Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
К оригинальным философским текстамСтр 1 из 2Следующая ⇒
К оригинальным философским текстам 1. Контрольные вопросы к тексту Платона «Федон» 1. Общий план диалога. Основные проблемы. 2. Душа и тело. 3. Четыре доказательства бессмертия души А) аргумент первый: взаимопереход противоположностей; Б) аргумент второй: знание как припоминание того, что было до рождения человека; В) аргумент третий: самотождество идеи души. Г) аргумент четвертый: теория души как эйдоса (идеи) жизни. 4. Этические выводы из учения о душе. Литература Платон. Федон, или О душе // Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2013. С. 44-87 (или любое другое издание). 2. Контрольные вопросы к тексту Платона «Теэтет» 1. Платон о способностях души вообще и о структуре познавательных способностей. 2. Общий план диалога. Постановка проблемы. 3. Знание частное и общее. 4. Знание и чувственное восприятие. 5. Знание и «правильное мнение». 6. Сущность знания. Критерий истины. Литература Платон. Теэтет, или О знании // Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-Книга, 2013. С. 129-181 (или любое другое издание).
3. Контрольные вопросы к тексту А. Августина «Исповедь» 1. Жанр «Исповеди», его философское значение. 2. Этические, онтологические и гносеологические проблемы, решаемые в «Исповеди». 3. Учение о памяти и знании (по 10-й книге). 4. Учение о времени (по 11-й книге). Подробные вопросы к тексту Книга 10. 1. Кому и зачем нужна исповедь? 2. Откуда в человеке злое и отуда доброе? (4) 3. Что любит человек, если «любит Бога»? (6) 4. «А что же такое этот Бог»? 5. Дают ли чувства знание о Боге? 6. Откуда мы знаем о Боге? 7. При каком условии мы понимаем «голос внешнего мира»? 8. Кто есть «я»? 9. Какие силы я нахожу в душе? 10. Что хранится в памяти? (8) 11. Что удивляет Августина в памяти? (8) 12. В каком случае в памяти находятся не образы предметов, а сами предметы? (9) 13. Как Августин приходит к тому, что мысли «уже были в моей памяти»? 14. Как трактует Августин сущность «размышления», «обдумывания»? (11) 15. Что Августин говорит о математическом знании? (12) 16. Четыре чувства, «волнующие душу»? (14) 17. Чем эти чувства отличаются от чувственных восприятий? 18. Каким образом я узнаю о существовании самой памяти? (и вообще о «я») 19. В чём состоит парадокс «забывчивости»? (16) 20. Смысл примера с потерянной драхмой? (18) 21. О чём свидетельствует всеобщее стремление к счастью? (20) (все помнят? ) 22. Откуда мы знаем о «счастливой жизни»? (21) 23. Какова, по Августину, «настоящая счастливая жизнь»? 24. Почему люди несчастливы? (23) 25. Где же можно найти Бога? 26. Что такое «искушение», или «соблазн»? 27. Сон и соблазн (30) 28. Почему нужна воздержанность? (29) 29. В чём состоит опасность удовольствия? 30. О каких соблазнах пишет Августин? 31. В чём соблазн церковного пения? 32. В чём состоит опасность «прелестей жизни»? 33. Что такое «похоть очей»? (35) 34. Что Августин говорит о тщеславии? 35. Как душа относится к «миру»? (40) 36. Что есть «тройное вожделение»? 37. Кто посредник между Богом и человеком? Книга 11. 1. Что есть критерий истины? 2. Почему «небо и земля» – созданы? (4) 3. Чем творение Бога отличается от творения человека? (5) 4. Чем отличается «слово Бога» (да будет) от слов человека? 5. В чём трудность понимания «творения» мира? 6. Что делал Бог до того, как создал мир? 7. Если вечна воля Бога к творению, почему не вечно творение? 8. В чём различие между временем и вечностью? 9. Как соотносятся Бог и время? 10. В чём трудность понятия «сотворения времени»? 11. Что значит: «не было времени, когда времени не было»? 12. В чём трудности понимания времени? 13. Анализ «долгого» времени (длительности): «длительность» прошлого, «настоящего». 14. Что такое «настоящее»? 15. Существуют ли прошлое и будущее? 16. Как можно знать прошлое? 17. Как возможно предвидение и предсказание? 18. Что значит: «три времени эти существуют в нашей душе»? (20) 19. В чём состоит проблема измерения времени? 20. Почему время – это не движение светил? (23) 21. Чем измеряется время? (памятью и умом) 22. Анализ длительности звучания: что я измеряю, когда измеряю «время»? 23. Как связаны память, внимание и ожидание в конституировании «времени»? (28) Литература Августин А. Исповедь. // История субъективности: Средневековая Европа // Сост. Ю.П. Зарецкий. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2009. С. 53-258 (Книга 10-11) (или любое другое издание).
4. Контрольные вопросы к тексту М. Экхарта «Духовные проповеди и рассуждения» 1. Какой смысл вкладывает в понятие «ничто» Экхарт? 2. Что означают слова Экхарта «Где кончается тварь, там начинается Бог»? 3. Почему Бог творит «из ничего»? 4. Почему «Бог услаждается Собой в вещах»? 5. Почему «Бог и божество не схожи, как небо и земля»? 6. Как различаются Бог и божество? 7. Почему, как утверждает Экхарт, человек должен «отвратится от себя самого и от всего сотворенного»? 8. Как переосмысливается Экхартом понятие благодати? 9. Какое «самое существенное свойство Бога»? 10. Почему Экхартом противопоставляются понятия равенства и единства? 11. Почему «нельзя познать Бога ни в каком сотворенном свете»? 12. Как истолковывается Экхартом понятие блаженства? Литература Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. Киев: Ника-Центр, 1998. 432 с. (Серия «ПОЗНАНИЕ»; вып. 8) (С. 37-106).
5. Контрольные вопросы к тексту Р. Декарта «Размышления о первой философии»
1. Цель сочинения. 2. Структура работы: порядок рассмотрения проблем. 3. Причины и пределы сомнений: в чём и почему можно и нужно сомневаться? 4. Декарт о самосознании. Достоверность «я». Сущность души. 5. Идея Бога. Доказательство бытия Бога. 6. Истинное и ложное. Разум и воля. Критерий истины. Сущность философского рационализма. 7. Декарт о сущности тел и законах природы. 8. Душа и тело: их отношение друг к другу. 9. Декарт об отношении чувств и разума в познании. Подробные вопросы к тексту Обращение к членам теологического факультета Сорбонны 1. Два главных вопроса метафизики. 2. Кому нужны доказательства (основанные на «естественном свете разума»)? 3. Бытия Бога и бессмертия души? 4. Возможно ли вообще научное доказательство бытия Бога? 5. Можно ли познать природу души? 6. Почему есть неверующие? 7. О каком «новом методе» идёт речь? 8. Насколько очевидны и достоверны доказательства Декарта? 9. Что достовернее – математика или метафизика? 10. Почему Декарт обращается за поддержкой и покровительством к теологам? 11. На какой результат рассчитывает Декарт? Какова конечная и главная цель его сочинения? Предисловие для читателя 1. В каком сочинении Декарт ранее уже рассматривал эти же проблемы? 2. Какие он получил возражения? 3. В чём Декарт усматривает главную ошибку всех доводов атеистов? 4. Каким видит Декарт своего читателя? Краткий обзор «Размышлений» 1. Порядок рассмотрения проблем, главная цель каждой из шести частей. Размышление первое 2. Почему необходимо всё подвергнуть сомнению и пересмотреть все знания заново? 3. Что необходимо для такого пересмотра? 4. Каков первоисточник всех заблуждений, каково основание всех «мнений»? 5. Различие сна и действительности. 6. Из каких элементов складывается действительность? 7. Можно ли сомневаться в том, что 2+3=5? 8. Злой дух: смысл радикального сомнения. Размышление второе 1. Первый результат сомнения. 2. Что такое «я»? Тело и чувства? 3. Душа есть то, что мыслит. 4. В чём невозможно сомневаться? 5. Какое суждение (высказывание) не может быть ложным (необходимо истинно)? 6. Что означает выражение «я существую»? 7. Анализ «я»: я не есть тело, я – «вещь мыслящая». 8. Ум и воображение. 9. Что в «я» субстанциально и какими оно обладает акциденциями (свойствами)? 10. Что такое «мышление»? 11. Анализ понятия «тела»: смысл примера с воском. 12. Что я «вижу» (связь чувственно воспринимаемого и мыслимого)? 13. Что более достоверно – существование тел или существование «я» 14. «Я» и вещь: как связаны сознание существования вещей и самосознание? 15. Есть ли в «я» то, что не связано с телами? 16. Какой мир богаче – внешний или внутренний? 17. Что познаётся легче – душа или тела? Размышление третье 1. Где надо искать Бога? 2. В чём состоит различие между вещью и «идеей»? 3. Есть ли среди идей самая главная? 4. Классификация идей. 5. Может ли идея быть ложной? 6. Являются ли идеи «подобиями» или «копиями» вещей? 7. Почему я уверен в существовании вещей вне и независимо от меня? 8. Смысл примера с Солнцем. 9. Как связаны друг с другом идеи во мне и вещи вне меня? 10. Декарт о «степенях совершенства». 11. Каковы причины существования идей в уме? 12. В чём состоит различие между «формальной» и «объективной» реальностью? 13. Как они связаны друг с другом? 14. Что совершеннее – причина или её следствие? 15. Какие существуют виды вещей? 16. Откуда в моём уме идеи о других людях, животных и ангелах? 17. Откуда во мне идеи о вещах? 18. Что в этих идеях ясно и отчётливо, а что – смутно? 19. Что такое «субстанция»? 20. Что в моём уме в принципе не может быть «от меня» (создано мною самим)? 21. Что мыслится в идее Бога (каковы определения Бога)? 22. Что первично – конечное или бесконечное, совершенное или несовершенное? 23. Могу ли я сам быть причиной идеи Бога во мне? 24. Я создал (идею) Бога, или Бог создал меня? 25. Могу ли я существовать, если нет Бога? 26. Почему моя причина – не родители? Что именно во мне создано ими? 27. Когда закончилось творение? 28. Почему если я есть, то есть и Бог? 29. Откуда я знаю о Боге? 30. Что такое «врождённая идея»? 31. Почему Бог меня не обманывает? Размышление четвёртое 1. Что познаётся легче и достовернее всего? 2. Откуда в человеке – способность мыслить, судить? 3. Может ли Бог быть причиной того, что я заблуждаюсь? 4. Первая причина того, что я заблуждаюсь (способен ошибаться)? 5. Главное отличие воли от всех других моих способностей? 6. Что такое свобода? 7. Как связаны свобода и безразличие? 8. Какова главная причина всех заблуждений и ошибок? 9. Как можно избежать ошибок и заблуждений? 10. В чём заключается высшее и главное человеческое совершенство? Размышление пятое 1. Чем отличаются идеи вещей от самих вещей? 2. Что в телесных вещах наиболее ясно и достоверно? 3. Какая мысль Декарта здесь напоминает теорию познания Платона? 4. Декарт о происхождении и сущности математических объектов. 5. Второе доказательство бытия Бога; Декарт и Ансельм Кентерберийский. 6. Откуда у меня идея Бога? 7. Сущность и существование. 8. Высший критерий истины. 9. Критерий истины и бытие Бога. Размышление шестое 1. Отличие мышления от воображения. 2. Что обычно называют «телом»? Что присуще всякому телу? 3. Какой тезис Аристотеля о познании упоминает Декарт? 4. Примеры обмана чувств. 5. Почему чувственное восприятие может и не иметь внешней причины? 6. Почему «я» – вещь мыслящая, а не тело? 7. Как из воображения и чувственного восприятия можно вывести реальное существование тел? 8. Что присуще самим телам, независимо от нас? 9. Что свидетельствует о связи «я» с моим телом? 10. Что есть в чувствах, но отсутствует в самих телах? 11. В чём заключается «великое различие между умом и телом»? 12. Как ум связан с телом? 13. Почему можно чувствовать то, чего нет («ложное» ощущение)? 14. Как состояния тела передаются уму? 15. Почему Декарт говорит, что боль «как бы» в стопе? 16. В чём Декарт видит «природу человека»? 17. Каков критерий отличия сна от бодрствования, иллюзии от реальности? Литература Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Сочинения. СПб.: Наука. Ленинградское отделение, 2000. С. 132-186 (или любое другое издание).
6. Контрольные вопросы к тексту Д. Юма «Исследование о человеческом познании» 1. Два видах философии 2. Понятие метафизики и задаче трактата Юма 3. О впечатлениях и идеях 4. Об ассоциации идей и трёх принципах их связи 5. О сущности математики 6. О фактах и причинности 7. В чём суть скептического сомнения относительно причинности? 8. Что такое причинность, согласно Юму? 9. Что такое «привычка» и «вера»? 10. О понятии «сила» (необходимой связи) 11. О свободе и необходимости 12. О чудесах 13. О Боге и его отношении к миру 14. О скептицизме и его разновидностях 15. О Декарте 16. О наивном реализме 17. О причине чувственных восприятий 18. О значении философии 19. О «смягчённом» скептицизме 20. О метафизике и истинных предметах научного знания
Литература Юм Д. Исследование о человеческом познании // Электронный ресурс. URL: http: //lib.ru/INOOLD/UM/razumenie.txt (или любое другое издание).
7. Контрольные вопросы к тексту И. Канта «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука» 1. Цель трактата. 2. Кант о состоянии метафизики. 3. Кант о значении философии Юма. 4. Различие между аналитическими и синтетическими суждениями. 5. Главный трансцендентальный вопрос. 6. Кант о сущности пространства и времени и возможности чистой математики. 7. Как возможно чистое естествознание? 8. Кант об идеях разума. 9. Мир: антиномии чистого разума и их значение. 10. Кант о сущности и бессмертии души. 11. Кант о бытии Бога. 12. Как возможна метафизика в качестве науки? Подробные вопросы к тексту Предисловие 1. В каком состоянии находится метафизика? 2. Является ли метафизика наукой? 3. Может ли метафизика исчезнуть? 4. Почему необходимо исследовать вопрос о возможности метафизики? 5. В чём заключается значение философии Юма? 6. Как Юм повлиял на Канта? 7. Как Кант решил «проблему Юма»? 8. Какова главная задача работы? 9. В чём состоит новизна «критики чистого разума»? Предварительные замечания об отличительных чертах всякого метафизического познания §1. 1. Чем науки отличаются друг от друга? 2. Каков источник метафизического познания? 3. Чем метафизическое познание отличается от математического? §2. 4. Чем различаются аналитические и синтетические суждения? 5. Каков принцип аналитических суждений? 6. Назовите три вида синтетических суждений. 7. Почему математические суждения – априорные? 8. Почему математические суждения – синтетические? 9. Какие примеры приводит здесь Кант? 10. Что Кант называет «конструированием понятий»? 11. Чем различаются взгляды Юма и Канта на сущность математики? 12. Из каких суждений состоит метафизика? Пролегомены. §5. 1. Как формулируется «главный трансцендентальный вопрос» («истинная проблема»)? 2. Как называется философия, дающая ответ на этот вопрос? 3. На какие вопросы разделяется главный трансцендентальный вопрос? 4. Для чего необходимо выяснить условия возможности математики и чистого естествознания? §6. 1. Что такое «аподиктическая достоверность»? 2. Почему эмпирическое познание не может быть аподиктическим? §7. 3. Чем отличается интуитивное познание от дискурсивного? 4. Что такое «чистое созерцание»? §8. 5. Чем созерцание отличается от понятия? §9. 6. В каком случае созерцание может предшествовать предмету? §10. 7. Что такое пространство и время? §11. 8. Почему возможна чистая математика? 9. Что мы познаём в чистой математике? §12. 10. Почему пространство имеет только три измерения? 11. Можно ли доказать, что всякую линию в пространстве можно вести до бесконечности? 12. Что такое «трансцендентальная дедукция» пространства и времени? §13. 13. Что доказывает пример с правой и левой рукой? Примечание 1. 14. Почему геометрия имеет объективную значимость, т.е. описывает реально существующие предметы опыта? Примечание 2. 15. Какие свойства вещей принадлежат им самим, а какие –лишь их явлениям? 16. Можно ли считать Канта идеалистом? Примечание 3. 17. Чем различаются «явление» и «видимость»? 18. Что такое «трансцендентальная идеальность» пространства и времени? §14. 1. Существует ли «природа» сама по себе? §15. 2. Есть ли всеобщие законы природы? 3. Что такое «чистое естествознание»? §16. 4. Что такое «природа» (в «материальном» смысле)? §17. 5. Что в природе «формально»? 6. В чём состоит различие между исследованием условий возможности вещей природы и исследованием условий возможности опыта относительно вещей природы? §18. 7. Чем отличаются суждения восприятия от суждений опыта? 8. Что такое «объективность» суждений? §19. 9. Что сообщает суждениям объективность (общезначимость)? 10. Примеры «суждений восприятия»? §20. 11. Что содержит в себе «опыт»? 12. Что такое «чистое априорное понятие рассудка»? 13. Как суждение восприятия превращается в суждение опыта (пример)? §21. 14. Назовите четыре группы видов суждений. 15. Назовите чистые рассудочные понятия (категории). 16. Назовите четыре группы всеобщих законов природы (основоположений естествознания). §22. 17. - Почему без чистых рассудочных понятий опыт невозможен? §23. 18. Как возможно чистое естествознание? §24. 19. Что такое аксиомы созерцания и антиципации восприятия? §25. 20. Почему без понятий субстанции, причины и взаимодействия опыт невозможен? 21. Что Кант называет «настоящими законами природы»? §26. 22. Каким образом (методом) можно узнать всеобщие законы природы? 23. Каким условием ограничены все основоположения чистого естествознания? §27-28. 24. Как Кант разрешил сомнение Юма? §29. 25. Почему опыт невозможен без категории причинности? §30. 26. Какой областью ограничивается всё априорное синтетическое познание? §32. 27. Что такое «ноумен»? §33. 28. Почему в разуме возникает стремление применять категории за пределами опыта (трансцендентно)? §34, 35. 29. Возможно ли априорное (умозрительное) познание вещей самих по себе? Как возможна сама природа? 1. Как возможна природа в материальном отношении? 2. Как возможна природа в формальном отношении? 3. Как можно познать природу в целом? 4. Что является основанием законов природы? 5. Что значит: «рассудок предписывает законы природе»? §37, 38. 6. В чём смысл приводимых Кантом примеров (хорды в окружности, конические сечения, закон тяготения)? Приложение к чистому естествознанию: О системе категорий. 1. Чем «агрегат» отличается от системы? 2. Какие категории нашёл Аристотель? 3. Как Канту удалось найти все категории? 4. Каково основание систематизации категорий? 5. Что такое «предикабилии»? 6. Какова функция категорий в познании? 7. Возможна ли метафизика в старом значении этого слова? 8. Изменяется ли сам рассудок? §40. 1. Что такое «идея разума»? §41, 42. 2. Чем категории рассудка отличаются от идей разума? §43. 3. Каким образом можно найти все идеи разума? 4. Назовите три идеи разума. §44. 5. Применяются ли идеи в эмпирическом познании? 6. Как связаны друг с другом рассудок и разум? 7. Познаёт ли разум какие-либо объекты? Предварительное замечание к диалектике чистого разума. 1. Почему возникает диалектика? 2. Почему рассудок стремится выйти за пределы опыта? 3. В чём заключается «иллюзия» чистого разума? Психологическая идея. 1. Что такое «сущее» («сама вещь», «индивид»)? 2. Что такое «я»? 3. Почему «сама вещь» (само сущее) недостижима? §47. 4. Почему невозможно доказать «постоянство» души самой по себе как субстанции? §48. 5. Почему невозможно доказательство «загробной жизни»? §49. 6. В каком смысле «существуют» тела вне нас и в каком смысле «существую» я сам? Космологическая идея. 1. Что значит, что «мир» – это идея? §51. 2. Почему антиномий именно четыре? 3. Назовите антиномии. §52. 4. Почему возникает противоречие? 5. В каком случае два противоречащих друг другу положения оба могут быть ложными? 6. Как разрешаются две первые антиномии? §53. 7. Как разрешаются две динамические антиномии? 8. Чем свободная причинность отличается от природной? 9. Свободно ли действует Бог? 10. При каком условии можно совместить необходимость природы и свободу поступков? 11. На каком основании мы можем признать человека свободным? 12. В чём заключается свобода человека? 13. Какое значение для свободы и необходимости имеет время? §54. 14. Почему антиномии доказывают справедливость трансцендентального идеализма? Теологическая идея. 1. В чём заключается «диалектическая обманчивость» идеи Бога? 2. Можно ли доказать бытие Бога? Заключение: Об определении границ чистого разума. §57. 1. В чём состоит различие между границей и пределом? 2. В чём состоит различие между границей и пределом? 3. Имеют ли математика и физика границы? 4. Каковы пределы научного познания? 5. Почему разум стремится выйти за пределы науки? 6. Что такое «граница чистого разума»? 7. В чём заключается отличие деизма от теизма? 8. Как следует мыслить Бога? 9. Что такое «символический антропоморфизм»? §58. 10. Что такое «познание по аналогии»? 11. Есть ли Бог, по Канту? 12. Можно ли определить Бога как «субстанцию»? 13. Является ли Бог «причиной» мира? 14. Обладает ли Бог «разумом»? 15. Что означает принцип «как если бы»? 16. Можно ли объяснить что-либо в мире действием (волей) Бога? §59. 17. Что такое «пограничное понятие»? 18. Что такое «естественная теология»? §60. 19. Каково практическое (нравственное) значение идей? Литература Кант И. Пролегомены / Пер. с нем. Вл. Соловьева. М.: Академический Проект, 2008. 174 с. (или любое другое издание). 8. Контрольные вопросы к тексту Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм» 1. Какая проблема ставится автором? 2. Что означает понятие «квиетизм»? 3. Какой смысл вкладывается Сартром в понятие «экзистенциализм»? 4. Кого Сартр называет «христианскими экзистенциалистами» и «экзистенциалистами-атеистами»? Что объединяет тех и других? 5. Что означает тезис Сартра «существование предшествует сущности»? 6. Как, по мнению Сартра, человек становится человеком? 7. Что, по Сартру, есть «первый принцип экзистенциализма»? 8. Что означает понятие «проект»? 9. Почему «выбирая себя, я выбираю человека вообще»? 10. Почему «для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему и будто все сообразуют свои действия с его поступками»? 11. Почему, как утверждает Сартр, «экзистенциалисты обеспокоены отсутствием бога»? 12. Как определяется Сартром существо человека? 13. Что означают слова Сартра «реальность – в действии»? 14. Почему, по Сартру, «мы постигаем себя перед лицом другого»? 15. Какой смысл вкладывается Сартром в понятие интерсубъективности? 16. Почему, согласно Сартру, «человек находится постоянно вне самого себя»? Литература Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344 (или любое другое издание). 9. Контрольные вопросы к тексту Ж. Маритена «Философ в мире» (1) Власть философа. Кто такой философ? Почему мудрость, по мнению Маритена, не является «чрезмерно ходовым товаром»? Почему «философы ставят под вопрос все объекты, относительно которых существует общее согласие»? Почему «град не может обойтись без философов»? Почему «противоречия не являются доказательством иллюзорности или недоступности того, что ищут философы»? (2) Чему служит философия? По какой причине философия «в высшей степени необходима людям»? Способно ли что-либо ограничить мышление? Как определяют задачу философии сторонники диалектического материализма? Чем угрожает, по Маритену, «ослабление чувства Истины»? Что (в смысловом отношении) означает тезис «свобода есть условие мыслительной деятельности»? (3) Философия морали. Почему «установление истинных и подлинных целей человеческой жизни не относится к области науки»? Способны ли многочисленные науки о человеке (психология, социология, этнология и т.д.) ответить на вопрос «Что есть человек? » Для чего, по мнению Маритена, обществу необходимы «здоровая философия морали» и «здравая политическая философия»?
Литература Маритен Ж. Философ в мире. М.: Высшая школа, 1994. 192 с. (С. 17-23)
10. Контрольные вопросы к тексту М. Хайдеггера «Письмо о гуманизме» 1. О какой деятельности говорит Хайдеггер в начале текста? 2. Что представляет собой мышление как «техне»? 3. Почему «бытие как стихия мысли приносится в жертву технической интерпретации мышления»? 4. Почему «логика» является негодной меркой для мысли? 5. Что, по Хайдеггеру, есть «стихия мысли»? 6. Как истолковываются Хайдеггером понятия публичности и приватности? 7. Как определяется существо человека Марксом? 8. В чем усматривает «человечность человека» христианин? 9. Что представляет собой humanitas в эпоху римской республики? 10. Чем оказывается homo romanus Ренессанса? 11. Как определяется максимально обобщенная «сущность» человека? 12. Почему «метафизика мыслит человека как animalitas и не домысливает до его humanitas»? 13. Как истолковывается Хайдеггером «эк-зистенция человека»? 14. Почему, как утверждает Хайдеггер, «тело человека есть нечто принципиально другое, чем животный организм»? 15. Что означает тезис Хайдеггера «человек существует таким образом, что он есть «вот» Бытия, т.е. его просвет»? 16. Что означает тезис Хайдеггера «“субстанция” человека есть его экзистенция»? 17. Почему бытие как ближайшее остается для человека самым далеким? 18. Как истолковывается Хайдеггером близость? 19. Что означает тезис Хайдеггера «бытие есть трансценденция в прямом и первичном смысле»? 20. Почему Хайдеггер говорит о «бездомности новоевропейского человека»? 21. В чем, по Хайдеггеру, заключается существо материализма? 22. Как истолковывается Хайдеггером «ничто»? 23. Почему Хайдеггер именует бытие кровом? Литература Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Электронный ресурс. URL: http: //www.bibikhin.ru/pismo_o_gumanizme (или любое другое издание).
11. Контрольные вопросы к тексту М. Хайдеггера «Основные понятия метафизики» 1. Как изначально определяется Хайдеггером понятие метафизики? 2. Почему философия, как утверждает Хайдеггер, не является наукой? 3. Почему философия не является мировоззрением? 4. Что представляет собой философия как философствование? 5. Что означает понятие оттягивающей тяготы? 6. Как истолковывается Хайдеггером понятие конечности? 7. Что именуется Хайдеггером присутствием (Dasein)? 8. Что представляет собой метафизика как вопрошание? 9. Что означает «двусмысленность в философии вообще»? 10. Почему преподавание философии есть «двусмысленное начинание»? 11. Что означает тезис Хайдеггера «философия есть нечто такое, что касается каждого»? 12. Почему, как утверждает Хайдеггер, Бог не философствует? 13. Почему «никто из познающих не стоит каждый момент так тесно к краю ошибки, как философствующий»? 14. В чем заключается двусмысленность критической установки Декарта? 15. Почему Хайдеггер характеризует философию как «последнее и предельное выговаривание»? Литература Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989. № 9. С. 116-157. 12. Контрольные вопросы к тексту М. Хайдеггера «Что такое философия? » 1. Почему Хайдеггер задает этот вопрос: что это такое – философия? 2. В чем странность этого вопроса? Кому он адресован? 3. В каком смысле философия является «подлинной держательницей разума»? 4. Что означает тезис Хайдеггера «греческое слово φ ι λ ο σ ο φ ί α есть путь, по которому мы идем»? 5. Куда ведет этот «путь» и что определяет его направленность? 6. Что есть бытие как «бытие» и бытие как «бытие сущего»? 7. Где обнаруживает себя сущее и как оно дает о себе знать? 8. Что собирает сущее в единое целое? 9. Какой феномен характеризуют понятия «собирание» и «раскрытие»? 10. Почему ответ на вопрос «что это такое – философия? » может быть только «философствующим ответом»? 11. Что представляет собой философствование как диалог? 12. В каком смысле философия есть «настроенное соответствие»? 13. Почему «мышление, как соответствие, состоит на службе у языка»? Литература Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. 1993. № 8. С. 113-123.
13. Контрольные вопросы к тексту М. Хайдеггера «Вещь» 1. Какая проблема ставится автором (начало текста)? 2. Какому понятию противопоставляется понятие вещи? 3. Почему Хайдеггер рассматривает понятие вещи на примере чаши? 4. Что представляет собой чаша как вещь и как предмет? 5. Как человек распоряжается предметами? 6. Метафорой чего, по вашему мнению, является чаша? 7. Что символизирует чаша? 8. Какой смысл (какие смыслы) вкладывает Хайдеггер в понятие четверицы? 9. Как истолковывается Хайдеггером понятие мира? Литература Хайдеггер М. Вещь // Электронный ресурс. URL: http: //filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000286/ (или любое другое издание). 14. Контрольные вопросы к тексту Э. Кассирера «Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры» 1. О чем идет речь в первой части работы? 2. К какому типу философствования может быть отнесен текст Касирера? 3. Почему различные науки о человеке (психология, этнография, антропология и т.д.) не способны выявить/определить существо природы человека? 4. Какое понятие, согласно Кассиреру, способствует раскрытию природы человека? 5. Что такое «система рецепторов» и «система эффекторов»? 6. Что представляет собой символическая система? 7. Что означает понятие «задержки», или «запаздывания»? 8. Что собой представляет человек как «символическое животное» (animal symbolicum)? 9. Что относится к естественным потребностям человека как существа разумного и/или социального? Литература Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. / Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Издательство «Прогресс», 1988. C. 3-30. 15. Контрольные вопросы к тексту Ж. Бодрийяра «Жесты и подпись» 1. Какую проблему поднимает в этом тексте Бодрийяр? 2. Как картина (произведение живописи), по Бодрийяру, становится культурным предметом? 3. Почему до 19 в. изготовление копий оригинального произведения «представляло собой вполне законную практику»? 4. Почему вопрос о подлинности ранее вообще не ставился? 5. Почему сегодня произведение стало «оригиналом»? 6. Почему современное произведение оказывается «последовательностью моментов»? 7. В чем заключается различие между понятиями серии и порядка? 8. Какова сегодня функция подписи? 9. «Какой парадоксальный закон склоняет подлинность в ее собственном движении к принуждению серии? » 10. Как являет себя в современном искусстве «триумф субъективности»? 11. «Какие возможности есть у современного искусства для описания актуального состояния нашего мира? » 12. Что, по мнению Бодрийяра, означивается в современном искусстве? 13. В чем состоит истина современного искусства? 14. Почему «искусство не может ни раствориться в повседневном (полотно = стул), ни ухватить повседневное как таковое (стул, изолированный на полотне = реальный стул)»? 15. Что имеет в виду Бодрийяр, называя современное искусство «искусством сговора»? Литература Бодрийяр Ж. Жесты и подпись // К критике политической экономии знака. М.: Библион – Русская книга, 2004. С. 111-123. 16. Контрольные вопросы к тексту С. Жижека «Субъект реального» 1. Какая проблема рассматривается автором? 2. Как определяется концепт текста в постструктурализме? 3. Что означает понятие метонимии («метонимического скольжения»)? 4. Что означает понятие метафоры («метафорического разреза»)? 5. Почему постструктурализм утверждает, «что не существует совершенно не-метафизических текстов»? 6. Почему, по мнению Жижека, «поэтика постструктурализма в конечном счете является показной»? 7. Почему метаязык не принадлежит Воображаемому. 8. Как понимается в постструктурализме естественный язык? 9. Что означает тезис «нет языка без объекта»? 10. Что означает утверждение Лакана «метаязыка не существует»? Литература Жижек С. Глава 5. Субъект реального // Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: «Художественный журнал», 1999. 236 с. 17. Контрольные вопросы к тексту Ж.-Л. Нанси «Деконструкция монотеизма» 1. Что означает термин «монотеизм»? 2. Почему сегодня, согласно Ж.-Л. Нанси, «гуманизм превращается в антигуманизм»? 3. Почему христианство содержит (скрывает) в себе «принцип мира без бога»? 4. В каком смысле «монотеизм, в сущности, является атеизмом»? 5. Почему, по утверждению Ж.-Л. Нанси, атеист оказывается ближе к вере, чем «верующий»? 6. Что представляет собой «ключевой вопрос монотеизма»? Литература Нанси Ж.-Л. Деконструкция монотеизма / Рос. гос. гуманитарный ун-т. М.: Изд-во Ипполитова, 2004. 40 с. 18. Контрольные вопросы к тексту П. Слотердайка «Правила для человеческого зоопарка. Ответ на письмо Хайдеггера о гуманизме» 1. Как определяется Слотердайком «суть и функция» гуманизма (начало текста)? 2. Что «относится к правилам игры письменной культуры»? Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы