Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пико делла Мирандола (1463—1494) ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
- образованный аристократ, знал древние языки, восточные языки и философию. Учился в Италии и Франции; в творчестве испытал влияние платонизма. Видный гуманист, выступал «против» схоластики и догматизма. - работы: «900 тезисов для защиты на диспуте в Риме» (1486), которые открывались работой «Речь о достоинстве человека»; трактаты «Гептапл» (толкование семи дней творения) (1439); «О сущем и едином» (1492), «Рассуждение против астрологии» (1494) и др. - его воззрения – пантеистичны - новое понимание философии и места человека в мире - трактовал христианский тезис о создании человека Богом по своему образу и подобию в свете идей античной философии, так человек — это центр Вселенной, «микрокосм», поэтому человек выше всех смертных существ - человек может творить свою собственную природу - человек свободен, его свобода не ограничивается вмешательством Бога - Бог, создав творения, ограничил их строгими законами, которым они подчиняются - Бог создал человека свободным и разрешает ему самостоятельно творить свой образ - человек имеет свободную волю, ограниченную только «мировым порядком», если он преступает «мировой порядок», то теряет свое высокое достоинство - воля Бога выше воли человека, но Бог не подавляет человека, его творческих возможностей, предоставив человеку свободу поступков и мыслей в рамках законов природы и общества, т. е. «мирового порядка» - человек, созданный Богом, обладая свободой воли, может стать своим собственным «скульптором»: человек сам творит свою судьбу - идея возвышения человека в силу причастности его всему земному и небесному - у человека есть свобода выбора, что делает его «космически не закрепленным» - у человека есть творческая способность самоопределения - идея (= в платонизме и неоплатонизме) о «срединном» положении человека между миром земным, материальным, и божественным - человек - соединительная связь всей природы и как бы эссенция, составленная из всех ее соков, поэтому тот, кто познает себя, познает в себе все - говорил о философии как пути к «естественному» счастью - когда человек познает свою природу, свою деятельность, законы мира, пути к истине и благу, он «естественно счастлив» - есть и «сверхъестественное счастье» (высшее счастье) - дается человеку путем веры - Вывод: человеку доступны все виды счастья:
1. через этику — науку о добре и зле очищается от своих пороков 2. затем философию - совершенствует свой разум 3. через теологию - познает божественное - роль философии: 1. совершенствует разум 2. позволяет достичь и сохранить человеческое достоинство и благо 3. без философии нет человека, поэтому каждый человек должен заниматься ею 4. изучение философии обеспечивает приход человека к добродетели, устраняет пороки - основа достоинства человека - в способностях к творчеству и познанию законов «мирового порядка» - высшие законы доступны через веру, через высшее откровение - законы мира постижимы через разум; важно знать не только христианскую мудрость и античную философию, но и восточную мудрость - познание Бога связано не только с рациональной деятельностью, но и с деятельностью мистической и магической - пытался объединить для познания Бога методы Каббалы (магические), методы аристотелевской логики и методы платоновской философии — диалектику, в результате объединения которых, по мнению Пико деллы Мирандолы, получится целостное знание, позволяющее проникнуть в законы природы и понять божественную суть
Николай Кузанский (Кребс) (1401—1464) - философ, теолог (он был кардиналом при папе Пие II), ученый, особенно в области математики, астрономии и географии; родоначальник ренессансного платонизма. Его считают родоначальником немецкой философии. В своей философии отходил от ортодоксальных традиций средневековой философии и методов схоластики. Кузанец (назван так по месту рождения — Куза на Мозеле), принадлежал к ордену августинцев. Он оказал большое влияние на Дж. Бруно, которому особенно импонировало учение о бесконечности мира и гелиоцентрическое мировоззрение. В этом Кузанец был прямым предшественником Н. Коперника. По словам Г. Гегеля, с Николая Кузанского начинается постепенный переход от математической мистики к точной математике. - труды: «Об ученом незнании» (1440), «О предположениях» (1440), «Книги Простеца» (1450), «Апология ученого незнания» (1449), «О вершине созерцания» (1464) - идея о единстве Бога и о проявлении его в природе - о пути познания Бога и Вселенной - познание дано человеку Богом (познание идет от Бога, а Бог непознаваем, то есть предел познания — это Бог) - человеческое знание конечно, а Бог — бесконечен, следовательно, конечное знание пытается понять бесконечность и бесконечного Бога (? ) Возможно ли такое знание? Николай Кузанский говорит, что человеку свойственна идея Бога. Бесконечный Бог может мыслиться конечным человеком в виде предела. Бог — это предел, до которого мы можем знать, за этим пределом нет знания, но есть вера, есть осознание Бога. - Бог — это истина, то истина не познается, но осознается человеком - получается, что путь человеческого познания ведет к «ученому незнанию», к отрицанию возможности постижения предельных божественных истин - Бог - всеобщее, Бог — «максимум вселенной» - Бог проявляется в любой вещи - человек тоже (как Божие творение) является «малым миром», включающим «большой мир» -человек стремится выйти за пределы своего «я», своей надиндивидуальности и подойти к «всеобщему», т. е. к Богу - человек всегда неповторим, индивидуален, лично уникален, чем и ценен - человек, как и мир, есть движение противоположностей - человек и мир постоянно в развитии, в движении - у личности есть бесконечные перспективы для развития и саморазвития -человеческий микрокосм отражает весь макрокосм (Вселенную) - главное в жизни человека - деятельность - созерцательная жизнь - невозможна, ибо человек — деятельное существо -богопознание также идет через деятельность, через творчество личности человека - для утверждения своих идей применял геометрические термины и доказательства - произвел революцию в астрономии, разрушив космологическую систему Платона, Аристотеля и Птолемея и утвердив систему гелиоцентризма - развил идеи взаимосвязи всех природных явлений - развил идеи диалектического совпадения противоположностей - развил идеи противоречия - учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосмосе - утверждал мощь человеческого познания - человек через творческую деятельность своего ума («человек есть его ум») как бы уподоблялся Богу - мысли о совпадении (единстве) всех противоположностей в Боге - диалектична и его идея о соотношении части и целого — отдельное свидетельствует о пред- существовании целого - рассуждал о границах применения закона противоречия в математическом познании - рассуждал о возможности применения математических понятий в познании природы - «Все вещи благодаря причастию Единому суть то, что они суть. Единое же, причастие чему есть бытие как всего, так и отдельного, по-своему сияет во всех вещах и в любой вещи. Поэтому в твоих размышлениях тебе нужно искать тождества во множестве или же единства — в инаковости»
Якоб Бёме (1575—1624) - крестьянин по происхождению, сапожник по профессии, философ по призванию. Еще ребенком обнаружил склонность к мечтательности, самоуглублению, проявлял интерес к философско-религиозным вопросам. Система Бёме сложилась под влиянием современных ему течений философско-религиозной мысли. Хотя он был самоучка, но его смышленость и большой жизненный опыт дали ему возможность использовать распространенные идеи его времени. - работы: «Аврора» ( Бёме писал книгу только для себя, но один дворянин заинтересовался ею и велел переписать ее. Книга стала известной, а Бёме – знаменитым) - стимул его философского творчества - проблема зла - смысл зла в том, что все для своего проявления нуждается в контрасте, каждое «да» нуждается в своем «нет» ПР: без противоположности ничто не обнаруживается; ни одно изображение не проявляется в зеркале, если одна сторона зеркала не бывает темной Таким образом, противоречие есть обнаружение равенства. - ничто есть жажда к нечто - (? ) - откуда возникают борьба и раздвоенность в человеке? Ответ: из влечения, страсти - влечение есть потеря свободы и единства Это — влечение к чему-то, чего нет вблизи, что есть лишь предмет представления. Но влечение хочет, чтобы оно было, оно хочет иметь, владеть, наслаждаться. - «пока я ничего не желаю, я нахожусь в состоянии мира, свободы и равенства, но я не имею также качеств, я — ничто! Только во влечении я получаю свойства, становлюсь определенной сущностью — алчущей, жаждущей, честолюбивой и корыстолюбивой самостью, т.е. чем-то». - всякое откровение есть противоположение Оно реализуется в трояком акте: 1. стихийная золя «по ту сторону добра и зла» 2. просветление воли разумом, сообщающим ей стремление к определенному добру, — божественное начало 3. действенный синтез воли и разума — в силе Святого Духа - во временном процессе истории идет борьба добра со злом, что подготавливает пришествие Искупителя Христа - но Божество не отделено от природы; они — как тело и душа: природа есть тело, сердце Божье есть душа - человек свободен, собственной верой и молитвой он создает для себя возможность спасения - обретением спасения начинается победа над злом - конец истории в эсхатологии рисуется как полное счастье народов и оправдание добра Джордано Бруно (1548—1600) - ( 17 февраля 1600 г. Дж. Бруно был заживо сожжен на площади Цветов в Риме. Его труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать публично. Своей жизнью и творчеством Дж. Бруно завершает эпоху Возрождения. Когда инквизиция начала преследовать Бруно, он так сформулировал свой принцип: «Меня мало интересует то обстоятельство, что мои идеи могут противоречить взгляду многих лиц, раз они согласуются с разумом и опытом». На заседаниях суда он был спокоен. Только один раз он нарушил молчание: выслушав приговор, сказал: «Мне кажется, что вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю». Думая, что страх заставит его отречься от своих убеждений, ему дали неделю срока, но неделя прошла, а Бруно остался непреклонен). - работы: - пантеизм («пан» - все и «теос» -Бог) - Бог отождествляется с мировым целым, где мировая душа и мировой божественный разум совпадают - цель философии в познании - не сверх -природный Бог, а природа, являющаяся «Богом в вещах» - «за» космологическую теорию Н. Коперника - идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной -диалектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противоположностей - в бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя - основная единица сущего - монада, в деятельности которой оказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект - высшая субстанция - «монада монад» =Бог - Бог есть целое, которое проявляется во всем единичном по принципу «все во всем» - этические воззрения - в утверждении «героического энтузиазма», безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей божеству.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы