Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мечеть султана Хасана в Каире
1356-1363 гг. Расположенное на участке неправильной прямоугольной формы (150 х 70 м) здание включает усыпальницу с гробницей султана Хасана, мечеть, медресе, кельи и множество вспомогательных помещений. Снаружи мечеть Хасана представляет вытянутый с северо-запада на юго-восток монолитный архитектурный блок, каменные стены которого господствуют над окружающими постройками. Над лаконичной по форме массой стены, подчеркивая ее размеры, возвышаются заостренный купол усыпальницы и многоярусные характерные для Каира минареты. Фасады зданий расчленены узкими высокими нишами, в которых расположены в несколько этажей окна. В том же ритме четких вертикальных членений выделен на северном фасаде огромный портал. Внутри здания громадный замкнутый квадратный двор — центр планировки всего ансамбля. Высокая гладкая стена каждой стороны двора прорезана посередине стрельчатой аркой айвана. Особенно грандиозен восточный айван с михрабом, за которым расположено помещение мавзолея. Величие архитектурных форм здесь дополняется пышным декоративным убранством. Стены айвана, михраб и минбар (кафедра для проповедей) украшены резным мрамором; полы выложены мозаикой. Со свода спускается более ста расписных и позолоченных лампад. Дверь, ведущая в усыпальницу, покрыта резьбой и инкрустирована золотом, серебром и бронзой.
В 14-15 вв. получил щирокое распространение купол на тромпах. Чаще всего купола возводились на мавзолеях — гробницах знатных лиц. Для Египта характерны облицованные камнем поднятые на высоких, иногда двухъярусных барабанах слегка заостренные купола. Оригинальная облицовка из цветных камней, сложные измельченные сталактитовые своды, карнизы и разноцветные мозаики пола характерны и для отделки интерьера монументальных зданий. Новые декоративные приемы уничтожали строгую тектонику, которой была отмечена архитектура 13-14 вв. Монументальная торжественность в египетском зодчестве 15 в. постепенно сменялась утонченной изысканностью архитектурного образа. Усыпальницы Мамлюков 15-16 вв. Расположены за городской чертой с восточной стороны Каира. Мавзолеи образуют целый город, тянущийся с севера на юг. По архитектурному решению гробницы однородны: каждая из них представляет квадратную в плане несколько вытянутую вверх постройку с куполом на тромпах. Снаружи ярусу тромпов соответствует четверик с наискось срезанными углами. Декоративная отделка состоит из лепных сталактитов внутри зданий и рельефной геометрической плетенки, покрывающей купола. Обилие окон и дверных проемов не делает, однако, эти постройки похожими на легкие павильоны; в их внешнем облике преобладают черты монументальности. Среди построек следует выделить мемориальное сооружение султана Кайт-бая (1472 —1474). В последнем объединены в одно здание мечеть с высоким стройным минаретом, медресе и усыпальница, увенчанная куполом. Здание богато декорировано. Снаружи от цоколя и до самой крыши стены облицованы чередующимися горизонтальными полосами белого и красного камня. Арки портала, окон и лоджий также обрамлены кладкой из камней двух разных цветов, расположенной своеобразным клинчатым узором. Купол покрыт рельефным орнаментом, состоящим из переплетения девятиугольных звезд, розеток и других фигур. Сложный по рисунку рельефный геометрический узор, сталактитовые карнизы и декоративные полуколонки украшают и делают празднично нарядным стройный минарет мечети, расчлененный балкончиками на несколько ярусов. АРХИТЕКТУРА ТУНИСА, АЛЖИРА, МАРОККО И МАВРИТАНСКОЙ ИСПАНИИ
Искусство этих стран получило название «магрибского» ( Магриб — по-арабски «там, где закат»; так народы Ближнего и Среднего Востока называли области, расположенные западнее Египта.) или, чаще, — «мавританского». «Маврами» (от гр. «тёмный») ещё в античную эпоху называли коренное берберское население расположенного в северо-западной части Африки государства — Мавритании. После вторжения арабо-берберских войск в 8 в. на Пиренейский полуостров название «мавры» распространилось на всех мусульманских завоевателей, пришедших из Северной Африки, и берберов и арабов. Мечеть Сиди-Укба в Кайруане (Тунис) Конец 9 в. Во внешнем облике мечети сильны черты крепостной архитектуры. Здание окружено глухими массивными стенами, укрепленными контрфорсами, с минаретом в виде высокой и мощной квадратной башни. Основное композиционное ядро — огромный внутренний двор — окружено мраморными и гранитными колоннами, поддерживающими подковообразные арки. Особенностью мечети является широкий Т-образный трансепт, пересекающий глубокий колонный молитвенный зал перед михрабом. Эта черта стала характерной для мечетей Магриба. Неф перед михрабом мечети увенчан двумя куполами, опирающимися на богато украшенные тромпы. Арка михраба и стена вокруг нее покрыты инкрустацией из ромбовидных изразцов. Михраб отделан плитками мрамора с резьбой из стилизованных растительных мотивов.
В 756 г. Абд ар-Рахман I подчинил своей власти почти все мусульманские владения в Испании и основал независимый от Багдадского халифата Кордовский эмират. Кордовская держава, представляла собой сильное феодальное государство. Испания стала одной из самых богатых стран Европы. Особенно развилось сельское хозяйство; арабы вводили новые, неизвестные европейцам культуры — рис, сахарный тростник, шелковицу и различные восточные плодовые деревья. Значительный подъем переживали и горнорудный промысел, металлургия, производство дорогих шелковых и шерстяных тканей. В городах расцветали ремесла: широкой славой пользовались изделия из кожи, стекла, слоновой кости, керамика и особенно оружие — броня и сабли с тончайшей резной отделкой эфеса и ножен. В 10 столетии арабская Испания превратилась в культурный центр не только Востока, но и Европы. В столицу халифата, Кордову, получившую гордое название «обители наук», приезжали учиться из Франции, Германии, Англии. Среди многочисленных учебных заведений особенной известностью пользовался Кордовский университет, в котором наряду с Кораном и мусульманским богословием изучались и светские науки. Большие успехи были достигнуты в области медицины и философии. Богатейшие библиотеки Кордовы славились по всему свету. Ярким свидетельством культурного расцвета страны была грамотность большинства населения в противоположность остальной Европе. Иноземные путешественники восхищались красотой Кордовы. Этот город с полумиллионным населением насчитывал тысячи домов, сотни мечетей, библиотек, общественных бань и т. д. Великолепные мосты были перекинуты через Гвадалквивир, улицы были замощены, многочисленные городские фонтаны, питаемые водопроводом, освежали воздух. Окруженные тенистыми садами дворцы халифа и знати поражали своей роскошью. Мечеть в Кордове Здание было заложено в 785 г. и впоследствии неоднократно перестраивалось и расширялось. Наиболее важные достройки, придавшие мечети ее современный вид, относятся к 10 в. Кордовская мечеть — колонный тип мечети. Под двор отведена лишь небольшая часть огромной площади (180 х 130 м), занятой сооружением. Мечеть представляет колоссальный зал, в котором расположено свыше 600 колонн, образующих 19 нефов. Колонны, несущие двухъярусные аркады, поддерживающие перекрытия, равномерными рядами заполняют пространство интерьера; даже неф, ведущий к главному михрабу, лишь немногим шире остальных. Расположение колонн в Кордовской мечети не направляет движение молящихся к святилищу, скорее наоборот — посетитель, войдя под своды мечети, должен остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие от него во все стороны ряды колонн. В архитектуре здания, таким образом, нет центральной оси, что отразилось и на фасаде: стена, окружающая мечеть, имеет несколько одинаково оформленных входов — порталов. Колонный зал Кордовской мечети справедливо сравнивают с густым, разросшимся лесом. Круглые, не имеющие баз, словно выросшие из пола, тела невысоких колонн из разноцветного мрамора, яшмы, порфира похожи на стволы деревьев, от которых, словно переплетенные между собой ветви, отходят в стороны подковообразные и полуциркульные арки. Пересечение множества колонн и двухъярусных арок, видимых в перспективе, и клинчатая кладка из белых и красных камней образуют богатый линиями и игрой светотени красочный узор, проникнутый сложным орнаментальным ритмом. Часть мечети с михрабом выделена особыми, многолопастными арками, причем в верхнем ярусе арки причудливо переплетаются. Декоративность подобного мотива подчеркнута и тем, что каждая арка сложена из чередующихся по цвету клинчатых, покрытых резным орнаментом камней.
Расцвет Кордовского халифата, длившийся в течение столетия, сменяется в конце 10 в. экономическим и политическим упадком. Ослаблению халифата способствовало шедшее с севера наступление испанцев-христиан. В 11 в. борьба за освобождение страны (Реконкиста) достигла своего решающего этапа. В этот период быстро росло значение стран Магриба. Высадившиеся в Испании войска, энергично отразив натиск европейских рыцарей, подчинили себе владения испанских мусульман. В середине 12 в. новая волна кочевых племен Северной Африки обрушилась на Пиренейский полуостров. Однако, несмотря на распад халифата, открывший длительную полосу войн и междоусобиц, культура Магриба и мусульманской Испании продолжала развиваться. Магрибские минареты выполняли две функции: они были башнями, с которых мусульман оповещали о начале молитвы и одновременно смотровыми площадками, откуда можно было следить за передвижениями неприятеля на большом удалении. Кроме того, они были оснащены оборонительными деталями, позволяющими в случае нападения защищаться. Зубчатые парапеты, узкие прорезные окна и машикули позволяли лучнику занять удобную позицию. Как правило, минареты Магриба и Андалусии строились на прямоугольном основании. Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1382; Нарушение авторского права страницы