Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Классическое Средневековье (XI-XV вв.)
На втором этапе развития феодализма завершается процесс формирования феодальных отношений и все структуры феодального общества достигают наиболее полного расцвета. Создание централизованных государств. Государственное управление. В это время укрепляется централизованная власть в большинстве западноевропейский стран, начинают образовываться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Германия) и др. Крупные феодалы все в большей степени зависят от короля. Однако власть короля по-прежнему не является подлинно абсолютной. Наступает эпоха сословно-представительных монархий. Именно в этот период начинается практическое осуществление принципа разделения властей и возникают первые парламенты – сословно-представительные органы, значительно ограничивающие власть короля. Ранее всего такой парламент-кортесы появился в Испании (конец XII – начало XII вв.). В 1265 г. парламент появляется в Англии. В XIV в. парламенты уже были созданы в большинстве стран Западной Европы. Вначале работа парламентов не была сколько-нибудь регламентирована, не были определены ни сроки собраний, ни порядок их проведения – все это решал король в зависимости от конкретной ситуации. Однако уже тогда стал важнейшим и постоянным вопрос, который рассматривали парламентарии, – налоги. Парламенты могли выступать и как совещательный, и как законодательный, и как судебный орган. Постепенно за парламентом закрепляются законодательные функции и намечается определенное противостояние парламента и короля. Так, король не мог без санкции парламента вводить дополнительные налоги, хотя формально король был намного выше парламента, и именно король созывал и распускал парламент, предлагал вопросы для обсуждения. Парламенты были не единственным политическим новшеством классического Средневековья. Еще одной важной новой составляющей общественной жизни стали политические партии, которые впервые начинают формироваться в XIII в. в Италии, а затем (в XIV в.) во Франции. Политические партии жестко противостояли друг другу, однако причиной их противоборства тогда выступали скорее психологические причины, нежели экономические. Практически все страны Западной Европы в этот период прошли через ужасы кровавых раздоров и войн. Примером может быть война Алой и Белой Розы в Англии в XV в. В результате этой войны Англия потеряла четвертую часть своего населения. Крестъянские восстания. Классическое Средневековье – также время крестьянских восстаний, волнений и бунтов. Примером может служить восстание под руководством Уота Тайлера и Джона Болла в Англии в 1381г. Восстание началось как массовый протест крестьян против нового втрое возросшего поголовного налога. Восставшие потребовали от короля не только уменьшить налоги, но и заменить все натуральные повинности невысокими денежными платежами, ликвидировать личную зависимость крестьян и разрешить свободную торговлю по всей Англии. Король Ричард II (1367-1400) был вынужден встретиться с предводителями крестьян и согласиться на их требования. Однако часть крестьян (среди них преобладали особенно бедные крестьяне) была не удовлетворена такими результатами и выдвинула новые условия, в частности, отнять землю у епископов, монастырей и других богатых землевладельцев и разделить ее между крестьянами, отменить все сословия и сословные привилегии. Эти требования были уже совершенно неприемлемы для правящих слоев, как впрочем, и для большинства английского общества, ибо тогда уже собственность считалась священной и неприкосновенной. Восставшие были названы разбойниками, восстание жестоко подавлено. Однако в последующее столетие, в XV в., многие лозунги этого восстания получили реальное воплощение: например, почти все крестьяне действительно стали лично-свободными и были переведены на денежные платежи, а их повинности уже были не так тяжелы, как прежде. Экономика. Сельское хозяйство. Главной отраслью экономики западноевропейских стран в период классического Средневековья, как и раньше, было сельское хозяйство. Основными характеристиками развития аграрной сферы в целом был процесс быстрого освоения новых земель, в истории известный как процесс внутренней колонизации. Он способствовал не только количественному росту экономики, но и серьезному качественному прогрессу, так как повинности, налагаемые на крестьян на новых землях, имели преимущественно денежный, а не натуральный характер. Процесс замены натуральных повинностей на денежные, известный в научной литературе как коммутация ренты, способствовал росту хозяйственной самостоятельности и предприимчивости крестьян, повышению производительности их труда. Расширяются посевы масличных и технических культур, развиваются маслоделие и виноделие. Урожайность зерновых достигает уровня сам-4 и сам-5. Рост крестьянской активности и расширение крестьянского хозяйства приводили к сокращению хозяйства феодала, которое в новых условиях оказывалось менее выгодным. Прогрессу в сельском хозяйстве также способствовало освобождение крестьян от личной зависимости. Решение об этом принималось и городом, близ которого жили крестьяне и с которым они были связаны социально и экономически, или же их сеньором-феодалом, на земле которого они жили. Укреплялись права крестьян на земельные наделы. Они могли все чаще свободно передавать землю по наследству, завещать и закладывать ее, сдавать в аренду, дарить и продавать. Так постепенно формируется и становится все шире земельный рынок. Развиваются товарно-денежные отношения. Средневековые города. Важнейшейхарактеристикойэтогопериода был рост городов и городского ремесла. В классическое Средневековье быстро растут старые и возникают новые города – около замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки. Города с населением в 4-6 тыс. жителей считались средними. Были города очень крупные, такие, как Париж, Милан, Флоренция, где проживало по 80 тыс. человек. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна – частые эпидемии уносили жизнь более половины горожан, как это случилось, например, во время «черной смерти» – эпидемии чумы в середине XIII в. Частыми были и пожары. Однако в города все равно стремились, ведь, как свидетельствовала поговорка «городской воздух делал зависимого человека свободным» – для этого надо было прожить в городе один год и один день. Города возникали на землях короля или крупных феодалов и были им выгодны, принося доходы в виде налогов с ремесла и торговли. В начале этого периода большинство городов находилось в зависимости от своих сеньоров. Горожане вели борьбу за получение самостоятельности, т.е. за превращение в вольный город. Органы власти независимых городов были выборными и имели право собирать налоги, расплачиваться с казначейством, по своему усмотрению распоряжаться городскими финансами, иметь свой суд, чеканить свою монету и даже объявлять войну и заключать мир. Средствами борьбы городского населения за свои права были городские восстания – коммунальные революции, а также выкуп своих прав у сеньора. Такой выкуп могли себе позволить только самые богатые города, такие, как Лондон и Париж. Впрочем, многие другие западноевропейские города тоже были достаточно богаты, чтобы за деньги получить самостоятельность. Так, в XIII в. независимость в сборе налогов обрели около половины всех городов Англии – 200 городов. Богатство городов основывалось на богатстве их граждан. В числе наиболее богатых были ростовщики и менялы. Они определяли качество и полноценность монеты, и это было исключительно важным в условиях постоянно практиковавшейся меркантилистскими правительствами порчи монеты; производили обмен денег и перевод их из одного города в другой; брали на сохранение свободные капиталы и предоставляли кредиты. В начале классического Средневековья банковская деятельность наиболее активно развивалась в Северной Италии. Там, как впрочем, и по всей Европе эта деятельность была сосредоточена преимущественно в руках евреев, поскольку христианство официально запрещало верующим занятие ростовщичеством. Деятельность ростовщиков и менял могла быть чрезвычайно выгодной, но иногда (если крупные феодалы и короли отказывались возвращать большие кредиты) и они становились банкротами. Средневековое ремесло. Важным все время увеличивающимся слоем городского населения были ремесленники. С VII-XIII вв. в связи с увеличением покупательной способности населения, ростом потребительского спроса отмечается рост городских ремесел. От работы на заказ ремесленники переходят к работе на рынок. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход. Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей – каменщики, плотники, штукатуры. Зодчеством тогда занимались самые одаренные люди, с высоким уровнем профессиональной подготовки, В этот период углубляется специализация ремесел, расширяется ассортимент изделий, совершенствуется ремесленная техника, оставаясь, как и раньше, ручной. Усложняются и становятся более эффективными технологии в металлургии, в выделке суконных тканей, и в Европе начинают носить шерстяную одежду вместо меха и льна. В XII в. в Европе были изготовлены механические часы, в XIII в. – большие башенные часы, в XV в. – карманные часы. Часовое производство становится той школой, в которой вырабатывалась техника точного машиностроения, сыгравшая значительную роль в развитии производительных сил западного общества. Ремесленники объединялись в цехи, которые защищали своих членов от конкуренции со стороны «диких» ремесленников. В городах могли быть десятки и сотни цехов различной хозяйственной ориентации – ведь специализация производства проходила не внутри цеха, а между цехами. Так, в Париже было более 350 цехов. Важнейшей безопасностью цехов было также определенное регламентирование производства с тем, чтобы не допустить перепроизводства, поддерживать цены на достаточно высоком уровне; цеховые власти, учитывая объем потенциального рынка, определяли количество выпускаемой продукции. В течение всего этого периода цехи вели с верхами города борьбу за доступ к управлению. Городские верхи, называемые патрициатом, объединяли представителей земельной аристократии, богатых купцов, ростовщиков. Нередко действия влиятельных ремесленников были успешны, и они включались в состав городских властей. Цеховая организация ремесленного производства имела и очевидные недостатки, и достоинства, одна из которых хорошо поставленная система ученичества. Официальный срок обучения в разных цехах составлял от 2 до 14 лет, предполагалось, что за это время ремесленник должен пройти путь от ученика и подмастерья до мастера. Цехи вырабатывали жесткие требования к материалу, из которого изготовлялся товар, к орудиям труда, технологии производства. Все это обеспечивало стабильность работы и гарантировало отличное качество продукции. О высоком уровне средневекового западноевропейского ремесла свидетельствует тот факт, что подмастерье, хотевший получить звание мастера, обязан был выполнить выпускную работу, которая называлась «шедевр» (современное значение слова говорит само за себя). Цехи также создавали условия для передачи накопленного опыта, обеспечивая преемственность ремесленных поколений. Кроме того, ремесленники участвовали в становлении единой Европы: подмастерья в процессе обучения могли кочевать по разным странам; мастера, если их набиралось в городе больше, чем требовалось, легко перебирались на новые места. С другой стороны, к концу классического Средневековья, в XIV-XV вв., цеховая организация промышленного производства все очевиднее начинает выступать как тормозящий фактор. Цехи все более обособляются, останавливаются в развитии. В частности, стать мастером многим было практически невозможно: реально получить статус мастера мог лишь сына мастера или его зять. Это привело к тому, что в городах появляется значительный по размерам слой «вечных подмастерьев». Кроме того, строгая регламентация ремесла начинает сдерживать внедрение технологических нововведений, без которых немыслим прогресс в сфере материального производства. Поэтому цехи постепенно исчерпывают себя, и к концу классического Средневековья появляется новая форма организации промышленного производства – мануфактура. Развитие мануфактуры. Мануфактура предполагала специализацию труда между работниками при выполнении какого-либо изделия, что значительно повышало производительность труда, который, как и раньше, оставался ручным. На мануфактурах Западной Европы работали наемные работники. Наибольшее распространение мануфактура получила в следующий период Средневековья. Торговля и купечество. Важным слоем городского населения были купцы, игравшие главную роль во внутренней и внешней торговле. Они постоянно разъезжали по городам с товарами. Купцы, как правило, были грамотны и могли говорить на языках тех стран, через которые они проезжали. Внешняя торговля в этот период, по-видимому, все еще более развита, чем внутренняя. Центрами внешней торговли в Западной Европы тогда были Северное, Балтийское и Средиземное моря. Из Западной Европы вывозили сукна, вина, металлические изделия, мед, строевой лес, мех, смолу. С Востока на Запад везли в основном предметы роскоши: цветные ткани, шелк, парчу, драгоценные камни, слоновую кость, вино, фрукты, пряности, ковры. Ввоз в Европу в целом превышал вывоз. Крупнейшим участником внешней торговли Западной Европы были ганзейские города1. Их было около 80, и наиболее крупными из них были Гамбург, Бремен, Гданьск, Кельн. В дальнейшем Ганза, расцвет которой приходился на XIII-XIV вв., постепенно теряет свое политическое и экономическое могущество и вытесняется английской компанией купцов-авантюристов, ведшей интенсивную заморскую торговлю. Развитие внутренней торговли значительно тормозилось отсутствием единой денежной системы, многочисленными внутренними таможнями и таможенными сборами, отсутствием хорошей транспортной сети, постоянным разбоем на дорогах. Грабежом промышляли многие, как люди простые, так и благородного происхождения. Среди них мелкие рыцари, не находившие себе места в созидательной хозяйственной жизни, так как наследовать имущество отца – «корону и владения» – мог только старший сын, а уделом остальных становились война, походы, разбой, рыцарские развлечения. Рыцари грабили городских купцов, а горожане, не затрудняя себя судом, вешали на городских башнях попавших им в плен рыцарей. Такая система взаимоотношений затрудняла развитие общества. Однако, несмотря на существование многочисленных опасностей на дорогах, средневековое общество было очень динамичным и подвижным: между областями и странами шел интенсивный демографический обмен, способствуя формированию единой Европы. Постоянно в пути были и лица духовного звания – епископы, аббаты, монахи, которым приходилось посещать церковные соборы, ездить с докладами в Рим. Именно они реально осуществляли вмешательство церкви в дела национальных государств, что проявлялось не только в идеологической и культурной жизни, но и вполне ощутимо в финансовой – из каждого государства в Рим уходило громадное количество денег. Средневековые университеты. Мобильной была и еще одна часть западноевропейского средневекового общества – студенты и магистры. Первые университеты в Западной Европе появились именно в классическое Средневековье. Так, в конце XII – начале XIII вв. были открыты университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже и других городах Европы. Университеты тогда были важнейшим и часто единственным источником информации. Власть университетов и университетской науки была исключительно сильной. В этом отношении в XIV-XV вв. особенно выделялся Парижский университет. Показательно, что в числе его студентов (а их всего было более 30 тыс. человек) входили и совершенно взрослые люди и даже старики: все приходили обмениваться мнениями и знакомиться с новыми идеями. Университетская наука – схоластика – формируется в XI в. Ее важнейшей чертой была безграничная вера в силу разума в процессе познания мира. С течением времени, однако, схоластика все более становится догмой. Ее положения считаются непогрешимыми и окончательными. В XIV-XV вв. схоластика, которая пользовалась одной только логикой и отрицала эксперименты, становится очевидным тормозом для развития естественнонаучной мысли в Западной Европе. Практически все кафедры в европейских университетах тогда были заняты монахами доминиканского и францисканского орденов, а обычными темами диспутов и научных работ были такие: «Почему Адам в раю съел яблоко, а не грушу? и «Сколько ангелов может уместиться на острие иглы? ». Вся система университетского образования оказала очень сильное влияние на формирование западноевропейской цивилизации. Университеты способствовали прогрессу в научной мысли, росту общественного самосознания и росту свободы личности. Магистры и студенты, переезжая из города в город, из университета в университет, что было постоянной практикой, осуществляли культурный обмен между странами. О национальных достижениях сразу же становилось известно и в других европейских странах. Так, «Декамерон» итальянца Джаванни Бокаччо (1313-1375) был быстро переведен на все языки Европы, его читали и знали везде. Формированию западноевропейской культуры способствовало и начало в 1453 г. книгопечатания. Первопечатником считают Иоганна Гутенберга (между 1394-1399 или в 1406-1468), жившего в Германии. Особенности исторического развития ведущих стран Европы. Германия, несмотря на успешное в целом развитие, тем не менее не являлась страной-лидером в области культуры или экономики. В XIV-XV вв. самой образованной и процветающей страной Европы все еще оставалась Италия, хотя политически это было множество государств, нередко откровенно враждебных друг другу. Общность итальянцев выражалась главным образом в едином языке и национальной культуре. Более всех в государственном строительстве преуспела Франция, где процессы централизации начались раньше, чем в других странах. В XIV-XV вв. во Франции уже были введены постоянные государственные налоги, установлены единая денежная система и единое почтовое сообщение. С точки зрения прав человека и защиты личности наибольших успехов добилась Англия, где наиболее четко были сформулированы как закон права народа, добытые им в противостоянии с королем: так, король не имел права без согласия с парламентом налагать новые налоги и издавать новые законы, в своей конкретной деятельности он должен был сообразовываться с уже имеющимися законами. Другой особенностью развития Англии был усиленный рост товарно-денежных отношений, широкое использование наемного труда во всех сферах хозяйства, активная внешнеторговая деятельность. Отличительной чертой английского общества было также наличие в нем духа предпринимательства, без чего немыслима быстрая хозяйственная эволюция. Этому психологическому настрою в немалой степени способствовало отсутствие жесткой сословности в английском обществе. Так, еще в 1278 г. был принят закон, по которому лично свободные крестьяне, имеющие годовой доход более 20 фунтов стерлингов, получали дворянское звание. Так формировалось «новое дворянство» – слой экономически активных людей, объективно способствующих быстрому подъему Англии в следующий период. Общая характеристика периода. Под эпохой средних веков принято понимать исторический период, в рамки которого входит зарождение и становление европейской средневековой цивилизации. Современные исследователи склон-ны выделять время с середины XVI по начало XVII вв. как самостоятельную эпоху раннего Нового времени и ограничивать его кануном историю собственно средних веков. Именно в этот период формируется европейский мир в современных его пределах и этнических границах, начинается полоса географических и научных открытий, появляются первые зачатки современной цивилизации. Отечественная медиевистика, отказавшись сегодня от трактовки Средневековья лишь как периода «темных веков» и «мракобесия», стремится объективно осветить события и явления, превратившие Европу в качественно новую цивилизацию. В новейших исследованиях Средневековье предстает перед нами как эпоха со своими особыми социальными отношениями и особой культурой. Социально-классовая структура средневекового европейского общества определялась феодальным способом производства, его основными классами были собственники земли (феодалы) и крестьяне. Важный социальный слой периода зрелого феодализма образовывали также горожане. Характерной чертой феодального общества Средневековья являлась его сословно-корпо-ративная структура. Как для крестьян, так и для феодалов было важно не столько преумножить материальное богатство, сколько сохранить социальный статус. Стремление к непрестанному увеличению доходов в этот период не проявляли ни монастыри; ни крупные землевладельцы, ни сами крестьяне. Права отдельных групп-сословий закреплялись юридически. Корпоративность феодального европейского общества проявлялась и в том, что большую роль в нем играли разного рода союзы: сельские и городские общины, братство, ремесленные цехи и купеческие гильдии в городах, рыцарские и монашеские ордена. Религия и церковь заполняли всю жизнь человека средневековой эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом-, выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Монополизировав в обществе культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. По мнению современного историка Бишока, церковь «была больше чем основа средневековой культуры, она была самой средневековойкультурой». Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий. Христианская цивилизация утверждалась не просто на руинах цивилизации античной, но и да ее основе, не только отрицала прежние ценности, но и переосмысливала их. Христианская церковь, ее централизация, иерархия и богатство, ее миропонимание, право, этика и мораль — создали единую феодальную идеологию. Христианство в значительной мере и определило отличие европейской средневековой цивилизации от цивилизаций других континентов той же эпохи. В заключительный период Средневековья, под воздействием развития обмена, товарного производства и денежных отношений, эволюция общества заметно ускорилась. Все возрастающую роль играет средневековый город. Именно с развитием городов связано зарождение политико-правовой системы Нового Времени. Именно в городах складывались те элементы правосознания, которые принято называть демократическими. Однако, как считают современные историки, искать истоки современных правовых представлений лишь в городской среде было бы неверно. Большую роль в становлении правосознания позднего Средневековья сыграли и представители других сословий. Например, формирование представлений о достоинстве личности происходило главным образом в сословном сознании феодалов и изначально носило аристократический характер. Следовательно, демократические свободы вырастали также и из аристократического вольнолюбия. В острой и социальной борьбе между крестьянством и феодалами, между городами и сеньорами, между различными группировками внутри самого феодального класса, между сторонниками сепаратизма и приверженцами централизации Средневековье постепенно подошло к своему концу. Многие явления в жизни современных народов и государств уходят своими корнями в средневековое прошлое: складывание социальной структуры общества, формирование наций и национальных культур и т. д. Во многих странах и по сей день живы средневековые традиции, в средние века образовалось большинство ныне существующих государств. В эту эпоху возродились к жизни многие античныегорода и возникли новые. Культура стала более доступной широким массам благодаря изобретению печатного станка, открытию университетов и множества школ. Со времен средневековья люди стали пользоваться фарфоровой посудой, зеркалами» вилками, мылом, очками, пуговицами, механическими часами и многими другими вещами, без которых обыденная жизнь сегодня немыслима. Для развития военного дела решающее значение имел переход к огнестрельному оружию. Значительные изменения произошли в представлении Людей о мироздании. Замечательные произведения искусства средних веков до сих пор остаются непревзойденными шедеврами и побуждают человеческий дух к новым творческим исканиям. Римская империя своими достижениями исчерпала свои внутренние потенции и вступила в период распада. Период поздней Римской империи стал временем формирования новых протофеодальных отношений, которые приняли форму прикрепления разных групп населения к месту жительства и своим занятиям. Государство в период поздней Империи поглотило и подчинило общество; особенностью социально-политической обстановки было всеобщее недовольство населения имперской государственностью, укрепление независимости и рост авторитета в обществе христианской церкви. Произошло разделение единой Римской империи на Западную и Восточную. Западная Римская империя уже не могла противостоять внутренней дезинтеграции и напору варваров на границы. Средние века начались с Великого переселения народов. С конца IV в. германцы целыми племенами снимались с насиженных мест и вторгались в пределы Западной Римской империи. На захваченных землях германские племена создали свои государства: вандалы — в Северной Африке, вестготы (западные готы) — в Испании, остготы (восточные готы) - в Италии, англы и саксы - на острове Британия, франки - в Галлии. Стоявшие во главе их короли были, прежде всего, племенными вождями (конунгами), предводителями боевых дружин. В королевствах не существовало единых законов, местное население продолжало жить по римским законам, а германцев судили на основании их собственных древних обычаев. Единственной организацией, уцелевшей после завоевания, была христианская церковь, епископы которой пользовались большим влиянием на население. Германцы постепенно приняли христианскую религию. Для нужд церковного богослужения, написания летописей, королевских указов и других документов использовалась латинская письменность, при церквах и монастырях открывались школы, в которых готовили священников. Города на территории Западной Римской империи в последние века ее существования пришли в упадок, многие из них были разорены варварами. Они сохранились лишь в Италии, Испании, на Средиземноморском побережье Франции; в остальных областях и странах до X в. города были немногочисленны и невелики по размеру. Политическое развитие Европы в V—XI веках. Крупнейшим в Европе стало возникшее в конце V в. государство франков. Его создателем был вождь одного из племен — Хлодвиг из рода Меровея. Потомков Хлодвига, правивших Франкским государством до середины VIII в., называют Ме-ровингами. Объединив под своей властью франков, Хлодвиг разгромил войско римлян в битве при Суассоне (486 г.) и подчинил себе Северную Галлию. Постепенно произошло сближение двух народов, франков и местных жителей (потомков галлов и римлян). Все население Франкского государства стало говорить на одном наречии, в котором латынь смешалась с германскими словами. Это наречие позже легло в основу французского языка. Однако в письме применялся только латинский язык, на нем при Хлодвиге была произведена первая запись судебных обычаев франков (так называемый Салический закон/ Появление писаных законов, обязательных к исполнению на всей территории Франк-ского государства, способствовало его укреплению. Однако внутренние раздоры подорвали мощь королевства. Наследники Хлодвига вели длительную борьбу за власть, В результате которой власть королей из рода Меровингов стала ничтожной. Большое влияние на дела государства стал оказывать майордом — высшее должностное лицо в государстве, власть которого передавалась по наследству. Майордом Карл Мар-телл правил страной, не считаясь с королем. В это время войско арабов-мусульман вторглось из Испании в Галлию, но было разгромлено франками в битве при Пуатье (732 г.). Угроза арабского завоевания подтолкнула Карла Мартелла к созданию сильного конного войска. Пожелавшие служить в нем франки получали от майордома земли с живущими на них крестьянами. На доход от этих земель их владелец приобретал дорогостоящее вооружение и коней. Земли отдавались воинам не в полную собственность, но лишь пожизненно и на том условии, что владелец будет нести конную военную службу, в чем он давал майордому клятву. Позднее земельные владения на том же условии стали передаваться по наследству от отца к сыну. Преемники Карла Мартелла при поддержке римских пап отстранили от власти Меровин-гов и положили начало новой династии Каролингов. В 800 г. папа Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной. Император становился символом единства германских традиций, римского императорского прошлого и христианских начал. Идея объединения христианского мира стали определяющей для нескольких поколений европейцев. Карл Великий сумел создать огромную державу, куда, кроме Галлии, вошли часть территории Испании, Северная и Центральная Италия, территории Баварии и Саксонии, Паннония (Венгрия). Период существования Каролингской державы (середина VIII — начало X вв.) был временем оформления целого ряда общественных институтов и основных черт культурно-исторического типа, присущего средневековой европейской цивилизации. В 843 г. империя была разделена между потомками Карла Великого на три королевства, которые стали основой будущих Франции, Германии и Италии. Имперская идея оставалась привлекательной в Европе. Король Германии Оттон I захватывает Италию и в 962 г. провозглашает себя императором. На политической карте Европы появляется Священная Римская Империя, центром которой стала Германия, которая воплощала европейскую имперскую идею вплоть до конца эпохи Средневековья. Военная реформа Карла Мартелла положила начало складыванию в Европе нового общественного строя — феодализма. Важную роль в становлении феодализма сыграла волна нашествий норманнов и кочевников на Западную Европу в IX—XI вв. Норманны — так в Западной Европе называлиучастников грабительских походов — выходцев из Северной Европы (норвежцев, датчан и шведов), которые приплывали к берегам Франции, Англии, Германии, поднимались по рекам в глубь этих стран. Они грабили, убивали, жгли, уводили пленных в рабство, иногда захватывали целые области. Выходцы с Южного Урала, кочевники-скотоводы мадьяры, или венгры, вторглись в Европу и доходили в набегах до Парижа и Атлантического океана. Население Европы чувствовало себя беззащитным перед нападениями норманнов и венгров. Жители Европы стали строить каменные замки, бывшие крепостями и жилищами феодалов: во время нападения врага в таком замке пряталось окрестное население. В странах Европы повсеместно сложилось конное войско — рыцарство, пришедшее на смену ополчениям германцев. Рыцарь (от немецкого слова «риттер», т. е. всадник) имел шлем с забралом, кольчугу — позже ее сменили кованые латы, — щит, длинное тяжелое копье и меч. В конном строю сражались только феодалы, все они, начиная с самого короля, были конниками, или рыцарями. Однако существует и другое, более узкое значение слова рыцарь: мелкий феодал, не имеющий наследственного титула (барона, графа и т. п.), а также своих вассалов, но обладающий достаточными средствами для службы в конном войске. Феодализм и феодальная раздробленность. Феодализмом именуют общественный строй, название которого происходит от слова «феод». Феод — это населенное крестьянами земельное владение, пожалованное господином — сеньором (по-латински — «старшим») своему вассалу — подчиненному человеку, обязующемуся за владение феодом нести военную службу. Вассал приносил сеньору клятву верности. В некоторых странах отношения между владельцами феодов — феодалами — можно представить себе в виде лестницы (так называемая феодальная лестница^. На самом верху ее стоял король — верховный собственник всей земли в го-сударстве; ~считалось, что свою власть он получил от Бога, который и был его сеньором. Ступенью ниже находились непосредственные вассалы короля. Часть пожалованных им владений они передавали собственным вассалам, стоящим еще одной ступенью ниже. А те в свою очередь выделяли из полученного феода земли для своих вассалов. Получалось, что почти каждый феодал (кроме тех, кто находился на нижней ступени лестницы) был и вассалом и сеньором одновременно. Хотя над феодалом и главенствовал другой, более высокопоставленный господин, он не имел права вмешиваться в его отношения с вассалами. Так, во Франции действовало правило «вассал моего вассала не мой вассал». Это означало, что даже король был лишен возможности через головы своих вассалов — графов и герцогов — отдавать приказания их вассалам. Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное государство. Такой феодал собирал налоги с населения, имел право судить, мог объявлять войну другим феодалам и заключать с ними мир. Между сеньором и вассалом как бы заключался договор. Вассал обязывался верно служить господину, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство. Однако договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на друга, на владения своего сеньора. Шли непрерывные междоусобные войны. Их целью был захват земель, населенных крестьянами, или же знатного соседа, с которого требовали выкуп за освобождение, захват добычи (грабеж чужих крестьян, церквей и т. п.). От междоусобных войн больше всего страдали крестьяне. У них не было укрепленных жилищ, где они могли бы укрыться от нападения. За прекращение междоусобных войн, разбоев и бесчинств боролась церковь. Они призывала установить Божий мир. Нарушителям Божьего мира грозило церковное наказание. Прекратить междоусобные войны полностью церковь не могла, но ее борьба за Божий мир способствовала проникновению в сознание феодалов христианской морали (милосердие, осуждение насилия). Жестокость военных действий пытались своими указами ограничить короли. Однако эти попытки в большинстве случаев были безуспешными. Эпоха, характеризовавшаяся распадом европейских государств на отдельные феодальные владения, сопровождавшаяся ослаблением власти королей, передачей части их прав крупным землевладельцам, — называется феодальной раздробленностью. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1853; Нарушение авторского права страницы