Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема № 4. « Брачно –семейные правоотношения ».
ПЛАН 1. Родство и семья. 2. Брак. 3. Имущественные и неимущественные отношения между супругами. Родство и семья В римском частном праве институт, регулирующий семейные отношении, имел ту особенность, что распространился только на римских граждан. В современном понимании родство — это кровная связь между людьми, с наличием которой чакон связывает определенные правовые последствия. Римское право различало два вида родства: • агнатическое родство; • когнатическое (кровное) родство. Агнатическое родство охватывало всех лиц, принадлежащих к одной семье, и поэтому родственниками считались все, кто находился под властью главы этой семьи (домовладыки). " Агнатами называются те, кто связан законным родством. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола" (Гай Инст.3.10). Агнатическое родство основано на единстве семьи: домовладыка возглавляет семью и все, кто в нес входит, юридически являются родственниками. Со временем власть домовладыки перестала быть безграничной, что привело к известной самостоятельности других членов семьи. В связи с этим значение агнатического родства со временем (в период Республики) уменьшается, а увеличивается значение когнатического родства. " Между агнатами и когнатами, следовательно, такое различие, как между родом и видом, ибо тог. кто является агнатом, является и когнатом; однако не всегда тот, кто является когнатом, является агнатом: ведь одно основание цивильное, другое природное" (Д.38. 10.10.4.2). Так жена сына состояла с домовладыкой в агнатическом родстве, однако не была когнаткой. Естественное (кровное) или когнатическое родство следует из общности крови, но зависит от характера брачной связи: законный брак имел следствием отеческую власть над детьми, натуральный брак — без этого следствия; конкубинат (постоянное сожительство) — жена и дети не входят в фамилию мужа. Родство по нисходяшей и восходящей линиям противопоставляется родству по боковым линиям (от общего предка). Родственники по боковым линиям могут быть полнородными и неполнородными (общие отец пли мать). От родства следует отличать свойство. Свойство — это отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов. Близость родства определялась правилом: " Два лица находятся в той степени родства, которая равна числу рождений, установивших между ними родственную связь". Семейные отношения характеризуются в первую очередь патриархальностью, то есть неограниченной властью отца (домовладыки). Поэтому, хотя сын и обладал всеми публичными (политическими) правами, однако в семье он был всецело подчинен отцу. В связи с этим имущественная правоспособность наступала для римского гражданина часто много позже политической — только после смерти отца. Существовала лишь одна возможность для сына освободиться от власти отца до его смерти — эмансипация. Эмансипация осуществлялась путем обряда, заключающего в себе троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился свободным, однако одновременно с этим он первоначально терял и право на наследство отца. Отцовская власть возникала с момента рождения сына или дочери, а также путем узаконения либо усыновления. Таковая могла возникнуть также в случае женитьбы сына. При определенных обстоятельствах жена становилась подвластной своему мужу или, если он сам был подвластным, — домовладыке. Узаконение — это признание законными детей, рожденных вне брака (в результате конкубината - сожительства). Узаконение могло быть совершено путем: • последующего вступления в брак родителей внебрачного ребенка; • получения специального императорского рескрипта; • зачисления сына в члены муниципального сената, а дочери - путем выдачи замуж за члена этого сената. Усыновление устанавливалось над совершенно посторонним для усыновителя лицом. Если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью, то на это требовалось получение императорского рескрипта, а если усыновляемый находился под отцовской властью, то на усыновление необходимо было согласие домовладыки усыновляемого, что фиксировалось в судебном протоколе. Усыновитель должен был быть старше усыновляемого не менее чем на 18 лет. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, однако управлять и распоряжаться им мог только домовладыка. Поэтому, хотя сын и имел право самостоятельно совершать имущественные сделки, однако все полученное им по этим сделкам автоматически шло в распоряжение отца. При этом сам домовладыка не становился обязанным по сделкам своего сына, кроме случаев причинения сыном вреда. С развитием торговли и делового оборота имущественная правоспособность членов семьи домовладыки (прежде всего сыновей) значительно расширилась: подвластные стали обладать собственным имуществом (пекулий), получили в ряде случаев (например при наследовании) защиту претора; облегчается освобождение сына из-под власти отца (например в случае получения подвластным ряда почетных званий). Брак " Брак — это союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права" (Д.23.2.1). " Союз мужа и жены, основанный на совместной жизни" (Инст.1.9.1). В таком понимании брака являются преобладающими нравственный долг и совместное проживание. Римское право различало два вида брака: Ø брак с властью мужа (cum manu mariti); Ø брак без власти мужа (sine manu). Брак " сине ману" следовало возобновлять ежегодно. Если жена в течение года прожила в доме мужа, то она автоматически попадала пол власть мужа. Полому, чтобы избежать этого, она должна была не менее трех ночей в голу проводить вне дома -давность таким образом прерывалась. Виды брака различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т. л.), так и по существу (разный объем правоспособности жены). От брака " сине чану" следует отличать конкубинат. Конкубинат в Древнем Риме — это дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины. В отличие от конкубината, брак заключался с намерением создать семью и воспитать детей. Римское право предусматривало определенные условия для вступления в брак. Одни из этих условий были обязательны для всех лиц, вступающих в брак, другие условия применялись только к определенным группам граждан. Условиями для вступления в брак были: • согласие лиц, вступающих в брак, а также согласие домовладыки жениха и домовладыки ненесты, если они были подвластными лицами. Если домовладыка безосновательно отказывал в браке, то его можно было принудить через магистрат; • достижение брачного возраста: для мужчин — 14 лет, а дли женщин - 12 лет; • вступавшие в брак не должны состоять в другом непрекращенном браке; • каждый из врачующихся должен иметь право вступать в законный брак (поэтому, например, римлянин не мог заключить брак с чужеземкой). В дальнейшем, когда права римского гражданства были предоставлены и чужеземцам, данное условие отпало. Не допускались браки вольноотпущенников с лицами сенаторского сословия; • лица, вступавшие в брак, не должны были состоять между собой в родстве или свойстве. Препятствием было как агнатическое, так и когнатическое родство. • запрещались также браки между опекуном и подопечной, между правителем провинции и жительницами той провинции, а также между виновным в прелюбодеянии и его соучастником. Заключению брака часто предшествовало обручение. Сначала оно производилось домовладыками, затем в нем стали участвовать лично жених и невеста. В классическую эпоху для заключения брака не требовалось каких-либо формальностей — он заключался простым соглашением. По при этом, если присутствовала сословная разница, составлялся договор. Существовало три способа заключения брака: Ø Торжественный религиозный ритуал при участии жрецов и 10 свидетелей, сопровождаемый жертвоприношением (в древнейшее время). Такой способ заключения брака был привилегией патрициев и назывался " конференцией"; Ø мнимая покупка мужем своей будущей жены у ее отца по правилом, установленным для приобретения ценных вещей (" манципация невесты" ). Этот способ заключения брака считается плебейским. Данный способ называется " коемпция" и в I в. н. э. превращается в фикцию и затем исчезает; Ø брак " сине ману", то есть без власти мужа, заключался без всяких формальностей. Данный вил брака развился из древней формы заключения брака под названием узус. Он состоял в применении к области брачных отношений давностных сроков. Брак прекращался со смертью супруга, разводом или утратой свободы одним из супругов. В классическую эпоху развод был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению о расторжении брака. Судебных формальностей расторжение брака не требовало, однако объявление о разводе было необходимо. Это привело к тому, что браки очень часто стали распадаться. В связи с этим в эпоху Империи был принят ряд законов, направленных на предотвращение разводов ч укрепление семьи. Так, одностороннее заявление о расторжении брака допускалось только в том случае, если оно было обоснованным (например неверность супруга, неспособность к семейной жизни, насилие супруга и т. д.). Кроме того, закон обязывал состоять в браке мужчин в возрасте от 25 до 60 лет, а женщин — с 20 до 50 лет. Те, кто не выполнял данные требования, лишались возможности быть наследниками по завещанию. Был введен особый налог на безбрачие и т. д. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы