Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Является ли синестезия творчеством?



Ответ на этот вопрос больше зависит от того, что вы определяете как творчество, чем от самого явления синестезии. Чаще всего творчеством называют нечто оригинальное, новое и, главное, полезное. Это очень субъективные оценки, - как, собственно, и само творчество. Если синестет просто излагает свои ощущения на холсте или в музыке без переосмысления или напряженности – ценность этого, конечно, сомнительна. Такой формальный подход ценен для обогащения средств искусства или дизайна и часто доминирует в консервативные периоды. Есть и обратные примеры, когда синестезия играет роль проводника новых смыслов.

Владимир Набоков, по мнению некоторых исследователей, отталкиваясь от собственной непроизвольной синестезии, буквально наполнял свои произведения новой органикой, оригинальными связями чувств, создавал подобие чувственного монтажа. Таким же примером обращения синестезии непроизвольной в синестезию творческую было творчество колоколиста Константина Сараджева: он воспринимал более полутора тысяч оттенков цветов в одной октаве и использовал это обостренное ощущение для исследования колокольного звона и создания колокольных симфоний.

Из современных нам художников-синестетов, оригинально применяющих свою непроизвольную синестезию, можно вспомнить Марсию Смайлак (о ней есть материал на нашем сайте). В её импрессионистских фотографиях зафиксированы моменты, насыщенные синестетическим впечатлением – звуком. Не менее увлекательно читать тексты Марсии, в которых она в полу-медитативной форме доносит до нас моменты метаморфозы своего переживания.

Однако непроизвольную синестезию можно - с некоторыми оговорками - считать творческим явлением и с более конкретной точки зрения. Дело в том, что синестезия, хотя и появляется спонтанно и без согласия самого синестета в очень раннем возрасте, может служить особой стратегией, оригинальным способом выделения каких-то явлений внешнего мира: букв, музыки, имен людей и т.д. Можно упрощенно сказать, что синестезия – это чувственное творчество ребенка-синестета, которое оказывается для него очень даже полезным. Тут налицо все три качества творческого акта. Предостережением может служить только то, что постоянное применение определенной находки без внесения новизны и творения смыслов стирает с неё лоск и силу впечатлений. Так что, творчество синестезия или нет - судить вам самим. В любом случае, дабы не обесценивать ни синестезию, ни творческий акт, знака полного равенства с легкостью ставить между ними не стоит.

Как можно использовать синестезию?

Тысячью разных способов. В силу того, что синестезия способствует восприятию сложных и системных понятий как бы в терминах более простых ощущений (вспомните: мы легче запоминаем линии метро по их цвету, чем по названию и месту на схеме), самыми естественными и насущными способами будет, пожалуй, более легкое запоминание номеров телефонов и имен людей (у графемно-цветовых синестетов), мелодий и тональностей (у людей с цветным музыкальным слухом), дат событий (при синестезии с окрашенными или локализованными последовательностями). Люди, воспринимающие в цвете написанные слова, гораздо легче обнаруживают в них неточности орфографии – по неправильной окраске, выдающей ошибку. Но это только результат способностей, а как, где и с какой личной осмысленностью его использовать – дело самого синестета.

Многих синестетов привлекает творчество, так или иначе связанное с их формой проявления синестезии: музыкой, живописью и даже кулинарным искусством. Пристальное внимание к цвету, образность мышления, острое восприятие музыки (иногда сочетающееся с абсолютным слухом), память на форму и фактурность часто приводят синестетов к занятию фотографией, живописью, дизайном, музыкой. Однако как бы вы ни воспринимали свою синестезию: как случайность, диковинку или дар – чтобы стать основой творческого действия, она всегда будет нуждаться в развитии, переосмыслении и новых формах приложения.

Среди выбираемых синестетами профессий значительное место занимает и психология, а в зарубежных странах роль исследователя-нейрофизиолога и испытуемого-синестета также часто совмещается в одном лице. Лоренс Маркс, один из самых опытных нейрофизиологов, посвятивший более 40 лет изучению синестезии, сам не будучи синестетом, в интервью для нашего сайта высказал мысль, что у такого совмещения могут быть как плюсы, так и минусы.

Так как наши исследования находятся уже отнюдь не на начальном этапе, хотелось бы надеяться, что отрицательные моменты - субъективная интерпретация, излишняя оценочность или чрезмерное обобщение - остались позади. Но это не означает, что в психологии или нейрофизиологии достаточно синестетов-ученых. Их, по-моему, должно быть гораздо больше. Кому, как не им, следовать призыву Сократа в сфере познания синестезии?

Все мы «синестеты»?

Все люди обладают памятью, но это не даёт оснований называть нас всех «мнемонистами». Термин для того и существует, чтобы выделять людей с особым качеством восприятия. Элитарности в этом не больше, чем в профессии математика, использующего особенности и способности своего ума в определенных познавательных и созидательных целях.

Терминологическая путаница, однако, иногда заходит еще дальше и приводит к смешению двух явлений: непроизвольной синестезии и межчувственного образного мышления, связь которых, хотя субъективно и кажется очевидной, объективно и аналитически пока не доказана. Обратная сторона такого упрощения - страстные попытки причислить к синестетам знаменитых личностей из сферы искусства и науки. Обладали или не обладали синестезией Василий Кандинский, Оливье Мессиан и Ричард Фейнман– тема отдельной статьи. Однако (разные) ответы на этот вопрос ничуть не приблизят нас к пониманию самой сути явления: ведь среди синестетов встречаются люди, посвящающие свою жизнь не только и не столько творчеству, а среди самых выдающихся художников, композиторов или физиков было все же не так много синестетов.

Тем не менее, каждый из нас испытывал то, что можно было бы назвать «синестетическим инсайтом»: кратковременное, мимолетное переживание, при котором захвативший наше внимание образ или ситуация вызывают у нас новое, необъяснимое переживание. Например, после просмотра грустного и мрачного кинофильма можно действительно ощущать гнетущее физическое состояние, а после просмотра комедий – настоящую легкость и раскованность.

Дело в том, что, вероятно, смысл фильма оказался для нас настолько значимым, что вызвал не только эмоциональную реакцию, но и буквально захватил нас физически, так сказать, «захлестнул» наши чувства. Вероятно, именно это переживают люди творческого склада при погружении в вопросы о смысле той или иной ситуации и, будучи вовлеченными в неё буквально всем своим существом, переживают её так эмоционально, что это вызывает в них новые ощущения, для которых они подбирают оригинальный образ. Какой это будет образ – зрительный, телесный, слуховой и т.д., иными словами, какую сферу ощущений заполнит «чувственная проекция» – зависит в равной степени как от особенностей и предпочтений самого поэта или художника, так и от принятых в его культурной среде способов переживания и выражения: запахи утра – в игривой мелодии, признание в любви – в танце, звуки музыки – в цвете. Ситуация поэта в таком случае чрезвычайно похожа на ситуацию ребенка-синестета, пытающегося осмыслить пока еще малопонятные для него значения при помощи доступных ему врожденных возможностей организма.

С другой стороны – со стороны системы образования и воспитания как за рубежом, так и у нас в стране – призывы «развивать синестетические способности» стали звучать тогда, когда теоретики образования с ужасом стали обнаруживать, что тела большинства взращиваемых ими детей анатомически стали повторять форму стула и парты, а интеллект – школьной доски с формулами в столбик. Однако то, что было великолепным начинанием, постепенно превратилось в еще один шаблон и «параграф в методичке». В этом контексте так называемое «развитие синестезии» часто сводится к навязыванию определенных средств выражения, весьма предсказуемых для нашей культуры (музыки и рисунка), с обязательным поиском изобразительных связей между ними. При этом, как правило, не ставится цель научить ребенка свободному владению всей палитрой, пластикой чувственности, логикой движения и гаммой мышления – от прикосновений к бьющемуся сердцу товарища до вкуса снега и чувства невесомости – всему, из чего складывается интеллектуальный потенциал в его личностно значимом спонтанном проявлении и в широком, неограниченном смысле этого понятия.
Стоит ли в таком случае говорить о синестезии как образовательной задаче? Думаю, стоит – если, конечно, это не очередное формально-теоретическое покушение на творческое развитие ребенка, в котором интеллектуальные и чувственные границы, как мне кажется, должны не навязываться извне, а отыскиваться или создаваться ребенком самостоятельно с чуткой и очень осторожной помощью взрослого.


Поделиться:



Популярное:

  1. I) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
  2. А о том - кто же на самом деле , по Духовным Законам Бога , является Мужем и Женой , я уже говорил в другой моей статье - « Фарисейство - как раковая опухоль тела Христова .» . . .
  3. Автором понятия «коллективное бессознательное» является
  4. Б. Какое предложение является 3-м в данном тексте?
  5. Белки является способность образовывать более высокого порядка структуры, такие как разветвленные сети.
  6. Биологическая система, состоящая из взаимосвязанных и соподчиненных элементов, взаимоотношения и особенности строения которых определены их функционированием как целого. Что является такой системой?
  7. Биологическая энергия является атмосферной (космической) энергией оргона.
  8. Благие поступки сектантов и их поклонения не является показателем истины, не обольщайте этим.
  9. Ближайшим основанием кризиса юности является соотнесение идеального представления о профессии и реальной профессии, необходимость действенного подтверждением профессионального выбора.
  10. Будьте ситом, которому известно, что если я не являюсь для плохого преградой, то оно для меня не является плохим.
  11. В каком слове правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением)?
  12. В ночь, которая не является безлунной и дождливой, закрой глаза и


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь