Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция № 2. Возникновение государства и права
Лекция № 2. Возникновение государства и права Вопросы к учебному занятию:
Актуальность темы: Происхождение государства – это длительный, сложный, многоплановый и многоаспектный путь. До возникновения государственной организации общества человечество прошло длительный период развития, именуемый первобытно-общинным строем. Первобытно-общинный строй – исторически первая, целостная формация. Будучи самой продолжительной, не имела развитых социальных предпосылок для своего возникновения. Становление первобытно-общинного строя означает прежде всего возникновение и развитие новых социальных отношений. В соответствии с этим, важным является характеристика первобытно-общинного строя. Первобытное общество и догосударственные формы социального управления История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй, явившийся исходным и закономерным этапом развития человечества, охватывает огромный отрезок времени, насчитывающий свыше 2 млн. Первые цивилизации (когда можно было уже говорить о существовании государства и права) появились всего несколько тысячелетий назад. Мы будем говорить о сравнительно развитых социальных (общественных) структурах первобытного общества. Для понимания социальных и экономических предпосылок возникновения государства и права принципиальное значение имеет выделение в первобытном обществе двух основных стадий: присваивающее хозяйство (возникновение семьи, рода, родовой общины) и вторая стадия – производящее хозяйство (эпоха неолита – неолитическая революция) – образование племени. Третья стадия – возникновение межобщинных (образование племенных союзов) и надобщинных (авторитет власти). Четвертая стадия - образование протогосударств. Стадия присваивающего хозяйства. - люди использовали простейшие орудия и существовали за счет присвоения готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыбалка) - вели бродячий образ жизни - для более успешного добывания пищи объединялись в группы под предводительством вожаков (первобытное стадо или праобщина ), но они имели равный статус внутри стада - уровень развития культуры, общественных отношений был низким, отношения носили эгалитарный характер – уравнительный (равное распределение между собой продовольственных ресурсов) - в основе таких групп лежал взаимный обмен – реципрокный – женами, пищей, орудиями труда Стадия производящего хозяйства. - стадо разбивается на определенные ячейки – семьи (муж, жена, дети), происходит введение экзогамии – запрещение брачных связей внутри кровнородственных объединений; - появление семейных групп, которые входят в состав рода – общность семей по кровному родству, общности имущества и труда. Каждый род выступал в качестве отдельной хозяйственной единицы - роды в свою очередь образовывали более крупные объединения – родовые общины. Такая система называлась родовым строем - в основе родового строя лежали родственные отношения - происходит постепенный переход от присваивающего хозяйства к производящему (неолитическая революция) - производящее хозяйство привело к оседлому образу жизни и установлению контроля семейно-клановых групп (родовых общин) над определенной территорией и религиозными верованиями - распределение добычи и товаров производства уже осуществлялось с учетом ролевых функций (какая роль кому принадлежит, по принципу пола, возраста и т.д.) - большую роль в родовой общине приобретает вождь – лидер – имеющий в родовой общине уважение, почет, мудрость, опыт. Главной функцией его стала властно-управленческая деятельность и охрана общины и территории от врагов. Он уже выделяется из группы: весомая поддержка членов общины, которые за предоставленные вождем услуги признавали его авторитет и власть. Эта власть выступала как догосударственная (потестарная). Но власть выборная – плохо справлялся с делами общины, мог быть смещен с должности - территориальная община и внутриобщинные семейно-клановые группы живут по особым правилам поведения, обязательных для всех членов общины – обычаям. Образование межобщинных (племя, племенные союзы) и надобщинных (власть) структур - разделение труда на земледелие, скотоводство, ремесло. Такая производительность обусловила появление излишков в родовых общинах. Излишки реализовывались первоначально внутри родовой общины, путем взаимного обмена. Но потом перешли в сферу межобщинных связей (создание племен, племенных союзов), приобретая характер товара, - рост излишков в родовом обществе привел к накоплению богатства, что стало предпосылкой появления имущественного неравенства как между отдельными семьями, так и между родовыми общинами - большей привилегией обладал вождь - как социальные привилегии (авторитет, поклонение), так и имущественные (богатство). Но должность вождя еще была выборной. - увеличение обязанностей вождя – организация общественных работ, перераспределение земельных участков, поддержание отношений с соседями, а также перераспределение прибавочного продукта, который добывался и производился не лидером лично (как это было еще при родовом строе), а усилиями всей группы - власть авторитета (существовавшая в родовом строе, где лидер имел уважение за счет исключительно только своих личных качеств) перерастает в авторитет власти (авторитет уже зависит от занимаемой должности – мы можем не уважать человека по его личным качествам, но будем подчинять ему) – это надобщинная связь - образование надобщинной структуры: складываются органы племенного самоуправления (племенной совет, совет старейшин), в который входили вожди (старейшины) составляющих племя родов; члены племенных советов и вождь племени избирались соплеменниками и могли быть ими смещены; члены племени имели право выступить на заседании совета и высказать свое мнение по поводу решений или действий вождя; распределительные отношения регулировались членами племени, а не племенными вождями. Образование протогосударств - наряду с другими видами общественного разделения труда (отделение скотоводства от земледелия, появления ремесла) происходит выделение управленческой деятельности, которая постепенно превращается в профессиональную. Люди делятся на две неравные категории – управляемые и управляющие – такое разделение является последней ступенью в создании раннего государства. Управленческие посты для верхушки власти дают определенные материальные выгоды, а также дают возможность навязывать свою волю коллективу - не желая расставаться с властью и привилегиями, верхушка власти закрепляет власть за своими семьями и кланами (выборность, которая была раньше, сходит на нет) – власть переходит по наследствую - организационная деятельность верхушки приобретала политическую окраску, а управленцы (вождь, помощники вождя) в государственную верхушку. - появление жрецов – особая каста, им покланялись и боялись, определяли, что власть дана от Бога свыше (а не путем выборов, как это было раньше) Протогосударства представляют собой прототипы государства как такового и постепенно превращаются в так называемые ранние (варварские) государства. Если протогосударство целиком опирается на общинно-клановые структуры и получает от них необходимую материальную, военную, духовную поддержку, то раннее государство, хотя и складывается в рамках сохраняющейся общинно-родовой системы, но опирается уже главным образом на дружину, на формирующуюся дворцовую и жреческую элиту. Социальные нормы первобытного общества складывались естественно-историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека. Источники древнего права Что такое источник? Это начало чего-либо. Источник права – это начало, из чего рождается право, способ возникновения права. 1) Обычай. Устная форма, при несоблюдении обычая лишь общественное порицание. Принудить исполнять в обязательном порядке обычай нельзя (все зависит от моральных и духовных ценностей самого человека. 2) Но если обычай санкционируется государством, т.е. государство облекает обычай в письменную форму, определяет обычай как общеобязательное правило поведения для всех живущих на данной территории этого государства, то такой обычай становится правовым обычаем (или обычным правом ). То в отличие от простого обычая за несоблюдение правового обычая человек может понести ответственность, а также государство может принудить человека исполнять нормы обычного права. 3) С возникновением крупных государственных образований обычаи и обычное право постепенно вытесняются следующим источником права – законом. Это нормативно-правовой акт имеющий высшую юридическую силу, который принимается только высшим законодательным органом власти, отражает волю и интересы всего общества и изменить или дополнить закон можно только в особом, предусмотренном государством специальном порядке. 4) Судебный прецедент – решение судебного органа по конкретному делу, которое впоследствии рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел (известен еще с Древнего Рима). Эдикты – решения по конкретным вопросам таких органов государственной власти как преторов. Лекция № 2. Возникновение государства и права Вопросы к учебному занятию:
Актуальность темы: Происхождение государства – это длительный, сложный, многоплановый и многоаспектный путь. До возникновения государственной организации общества человечество прошло длительный период развития, именуемый первобытно-общинным строем. Первобытно-общинный строй – исторически первая, целостная формация. Будучи самой продолжительной, не имела развитых социальных предпосылок для своего возникновения. Становление первобытно-общинного строя означает прежде всего возникновение и развитие новых социальных отношений. В соответствии с этим, важным является характеристика первобытно-общинного строя. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы