Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Языки программирования высокого уровня
Язык программирования Паскаль Язык Паскаль был создан в 70-годах 20 века швейцарским ученым Норбертом Винером и получил широкое распространение, т.е. сочетает в себе простоту написания программ и наличие средств, позволяющих успешно применять его при создании крупных проектов. Для языка Паскаль разработана визуальная среда быстрого проектирования программ для Windows Borland Delphi. Основные элементы языка программирования Паскаль 1. Структура программы на Паскале. Program имя программы; Label перечисление меток; Const описание констант; Type описание типов, определяемых пользователем; Var описание переменных; Function имя функции ( параметры ); Procedure имя процедуры ( параметры ); BEGIN операторы программы END. 2. Предварительное описание переменных и констант. Постоянные величины (константы) Const A=’abc’; // строковая константа B=2.782; // число с плавающей точной K=50000; // целое число. Переменные (стандартных типов) Var j: integer; // целые r, d: real; // числа с плавающей запятой t: boolean; // логические (истина и ложь) c: char; // символ r: string[ 10 ]; // строка символов длиной не более чем 10 При необходимости можно создать более сложные типы данных: массивы Type G= array [ 1..100 ] of integer; // массив 100 целых чисел Р= array [ 1..20 ] of real; // массив 20 вещественных чисел S= array [ 1..25 ] of char; // строка из 25 символов M= array [ 1..2, 1..3 ] of integer; // массив из 6 целых чисел записи Type книга= record шифр: integer; автор: array[1..18] of char; название: array[1..35] of char; издательство: array [1..20] of char; год_издания: integer; количество_печатных_листов: real end; После определения типов можно описать переменные, имеющие этот тип. Var учебник: книга; библиотека: array[1..K] of книга; // использована константа 3. Используемые операторы ставятся в соответствие основным блокам изображения алгоритмов.
Пример. Программа вычисления функции , при х, изменяющемся в интервале от 1 до 5 с шагом 0, 5. PROGRAM one; // цикл с предусловием VAR a, b, h: real; x, y: real; BEGIN write (‘нижняя граница’); read(a); write (‘верхняя граница’); read(b); write (‘шаг’); read(h); x: =a; writeln(‘ x y’); // шапка для вывода таблицы с результатами while (x< =b) do begin //проверить границу y: = sqrt(x); writeln(x, y); x: =x+h // перейти к следующей точке end; write(‘конец’) END. Язык программирования Пролог Является представителем семейств языков логического программирования. Его особенности в сравнении с традиционными алгоритмическими языками: · программа на Прологе не является алгоритмом, а представляет собой запись условия задачи на языке формальной логики; · язык Пролог предназначен не для решения вычислительных или графических задач, а для решения логических задач, для моделирования процесса логического умозаключения человека; · Пролог требует особого стиля мышления программиста. Изучению Пролога должно предшествовать изучение математической логики. Программирование на Прологе включает в себя следующие этапы: 1) объявление фактов об объектах и отношениях между ними; 2) определение правил взаимосвязи объектов и отношений между ними; 3) формулировка вопроса об объектах и отношениях между ними. Основные понятия языка: Предикат – конструкция вида P(t, t, … t), выражающая какую-то связь между некоторыми объектами или свойствами объектов. Факты – это предикаты с аргументами-константами, обозначающие отношения между объектами или свойства объектов, именованные этими константами. Правила – логические формулы с заголовками и одной или несколькими подцелями-предикатами. Вопрос – отправная точка логического вывода, происходящего при выполнении программы. Пример 1. В базе знаний используются два предиката: нравится и носит; и одно правило – крутойпарень. Определим факты: нравится(сергей, рэп)[32]. нравится(юрий, джаз). носит(сергей, блейзер)[33]. носит(юрий, пиджак). Определим правило крутойпарень(Х): -нравиться(Х, рэп), носит(Х, блейзер) Правило трактуется следующим образом: «если Х нравится рэп и он носит блейзер, то он крутой парень». Сформулируем вопрос ? – крутойпарень(юрий)[34]. База данных сформулирует ответ «Нет». На вопрос ? – крутойпарень(А)[35]. будет получен ответ «А=сергей» Отметим, что машина не понимает используемых в программе имен «нравиться», «носит» и т.д. Можно использовать любые другие обозначения. Для интерпретатора существенны только совпадения имен и связи между предикатами. Список – множество объектов. Может задаваться через перечисление объектов и понятия головы и хвоста списка. Например, в списке [X|Y] X – голова списка, Y- хвост. Хвост списка всегда является списком. Пустой список обозначается как [] Пример 2. Определение числа элементов в списке сколько ( [ ], 0 ). сколько ( [ A | B ], N ): = сколько (B, M), N is M+1. сколько ( [саша, игорь, лена], X ): Ответ Х=3. Тесты для самопроверки Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы