Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 1. Философия эпохи возрождения: общая характеристика



Вопросы учебного занятия

1.Философия эпохи возрождения: общая характеристика.

2. Основные представители философии эпохи возрождения

- Ми­шель де Монтень

- Пико делла Мирандола

- Николай Кузанский (Кребс)

- Якоб Бёме

- Джордано Бруно

- Франческо Петрарка

- Пьетро Помпонацци

- Никколо Макиавелли

- Томас Мор

Литература

Основная

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2007.

3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.

Дополнительная

1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.

2. Антология философской мысли. — М., 1993.

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2009.

4. Ильин В.История философии: Учеб. для вузов. — СПб., 2003.

5. Каратини Р.Введение в философию. — М., 2003.

6. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М., 2003.

7. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М., 1998.

9. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2010.

10. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998.

12. Современный философский словарь. — М., 2010.

12. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995.

13. Философия. Конспект лекций / Под ред. В. В. Трушкова. — М., 2001.

14. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов. - CПб., 2006.

15. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. — М., 1984.

16. Александров Г.Ф., История западноевропейской философии. М. – Л., 1946

17. Гонфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980

18. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков, М., 1984

Вопрос 1. Философия эпохи возрождения: общая характеристика

 

Эпоха Возрождения - с XIV по XVI вв. - (или Ренессанса, прежде всего в Италии) - получила название из-за начавшегося в этот период воз­рождения важнейших принципов культуры античности. Эпоха Возрождения являет собой не узкоев­ропейское, но мировое явление. Возрождение подготовило интенсивное развитие философских достижений Нового времени.

 

Особенности философии эпохи Возрождения (с XIV по XVI вв.)

Эпоха Возрождения (или Ренессанса) - получила название из-за начавшегося в этот период воз­рождения важнейших принципов культуры античности.

1. эпоха Возрождения - ориентирована на искусство (центральное место занимает культ художника-творца). Худож­ник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству.

2. Человек начинает искать точку опоры в себе самом — в своей душе, теле, телесности (культ красоты — Боттичелли, Леонар­до, Рафаэль). Разносторонность развития и дарования особенно почи­тались в эту эпоху.

3. идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Происходит «секу­ляризация» — освобождение от церковного влияния

- проблемы государства, морали, науки перестают рассмат­риваться сквозь призму теологии - эти области бытия обретают самостоятельное существование, их законы мо­гут изучаться светскими науками

4. наряду с авторитетом Святого писания признается авторитет античной мудрости; происходит возрождение «истинной» христианской духовности;

ПР: переосмысливается христианская традиция, появляются ревнители христианства - мо­нах Савонарола во Флоренции (1452—1498), резко протестую­щие против роскоши папства, извращения учения Христа кли­ром

5. по мере перехода к городскому образу жизни, развитию промышленности выявляется значимость человека, его твор­ческой активности. В центре внимания философии Возрождения ока­зывается человек - антропо­центризм

ПР: в целом, 2-ва центра – Бог и человек

возникла новая система ценностей: 1-ое место - человек и природа; 2-ое место - религия

6. мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализировать понятия, тщательно различая (как это делали схоласты) категории. Они стремятся осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить о дефинициях (опре­делениях)

7. опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение;

8. технические изобретения и научные открытия: (появи­лась самопрялка, был усовершенствован ткацкий станок, изобретена доменная металлургия и т. д.). Применение пороха и создание огне­стрельного оружия; возникновение книгопечатания - способствовало развитию гума­нитарной культуры в Европе; использование компаса увеличивало возможности мореплавания. Возникли первые мануфактуры как ступень перехода от ремесла к капиталистическому способу производства.

Вывод: предпосылками для возникновения философии и культу­ры эпохи Возрождения являлись:

- кризис феодализма

- совершенствова­ние орудий труда и производственных отношений

- развитие ремесел и торговли

- повышение уровня образованности

- кризис церкви и схола­стической философии

- географические и научно-технические открытия

9. в философии началось ее отделение от теологии (ре­лигия отделяется от науки, политики и морали)

10. начинается эпоха становления опытных наук (их роль признается как единственная, да­ющая истинное знание о природе)

11. в эпоху Возрождения было вырабо­тано новое философское мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов: Н. Коперника ( гелиоцентрические идеи), Н. Кузанского ( пантеистическая фи­лософия), Дж. Бруно ( развил гелиоцентрические идеи Копер­ника, открыл существование множества миров), Г. Галилея ( к истине могут вести только научные методы, включающие в себя эксперимент; деистический взгляд на природу), Л. Баллы, П. делла Мирандола, Т. Кампанеллы, Т. Мора, Н. Макиавелли, Эр. Роттердамского, Ф. Петрарке ( родоначальник идеологии гуманизма)и др.

 

Направления в философии эпохи Возрождения:

1) гуманистическое (ХIV-ХV вв.) — решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы цер­кви (Ф. Петрарка, Л. Балла);

2) неоплатоническое (ХV-ХVI вв.) — с позиций идеализма пыта­лись познать явления природы, Космос, проблемы человека, разви­вали учение Платона (Н. Кузанский, П. Мирандола, Парацельс);

3) натурфилософское (XVI — нач. XVII вв.) — опираясь на научные и астрономические открытия, сделали попытку изменить пред­ставление об устройстве Вселенной, Космосе и основе мирозда­ния (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей);

4) реформационное (XVI-XVII вв.) — попытка пересмотра церков­ной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Э. Роттердамский, Ж. Кальвин, М. Лютер, Т. Мюнцер, Усенлиф);

5) политическое (XV-XVI вв.) — связано с проблемами управления государством (Н. Макиавелли);

6) утопическо-социалистическое (XV-XVII вв.) — поиски идеаль­ного общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собствен­ности (Т. Мор, Т. Кампанелла).

 

Различия в философии античности, средневековья и Возрож­дения

античность средневековье возрождение
Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос на место Единого Блага ставился Бог, а в соответствии с этим стали понимать Мировой Ум как Иисуса Христа, Миро­вую Душу как Святой Дух  
нет четкого деления на субъект и природу два принципа: идея творения и идея откровения Бог понимается как имманентный всему природному
в античном мировоззрении - универсализм, космоцентризм, политеизм в средневековом мировоззрении - теоцентризм и монотеизм в мировоззрении эпохи Возрождения - пантеистические идеи
  при переходе от античности к средневековью произошел суще­ственный сдвиг в сторону субъекта; субъективное - оце­нивалось по принципу абсолютной личности – т.е. Бога сделав еще один шаг в сторону субъективного, эпоха Возрожде­ния пришла к антропоцентризму, т. е. в центр мироздания был поставлен человек

 

Философия Возрождения явилась стадией отрицания средневековой

философии по ряду оснований:

1) в гносеологии происходит разрушение религиозной парадигмы и формируется новая научная парадигма, которая должна была удовлетворить потребности зарождающихся новой машинной ма­териально-технической базы и новых общественных отношений;

2) в этике имеет место переход от теоцентризма к антропоцентризму;

3) в натурфилософии геоцентрическая концепция Вселенной сме­няется гелиоцентрической.

Вывод: основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм

 

Якоб Бёме (1575—1624)

- крестьянин по происхождению, са­пожник по профессии, философ по призванию. Еще ребенком об­наружил склонность к мечтательности, самоуглублению, проявлял интерес к фи­лософско-религиозным вопросам. Система Бёме сложилась под влиянием современных ему тече­ний философско-религиозной мысли. Хотя он был самоучка, но его смышленость и большой жизненный опыт дали ему возможность использовать распространенные идеи его време­ни.

- работы: «Аврора» ( Бёме писал книгу только для себя, но один дворянин заинтересовался ею и велел переписать ее. Книга стала известной, а Бёме – знаменитым)

- стимул его философского творчества - проблема зла

- смысл зла в том, что все для своего проявления нуждается в контрасте, каждое «да» нуждается в своем «нет»

ПР: без противоположности ничто не обна­руживается; ни одно изображение не проявляется в зеркале, если одна сторона зеркала не бывает темной

Таким образом, противо­речие есть обнаружение равенства.

- ничто есть жажда к нечто

- (? ) - откуда возникают борьба и раздвоенность в человеке?

Ответ: из влече­ния, страсти

- влечение есть потеря свободы и единства

Это — влечение к чему-то, чего нет вблизи, что есть лишь предмет представления.

Но влечение хочет, чтобы оно было, оно хочет иметь, владеть, наслаждаться.

- «пока я ничего не желаю, я нахожусь в состоянии мира, свободы и равенства, но я не имею также качеств, я — ничто! Только во влечении я получаю свойства, становлюсь определенной сущнос­тью — алчущей, жаждущей, честолюбивой и ко­рыстолюбивой самостью, т.е. чем-то».

- всякое откровение есть противоположение

Оно реализуется в трояком акте:

1. стихийная золя «по ту сторону добра и зла»

2. просветление воли разумом, сообщающим ей стремление к определенному добру, — божествен­ное начало

3. действенный синтез воли и разума — в силе Святого Духа

- во временном процессе истории идет борьба добра со злом, что подготавливает пришествие Искупителя Христа

- но Божество не отделено от природы; они — как тело и душа: природа есть тело, сердце Божье есть душа

- человек свободен, собственной верой и молитвой он создает для себя возможность спасения

- обретением спасения начинается победа над злом

- конец истории в эсхатологии рисуется как полное счастье народов и оправдание добра

Джордано Бруно (1548—1600)

- ( 17 февраля 1600 г. Дж. Бруно был заживо сожжен на площади Цветов в Риме. Его труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать публично. Своей жизнью и творчеством Дж. Бруно за­вершает эпоху Возрождения.

Когда инквизиция на­чала преследовать Бруно, он так сформулировал свой принцип: «Меня мало ин­тересует то обстоятельство, что мои идеи могут противоречить взгляду многих лиц, раз они согласуются с разумом и опытом». На заседаниях суда он был спокоен. Только один раз он нарушил молчание: выслушав приговор, сказал: «Мне кажется, что вы произносите приговор с большим стра­хом, чем я его выслушиваю». Думая, что страх заставит его отречься от своих убеждений, ему дали неделю срока, но неделя прошла, а Бруно остался непрекло­нен).

- работы:

- пантеизм («пан» - все и «теос» -Бог) - Бог ото­ждествляется с мировым целым, где мировая душа и мировой божественный разум совпадают

- цель философии в познании - не сверх -природный Бог, а природа, являющаяся «Богом в вещах»

- «за» космологи­ческую теорию Н. Коперника

- идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной

-диалектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противоположностей

- в бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя

- ос­новная единица сущего - монада, в деятельности которой оказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект

- высшая субстанция - «монада монад» =Бог

- Бог есть целое, которое проявляется во всем единичном по принципу «все во всем»

- этические воззрения - в утверждении «ге­роического энтузиазма», безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей божеству.

 

Томас Мор (1478—1535)

- политический деятель, лорд-канцлер Англии (1529 г.), историк и философ. Выступив против реформации в Англии, был казнен королем Генрихом VIII. Как страдалец, принявший смерть за католическую религию, папой Пием XI в XX в. Т. Мор был провозглашен святым.

- работы: «История Ричарда III» (1512), «Утопия» (1516)

- слово «утопия» дословно переводится с греческого как место, которого нет

- столица Утопии называется «Амаурото», переводится как «исчезающая»

- этими названиями Мор подчеркивает нереальность наилучшего идеального государства

- главная идея - отсутствие частной собственности, т.к. собственность только разобщает людей, а общность имущества объединяер их

- в идеальном государстве нет социального неравенства - все одинаково трудятся по шесть часов в день, остальное время посвящено семье, учебе, развлечениям и отдыху

- разрешены любые религиозные культы, но запрещен атеизм, т.к. он ведет к безнравственности

- производить важнее, чем потреблять

- «за» уравнительный подход везде, даже в сфере быта (одна и та же одежда, еда и т.д.)

- значение духовности

- го­сударство определяет воспитание детей, брак, религию, досуг, цель

1. цель - свободное развитие граждан (интеллектуальных и артистических способностей, совер­шенствование собственных знаний и умений)

- у добродетельных граждан есть рабы (преступники, поставленные обществом на тяжелые работы)

- рабы необходи­мы как отрицательный пример для подрастаю­щих поколений

2. сча­стье (в удовольствии творчества, познания, удовольствиях здорового тела. Пьянство, разврат, леность отвергаются обществом, а некоторые из них наказуемы как пороки)

 

Вопросы учебного занятия

1.Философия эпохи возрождения: общая характеристика.

2. Основные представители философии эпохи возрождения

- Ми­шель де Монтень

- Пико делла Мирандола

- Николай Кузанский (Кребс)

- Якоб Бёме

- Джордано Бруно

- Франческо Петрарка

- Пьетро Помпонацци

- Никколо Макиавелли

- Томас Мор

Литература

Основная

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2007.

3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.

Дополнительная

1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.

2. Антология философской мысли. — М., 1993.

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2009.

4. Ильин В.История философии: Учеб. для вузов. — СПб., 2003.

5. Каратини Р.Введение в философию. — М., 2003.

6. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М., 2003.

7. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М., 1998.

9. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2010.

10. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998.

12. Современный философский словарь. — М., 2010.

12. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995.

13. Философия. Конспект лекций / Под ред. В. В. Трушкова. — М., 2001.

14. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов. - CПб., 2006.

15. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. — М., 1984.

16. Александров Г.Ф., История западноевропейской философии. М. – Л., 1946

17. Гонфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980

18. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков, М., 1984

Вопрос 1. Философия эпохи возрождения: общая характеристика

 

Эпоха Возрождения - с XIV по XVI вв. - (или Ренессанса, прежде всего в Италии) - получила название из-за начавшегося в этот период воз­рождения важнейших принципов культуры античности. Эпоха Возрождения являет собой не узкоев­ропейское, но мировое явление. Возрождение подготовило интенсивное развитие философских достижений Нового времени.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 1386; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь