Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Взаимодействие права и политики / Взаимосвязь политики и права
В действительности взаимосвязь политики и права достаточно сложна, многопланова. Их оптимальное взаимовлияние и благотворно, и социально полезно. Позитивное право не существует там, где нет политики и самого главного политического института — государства. Как уже отмечалось, стратегический политический курс страны, поддержанный на выборах народом, становится концептуальной основой законотворческой деятельности. Государство юридически оформляет его, возводит в закон. Еще более значительна роль государства в деле реализации права, проведения его в жизнь. Ведь неработающее, нереализующееся право мертво. И тут во многом справедливо утверждение, что " право есть ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права" '. Правда, действие правовых норм нельзя сводить к государственному принуждению: на практике их реализация происходит, как правило, без обращения к государству. Активно развивающееся, к примеру, договорное право, основанное на согласии сторон, не сможет играть сколько-нибудь важной роли в обществе, если для исполнения каждого договора придется идти в суд. Государственное принуждение приводится в действие, когда субъекты права действуют противоправно. Словом, действенность, жизненность права состоит не столько в государственном принуждении, сколько в совпадении воль, интересов общества и государства и конкретных индивидов, вступающих в правовые отношения. Право, несомненно, имеет политическое содержание. Поэтому положение " Закон есть мера политическая, есть политика" в первой своей части соответствует действительности. Однако для отождествления закона и политики нет оснований. Политика может быть неправовой, авантюристической и т. д. Право воздействует на политику по различных направлениям. Прежде всего, посредством права конституционно закрепляется общественно-политический строй общества, определяется правовой статус (законодательные границы) всех структурных элементов политической системы. В результате воздействия права на политику все виды политической деятельности осуществляются как права и обязанности соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств. Право придает легитимность политической власти и политическим решениям, обеспечивает органам власти поддержку населения даже в случаях принятия ими непопулярных решений. В правовую форму облекаются отношения по поводу государственной власти, взаимоотношения между государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и гражданами, взаимосвязи с другими государствами. Основные направления государственной политики также опосредованы правом. Право делает политику более эффективной, гуманной и социально ориентированной.
Политика и экономика Слово " экономика" греческого происхождения и буквально означает искусство ведения домашнего хозяйства. В данном же случае под экономикой следует понимать определенную социальную сферу, а именно - диалектическое сочетание социальных отношений и социальной деятельности, связанных с производством, обменом и распределением материальных благ. Определяющую роль в сфере экономики играют отношения собственности. В марксистской теории соотношение права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса - экономической структуры общества (" экономического строя" ), которая складывается независимо от воли и сознания людей, и надстройки - идеологических отношений и институтов, которые не могут возникнуть без опосредования общественным сознанием. Экономика как явление базисного порядка имеет определяющее значение по отношению к праву как к части надстройки. Базис общества, во-первых, обусловливает необходимость правового регулирования в целом, то есть существование права как такового, во-вторых, определяет тот или иной тип права, а также, в-третьих, определяет конкретные черты права той или иной страны в данный исторический период. Маркс отмечал, что " право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества". В то же время Маркс и Энгельс не рассматривали определяющее значение экономики по отношению к праву прямолинейно, не упрощали его: учитывалось влияние на право других факторов, других частей надстройки (" культурного развития общества" ) и подчеркивалось, что базис оказывает влияние на право лишь в конечном счете. В теории марксизма указывается на относительную самостоятельность права по отношению к базису, которая проявляется, прежде всего, в возможности обратного воздействия права на экономику. Так, Энгельс в одном из писем к Конраду Шмидту писал о том, что право может как способствовать экономическому развитию, так и тормозить его. Разработанные Марксом и Энгельсом теоретические положения о закономерностях связи экономики и права, в принципе, достоверны. Однако в дальнейшем обратное влияние права на экономику было сильно преувеличено в теории и практике " социалистического строительства". Это было обусловлено тем, что главным собственником в социалистическом обществе было государство, которое планы своей экономической деятельности объявляло юридическим законом, а необходимость достижения тех или иных результатов в экономике формулировало как юридические требования. Оценку связей права и экономики следует проводить как с учетом необходимости государственно-правового регулирования экономических процессов, так и с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере. Теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей. Экономическую и личную свободу индивида считали главным Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк, хотя и понимали, что она в конечном счете порождает неравенство. Приоритет же равенства перед индивидуальной свободой отстаивал Жан-Жак Руссо. В современный период концепцию невмешательства государства и права в экономику обосновывают сторонники либеральной школы (Ф. Хайек и др.). Вместе с тем и они отмечают, что государство не должно бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности граждан и развития их индивидуальных способностей. В современном мире через идею социального государства находится баланс в соотношении между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономики (особенно в сфере распределительных отношений). Важное значение правовое регулирование экономики имеет для такого переходного периода, в котором оказалась Россия. В условиях рыночной экономики и перехода к рынку отмечают следующие направления использования правовой формы (проф. В.В. Лазарев): а) определение целей экономического развития; Таким образом, соотношение и взаимосвязи права и экономики определяются необходимостью: а) создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики; Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 8) в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные форма собственности.
Право и культура Вопросы соотношения права, т. е. законности и культуры актуальны сегодня как никогда. Законность есть зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Данный принцип означает обусловленность законности знанием законов, необходимым уровнем правосознания, правовой образованности, воспитанности, правовой культуры. Правовое воспитание - это система мер формирующая установку уважения права и цивилизованных способов решения споров. Правосознание - это совокупность правовых представлений, взглядов, идей, и чувств, эмоций, выражающих оценочное психологическое отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни. Экономика, право и культура – это три своеобразных кита, на которых держится современное общество и государство. И особенно на уроках истории, обществознания, права ученикам нужно прививать понимание, что человечество на протяжении всей своей долгой и трудной истории стремилось к сохранению и упрочению общественного порядка. Разные эпохи выдвигали в качестве «движителя» культуры разные общественные явления – мифологию, технологию, философию, религию и т. п. Таким образом, культура всегда отождествлялась с разнообразными сферами жизнедеятельности общества, к которым относится и право. Культура определяет систему ценностей, норм и убеждений членов общества. Среди нормативной системы общества важное место в социальной регуляции занимают правовые нормы и идеалы, отражающие специфику правовой культуры цивилизаций разных исторических эпох. Правовая культура принадлежит к духовной культуре общества. Она складывается из ряда взаимосвязанных элементов, таких как осознание необходимости строгого выполнения требований законности; вера в право; глубина юридического образования и юридического мышления; состояние законодательства, степень воплощенности в нем общечеловеческих начал. Одно из важнейших проявлений культуры общества – это состояние законности, уважение законодателя к издаваемым им самим нормам, качество работы суда, прокуратуры и других юридически органов. Листая страницы истории права, мы познаем особое явление – правовую культуру общества в историко-хронологической последовательности. Правовая культура представляет собой социальный механизм для накопления, хранения и передачи социально значимой правовой информации. «Право в своих истоках частью было тесно связано с религией, частью было правом-обычаем. Право было волей божества, которая часто проявлялась через вождя, являющимся также и священником, посредником между племенем и божеством. Справедливое решение и справедливый человек находятся в соответствии с Божьим законом. Как минимум такой же сильной является связь права с традициями и обычаями (А.В. Ильин, С.А. Морозова «Из истории права», с. 43)». Если обратиться к практике, то хорошо видно, что наибольшая часть и морального, и правового сознания людей установилась в связи с унаследованными от предков традициями и обычаями. Поэтому сталкиваешься в иными нормами права и морали, когда выезжаешь в другую страну. Однако наступил момент, когда люди начали искать более солидное основание для права, чем эти настолько отличающиеся друг от друга религиозные или традиционные предписания. Искали «идеальную» основу. Древнегреческий ученый Платон проиллюстрировал эту тенденцию. Согласно его мнению, есть некая метафизическая действительность – идеал, идея. Право – нечто вечное и неизменное. Только размышляя, человек доходит до признания этой правовой идеи, и только тот, кто таким образом дошел до ее признания, в состоянии поступить согласно идее. Поэтому справедливым считается такой поступок, который совпадает с идеей, с идеалом – сказали бы мы сегодня. Идеал вечен, возвышен, непостижим, и лучшее в человеке – его стремление воплотить этот идеал настолько, насколько это возможно в земных условиях. Идеал обязывает человека, земное законодательство и осуществление права берут свои образы в вечном мире идей. В известном хвалебном гимне Софокла, гимне силе и уму человека, рассказывается, как человек подчинил себе землю и море, и весь животный мир. Достигнув так многого, он построил настоящее общество: мысль оградила страну законом. Величие человека в том, что он знает то, что не знают звери – что есть разница между законом и насилием, между правом и произволом… «Таким образом, ценность права выражается в тех характеристиках, которые раскрывают место и значение права в жизни общества, в различных правовых ценностях. Правовые ценности – это конкретные социально-правовые явления, правовые средства и механизмы. К ним относятся безопасность человека в конфликтных ситуациях, определенность и гарантированность прав, обеспечение истины, правды при решении юридических вопросов; это цивильные институты собственности, сделок, разнообразных договорных обязательств, которые обеспечивают приоритетную юридическую значимость индивидуальной воли (А.В. Ильин, С.А. Морозова «Из истории права», с 57)». Теснейшую связь права и культуры можно рассмотреть на примере правовой практики Древней Индии. Зародившееся в начале первого тысячелетия до н. э. индусское право представляет оригинальную систему юридических норм и институтов, которые развивались без тесных связей и зависимости от правовых систем других стран, что свидетельствует о высоком уровне правовой культуры древнеиндийского общества. Индусское право – одна из древнейших правовых систем в истории человечества. Первый этап его существования называют ведической эпохой. В священных книгах глубокой древности (Ведах) было заключено божественное предписание для правоверных индусов. Хотя сами Веды – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа – практически не содержат юридических норм, они являются идейной основой индусского права. Собственно правовые нормы нашли закрепление в особых сборниках, комментирующих веды – Дхармасутрах (дхарма – «справедливость», сутра – «нить»). Наиболее авторитетным считался дхармшастра «Законы Ману». Этот сборник состоит из нескольких тысяч двустиший – шлок, из которых лишь незначительная часть содержит юридические правила. Ведь Древняя Индия не знала общегосударственных сборников законов, и рекомендации шастр опирались на авторитет религии (вед) и юридические обычаи. Важнейшая особенность права Древней Индии заключалась в том, что оно выросло непосредственно из религиозных предписаний, а священные книги веды занимали краеугольное положение в системе источников индусского права. Изначально юридическим правилам придавалось религиозное обоснование и обеспечение. Связь религии и правосознания у древних индийцев была настолько тесной, что во многих случаях эффективное действие правовых норм не требовало государственного принуждения. Примечательно, что религиозное наказание (епитимья) могло заменить любое светское наказание. Царь отказывался от своего права наказать преступника, если было дано согласие исполнят епитимью, наложенную брахманами. Духовная кара назначалась за самые различные проступки: от нарушения обрядности до совершения преступлений, в том числе и при отсутствии умысла. «В Древней Индии творцами правовых норм были жрецы-брахманы, которые не только толковали священные книги, но также записывали в шастрах юридические обычаи и некоторые установления государственной власти. В результате по мере укрепления государства происходила секуляризация права, он принимало более светский облик, а с другой стороны, расширялась сфера общественных отношений, регулируемых не морально-религиозными нормами, а правом (Законы Ману. М, 1992 Глава 7. Обязанности царя.)». Источником права в Древней Индии также признавался обычай. В текстах содержатся правила «процентных займов», «применяемых по всей земле», допуская иные правила исполнения долговых обязательств там, где они «опираются на местные обычаи» … Обычай обозначался словами, означающими общественно полезное поведение, поступки добродетельных и благоразумных людей. Поскольку индусское право теоретически относится к неизменяемым правовым системам (ведь люди не могут переиначивать установления богов), то его приспособление к изменяющимся общественным потребностям шло обходным путем – посредством широкого включения обычных норм. Таким образом, старейший из известных нам источников права оказался в парадоксальной роли модернизатора, обновителя древнеиндийского писаного права. Соотношение различных источников права Древней Индии при практическом использовании их норм в суде емко описывает политико-правовой трактат IIIв. до н. э. Извлечения: Артхашастра, или Наука политики Всякое спорное судебное дело решается на четырех основах, которые суть: 1) закон (то есть дхармашастры); 2) судебное разбирательство; 3) обычаи и 4) правительственное распоряжение. И них последнему отдается преимущество перед другими. Закон основывается на истине, судебное разбирательство – на показаниях свидетелей, обычаи – на соглашении народа. Правительственное же распоряжение является приказом, издаваемым властями. (…) В том случае, если обычай или закон противоречил приказу, решение принималось в соответствии с волей правителя. Особая роль правильной государственной идеи вообще весьма занимала умы древних индийских монархов. Этой идее был посвящен специальный трактат «Артхашастра», приписываемый советнику первого из Маурьев Каутилье (III в. до н. э.). Государь должен быть деятельным, внимательным к делам, заботящимся о счастье подданных – перечислялись в трактате обязанности царя. («Польза для царя не то, что ему приятно, но что приятно подданным».) (О.А. Омельченко «Всеобщая история государства и права», т. 1, с. 33) Законы Ману дают общее представление об уголовном процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, и процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн (Законы Ману. М., 1992). И в заключение следует сказать, что право представляет собой пестрое, многомерное нормативное образование. Дать единое определение права чрезвычайно трудно. Однако, если исходить из идеи гуманистической ценности правового порядка, то можно определить право следующим образом: право есть система санкционированных государством общеобязательных норм, обеспечивающих совместное гражданско-политическое существование людей на началах личной свободы при минимуме карательного насилия. Право – это всегда антипод беспорядка, произвола, насилия, унижения человеческого достоинства. Каждая историческая эпоха имела собственное представление о том, где находится та граница, за которой начинается произвол и насилие. Эти представления не всегда совпадают с современными. Тем не менее социальная ценность права состоит прежде всего в том, что право является показателем уровня развития цивилизации и культуры данного общества, особым видом социального регулирования. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 2434; Нарушение авторского права страницы