – до XVII в. 2) XVII – XVШ вв. специализация знаний, формирование новых конкретных наук, их от(: ) от совокупного знания (так называемой «ф-фии»). Формирование каждой конкретной дисциплины повторяет черты ист перехода: донаучного } конкретно - научному (протонаучного, первичного ф-го изучения предмета) 3) XIX – XX вв. формируются теоретические разделы целого ряда наук } их постепенная интеграция, синтез ВЫВОД: в первых двух периодах конкретно – научное знание носило опытный, описательный х-р. Если ф-я умозрительно строила общую картину природы – натурфилософия; общества – ф-я истории. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 826; Нарушение авторского права страницы