Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Можно ли научиться синестезии?



Хотелось бы надеяться, что, ознакомившись со столь обширным и подробным описанием синестезии, читатель сможет самостоятельно ответить не только на этот вопрос, но и на многие другие, оставшиеся за рамками нашей статьи. Добавлю лишь, что попытки имитировать развитие синестетических реакций путем закрепления ассоциаций предпринимались в научной практике с начала прошлого века не раз, но ни одна не привела к сколь бы то ни было подтвержденным положительным результатам.

Неудачи в понимании, разноголосица интерпретаций и невозможность имитировать проявления синестезии не раз вызывали со стороны серьезных и не очень умов вполне предсказуемые и – увы! – банальные обвинения в фальсификации и надуманности, приводили к необоснованным выводам о медиумических способностях синестетов, либо, наоборот, давали повод приписывать синестезии статус патологической иллюзии. И несмотря на то, что сейчас уже получены доказательства о психологической и физиологической реальности феномена синестезии и есть даже возможность указать на её общую когнитивную природу, ответы на очень многие вопросы остаются пока на уровне гипотез и интуитивных идей. Эти идеи требуют экспериментальных проверок и даже, возможно, новых скоординировано междисциплинарных методов и инструментов исследования.

Такая открытость, неразрешенность и, время от времени, острая дискуссионность указывает на то, что синестезия - уникальнейший феномен, бросающий вызов традиционным представлениям, - например, о делении психической сферы человека на мышление, восприятие и ощущение. Можно быть уверенным, что значимость содержания ответа на вопрос «Что такое синестезия? » окажется гораздо большей, чем та, что была заложена в его изначальной постановке.

Синестезия (от греч. syná isthesis — чувство, одновременное ощущение, антоним понятию «анестезия» — отсутствие каких-либо ощущений) — особенность человеческого восприятия, характеризующаяся тем, что ответная реакция органов чувств на раздражитель сопровождается другими, дополнительными ощущениями или образами. Один из примеров проявления синестезии — звуковые ассоциации при восприятии какого-либо цвета. Это явление встречается не так уж и редко, вот только зачастую одна и та же тональность у разных людей может вызывать совершенно разные цветовые представления.

По характеру появляющихся дополнительных ощущений выделяют следующие виды синестезии:

· зрительная (фотизмы);

· слуховая (фонизмы);

· вкусовая;

· осязательная и прочее

Синестезия может возникать как избирательно, т.е. только на определенные впечатления, так и распространяться почти на все ощущения органов чувств. Наиболее актуальным исследование этого феномена стало на рубеже ХIХ и ХХ столетий. В то время этим феноменом заинтересовались не только психологи и медики, но и люди искусства. Тогда явление синестезии заставило музыканта А.Скрябина задуматься о «синтетическом искусстве», где каждой музыкальной тональности соответствовал бы какой-либо определенный цвет (симфоническая поэма «Прометей», 1910). В то же время французскими символистами (Артюр Рембо, Поль Верлен, Шарль Бодлер) были созданы знаменитые сонеты, посвященные звукам и цветам. К «синестетикам» можно отнести многих писателей, поэтов и художников, хотя на первый взгляд они кажутся очень разными: В.Кандинского и Л.Толстого, М.Цветаеву и М. Горького, В.Набокова и К.Бальмонта, Б.Пастернака и А.Вознесенского.

«Синестетические» ассоциации иногда могут быть очень непредсказуемыми и фантастическими, а иногда даже «сверхъестественными». Так люди, на первый взгляд ничем не отличающиеся от остальных, порой категорично утверждают, что у отдельных слов, букв и чисел есть свои врожденные цвета, причем зачастую даже многие годы не способны изменить у них это мнение.

В 1996 году Саймон Барон-Коэн вместе с другими сотрудниками Кембриджского университета выяснили, что примерно один человек из двух тысяч имеет подобные «жесткие» ассоциации, и скорее всего это может передаваться генетически, по наследству. Однако другие данные утверждают, что такими особенностями обладает 1 человек из 25 тысяч. Кстати, женщин-синестетиков намного больше, чем мужчин: в США в 3 раза, а в Англии - в 8 раз. Такие люди в большинстве своем левши, либо одинаково хорошо владеют как правой, так и левой руками. Синестетики не особо сильны в математике, зачастую рассеяны и хуже остальных ориентируются в пространстве.

Новое исследование Мегана Стивена из Оксфордского университета доказало, что хотя роль генов при синестезии остается ведущей, это явление никак не может определяться только генетикой. Стивен и ее коллеги обследовали 6 человек-синестетиков, ослепших в зрелом возрасте и выяснили, что у троих из них такие способности появились уже после того, как они полностью ослепли. Так, один из них после потери зрения стал считать все дни, месяцы, буквы и звуки «окрашенными» в определенные цвета, а другой стал при звуках и запахах видеть перед собой различные образы.

Барон-Коэн согласен с тем, что на формирование этого явления влияют не только гены, но и обстановка, окружающая среда. Вот только он считает, что нужно еще научиться отличать истинную синестезию от ложной. Так, например, не стоит считать синестезией цветовые галлюцинации пациента, ослепшего за 5 дней, ведь они напоминают это явление лишь внешне.

 

Каждый ребенок рождается синестетиком и продолжает им оставаться минимум год; в условиях химического воздействия на нашу нервную систему синестетические эффекты проявляются практически у каждого .

В научных кругах существует устойчивое мнение (я бы назвала его ограничивающим убеждением), что синестезия - явление скорее уникальное и присущее в разной степени только гениальным Творцам или генетически предрасположенным " обычным людям". Очень может быть, что это убеждение опирается не на научные исследования, а на их отсутствие. Опыт доказывает, что способности к визуализации, к мультисенсорному восприятию, к продуцированию творческих состояний сознания развиваются при их целенаправленной практике (те же одаренные ученые могут служить примером людей, спонтанно развивших определенные качества в условиях постоянного подкрепления). " Мостики" нейронных связей формируются при осознанной и постоянной активизации определенных зон коры головного мозга. Слово " практика" я употребляю в значении, близком скорее к восточной традиции, когда практика подразумевает целостную, последовательную, дисциплинированную систему действий и их осмыслений, " собирание, взращивание и трансформацию". Это отнюдь не линейные система отношений практикующего и его опыта: происходят квантовые скачки в восприятии, " петли" возврата к исходным смысловым формам, переосмысление целей практики на личностном уровне - и коррекция собственных представлений как об изучаемом мире, так и о своем " Я", их взаимосвязи.

Из опыта ведения тренингов по динамическому обучению и тренинга " Магия Творчества" я могу с полной ответственностью сделать вывод, что при условии сохранения целостности восприятия (немного подробнее об этом скажу ниже) практически каждый условно-здоровый человек может развить в себе соответствующие возможности. Это обусловлено нашей психофизиологией, и если какое-то состояние сознания, включая его интуитивные зоны, присутствовало в нашем опыте, хотя бы в младенческом возрасте или в экстремальной ситуации, его можно сознательно развить и научиться продуцировать.
Говоря о целостности, я имею в виду постоянное обращение к восприятию более высокой системы собственного процесса сознания. В настоящее время принято ругать бедное левое полушарие нашего головного мозга, нашу могущественную дигитальную (логическую) часть. Но именно она позволяет кодировать информацию с помощью все более емких символов, изобретает языки описания и передачи информации об окружающей реальности и этим выводит многие наши способности " из сумрачного мира случайности" (Р.Дилтс).

Синестетические переживания свойственны каждому человеку, но они далеко не всегда осознаются и соответственно не контролируются. Есть образы событий, пугающие нас своей мрачностью и жесткостью (" Я не могу об этом думать, это как железом по стеклу" ), именно эти чувства делают их негативными. Есть светлые, легкие, веселые или нежные чувства, связанные с дорогим и радостным событием. Оно, как правило, окрашено в " просторные", " летящие", " светлые", " теплые" краски и может ассоциироваться со звуками музыки, колокольчиков, легкого звона, с теплом летнего дня или, наоборот, свежего морозца, с запахом ветра, леса или моря и т.д. Синестезия - строго интимное, личное переживание внутренней стихии сознания во всей ее целостности логического и интуитивного. Мы живем всем существом, воспринимаем жизнь всеми клеточками своего мозга и нервной системы, всем телом и всей душой, не всегда это замечая, а тем более анализируя.

Почему мы так редко пользуемся синестезией? Она слишком важна, она именно тот маркер, который позволяет выделить значимую для нас информацию из обыденного потока знакомых и привычных символов, ассоциаций, особенно в творческих актах. Синестетические ощущения, как правило, сопровождаются и соответствующим эмоциональным фоном. В упражнениях на развитие мультисенсорного восприятия очень важно изначально наладить телесный и душевный контакт с самим собой, со своей эмоциональной и умственной сферой. Перед началом каждого упражнения расслабьтесь, обращая внимание на свою позу, на ощущения легкости и покоя в области лба, висков, глаз, скул и нижней челюсти, где чаще всего кроются зажимы. Затем вы можете обратить внимание на расслабленность затылка и основания шеи, мягко распространяя расслабление на позвоночник, грудь, руки, живот и ноги… Эта процедура не должна занимать много времени, достаточно несколько минут или секунд. Ваш организм и нервная система очень быстро смогут отреагировать на четко сформулированное желание расслабиться, и по мере практики этот опыт будет все более точным. Сделайте несколько достаточно глубоких, но без усилий, вдохов-выдохов, приводящих к еще большему расслаблению тела и ума, - и подумайте о той задаче, ради которой вы начали практиковать свое объемное, многомерное восприятие мира, подумайте о чудесном инструменте, который у вас есть, но вы запамятовали, куда его положили, - очень красивый, настоящий, очень нужный инструмент …

Вы можете поступить самым рациональным образом: припоминая, где находится необходимый нам объект, мы возвращаемся в ситуацию, когда он еще был с нами, вспоминаем свои действия, окружающую обстановку, свои мысли, чувства. Часто мы кладем вещи в непривычное для них место, " чтобы не забыть", и именно поэтому их приходится искать… Давайте вернемся в самое раннее детство или в тот момент нашей жизни, когда звуки или чувства благоухали и переливались всеми красками, когда слова, вместо черненьких плоских буковок на не всегда белой бумаге, воспринимались нами как живая реальность - со своими цветами, объемом и мелодией…

Когда вы учились читать - какие буквы вам нравились больше всего, меньше всего? Какого они были цвета для вас, с чем ассоциировались? Мне, например, нравилась маленькая буква " е" - она казалась мне такой нежной, светло-радостно-зелененой, как молодые побеги на ветвях ели, и звучала она, как песня пичуги в весеннем лесу… Наверное, потому что с буквы " е" начиналось слово " ель", и само это слово такое нежное (кстати, может быть, оно у кого-то колючее и темное)? Но я помню, что еще не умела читать и не знала, что слова читают по буквам, а " е" уже было таким - и только поэтому мне захотелось прочесть слово " ель" : -).

Или буква " А" - какая она у вас? Какое ощущение цвета (а еще лучше света) у вас вызывает мягкий, нежный, пропеваемый вашей любимой певицей или любимым человеком звук " Ааааааааа"? Если он звучит все выше и выше, растворяясь в каких-то небесных сферах? И наоборот - все ниже и ниже опускается и теряется в недрах земли? Как изменяются ваши ощущения цвета, пространства, если вы сами пропоете этот звук несколько раз вверх и вниз - а если сперва вниз, а потом вверх? Есть ли разница в вашем эмоциональном состоянии?

Очень точно, пристально понаблюдайте за его сменой - и одновременно за сменой цветового ощущения. Что происходит с общей тональностью - краски становятся ярче или наоборот тухнут, как изменяется цветовая гамма, ее насыщенность, яркость, контрастность? Не старайтесь очень точно " градуировать" цвет, важно общее плавное ощущение смены оттенков, приблизительно как в программах Photoshop при работе со спектром, а не с основными вебцветами: -). Что происходит с пространством - в каком случае оно сужается, а в каком расширяется, распахивается? Можно добавить предположение о сопутствующем запахе, который тоже изменяет свою интенсивность. Не волнуйтесь, если вы его " реально не ощущаете", ведь и цвет присутствует именно в пространствах нашего воображения.

Синестетик - не тот человек, который отдергивает руку от листа бумаги с " горящей" буквой А, или " колючей" буквой Щ: -),
Это элементарное упражнение позволит вам почувствовать тонкие механизмы настройки своих мультисенсорных каналов и их реальное существование. Как и любое подготовительное упражнение, оно предваряет основную работу. Стоит сразу же перейти к масштабированию своего навыка.

Очень быстро, не задумываясь, ответьте на вопросы:
Какая цветовая гамма у музыки Моцарта? Бетховена? Вашего любимого стимулирующего музыкального произведения? У той музыки, которую вам приятно слушать, если грустно на сердце? Какого цвета ваша грусть? А ваш восторг? Какое пространство они занимают, как выглядят? Какое ощущение цвета, объема и звука у вас вызывает ваше любимое стихотворение, любимая книга, последняя прочитанная в газете статья? Человек, с которым вам приятно общаться? Читателям, знакомым с практиками НЛП или Холодинамики, будет проще сделать объединяющий шаг и пережить все характеристики описываемых субмодальностей не последовательно, а одновременно.

Попробуйте нарисовать любое свое чувство, совершенно не стараясь логически обосновать целесообразность использования того или иного цвета, палитры, формы - просто и легко, как сама пойдет рука и к какому цвету она потянется… Если у вас есть пластилин, цветная глина или еще какие-то материалы для лепки, вылепите ваше чувство (книгу, песню, мелодию, понятие, цель), максимально расслабившись и отпустив свои руки, глаза и эстетическое восприятие. Процесс должен быть спонтанным - руки сами возьмут нужное количество материала нужного цвета, легко и естественно придадут ту форму, которая вам понравится, и каждая ее линия будет продолжением движения вашего чувства через движение ваших рук и его ритм. Вы сможете ощутить внутреннюю музыку, передающуюся глине и организующуюся в единственно возможную композицию. Попробуйте добавить в движение ваших рук и мыслей чувство Любви - к материалу, к Земле, его создавшей, к своим рукам, к внутренней мелодии, к мыслям и ко всей вашей великолепной вселенной Со-Знания…
Искушенному в подобных практиках человеку бывает очень полезно наладить более тесный контакт своих синестетических образов с архетипическими стихиями огня, воздуха, воды, земли. " Небесные" и " земные" чувства отличаются не только по мета-ощущениям, но и по цвету, звуку, запаху, вкусу… Горечь утрат, тяготы беспросветных депрессий легко трансформируются с помощью очищающих танцев огня, ласковых потоков прозрачной воды или чуть теплого весеннего ветра с запахом пробуждающейся земли…

Какая музыка у вас ассоциируется с огнем или водой? Какая книга оставила у вас ощущение чистого родника, стремительного бурлящего потока или величавого океана и какие тут присутствуют мелодии? Какое событие в вашей жизни вы можете сравнить с легким восходящим потоком нагретого солнцем воздуха, поднимающим в голубоватые необъятные просторы ваше сознание? Ваше сияющее " Я", вобравшее в себя силы и красоту всех стихий, - как звучит оно? Ученые недавно открыли " музыку ДНК", оказывается, каждый из нас имеет собственную мелодию, как и свой спектр " ауры", свою основную частоту вибрации, и, видимо, каждый из нас вносит во Вселенную свою неповторимую голограмму чувств…

И последнее на сегодня: Радость, которая звучит в нашем сердце и пробуждает плавный ритм мыслей, сопровождает озарения сознания и награждает в каждом творческом акте - лучший индикатор нашей гармонии с самим собой. Если вы получили удовольствие от выполнения этого упражнения, ощутили пластику психических процессов - значит, вы его выполнили верно

 


Поделиться:



Популярное:

  1. D. межгрупповая дискриминация – возможно это неверный ответ
  2. Альтернативные затраты называют также: затратами упущенных возможностей; вмененными издержками производства, альтернативной стоимостью производства.
  3. Анализ возможностей повышения безопасности табельного железнодорожного крана
  4. Аналитическая платформа «Контур Стандарт» как инструмент реализации ROLAP-технологии: основные возможности, особенности и технология анализа информации
  5. Аналитические возможности, задачи и основные направления анализа СНС
  6. Аналитические фотограмметрические приборы ,назначение функциональные возможности ( Стереонаграф, SD20, SD2000)
  7. Аппараты для массового культивирования клеток. Типы, режимы работы и возможности использования для культивирования клеток.
  8. Архетипы – это не боги, с которыми можно торговаться, от которых можно что-то получить, а силы, на которые мы не влияем, но которые влияют на нас и безмерно превосходят нас.
  9. Бочче как средство повышения двигательных возможностей и повышения психоэмоционального состояния детей с децким церебральным параличом
  10. БЫТЬ ДИНОЗАВРОМ МОЖНО ПО-РАЗНОМУ
  11. В зависимости от того, в какой момент сделка считается совершенной можно выделить
  12. В каких случаях можно пользоваться законом сохранения импульса?


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1143; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь