Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


АРХИТЕКТУРА АРАБСКОГО ХАЛИФАТА



АРХИТЕКТУРА АРАБСКОГО ХАЛИФАТА

 

Арабский халифат — мусульманское теократическое (религиозное) государство, сложившееся в результате арабских завоеваний VII–X вв. и включавшее территории Малой Азии, Северной Африки, значительной части Пиренейского полуострова, Средней Азии и других земель. Главой государства являлся халиф, совмещавший функции духовного и светского главы.

Первоначально ядром Халифата стала мусульманская община, созданная в VII в. в Западной Аравии.

 

Большая часть Аравийского полуострова - это пустыни и степи. Аравия делится на несколько различных по природным условиям областей. На юго-западе полуострова - плодородные земли, богатые тропической растительностью, высокая плотность населения, которое издавна жило с полеводства и садоводства. Середина полуострова - Неджд (" Плоскогорье" ) - огромное, засушливое плоскогорье, где возможно только кочевое скотоводство. Рек здесь нет, только сухие русла, иногда заполняются дождевыми потоками. Воду людям дают исключительно колодцы. Длинная полоса вдоль Красного моря - Хиджаз (" Граница" ) - пригодна только для полеводства в отдельных оазисах. Безграничные просторы, особенно на окраинах плоскогорья, остаются незаселенными.

Природные условия Аравийского полуострова привели к тому, что большинство арабов были кочевниками – бедуинами (" Жителями пустыни" ), которые разводили коз, овец и верблюдов. Вообще арабы делились на две группы – оседлых (хаддези) и кочевых (бедуинов). Бедуины жили племенами, которые делились на роды и семьи. У них существовала знать - шейхи и эмиры, которые имели большие стада, рабов и получали большую долю добычи во время войн. Все члены одного племени считали себя родственниками. Большинство арабов поклонялась различным племенным богам: единой религии не существовало.

Через Хиджаз, вдоль Красного моря, пролегал старинный торговый путь из Средиземноморья в Африку и Индию, на котором возникли крупные торговые центры (Мекка, Ятриб и др.). Особенно большое значение имела Мекка, что возникла в главном месте остановки караванов.

В конце VI в. арабское общество охватил кризис. Населения полуострова увеличилось, недоставало земли. Торговля пришла в упадок из-за нападений иранцев, которые стремились, чтобы торговые пути проходили по побережью Персидского залива и обогащали их страну. Ухудшение условий жизни подталкивало арабов к мысли о необходимости объединения, чтобы вместе вести борьбу за лучшее существование, но на пути этому стояли различные племенные верования.

 

Объединению арабовспособствовало появление новой религии -ислама. Основателем ислама стал Мухаммед (570 - 632 гг.) Это имя означает «вдохновенный», «пророк».

Основным религиозным требованием Мухаммеда к арабам было отказаться от поклонения различным племенным богам и признать существование единого бога - Аллаха. Мухаммед изложил и «завещание священной войны». Он выделил иудеев и христиан как людей, владеющих Священным Писанием, с которыми надо вести благородные споры, а вот язычников призвал уничтожать.

 

После смерти пророка в 632 г. (на момент смерти Мухаммеда под его властью находилась большая часть племен, населявших Аравию.) преемниками власти в Халифате стали праведные халифы («наместник», «заместитель»), избираемые из числа наиболее авторитетных сподвижников Мухаммада, связанных с ним узами кровного родства или брака.

 

Халифы призвали народ отправляться в поход для распространения ислама, обещая каждому вознаграждение как при жизни, так и после смерти. Мир ислама перешел в наступление: началась эпоха арабских завоеваний.

С 634 по 644 гг.арабы отвоевали у Византии Сирию, Палестину, Египет и Ливию, а у Ирана - значительную часть его западных земель вплоть до Закавказья.

 

В эпоху Омейядов и Аббасидов Арабский халифат значительно расширил свои границы и превратился в крупнейшее государство региона. К концу VII в. арабские завоеватели покорили часть Армении, Южный Азербайджан, часть Северной Африки. До 711 г. они захватили все африканские владения Византии к западу от Египта (современные Ливия, Алжир, Тунис, Марокко) и дали им арабский название Магриб – " Запад". В 711 году арабы переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров и за несколько лет завоевали почти всю Испанию. Арабы попытались покорить и Франкское королевство, однако потерпели поражение. Продвижение ислама в Западную Европы было остановлено. На востоке арабские полководцы продвинулись в глубь Средней Азии, овладели Хивой, Бухарой, Самаркандом, завоевали Афганистан и северо-западную часть Индии, дойдя до границ Китая. Столицей государства стал Дамаск - большой город в Сирии.

 

Политическая мощь способствовала развитию культуры и науки. В VII–X вв. сложилась яркая оригинальная арабо-мусульманская культура, впитавшая в себя наследие и традиции арабов, а также народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Испании.

Арабы внесли весомый вклад в развитие естественных, точных наук, философии и медицины. Арабские математики создали алгебру. Арабы первыми стали делать вивисекцию. В Багдаде, Кордове, Каире существовали высшие школы, которые стали образцами для будущих западноевропейских университетов. Существовали огромные библиотеки (Каир, Кордова и др.), где были собраны тысячи книг. В Багдаде, Дамаске, Самарканде действовали крупные обсерватории. Арабские астрономы открыли много звезд и составили карты звездного неба, определили окружность Земли.

Арабские путешественники первыми посетили страны, которые не были даже известны в Европе. Для морских путешествий арабы создали удобный и надежный корабль - дау, точные карты и навигационные приборы.

 

В VIII - IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний. Они были направлены против арабского владычества и гнёта феодалов. В середине VIII века образовалось самостоятельное арабское государство в Испании. Восточная часть арабских владений вошла в Багдадский халифат со столицей в Багдаде на реке Тигре.

Начиная с IX в. неоднородный уровень экономического развития различных регионов и политическая нестабильность обусловили постепенный распад арабо-мусульманского государства и возникновение фактически самостоятельных феодальных государств, в которых правили местные династии. От Багдадского халифата отделились Египет, Средняя Азия, Иран, Афганистан. В 1055Багдад завоевали турки-сельджуки. Окончательно Багдадский халифат пал в 1258 году, когда Багдад захватили монголы.

 

ОБЩЕМУСУЛЬМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА

 

Расцвет арабского Халифата отличился значительным строительством. Строились величественные мечети, дворцы халифов, мавзолеи-гробницы, крепости.

У ислама не было своих художественных традиций, поэтому искусство в покоренных странах сознательно ориентировалось на местные традиции.

 

Влияние завоёванных государств

Заметное влияние на архитектуру арабских стран оказала архитектура Ирана. Излюбленными в арабской архитектуре стали сталакти­ты - расширяющиеся кверху ряды консольных выступов. Арабы переняли схему культовых построек – мечетей и мавзолеев – центричного сооружения, завершенного куполом повышенных эллиптических очертаний. Купол своим основанием опирался на четыре стороны основного квадратного объема и на тромпы в угловых частях.

В VIII-IX вв. стали воздвигать минареты по образцу переднеазиатских сторожевых башен.

В архитектуру арабских стран вошли колоннады и опирающиеся на них каменные арки. Эти архитектурные формы выработались на территории Сирии еще во времена Римской империи.

На архитектуру крепостей и дворцов в странах арабско­го мира повлияло также византийское зодчество. Из византийского зодчества в арабскую архитектуру перешли тонкие колонны и приём устройства купола на парусах.

 

Декоративные средства

Основные декоративные средства связаны с обработкой, украшением стен.

Ислам запрещает изображать человека и животных. Интерьеры мечетей богато украшались арабесками – орнаментом, состоящим из сложно переплетающихся в виде сетки декоративных мотивов, геометрического и стилизованного растительного характера. Арабески выполнены мозаикой, резьбой, инкрустацией.

 

Второй тип орнамента – эпиграфический, связан с арабской каллиграфией. Эпиграфические надписи (изречения из Корана), вводимые зодчими в убранство своих построек, несли смысловую нагрузку.

 

В орнаментальных росписях, в расцветке резьбы преобладали красный и голубой цвета в сочетании с белым и позолотой; использовались и другие цвета — охристо-желтый, зеленый. Единой колористической гаммы не существовало: в различных странах Ближнего и Среднего Востока употреблялись свои особые сочетания красок.

 

Применялись следующие декоративные материалы: стук (разновидность алебастра), алебастр, резное дерево, фигурный кирпич, мрамор, тесаный камень, поливные изразцы, фаянс, стеклянная мозаика, мозаика из разноцветного мрамора, росписи, папье-маше, инкрустация из ценных пород дерева и слоновой кости.

Ранее всего (с VII в.) стала применяться резьба по стуку и алебастру. На фасадах зданий в некоторых районах мусульманского мира и IX —XI веках использовалась фигурная облицовка из обожженного кирпича. В некоторых странах для фасадной обработки использовали цветной камень — белый, черный, розовый, выкладывавшийся геометрическими узорами.

С XI века начал применяться поливной декор. В последующие столетия глазурованная резьба по терракоте и глазурованные изразцы получили широкое распространение. Керамика — политая цветной глазурью мозаика и кафельные рельефные или гладкие изразцовые плитки — широко использовалась с XIV века для декорирования поверхностей стен. Применялся и поливной кирпич.

 

Набор декоративных форм и особое значение орнамента придавали мусульманским культовым зданиям нарядный и праздничный вид.

 

Градостроительство

По традиции, средневековый мусульманский город в плане представлял собой замкнутые кварталы, внутри которых селились выходцы из одного места или люди одной профессии. На ночь кварталы закрывались на замок. В каждом квартале была своя мечеть.

Нормы шариата (исламское право) регулировали социальные и межличностные отношения горожан в общественной и частной жизни, а также взаимодействия между соседями и социальными группами. К примеру, один из законов устанавливает то, что высота стены должна превосходить высоту наездника на верблюде настолько, чтобы прохожий не смог увидеть владения другого человека.

Культовая архитектура

Религиозная идеология ислама поставила перед архитектурой новые задачи. Появляются мечети, а также медресе и мавзолеи.

Мечеть – основной тип культового здания. Считается, что прототипом мечети явился дом Мухаммеда в Медине, огороженный двор которого имел с южной стороны навес, укрепленный на пальмовых стволах. Классический тип арабской мечети представляет прямоугольный участок, огороженный высокой глухой стеной. К стенам мечетей присоединялись высокие башни – минареты (араб.манара – «маяк»), с их верхней площадки священник – муэдзин – созывал верующих на молитву. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних — внутри башни. Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе).

Основным элементом композиции мечети является двор, окруженный аркадой на колоннах или столбах. В центре двора часто был размещен фонтан для омовения. Колонны вокруг двора чаще всего расположены в несколько рядов; в сторону киблы (кибла — направление на Мекку) они образуют колонный зал для молитв. Киблу отмечает также специальная украшенная надписями и орнаментом ниша — михраб. В соборных мечетях справа от михраба устанавливался минбар — кафедра или трибуна, с которой имам читает пятничную проповедь. Форма минбара происходит от формы трона, к которому ведет лестница с перилами, состоящая из пяти, семи, девяти и более ступеней. Минбары сооружают из дерева или камня и декорируют резьбой, инкрустацией из драгоценных камней, мрамора или ценных пород дерева, украшают позолотой, цветным фаянсом или стеклом.

 

В различных областях халифата строители широко использовали местные, привычные для народа традиционные приемы и архитектурные формы. Поэтому тип мечети в каждой из арабских стран получил своеобразную интерпретацию:

1) дворовая мечеть (арабский тип мечети) – представляет собой прямоугольный или квадратный двор, по периметру обнесённый аркадой или галереей, с примыкающим ко двору молитвенным залом (см описание выше).

2) колонная мечеть (арабский тип мечети).

3) айванная (четырёхайванная) мечеть (персидский тип мечети) – двор со специальным бассейном для омовения, с каждой стороны которого возвышается айван — сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор.

4) центрально-купольная мечеть (османский тип мечети) – этот тип мечетей получает широкое развитие с XIV века. Появился под влиянием византийской архитектуры.

 

Функциональное разделение:

- квартальные мечети — для ежедневной молитвы, также являются местом собраний жителей квартала.

- джума-мечети — соборные мечети для пятничной молитвы, располагались в городах.

- намазгох — крупная открытая загородная мечеть, предназначенная для богослужения в важнейшие мусульманские праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам.

- мечети при мавзолеях праведников, при медресе, ханаках и пр.

 

Медресе - духовные училища, имевшие помещения для занятий, мечеть и комнаты, в которых жили преподаватели и учащиеся. Медресе обычно располагаются вокруг дворика, окружённого кельями студентов.

 

Ханака, теккие — комплекс, предназначенный для проживания суфийских учителей и их учеников. Обычно состоял из зала для религиозных практик, мечети и келий учеников. По своей функции ханака схожа с христианским монастырем, но в отличие от монастыря, процесс входа и выхода в ханаку был предельно облегчен, дабы не мешать дервишам в их странствиях. Ханака выполняла также благотворительную функцию (раздача милостыни) и исполняла роль гостиницы — зачастую в ханаках останавливались паломники, поэты и учёные, иногда даже и правители.

На протяжении многих столетий суфийские обители выполняли большую социальную роль в исламском мире: здесь располагались основные центры просвещения и школы (мактабы), размещались библиотеки (китабханы), проводились различные общественные и политические собрания. Они выполняли роль больниц (дар аль-аджаза).

Обычно ханака представляет собой прямоугольное сооружение со внутренним двором либо большим купольным залом (зикрахана (дарсхана) или сума’а). Вокруг зикрханы располагаются келии-худжры. В ханаке обязательно находилась мечеть, зачастую поблизости строился и хауз (искусственный водоём, резервуар питьевой воды), также в ханаке мог находиться мавзолей основателя, другого духовного лица или правителя.

 

Погребальные сооружения

Мавзолеи ( тюрбе ) композиционно они представляли собой замкнутый кубический объем, завершенный куполом. Иногда мавзолеи составляли целые комплексы — некрополи. В отдельных регионах встречаются мавзолеи башенного типа.

 

Гражданская архитектура

Дворовый тип композиции был характерен и для светских исламских сооружений.

Караван-сараи – большое общественное строение в городах, на дорогах и в ненаселенных местах, служащее кровом и стоянкой для путешественников, как правило — для торговых караванов.

Караван-сарай бывает двух видов: открытый и закрытый. Закрытый вид в основном строился вдоль караванных путей, хотя часто такой вид встречался и в городах. Стены представляли возможность отбить нападение и выдержать недолгую осаду. Имеет квадратное или прямоугольное построение в основном с открытым двором и колодцем посередине двора. Внутри находились комнаты для проживания и складские помещения для товара. В обязательном порядке присутствовал загон для вьючных животных. Встречались одно- и двухэтажные караван-сараи. В двухэтажных на втором этаже располагались жилые помещения, а на первом - склады и загоны для животных.

Иногда роскошно выстроенные, но без утвари, вследствие чего путешественники должны были иметь с собой постель и ковры, равно как и припасы для себя и своих животных. Часто имелась лишь вода, иногда привезенная издалека, с большими издержками. В крупных городах караван-сараи представляли собой полноценные гостиницы, с предоставлением дополнительных услуг — питания (чайхана), бань, денежных обменных пунктов и т. п.

 

Рибат — изначально укреплённый загородный караван-сарай, предназначенный для укрытия караванов и охраны караванных путей, населялись мурабутами, людьми, давшими клятву сражаться против неверных. Позже рибаты сблизились по функциям с ханаками.

 

Хаммам – общественные бани (от араб. «хам» — «жарко»), аналог риских терм. Хаммам обогревался с помощью большого котла с водой. Пар, образованный от кипения воды, подавался через небольшие отверстия, находящиеся в стенах. Внутреннее убранство турецких бань всегда было роскошным. Турецкая баня всегда считалась на Востоке источником истинного наслаждения. Нередко под хаммамы перестраивались храмы других религий и кое-где уцелевшие римские термы.

 

И во дворцах, и в жилых домах основным компонентом являлся двор с окружающими его портиками. В пределах дворцовых участков дворов могло быть несколько, кроме того, существовали и сады. В обычном жилом доме городского типа бывал один двор. Преобладали плоские балочные перекрытия с плоскими крышами. Потолки бывали с неподшитыми балками или гладкие, покрывавшиеся орнаментальной сетчатой резьбой. Своды использовались в виде подпружных арок или в качестве перемычек дверных проемов.

Существенным элементом интерьера были машрабия — узорные решетки, закрывающие снаружи окна, балконы, либо используемые как ширмы или перегородки внутри здания. Решетки выполнялись из тонкого алебастра или дерева. Зарешеченные окна создавали в помещениях тонкий световой эффект. Решетка обеспечивает беспрепятственное проникновение во внутренние помещения потока свежего воздуха, и в то же время надежно защищает от палящих солнечных лучей, не мешая хорошему обзору окрестностей. Сами оконные проемы, одинарные или сдвоенные, в большинстве случаев перекрывались арочками и располагались преимущественно в верхней части стен.

Во дворцах мусульманских властителей было несколько дворов, к которым примыкали залы, галереи и жилые помещения. Дворцы располагались на участках, огражденных крепостными стенами. Помимо глухих наружных стен устраивался излом входного прохода, так что с наружной стороны внутренние помещения и двор совершенно не просматривались.

Жилые дома делились на мужскую и женскую половины — подворно и поэтажно. В случае двухэтажной структуры городского жилого дома, верхний этаж нередко выступал в сторону улицы и имел зарешеченные балкончики типа эркеров.

 

Мечеть Омейядов в Дамаске

Сооружена в 705—715 гг. путем перестройки большой христианской церкви Иоанна Крестителя, в свое время воздвигнутой на месте античного храма.

При строительстве были использованы архитектурные детали (в частности, коринфские капители колонн) от зданий ранневизантийского, а, возможно, даже римского времени. Однако план и внутреннее пространство византийской базилики получили совершенно новую трактовку. Михраб, устроенный в южной продольной стене, и ведущий к нему вновь сооруженный широкий и высокий трансепт, разрезавший все нефы посередине, совершенно изменили ориентировку здания. Продольные колоннады оказались расположенными поперек движения к михрабу. Нефы базилики путем перестановки колонн уравнялись по ширине, а северную продольную стену прорезала широкая открытая аркада, в результате чего пространство двора свободно перетекало в пространство молитвенного зала.

Двухъярусные аркады внутри подчеркивают большую высоту зала. Интерьер мечети имел богатое убранство: стены были покрыты инкрустацией из мрамора, полы застланы дорогими коврами. Но самым драгоценным украшением мечети были мозаики. Они изображали группы деревьев и пейзажи с разнообразными архитектурными постройками.

АРХИТЕКТУРА ЕГИПТА

 

В составе халифата Египет быстро приобрел большое экономическое и политическое значение, а в 9 в. фактически был уже самостоятельным государством. С середины 10 в. Египет стал центром могущественного государства Фатимидов. В 11 —12 вв. Египет вел обширную торговлю с Византией и Западной Европой; в руках египтян оказалась также транзитная торговля Средиземноморья со странами Индийского океана. Позднее, в 13 в., после разрушения монголами Багдада, главный город Египта — Каир претендовал на роль обшемусульманской столицы.

Каир — крупный торговый город средневековья — стал средоточием культуры, одним из крупнейших центров развития науки, литературы и искусства арабского мира.

Мечеть Ибн Тулуна в Каире

876-879 гг. Огромный квадратный двор размерами 92х92 м. окружен стрельчатой аркадой, имеющей в качестве опор прямоугольные столбы-пилоны с трехчетвертными колонками на углах. Широкие проходы между столбами объединяют зал перед михрабом и обходы с трех других сторон двора в единое пространственное целое. В ритме столбов и арок, охватывающих двор по периметру, выражена строгая тектоника архитектуры мечети, которой подчинены и декоративные мотивы.

Архивольты больших и малых арок, капители колонн и карнизы украшены резным по стуку стилизованным растительным узором. Софиты больших арок имеют более сложные орнаментальные композиции.

Снаружи мечеть Ибн Тулуна имеет характерные для раннесредневековых монументальных сооружений Ближнего Востока черты суровой крепостной архитектуры, но присутствует и декоративная обработка: верхнюю часть стен расчленяет своеобразный фриз из стрельчатых окон и арочек, контрастно выделенных светотенью.

В архитектурном облике мечети важную роль играет минарет, который возвышается рядом со зданием, между двойными стенами. Исследователи считают, что первоначально он имел вид ступенчатой круглой башни, снаружи которой спиралью шла лестница. Своим расположением и формой минарет сильно напоминает Мальвию большой мечети в Самарре. Устремленное вверх тело минарета было противопоставлено горизонтально растянутой аркаде двора.

В 1296 г. в центре двора мечети был воздвигнут купольный павильон над бассейном для омовения.

Мечеть аль-Азхар в Каире

970-972 гг. Здание имеет огромный внутренний двор, окруженный аркадой, которая опирается на стройные круглые колонны. В отличие от ранних мечетей колонный зал аль-Азхар прорезают Т-образный трансепт, выделяющий проход к михрабу, и неф, который примыкает к восточной стене. Купол венчает место их пересечения.

 

Co второй половины 13 по 15 столетие архитектура и искусство средневекового Египта прошли новый этап своего развития. В монументальном зодчестве можно найти черты, близкие архитектуре Передней Азии, Ирана и даже Западной Европы. На смену простому орнаментальному ритму аркад мечети пришли более сложные архитектурные композиции с величественными куполами, порталами и монолитами высоких стен. В архитектуре 13—15 вв. нет простоты и логичности раннеарабского зодчества. Эти качества сменились величием и торжественностью. Грандиозные по размерам архитектурные формы несут в себе эмоциональное содержание, рождающее ощущение огромной мощи и сверхъестественных сил.

Возник четырехайванный тип мечети. В основу этого типа зданий легли традиции ирано-сасанидского зодчества, но в архитектуре средневекового Египта четырехайванные постройки получили ярко выраженный местный облик, отличающий их от аналогичных сооружений Ирана и Средней Азии.

Во множестве строятся в 13—15 столетиях купольные мавзолеи над могилами правителей и почитаемых лиц; очень часто мавзолей возведен рядом с большой мечетью и образует с ней единую архитектурную композицию.

В Египте не получила распространения яркая полихромия, свойственная монументальному зодчеству в Иране и Средней Азии, но для архитектуры 13 —15 вв. характерно обогащение поверхности стен узорной кладкой из цветного камня, чаще всего красно-коричневого, серого и белого. Особенно широко применялся этот способ украшения внутри здания, для выделения стены с михрабом, обрамления дверей и окон. Использовался он и снаружи, чаще всего в виде горизонтальных цветных полос на фасадах зданий, а также для обрамления арок, оконных и дверных проемов.

Усыпальницы Мамлюков

15-16 вв. Расположены за городской чертой с восточной стороны Каира. Мавзолеи образуют целый город, тянущийся с севера на юг. По архитектурному решению гробницы однородны: каждая из них представляет квадратную в плане несколько вытянутую вверх постройку с куполом на тромпах. Снаружи ярусу тромпов соответствует четверик с наискось срезанными углами. Декоративная отделка состоит из лепных сталактитов внутри зданий и рельефной геометрической плетенки, покрывающей купола. Обилие окон и дверных проемов не делает, однако, эти постройки похожими на легкие павильоны; в их внешнем облике преобладают черты монументальности.

Среди построек следует выделить мемориальное сооружение султана Кайт-бая (1472 —1474). В последнем объединены в одно здание мечеть с высоким стройным минаретом, медресе и усыпальница, увенчанная куполом. Здание богато декорировано. Снаружи от цоколя и до самой крыши стены облицованы чередующимися горизонтальными полосами белого и красного камня. Арки портала, окон и лоджий также обрамлены кладкой из камней двух разных цветов, расположенной своеобразным клинчатым узором. Купол покрыт рельефным орнаментом, состоящим из переплетения девятиугольных звезд, розеток и других фигур. Сложный по рисунку рельефный геометрический узор, сталактитовые карнизы и декоративные полуколонки украшают и делают празднично нарядным стройный минарет мечети, расчлененный балкончиками на несколько ярусов.

Мечеть в Кордове

Здание было заложено в 785 г. и впоследствии неоднократно перестраивалось и расширялось. Наиболее важные достройки, придавшие мечети ее современный вид, относятся к 10 в. Кордовская мечеть — колонный тип мечети. Под двор отведена лишь небольшая часть огромной площади (180 х 130 м), занятой сооружением. Мечеть представляет колоссальный зал, в котором расположено свыше 600 колонн, образующих 19 нефов. Колонны, несущие двухъярусные аркады, поддерживающие перекрытия, равномерными рядами заполняют пространство интерьера; даже неф, ведущий к главному михрабу, лишь немногим шире остальных. Расположение колонн в Кордовской мечети не направляет движение молящихся к святилищу, скорее наоборот — посетитель, войдя под своды мечети, должен остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие от него во все стороны ряды колонн. В архитектуре здания, таким образом, нет центральной оси, что отразилось и на фасаде: стена, окружающая мечеть, имеет несколько одинаково оформленных входов — порталов.

Колонный зал Кордовской мечети справедливо сравнивают с густым, разросшимся лесом. Круглые, не имеющие баз, словно выросшие из пола, тела невысоких колонн из разноцветного мрамора, яшмы, порфира похожи на стволы деревьев, от которых, словно переплетенные между собой ветви, отходят в стороны подковообразные и полуциркульные арки. Пересечение множества колонн и двухъярусных арок, видимых в перспективе, и клинчатая кладка из белых и красных камней образуют богатый линиями и игрой светотени красочный узор, проникнутый сложным орнаментальным ритмом.

Часть мечети с михрабом выделена особыми, многолопастными арками, причем в верхнем ярусе арки причудливо переплетаются. Декоративность подобного мотива подчеркнута и тем, что каждая арка сложена из чередующихся по цвету клинчатых, покрытых резным орнаментом камней.

 

Расцвет Кордовского халифата, длившийся в течение столетия, сменяется в конце 10 в. экономическим и политическим упадком. Ослаблению халифата способствовало шедшее с севера наступление испанцев-христиан. В 11 в. борьба за освобождение страны (Реконкиста) достигла своего решающего этапа. В этот период быстро росло значение стран Магриба. Высадившиеся в Испании войска, энергично отразив натиск европейских рыцарей, подчинили себе владения испанских мусульман. В середине 12 в. новая волна кочевых племен Северной Африки обрушилась на Пиренейский полуостров.

Однако, несмотря на распад халифата, открывший длительную полосу войн и междоусобиц, культура Магриба и мусульманской Испании продолжала развиваться.

Магрибские минареты выполняли две функции: они были башнями, с которых мусульман оповещали о начале молитвы и одновременно смотровыми площадками, откуда можно было следить за передвижениями неприятеля на большом удалении. Кроме того, они были оснащены оборонительными деталями, позволяющими в случае нападения защищаться. Зубчатые парапеты, узкие прорезные окна и машикули позволяли лучнику занять удобную позицию. Как правило, минареты Магриба и Андалусии строились на прямоугольном основании.

Мечеть Кутубийя в Марракеше

12 в. В молитвенном зале мечети сто пятьдесят столбов образуют семнадцать продольных нефов, завершенных своего рода трансептом, идущим вдоль стены с михрабом. Массивные, несколько приземистые по пропорциям столбы несут высокие подковообразные преломленные в замке арки. В перспективе арки образуют анфиладу. Анфилады арок пересекают короткие продольные нефы, перекрытые плоским или двускатным деревянным потолком. Некоторые нефы завершаются небольшими куполками, возвышающимися над трансептом у михрабной стены. Наконец, сами столбы и арки, часто неодинаковые по форме, воспринимаются в разных ракурсах. Все это вносит в интерьер богатый и сложный ритм чередования архитектурных форм.

Снаружи мечеть представляет невысокий архитектурный блок, покрытый узкими двускатными черепичными крышами, возведенными над каждым из продольных нефов. Волнистую поверхность кровли оживляют небольшие павильоны, отмечающие пять куполов трансепта, а над всем зданием высится башня минарета. Строгая по форме монолитная призматическая башня имеет три яруса окон и декоративных арок и украшена сверху зубцами. Минарет венчает надстройка, несущая маленький купол.

Мечеть в Севилье

1171-1172 гг. До нашего времени сохранился минарет. В 15 столетии на ее месте был построен готический собор, а сам минарет, получивший позднее название Ла Хиральда, был в 16 в. украшен новым покрытием. Строителю минарета — арабскому мастеру Джеберу — удалось создать архитектурный образ, исполненный мощи и вместе с тем изящества. Ярко выражен массив гладких сложенных из кирпича стен. Лишь на значительной высоте мастер облегчает поверхность сооружения тщательно и тонко продуманной во всех деталях декоративной отделкой, ритм которой как бы усложняется от яруса к ярусу. Все элементы декора подчинены принципу строгой плоскостности. Так, слепые арки, по существу, поддерживающие только тонкую сетку резного орнамента, выделены небольшим углублением в толще стены. В целом убранство имеет вид узорчатой вставки в простои каменный массив. Характерно, что углы башни оставлены гладкими, они лишены украшений. Примененный здесь прием контраста гладкой поверхности стены и введенного в нее декоративного пятна — противопоставление, особенно выразительное при южном освещении, — был распространен в арабском искусстве и впоследствии оказал воздействие на развитие характерных особенностей испанской архитектуры.

 

В конце 13 в., после распада державы Альмохадов, в Марокко, Тунисе и Алжире образовались феодальные государства во главе с местными династиями. В этот период в странах Магриба продолжается значительный подъем экономики и культуры.

Архитектура стран Магриба в 13—15 вв. интересна не только большим числом построенных светских и культовых зданий, но и появлением тенденций, характеризующих новую стадию в развитии средневековой художественной культуры арабского запада. В зодчестве стало превалировать декоративное начало, отодвинувшее на второй план тектоническую ясность форм и конструкций здания. Произведение архитектуры в этот период не мыслилось без богатого, обычно многоцветного орнаментального убора. Тончайший арабесковый узор покрывает каждую архитектурную деталь здания, каждый участок поверхности стены. Орнамент, надписи, сталактитовые карнизы, своды, арки, образуя декоративно насыщенные динамичные композиции, лишь в общих своих контурах подчиненные основным линиям архитектуры здания, говорят об утонченной, изысканной роскоши. Интерьер, а иногда и фасады поражают тонкостью, изобилием, подчас кажущейся даже излишней щедростью орнаментально-декоративного убора.

Декоративный стиль нашел яркое выражение и в последних по времени архитектурных сооружениях мавританской Испании, где традиции мавританского зодчества породили стиль мудехар.

В течение 13-14 вв. в результате реконкисты испанцы оттеснили арабов в южную часть полуострова, к Гранаде. В этой области, отделенной от остальной территории горными хребтами, в 1238 г. образовался Гранадский эмират. Удачное местоположение малодоступной Гранады, а также умелая политика правителей помогли маленькому Эмирату просуществовать еще более двух столетий. Лишь в 1492 г. войска Кастилии и Арагона овладели этим последним оплотом арабов на Пиренейском полуострове.

Столица эмирата — Гранада расположена в предгорьях Сьерры-Невады, на склоне холмов, спускающихся в долину реки Хениль. Этот окруженный высокими стенами и башнями, украшенный великолепными дворцами и мечетями город с многочисленными библиотеками и учебными заведениями арабы называли земным раем, поэты воспевали его, как «светлую звезду неба». В 13-14 вв. Гранадский эмират был самым богатым государством в Испании. Вместе с тем это было время, когда крушение политического и экономического господства арабов на Пиренейском полуострове стало очевидным фактом. При всех признаках внешнего процветания, зазвучали мотивы пессимизма, обреченности, стремления отгородиться от окружающей жизни. Нарастали тенденции к особенной утонченности стиля, что наиболее ярко сказалось в главном архитектурном ансамбле Гранады — знаменитом дворце Альгамбра.

Дворец Альгамбра

13 - нач.15 вв. основная часть построек относится к 14 в. В ансамбль дворца входили помещения, павильоны и залы для парадных приемов, мечеть, многочисленные интимные апартаменты (гарем, баня и др.).

Художественный образ дворца в значительной мере построен на контрастах. Дворец расположен на высоком холме, господствующем над городом. Мощная крепостная стена красного цвета («ал-хамра» - араб. «красная») отделяет дворцовые постройки от внешнего мира.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 11965; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь