Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОБЩЕМУСУЛЬМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Расцвет арабского Халифата отличился значительным строительством. Строились величественные мечети, дворцы халифов, мавзолеи-гробницы, крепости. У ислама не было своих художественных традиций, поэтому искусство в покоренных странах сознательно ориентировалось на местные традиции.
Влияние завоёванных государств Заметное влияние на архитектуру арабских стран оказала архитектура Ирана. Излюбленными в арабской архитектуре стали сталактиты - расширяющиеся кверху ряды консольных выступов. Арабы переняли схему культовых построек – мечетей и мавзолеев – центричного сооружения, завершенного куполом повышенных эллиптических очертаний. Купол своим основанием опирался на четыре стороны основного квадратного объема и на тромпы в угловых частях. В VIII-IX вв. стали воздвигать минареты по образцу переднеазиатских сторожевых башен. В архитектуру арабских стран вошли колоннады и опирающиеся на них каменные арки. Эти архитектурные формы выработались на территории Сирии еще во времена Римской империи. На архитектуру крепостей и дворцов в странах арабского мира повлияло также византийское зодчество. Из византийского зодчества в арабскую архитектуру перешли тонкие колонны и приём устройства купола на парусах.
Строительные материалы и техника Основным строительным материалом являлся обожженный кирпич, отчасти камень - известняк, песчаник. Использовали поливную керамику — фаянс и майолику; дерево, гипс, тростник. Мрамор использовался для небольших колонок, поддерживавших своды, которые применялись в архитектуре западных и африканских районов арабо-мусульманского мира. В архитектуре арабов были очень распространены сталактиты — сочленение мелких, нависающих друг над другом консольных нишек. Сталактиты поддерживали выступающие формы, располагаясь в основании куполов, сводов, в нишах, под карнизами, на капителях колонн. Формы арок в архитектуре арабов были различны: подковообразная, стрельчатая однолопастная, иногда трехлопастная. В Индии распространена была стрельчатая килевидная арка. Для мавританской Испании характерна подковообразная арка, использовалась и многолопастная зубчатая (сталактитовая). Арки повышенных очертаний обычно выкладывались из кирпича. Нередко на них опирались не подшитые снизу деревянные балочные перекрытия, которые обрабатывались орнаментом. Главный фасад сооружений со стороны улицы оформлялся арочным порталом больших масштабов (айван, или пиштак). Мотив арочного портала чрезвычайно распространен в архитектуре Ближнего Востока, он использовался не только в культовых, но и во всех прочих монументальных сооружениях.
Декоративные средства Основные декоративные средства связаны с обработкой, украшением стен. Ислам запрещает изображать человека и животных. Интерьеры мечетей богато украшались арабесками – орнаментом, состоящим из сложно переплетающихся в виде сетки декоративных мотивов, геометрического и стилизованного растительного характера. Арабески выполнены мозаикой, резьбой, инкрустацией.
Второй тип орнамента – эпиграфический, связан с арабской каллиграфией. Эпиграфические надписи (изречения из Корана), вводимые зодчими в убранство своих построек, несли смысловую нагрузку.
В орнаментальных росписях, в расцветке резьбы преобладали красный и голубой цвета в сочетании с белым и позолотой; использовались и другие цвета — охристо-желтый, зеленый. Единой колористической гаммы не существовало: в различных странах Ближнего и Среднего Востока употреблялись свои особые сочетания красок.
Применялись следующие декоративные материалы: стук (разновидность алебастра), алебастр, резное дерево, фигурный кирпич, мрамор, тесаный камень, поливные изразцы, фаянс, стеклянная мозаика, мозаика из разноцветного мрамора, росписи, папье-маше, инкрустация из ценных пород дерева и слоновой кости. Ранее всего (с VII в.) стала применяться резьба по стуку и алебастру. На фасадах зданий в некоторых районах мусульманского мира и IX —XI веках использовалась фигурная облицовка из обожженного кирпича. В некоторых странах для фасадной обработки использовали цветной камень — белый, черный, розовый, выкладывавшийся геометрическими узорами. С XI века начал применяться поливной декор. В последующие столетия глазурованная резьба по терракоте и глазурованные изразцы получили широкое распространение. Керамика — политая цветной глазурью мозаика и кафельные рельефные или гладкие изразцовые плитки — широко использовалась с XIV века для декорирования поверхностей стен. Применялся и поливной кирпич.
Набор декоративных форм и особое значение орнамента придавали мусульманским культовым зданиям нарядный и праздничный вид.
Градостроительство По традиции, средневековый мусульманский город в плане представлял собой замкнутые кварталы, внутри которых селились выходцы из одного места или люди одной профессии. На ночь кварталы закрывались на замок. В каждом квартале была своя мечеть. Нормы шариата (исламское право) регулировали социальные и межличностные отношения горожан в общественной и частной жизни, а также взаимодействия между соседями и социальными группами. К примеру, один из законов устанавливает то, что высота стены должна превосходить высоту наездника на верблюде настолько, чтобы прохожий не смог увидеть владения другого человека. Культовая архитектура Религиозная идеология ислама поставила перед архитектурой новые задачи. Появляются мечети, а также медресе и мавзолеи. Мечеть – основной тип культового здания. Считается, что прототипом мечети явился дом Мухаммеда в Медине, огороженный двор которого имел с южной стороны навес, укрепленный на пальмовых стволах. Классический тип арабской мечети представляет прямоугольный участок, огороженный высокой глухой стеной. К стенам мечетей присоединялись высокие башни – минареты (араб.манара – «маяк»), с их верхней площадки священник – муэдзин – созывал верующих на молитву. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних — внутри башни. Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе). Основным элементом композиции мечети является двор, окруженный аркадой на колоннах или столбах. В центре двора часто был размещен фонтан для омовения. Колонны вокруг двора чаще всего расположены в несколько рядов; в сторону киблы (кибла — направление на Мекку) они образуют колонный зал для молитв. Киблу отмечает также специальная украшенная надписями и орнаментом ниша — михраб. В соборных мечетях справа от михраба устанавливался минбар — кафедра или трибуна, с которой имам читает пятничную проповедь. Форма минбара происходит от формы трона, к которому ведет лестница с перилами, состоящая из пяти, семи, девяти и более ступеней. Минбары сооружают из дерева или камня и декорируют резьбой, инкрустацией из драгоценных камней, мрамора или ценных пород дерева, украшают позолотой, цветным фаянсом или стеклом.
В различных областях халифата строители широко использовали местные, привычные для народа традиционные приемы и архитектурные формы. Поэтому тип мечети в каждой из арабских стран получил своеобразную интерпретацию: 1) дворовая мечеть (арабский тип мечети) – представляет собой прямоугольный или квадратный двор, по периметру обнесённый аркадой или галереей, с примыкающим ко двору молитвенным залом (см описание выше). 2) колонная мечеть (арабский тип мечети). 3) айванная (четырёхайванная) мечеть (персидский тип мечети) – двор со специальным бассейном для омовения, с каждой стороны которого возвышается айван — сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор. 4) центрально-купольная мечеть (османский тип мечети) – этот тип мечетей получает широкое развитие с XIV века. Появился под влиянием византийской архитектуры.
Функциональное разделение: - квартальные мечети — для ежедневной молитвы, также являются местом собраний жителей квартала. - джума-мечети — соборные мечети для пятничной молитвы, располагались в городах. - намазгох — крупная открытая загородная мечеть, предназначенная для богослужения в важнейшие мусульманские праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам. - мечети при мавзолеях праведников, при медресе, ханаках и пр.
Медресе - духовные училища, имевшие помещения для занятий, мечеть и комнаты, в которых жили преподаватели и учащиеся. Медресе обычно располагаются вокруг дворика, окружённого кельями студентов.
Ханака, теккие — комплекс, предназначенный для проживания суфийских учителей и их учеников. Обычно состоял из зала для религиозных практик, мечети и келий учеников. По своей функции ханака схожа с христианским монастырем, но в отличие от монастыря, процесс входа и выхода в ханаку был предельно облегчен, дабы не мешать дервишам в их странствиях. Ханака выполняла также благотворительную функцию (раздача милостыни) и исполняла роль гостиницы — зачастую в ханаках останавливались паломники, поэты и учёные, иногда даже и правители. На протяжении многих столетий суфийские обители выполняли большую социальную роль в исламском мире: здесь располагались основные центры просвещения и школы (мактабы), размещались библиотеки (китабханы), проводились различные общественные и политические собрания. Они выполняли роль больниц (дар аль-аджаза). Обычно ханака представляет собой прямоугольное сооружение со внутренним двором либо большим купольным залом (зикрахана (дарсхана) или сума’а). Вокруг зикрханы располагаются келии-худжры. В ханаке обязательно находилась мечеть, зачастую поблизости строился и хауз (искусственный водоём, резервуар питьевой воды), также в ханаке мог находиться мавзолей основателя, другого духовного лица или правителя.
Погребальные сооружения Мавзолеи ( тюрбе ) композиционно они представляли собой замкнутый кубический объем, завершенный куполом. Иногда мавзолеи составляли целые комплексы — некрополи. В отдельных регионах встречаются мавзолеи башенного типа.
Гражданская архитектура Дворовый тип композиции был характерен и для светских исламских сооружений. Караван-сараи – большое общественное строение в городах, на дорогах и в ненаселенных местах, служащее кровом и стоянкой для путешественников, как правило — для торговых караванов. Караван-сарай бывает двух видов: открытый и закрытый. Закрытый вид в основном строился вдоль караванных путей, хотя часто такой вид встречался и в городах. Стены представляли возможность отбить нападение и выдержать недолгую осаду. Имеет квадратное или прямоугольное построение в основном с открытым двором и колодцем посередине двора. Внутри находились комнаты для проживания и складские помещения для товара. В обязательном порядке присутствовал загон для вьючных животных. Встречались одно- и двухэтажные караван-сараи. В двухэтажных на втором этаже располагались жилые помещения, а на первом - склады и загоны для животных. Иногда роскошно выстроенные, но без утвари, вследствие чего путешественники должны были иметь с собой постель и ковры, равно как и припасы для себя и своих животных. Часто имелась лишь вода, иногда привезенная издалека, с большими издержками. В крупных городах караван-сараи представляли собой полноценные гостиницы, с предоставлением дополнительных услуг — питания (чайхана), бань, денежных обменных пунктов и т. п.
Рибат — изначально укреплённый загородный караван-сарай, предназначенный для укрытия караванов и охраны караванных путей, населялись мурабутами, людьми, давшими клятву сражаться против неверных. Позже рибаты сблизились по функциям с ханаками.
Хаммам – общественные бани (от араб. «хам» — «жарко»), аналог риских терм. Хаммам обогревался с помощью большого котла с водой. Пар, образованный от кипения воды, подавался через небольшие отверстия, находящиеся в стенах. Внутреннее убранство турецких бань всегда было роскошным. Турецкая баня всегда считалась на Востоке источником истинного наслаждения. Нередко под хаммамы перестраивались храмы других религий и кое-где уцелевшие римские термы.
И во дворцах, и в жилых домах основным компонентом являлся двор с окружающими его портиками. В пределах дворцовых участков дворов могло быть несколько, кроме того, существовали и сады. В обычном жилом доме городского типа бывал один двор. Преобладали плоские балочные перекрытия с плоскими крышами. Потолки бывали с неподшитыми балками или гладкие, покрывавшиеся орнаментальной сетчатой резьбой. Своды использовались в виде подпружных арок или в качестве перемычек дверных проемов. Существенным элементом интерьера были машрабия — узорные решетки, закрывающие снаружи окна, балконы, либо используемые как ширмы или перегородки внутри здания. Решетки выполнялись из тонкого алебастра или дерева. Зарешеченные окна создавали в помещениях тонкий световой эффект. Решетка обеспечивает беспрепятственное проникновение во внутренние помещения потока свежего воздуха, и в то же время надежно защищает от палящих солнечных лучей, не мешая хорошему обзору окрестностей. Сами оконные проемы, одинарные или сдвоенные, в большинстве случаев перекрывались арочками и располагались преимущественно в верхней части стен. Во дворцах мусульманских властителей было несколько дворов, к которым примыкали залы, галереи и жилые помещения. Дворцы располагались на участках, огражденных крепостными стенами. Помимо глухих наружных стен устраивался излом входного прохода, так что с наружной стороны внутренние помещения и двор совершенно не просматривались. Жилые дома делились на мужскую и женскую половины — подворно и поэтажно. В случае двухэтажной структуры городского жилого дома, верхний этаж нередко выступал в сторону улицы и имел зарешеченные балкончики типа эркеров.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1992; Нарушение авторского права страницы