Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


С Е Р Г Е Е В А А Л Л А В Л А Д И М И Р О В Н А



С Е Р Г Е Е В А А Л Л А В Л А Д И М И Р О В Н А

 

 

П С И Х О Л О Г И Я Т В О Р Ч Е С Т В А

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

( для студентов психологических факультетов, институтов искусств

и художественно-графических факультетов, магистратуры и

слушателей факультетов последипломного образования)

 

 

ОДЕССА 2010

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА І. Теоретические основы исследования творчества и творческих

способностей в современной психологии

с. 000

1.1. Основные подходы и понятия в психологии творчества

1.2. Предмет, структура и методы психологии творчества

1.3. Характеристика психологических механизмов творчества

А. Механизмы творчества с точки зрения З. Фрейда

Б. Механизмы творчества с точки зрения М.Кlein

В. Механизмы творчества с точки зрения M Milner

Г. Механизмы творчества с точки зрения D. Winnicott

Д. Механизмы творчества с точки зрения К.Г.Юнга

ГЛАВА ІІ. Качества творческой личности (креативность) и творческие

способности

2.1. Особенности творческой личности

2.2. Основные концепции в изучении творческих способностей и креативности личности

а. Теоретические взгляды Я.А.Пономарева

б. Теоретические взгляды В.Пушкина

в. Теоретические взгляды Д. Богоявленской

г. Теоретические взгляды Дж.Гилфорда

 

2.3.. Развитие творчества и творческих способностей

 

ГЛАВА ІІІ. Творческая личность и ее жизненный путь с.

 

ГЛАВА 4. Характеристика современных направлений развития

творческих способностей и креативности личности

 

4.1. Арт психология и ее возможности в развитии творческого потенциала личности

4.2. Танце-двигательная и телесно-ориетированная психология и ее возможности

в процессе развития творчества личности

4.3. Музыкально-рациональная психология и ее роль в развитии творческого

потенциала личности

4.4. Психологические аспекты работы с цветом (психология цвета) и ее техники

в работе с творческой личностью

4.5.Практика терапией сказкой и ее использование в процессе развития творческих возможностей человека.

ГЛАВА 5. Методы диагностики креативности и творческих способностей

 

5.1. Характеристика метода «Автопортрет»

5.2. Характеристика метода «Нарисуй несуществующего животного»

5.3.Характеристика метода Торренса (модификация Туник, Дружинин)

5.4.Характеристика метода Гилфорда

5.5.Характеристика метода Роршаха

 

В В Е Д Е Н И Е

 

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».

З. Фрейд считал творческую активность результатом субли­мации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творче­ском продукте опредмечивается в социальной и приемлемой форме сексуальная фантазия.

А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса недостаточ­ности (неправильный перевод — неполноценности). Наибольшее внимание фе­номену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов кол­лективного бессознательного.

Р. Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия.

Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества — мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

На рубеже XIX - XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества».

Ситуация научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества.

Актуальность изучении психологии творчества и научного творчества, в частности, возникли в связи с потребностью оптимизации и интенсификации принципов организации научной деятельности

Притча или анекдот. Интересная история

ГЛАВА І. Теоретические основы исследования творчества и творческих способностей в современной психологии.

Основные подходы и понятия в психологии творчества

Основная задача психологии творчества состоит в раскрытии психических механизмов и закономерностей творческого процесса, определении компонентов творческих способностей и изучении креативности (творческости) человека. Творчество рассматривается как основа и механизм развития психики (А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, И.Н.Семенов и др.), а его исследование связывается с закономерностями мышления (В.Н.Пушкин, О.К.Тихомиров, Э.Г.Юдин). Однако, как отмечают авторы Н.Т.Алексеев, С.М.Бернштейн, А.Н.Лук. Я.А.Пономарев, для исследования креативности поиск ее связи с закономерностями мышления оказывается недостаточным. Так, согласно точке зрения С.Ариети, Г.Дэвис, X.Литтон, творческая, не стимулируемая извне поисковая и преобразующая активность, или креативность, базируется на особых творческих способностях, которые имеют свои задатки и могут проявляться в любых видах деятельности.

Опираясь на теоретические принципы и эмпирические исследования рассмотренных авторов, определим основные понятия психологии творчества.

Психология творчества — область знания, изучающая созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве (Я.А. Пономарев). Определение, идущее от С. Л. Рубинштейна и наиболее распространенное в нашей отечественной литературе: «Творчество— деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью».

Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей (? ).

 

Психологические аспекты творчества и его компоненты

 

Т В О Р Ч Е С Т В О
  Личностный аспект творчества Процессуальный аспект творчества
1. Творческие способности Инсайт
2. Мотивы творчества Вдохновение
3. Система ЗУН Стимуляция творчества – «мозговая атака»
4. Воображение Формирование замысла
5. Интуиция  
6. Умственная активность  
7. Потребность в самоактуализации  
8. Созидательные возможности (креативность)  

 

Творческие способности, в отличие от специальных способностей, определяющих успешность в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван творческим.

Творческие способности делятся на три основные группы:

1. Способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);

2. Способности, связанные с темпераментом (эмоциональность);

3. Умственные способности (интеллектуальная одаренность).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Дайте определения следующим понятиям:

Инсайт- это…

Воображение- это…

Интуиция-это…

Дивергентное и ковергентное мышление-это….

Правополушарное и левополушарное мышление- это…….

 

ЛИТЕРАТУРА.

Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества. - М., Наука, 1971

2.Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. - М.: Мир, 1992.

3.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 1999.

4.Лук Л.И.,, Мышление и творчество’’ М.- Педагогика, 1976

5.Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования. – Томск: Изд-во Томск. ун-та. Москва: Изд-во " Барс". 1997.

6.Ярошевский М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии, М.: Наука, 1977.

 

 

Предмет, структура и методы психологии творчества

Характеристика психологических механизмов творчества

ГЛАВА ІІ. Качества творческой личности (креативность) и творческие способности.

 

Основные понятия и основные цели

Танцевальная терапия в группах подразумевает решение по меньшей мере пяти задач.

1). Одной из них является углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое и эмоциональное состояние участников, но к тому же может служить развлечением для тех из них, чьи моторные функции и без того в относительном порядке. В начале первого занятия в группе танцевальной терапии руководитель наблюдает за участниками, оценивает сильные стороны и изъяны их двигательного репертуара, а затем определяет, что надо исправить и какие движения подойдут для этого лучше всего. Большинству из нас нужна лишь некоторая помощь в укреплении мышц, растяжке, улучшении координации движений, зарядке энергией. При наличии выраженной двигательной дисфункции, например в группах детей с психическими расстройствами или аутизмом, может потребоваться более активная помощь для овладения основными навыками, необходимыми при ходьбе, беге, выполнении наклонов, прыжков.

2). Вторая задача танцевальной терапии состоит в усилении чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. Пациенты с серьезными нарушениями могут испытывать затруднения при проведении границы между собственным телом и объектами окружающей среды. В таких группах танцевальная терапия имеет своей целью создание у участников адекватного образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я».

3).В-третьих, танцевальная терапия используется для развития социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего и притом приятного опыта. В группах, состоящих из людей, имеющих психологические проблемы, может потребоваться обучение элементарным навыкам общения. Неспособность адекватно выражать свои эмоции обычно ярче всего проявляется у психотических пациентов. Танцевальные движения в данном случае представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально приемлемому поведению.

В группах, состоящих из практически здоровых людей, танцевальная терапия создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении.

4).Четвертая задача танцевальной терапии состоит в том, чтобы помочь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. При творческом отношении танец приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения. Здесь психодинамическое понятие катарсиса распространяется на танец, поскольку его движения высвобождают скрытые чувства, а это имеет прямой терапевтический смысл. Танцевальные движения не только экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, в особенности если они включают раскачивание и растяжку.

5). Пятая задача танцевальной терапии описывается как создание «магического кольца». Занятия в группе танцевальной терапии подразумевают совместную работу участников, игры, исследования и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения. Все это в целом способствует приобретению участниками группового опыта, все компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс— «магическое кольцо».

Взаимосвязь между движениями и разумом.

Основные концепции танцевальной терапии отражают тесную связь, которая существует между телом, а более точно — движениями, с одной стороны, и разумом — с другой. Смысл основной посылки танцевальной терапии состоит в том, что наша манера двигаться отражает наши личностные особенности. Наши физические контакты в младенчестве, свобода передвижения, которую мы ощутили, когда начали ходить, влияние наших друзей, проделанная нами работа, пережитые нами стрессы — все это накладывает свой отпечаток на нашу манеру двигаться. Можно издали определить человека по характерным для него движениям. Часто мы узнаем знакомого, даже не слыша его голоса и не видя его лица, а просто заметив специфический жест или позу. При проведении танцевальной терапии руководитель особенно интересуется, сколько, как и где мы движемся. Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление и понимание спонтанного движения.

Вот что писал о танцевальной терапии Шильдер:

«Между последовательностью мышечных усилий (лежащих в основе любых вы­разительных движений) и психическими установками имеется столь тесная связь, что не только психические установки влияют на состояние мышц, но и любая последова­тельность мышечных сокращений особым образом сказывается на психике. Специ­фическая последовательность мышечных усилий может кардинально изменить внут­реннее состояние человека, его установки и даже вызывает воображаемую ситуацию, которая ей соответствует».

Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движений, развивает подвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое. Главную установку танцевальной терапии можно сформулировать так: «Движения отражают черты личности». При любых эмоциональных сдвигах меняется наше самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер наших движений.

Техники и подходы и роль терапевта.

На занятиях в группах танцевальной терапии терапевт выступает как партнер по танцам для членов группы и, кроме того, действует как своего рода распорядитель, а также оказывает участникам помощь в развитии через движение. Важной функцией терапевта является создание спокойной и безопасной обстановки, в которой участники могли бы свободно контактировать друг с другом, изучать себя и свои отношения с окружающими и приходить к их пониманию. Руководитель группы должен быть внимателен к невербальному общению участников и проявлять эмпатию в отношениях с ними, чтобы сделать эти отношения более эффективными в терапевтическом смысле. То, что касается эмпатии и взаимного принятия, заимствовано из теории психотерапевтических изменений, которая была разработана Карлом Роджерсом. В танцевальной терапии эмпатия выражается не только на вербальном, как это происходит в большинстве других видов психотерапии, но и на физическом уровне. Эмпатию можно демонстрировать, следуя за движениями партнера по танцу.

Мэриэн Чэйс описывает этот терапевтический процесс так:

Танцуя с пациентом, терапевт как бы говорит ему: «Я разделяю ваши чувства, мне тоже знакомы ненависть, печаль и одиночество, я понимаю все те состояния души, которые отделяют вас от других. Я могу испытывать то же самое, и все это не вызывает у меня неприязни к вам. Танцуя с вами, я принимаю вас, и мы, хотя бы на это время, понимаем друг друга».

Терапевт отражает спонтанные движения пациента и развивает их. Каждый раз, когда движение пациента выражает его внутренний конфликт, терапевт своим ответным движением дает ему понять, что он понимает и принимает пациента, и тем самым предоставляет ему возможность внести изменения в свой стиль поведения. Когда группа разминается, терапевт старается вступить в контакт с участниками, как бы вызвать их на «разговор», отражая их движения.

Ясно, что, для того чтобы свободно следовать в танце за каждым из членов своей группы, терапевт должен сам иметь богатый пластический репертуар. Ввиду наличия тесных связей между движениями и чувствами руководителю группы должен быть доступен широкий спектр собственных эмоций, который сможет ему распознавать чувства пациентов, не заражаясь при этом их страхом и отчаянием. Большинству людей, просто нервных или с легкими признаками невротизма, спонтанные движения помогают вспомнить их детские переживания и дают возможность выразить себя в игре. Но пациентам, имеющим серьезные нарушения психики и только начинающим входить в контакт с ревностью, их собственные спонтанные реакции могут показаться слишком пугающими, и для них лучше подойдут более структурированные упражнения (Элен Лефко).

Некоторые специальные упражнения танцевальной терапии включают свободные раскачивания, для выполнения других необходимы собранность и контроль над телом, в третьих — чередование расслабленности и собранности связывается с дыхательным циклом, при выполнении четвертых требуется определенным образом перемещаться по помещению.

Первые несколько минут сеанса танцевальной терапии обычно используются для разминки, помогающей каждому участнику подготовить свое тело к работе подобно тому, как перед выступлением музыкант настраивает свой инструмент. Один из вариантов начала занятия предусматривает выполнение спонтанных движений в свободной форме под попурри из разных мелодий. Уэтеред в своей методике «групповых движений» применяет упражнения, включающие встряхивания, растяжки, раскачивания, хлопки. Например, члены группы начинают потряхивать кистями рук, затем эти движения распространяются на локтевые суставы, плечи, грудную клетку. Постепенно потряхивание переходит в раскачивание или растягивание. Эти упражнения должны выполняться до тех пор, пока вся группа не разогреется как следует. Затем начинается разработка общегрупповой темы аналогично тому, как это происходит в психодраме.

Например, может разрабатываться тема «встреч и расставаний», имеющая очевидный терапевтический потенциал и применимость к реальной жизни. На уровне движений «встречаться» и «расставаться» могут отдельные части тела. Кисти рук и локти могут «встретиться», чтобы тут же «расстаться», или они могут «встретиться», чтобы «вступить в драку» или же, наоборот, чтобы «приласкать друг друга». Взаимодействию между членами группы могут способствовать «встречи» ладоней одного с локтями другого. Рука одного может то «встречать» руку другого, то «расставаться» с ней. На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного группе пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность, руководитель либо определяет характер движений участников, либо сам их повторяет. К этим танцам можно добавить звуковое сопровождение. Возможности терапевта в группе танцевальной терапии не ограничены работой со спонтанными или структурированными движениями участников. С целью стимулировать осознание членами группы собственного тела терапевт может предлагать им разные игры или будить их воображение, которое бывает довольно бедным у тех, кто был лишен возможности играть в детстве.

Например, можно предложить пациентам представить себе, что они недавно родились или только начинают приобретать двигательные навыки. Некоторые руководители групп танцевальной терапии предлагают участникам вообразить, будто они рождаются заново. В танцах могут проигрываться самые разные темы, а пространство и предметы могут приобретать символическое значение. Например, если кому-то хочется показать, как он плачем зовет свою мать, он может сделать это, то протягивая руки, то снова прижимая их к груди. Разрядить беспокойство или дать выход чувствам можно, просто размахивая кулаками или лягаясь, как это делается в группах телесной психотерапии.

Анализ движений

В танцевальной терапии главным средством психотерапевтического воздействия являются движения. В число задач терапевта входит совершенствование того, что он обнаруживает в естественном репертуаре движений своих клиентов. Большой популярностью пользуется система описания, анализа и диагностики движений, разработанная архитектором и танцовщиком Рудольфом Лабаном. Она известна как «система усилий» или «форма усилий» и основана на применении специальных символов, предназначенных для описания динамических и пространственных аспектов движений, выявления потребностей пациентов и оказания терапевту помощи в выборе движений, которые в наибольшей степени соответствуют целям лечения.

В «системе усилий» по Р. Лабану динамика движений описывается четырьмя параметрами, обозначаемыми как «пространство», «сила» («вес»), «время» и «течение» («энергия»). Каждый параметр имеет два полюса: пространство может быть прямым и многофокусным; сила — мощной и легкой; время — быстрым и плавным; течение (энергия) — свободным и ограниченным. Каждое движение можно охарактери­зовать по любому из этих измерений, а их комбинации составляют восемь базовых усилий, предпринимаемых при совершении действий. Например, усилие давления является плавным, мощным и прямым, а усилие удара является быстрым, мощным и прямым.

Выполняемый с помощью системы Р.Лабана анализ движений в группе танцевальной терапии дает терапевту возможность помочь участникам в исследовании и расширении их двигательного репертуара. Престон составил целый каталог способов, какими терапевт может способствовать приобретению членами группы опыта всевозможных усилий (как их понимает Лабан) и обогащению «словаря танцевальных движений участников». Движения совершенствуются проработкой всех четырех параметров каждого усилия.

Таким образом, можно практиковаться в выполнении основных видов движений, а именно: поворотов, перемещений и прыжков — и получить понятие о потенциальных возможностях каждого из них. Позднее усилия могут быть рассмотрены ближе, с учетом чувств и отношений, которые стоят за ними. Танцевальная терапия, в основе которой лежит «система усилий» Р. Лабана, находится пока начальной стадии развития, но в последние годы ее популярность возросла. Из числа других приложений теории Лабана можно отметить исследования поведения больных шизофренией и детей с аутизмом.

Психодинамические подходы

Большинство терапевтов, работающих с группами танцевальной терапии, рассматривают действия их участников с позиций психоаналитической теории. Считается, что усилия, затрачиваемые на совершение действий, способствуют осознанию стоящих за этими действиями эмоций. Примером попытки объединить систему анализа усилий с психоанализом может служить так называемый метод «эго-тело», который разработала Джери Сэлкин. Четыре параметра, то есть пространство, сила, время и течение, применяются в нем для описания специфических движений, направленных на достижение определенной цели, которая состоит в усилении самоидентичности клиентов посредством переживания ими нормальной последовательности событий, происходящих в первые годы жизни человека. При этом членов психокоррекционной группы побуждают к совершению таких движений, которые выражают их осознанные и неосознанные мысли и чувства. По мере того как участники экспериментируют со все более смелыми формами двигательного выражения своего физического и эмоционального состояния, у них рождаются новые чувства, которые способствуют развитию их личности.

Терапевт, применяющий метод «эго-тело», должен знать, как двигательный паттерн соотносится с эмоциями. Например, человек с эмоциональными расстройствами часто принимает неестественные позы. Тревожный субъект может раскачиваться от постоянного нервного напряжения, заламывать руки, строить напряженные гримасы. Руководитель группы должен наладить с ним контакт и сначала повторять его движения, а затем своими движениями изменять характер движений пациента. При наличии у клиента серьезных психических нарушений цель работы может состоять в формировании у него более четкого образа своего тела и в определении границы между ним и окружающими и между его фантазиями и реальностью. Большинство людей не утрируют свои движения и не слишком их сдерживают. Однако статичность поз или другие особенности движений могут указывать на склонность к самоизоляции, на страхи и идиосинкразии. Группа старается помочь каждому участнику пережить эмоциональные изменения, осуществляемые посредством изменения в позах и движениях.

Методика Д.Сэлкин используется при работе с детьми всех возрастов, умственно отсталыми пациентами, пациентами с эмоциональными расстройствами, а также со «здоровыми» взрослыми и профессиональными танцорами. Так как каждая группа имеет свой уровень функционирования, Д.Сэлкин классифицирует клиентов по возрасту и умению танцевать.

Другой психодинамический подход к танцевально-двигательной терапии демонстрирует Бернстейн, который рассматривает психотерапию как средство коррекции незавершенного процесса развития. Он целенаправленно создает в группе обстановку для выполнения той функции, которая в примитивных культурах принадлежит ритуалам инициации. В современном обществе, как считают Бернстейн, нет разработанных ритуалов, которыми можно отмечать переход личности на следующую стадию ее развития.

А у многих индейских племен Северной Америки есть, например, ритуал, в котором подросток, чтобы впредь считаться взрослым, отправляется на охоту, где он должен самостоятельно убить своего первого оленя. Напротив, в современном обществе существует тенденция ограждать молодых людей от кризисов и конфронтации с окружающим миром, вследствие чего важным моментам в развитии личности не уделяется должного внимания. Танцевально-двигательная терапия может быть направлена на создание критической ситуации и последующее разрешение кризиса, чтобы те, кто прежде был не в состоянии справляться с травмирующими воздействиями, получили необходимый опыт переживания кризисных состояний в щадящих условиях. Определенные кризисные моменты процесса развития проигрываются заново и тщательно прорабатываются. При таком подходе руководитель группы выполняет функции и хореографа, и помощника, который удерживает развитие кризисной ситуации в соответствующих терапевтическим задачам пределах. Руководитель должен уметь придать конфронтации такой характер, чтобы она, с одной стороны, способствовала развитию личности, а с другой — не вызывала у участника тревоги, с которой он не в состоянии справиться. По ходу этого процесса участники приобретают умение действовать уже без поддержки со стороны группы и развивают у себя способность справляться с проблемами, возникающими в межличностных отношениях. Занятие можно начать с импровизированных движений под музыку, сначала медленных и плавных, а затем доходящих до прыжков, выпадов, толчков, приводящих группу к катарсической разрядке.

Когда члены группы вступают во взаимодействие и начинают двигаться друг с другом, это побуждает их к выражению скрытых чувств и фантазий в своеобразной пантомиме.

Литература

1. Психотерапевтическая энциклопедия под ред. Б.Д.Карвасарского, Санкт-Петербург, 1998

2. К. Рудестам. Групповая психотерапия. С.-Петербург, 1998.

 

С Е Р Г Е Е В А А Л Л А В Л А Д И М И Р О В Н А

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь