Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Модульная структура программных продуктов
Принципы модульного программирования программных продуктов во многом сходны с принципами нисходящего проектирования. Сначала определяются состав и подчиненность функций, а затем – набор программных модулей, реализующих эти функции. Однотипные функции реализуются одними и теми же модулями. Функция верхнего уровня обеспечивается главным модулем; он управляет выполнением нижестоящих функций, которым соответствуют подчиненные модули. При определении набора модулей, реализующих функции конкретного алгоритма, необходимо учитывать следующее: каждый модуль вызывается на выполнение вышестоящим модулем и, закончив работу, возвращает управление вызвавшему его модулю; принятие основных решений в алгоритме выносится на максимально " высокий" по иерархии уровень; для использования одной и той же функции в разных местах алгоритма создается один модуль, который вызывается на выполнение по мере необходимости. В результате дальнейшей детализации алгоритма создается функционально-модульная схема (ФМС) алгоритма приложения, которая является основой для программирования (рис. 18.3).
Рис. 18.3. Функционально-модульная структура приложения Пример 18.5. Некоторые функции могут выполняться с помощью одного и того же программного модуля (например, функции Ф1 и Ф2). Функция Ф3 реализуется в виде последовательности выполнения программных модулей. Функция Фm реализуется с помощью иерархии связанных модулей. Модуль n управляет выбором на выполнение подчиненных модулей. Функция Фх реализуется одним программным модулем.
Состав и вид программных модулей, их назначение и характер использования в программе в значительной степени определяются инструментальными средствами. Например, применительно к средствам СУБД отдельными модулями могут быть: экранные формы ввода и/или редактирования информации базы данных; отчеты генератора отчетов; макросы; стандартные процедуры обработки информации; меню, обеспечивающее выбор функции обработки и др. Алгоритмы большой сложности обычно представляются с помощью схем двух видов: обобщенной схемы алгоритма – раскрывает общий принцип функционирования алгоритма и основные логические связи между отдельными модулями на уровне обработки информации (ввод и редактирование данных, вычисления, печать результатов и т.п.); детальной схемы алгоритма – представляет содержание каждого элемента обобщенной схемы с использованием управляющих структур в блок-схемах алгоритма, псевдокода либо алгоритмических языков высокого уровня. Наиболее часто детально проработанные алгоритмы изображаются в виде блок-схем согласно требованиям структурного программирования; при их разработке используются условные обозначения согласно ГОСТ 19.003-80 ЕСПД (Единая система программной документации). Обозначения условные графические, ГОСТ 19.002-80 ЕСПД. Схемы алгоритмов и программ. Правила обозначения. СТРУКТУРНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ Структурное программирование основано на модульной структуре программного продукта и типовых управляющих структурах алгоритмов обработки данных различных программных модулей (рис. 18.4). Рис. 18.4. Блок-схема алгоритма поиска в базе данных
В любой типовой структуре блок, кроме условного, имеет только один вход и выход, безусловный переход на блок с нарушением иерархии запрещен (оператор типа GoTo в структурном программировании не используется). Виды основных управляющих структур алгоритма приведены в табл. 18.1. Пример 18.6. Алгоритм поиска в базе данных сведений о максимальном окладе сотрудников (рис. 18.4).
Таблица 18.1. Управляющие структуры алгоритмов
ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Основные понятия объектно-ориентированного проектирования Методика объектно-ориентированного проектирования ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Метод объектно-ориентированного проектирования основывается на: модели построения системы как совокупности объектов абстрактного типа данных; модульной структуре программ; нисходящем проектировании, используемом при выделении объектов. Объектно-ориентированный подход использует следующие базовые понятия: объект; свойство объекта; метод обработки; событие; класс объектов. Объект – совокупность свойств (параметров) определенных сущностей и методов их обработки (программных средств).
Объект содержит инструкции (программный код), определяющие действия, которые может выполнять объект, и обрабатываемые данные. Свойство – характеристика объекта, его параметр. Все объекты наделены определенными свойствами, которые в совокупности выделяют объект из множества других объектов.
Объект обладает качественной определенностью, что позволяет выделить его из множества других объектов и обусловливает независимость создания и обработки от других объектов. Например, объект можно представить перечислением присущих ему свойств:
ОБЪЕКТ_А (свойство-1, свойство-2,...., свойство-k).
Свойства объектов различных классов могут " пересекаться", т.е. возможны объекты, обладающие одинаковыми свойствами:
ОБЪЕКТ_В (...свойство-n, свойство-m,...свойство-r,...) ОБЪЕКТ_С (...свойство-n,....., свойство-r,...).
Одним из свойств объекта являются метод его обработки. Метод – программа действий над объектом или его свойствами.
Метод рассматривается как программный код, связанный с определенным объектом; осуществляет преобразование свойств, изменяет поведение объекта. Объект может обладать набором заранее определенных встроенных методов обработки, либо созданных пользователем или заимствованных в стандартных библиотеках, которые выполняются при наступлении заранее определенных событий, например, однократное нажатие левой кнопки мыши, вход в поле ввода, выход из поля ввода, нажатие определенной клавиши и т.п. По мере развития систем обработки данных создаются стандартные библиотеки методов, в состав которых включаются типизированные методы обработки объектов определенного класса (аналог – стандартные подпрограммы обработки данных при структурном подходе), которые можно заимствовать для различных объектов. Событие – изменение состояния объекта. Внешние события генерируются пользователем (например, клавиатурный ввод или нажатие кнопки мыши, выбор пункта меню, запуск макроса); внутренние события генерируются системой. Объекты могут объединяться в классы ( группы или наборы – в различных программных системах возможна другая терминология). Класс – совокупность объектов, характеризующихся общностью применяемых методов обработки или свойств.
Один объект может выступать объединением вложенных в него по иерархии других объектов. Схематично связь основных понятий объектно-ориентированного программирования представим следующим образом (рис. 18.5).
Рис. 18.5. Соотношение основных понятий объектно-ориентированного подхода
В объектно-ориентированном программировании используется следующий формат записи работы с объектами:
ОБЪЕКТ. МЕТОД ОБЪЕКТ.СВОЙСТВО.МЕТОД
Программный продукт, созданный с помощью инструментальных средств объектно-ориентированного программирования, содержит объекты с их характерными свойствами, для которых разработан графический интерфейс пользователя. Как правило, работа с программным продуктом осуществляется с помощью экранной формы, с объектами управления, которые содержат методы обработки, вызываемые при наступлении определённых событий. Экранные формы также используются для выполнения заданий и перехода от одного компонента программного продукта к другому. Каждый объект управления обладает определенными свойствами, значения которых могут изменяться. Для объектов управления уточняется перечень событий и создаются пользовательские методы обработки – программный код на языке программирования в виде событийных процедур. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1001; Нарушение авторского права страницы