Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


А. Теоретические взгляды Я.А. Пономарева



Г. Теоретические взгляды Дж. Гилфорда

Выделение универсальной творческой способности, названной креа­тивностью (от английского сгеаtivitу - дословно: творческость), произошло не так давно и связано с именем Дж. Гилфорда.

Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда. Основанием этой концепции явилась его модель структуры интеллекта: материал х операции х результаты. Дж.Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено. Таким образом, Дж.Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами.

Дивергентное мышление имопределяется как " тип мышления, идущего в различных направлениях». Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Дж.Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностейсо способностями к обучению и интеллектом. Одним из первых на различие творческой способности и интеллекта обратил внимание Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, какособенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относиться к ним), что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем.

Дж.Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

1) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2) семантическая гибкость - способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования; 3) образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

Общий интеллект не включается в структуру креативности. Позже Дж.Гилфорд упоминает шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого числа идей; гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи; оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу []. На основе этих теоретических предпосылок Дж.Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей (АКР), которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность.

Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях П.Торренса. Американский ученый Поль Торренс понимает под креативностью способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т.п. Он считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, модификацию гипотез, нахождение результата [66, 203, 204].

Нужно отметить, что в психологии творчества сосуществуют весьма разнородные определения креативности.

Ф.Баррон считает, что креативность - это способность привносить нечто новое в опыт. При этом он утверждает, что для того чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком; следовательно, эмоциональные нарушения, искажающие " нормальное" видение мира, создают предпосылки для нового подхода к действительности [13, 192, 193, 194, 195]. По мнению В.Н. Дружинина, здесь перепутаны причины и следствия, нейротичность есть побочный результат творческой активности [66].

Н. Роджерс определяет креативность как способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения [152].

Одной из последних по времени возникновения концепций креативности является так называемая " теория инвестирования", предложенная Р.Стенбергом и Д.Лавертом. Творчество - это способность делать работу, которая одновременно является как новаторской (т.е., оригинальной, неожиданной), так и соответствующей (т.е.. полезной, отвечающей требованиям задания). По Р.Стернбергу творческие проявления детерминируются шестью основными факторами: 1) интеллектом как способностью; 2) знанием; 3) стилем мышления; 4) индивидуальными чертами; 5) мотивацией; 6) внешней средой. С точки зрения Р.Стернберга, проявление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда. Отдельные компоненты, отвечающие за творческий процесс, взаимодействуют. И совокупный эффект от их взаимодействия несводим к влиянию какого-либо одного из них. Мотивация может компенсировать отсутствие творческой среды, а интеллект, взаимодействуя с мотивацией, значительно повышает уровень креативности [167, 200, 201].

В отечественной психологии были предложены следующие определения креативности. У.В.Кала (1973) под креативностью понимает комплекс личностных особенностей, позволяющих творчески решать проблемы в той или иной области деятельности. Этот комплекс создает творческие потенциалы личности. Креативность может проявляться во всех сферах человеческой деятельности [83].

О.И.Мотков и А.М.Петрайтите (1983) отмечают, что термином «креативность» обычно обозначается комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующий самостоятельному выдвижению проблем, нешаблонному их решению, генерированию большого количества оригинальных идей. Главными показателями проявления креативности, по их мнению, можно считать продуктивность (как объем творческой продукции) и оригинальность (способность генерации нешаблонных образов и способов действия). Исследования О.И. Моткова и А.М. Петрайтите показали, что продуктивность максимальна у лиц с выраженными чертами активности, настойчивости и аффективной ригидности, тревожности, с отсутствием выраженной интроверсии [115].

Н.Ю. Хрящева, С.И. Макшанов определяют креативность как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. По их мнению, креативность проявляет себя многообразно. Это - быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы. Существенным условием актуализации этой способности является самообладание и уверенность в себе. Значительная часть проявлений креативности относится к особенностям мышления. Когнитивистские объяснительные схемы, пожалуй, наиболее распространены в психологической литературе, относящейся к проблемам творчества. В то же время творческая продуктивность определяется не только качеством мыслительных операций, но и личностными характеристиками, особенностями навыков и умений, которые вовлекаются в креативный процесс на различных его этапах [178]

Вишнякова Н.Ф. (1999) рассматривает креативность как ценностно-личностную созидательная категорию, которая, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом ее самоактуализации. Креативность, по ее мнению, выражается не столько многообразием имеющихся у личности знаний как социально закрепленных стереотипов, выраженных в правилах и законах, сколько восприимчивостью, чувствительностью к проблемам, открытостью к новым идеям и склонностью разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем [44, 45].

Большинство психологов, в частности Бернштейн С.М., Гилфорд Дж., в определении креативности делает акцент на особенностях или качествах личности.

Торшина К.А., проанализировав определения креативности, предлагает разделять их на 6 типов: гештальтистские (описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего), инновационные (ориентированные на оценку креативностипо новизне конечного продукта), эстетические или экспрессивные (делающие упор на самовыражении творца), психоаналитические или динамические (описывающие креативность в терминах взаимоотношений Оно, Я и Сверх-Я), проблемные (определяющие креативность через ряд процессов решения задач, к этому разряду было отнесено и определение Дж.Гилфорда: «Креативность - это процесс дивергентного мышления»), в шестой тип вошли определения, не попавшие ни в один из перечисленных выше - разные, и в том числе весьма расплывчатые (например, «добавление к запасу общечеловеческих знаний»).

 

ГЛАВА 4. Характеристика современных направлений развития творческих способностей и креативности личности


Поделиться:



Популярное:

  1. I ГЛАВА. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ
  2. I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников.
  3. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  4. В своей практической деятельности бакалавр знает и умеет применять следующие базовые теоретические понятия и методологические инструменты.
  5. Взгляды исследователей на проблему детского творчества в рисунке (вторая половина XX в.)
  6. Взгляды исследователей на проблему детского творчества в рисунке (конец XIX — 40-е гг. XX в.)
  7. Взгляды на болезнь в Киевской Руси. Основные виды медицинской помощи на Руси. Письменные медицинские памятники Киевской Руси.
  8. ВЗГЛЯДЫ НА ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  9. ВЗГЛЯДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И КОРРЕКЦИИ ИМЕЮЩИХСЯ У НИХ НАРУШЕНИЙ
  10. Взгляды первобытных врачевателей на причины возникновения болезней. Первые исторически сложившиеся виды медицинской помощи.
  11. Влияние лидерства на организационные процессы. Теоретические концепции лидерства. Формальное и неформальное лидерство. Источники власти в организации. Формирование системы лидерства в организации.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1869; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь