Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Музыкально-рациональная психология и ее роль в развитии творческого потенциала личности.



Музыкально-рациональная психология представляет со­бой совокупность приемов и методов, направленных на расши­рение и обогащение спектра доступных человеку переживаний и формирование у него такого мировоззрения, которое помога­ет ему быть творческим и счастливым. Богатые чувства и высокие мысли являются главными составляющими этого вида пси­хотерапии. Формирование богатой эмоциональной и творческой сферы человека достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний.

О значении музыкального воздействия для творческой деятельности человека говори­ли в свое время русский ученый А.И. Яроцкий и немецкий ученый Д. Марциновский. Таким образом, в предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия - лечение красотой и аретотерапия, т. е. лечение идеалами, о значении которых для творческого развития в наше время говорится в работах Э.Фромма, А. Швейцера, А. Маслоу, В. Франкла, А. Эллиса. Из работ советских авторов, оказавших большое воздействие на разработку дан­ной концепции, хотелось бы назвать книгу М.Е. Бурно " Те­рапия творческим самовыражением" (1989).

Если рассматривать сеанс музыкальной психотерапии со стороны воз­можности воздействия на физическую, эмоциональную и интел­лектуальную сферы организма, то, поскольку музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект мы вправе ожидать во влиянии на чувства и настроения человека, ослабляя негативные переживания в процессе их катарсической разрядки под воздействием музыки.

Музыкальное сопровождение дыхательных и дви­гательных упражнений дает им особый жизнеутверждающий ритм. Проникновенное слово, сказанное на фоне прекрасной музыки, изменяет у человека его взгляд на жизнь гораздо эф­фективнее, чем это может быть достигнуто в процессе обыч­ной рациональной психотерапии («нам песня жить и строить помогает»).

Таким образом, человек, входящий в мир музыки и затем выходящий из него, становится по своему психологическо­му состоянию качественно другим, успокоенным и обновлен­ным, подобно тому, как он становится другим после прогул­ки в лесу и соприкосновения с природой, купания в море или общения с близким другом. Коллективный характер музы­кально-психотерапевтических занятий подключает к творческому процессу и воздействия со стороны других участников - их поддержку, сочувствие и со­переживание.

Фактически остается открытым вопрос о том, какие сущест­вуют зависимости между отдельными психологическими ха­рактеристиками личности, изученными в рамках различных исследовательских концепций, и отражением их в музыке. Ка­кими условиями или, иначе говоря, сущностными характери­стиками должны обладать музыкальные произведения, чтобы эффективно влиять на тот или иной психологический параметр личности? Для изменения состояния личности сегодняшние музыкальные терапевты могут предложить десятки названий различ­ных музыкальных произведений, но эти " лечебные каталоги" будут являться следствием эмпирических, но не теоретических обобщений, и поэтому богатый материал, накопленный здесь, в известной мере будет неадекватен. Сплошь и рядом в му­зыкальных каталогах для снятия одних и тех же негативных состояний рекомендуются произведения, диаметрально проти­воположные по своему характеру, вроде " Море" К. Дебюсси и " Блестящее каприччио" Ф. Мендельсона, как это, например, рекомендует для снятия отрицательных психических состояний Линдин или Котлер, предлагающий Пятую симфонию Л. Бет­ховена и вторую часть Скрипичного концерта Ф. Мендельсона ми минор для высвобождения аффекта (Матейова 3., Мишура С. Музыкотерапия при заикании. - Киев, 1984. - С. 132 - 133).

Каким же образом можно соотнести эмоции, выражаемые в музыке, с эмоциями повседневной жизни и теми, которые при­сущи тому или иному типу темперамента?

Для ответа на этот вопрос группе музыкантов-экспертов высокой квалификации мною было предложено 40 музыкаль­ных произведений различного характера с заданием клас­сифицировать их по общности выражаемых в них эмоций. Были взяты четыре основные из его существующего спектра эмоциональных состояний - радость, гнев, печаль, спокойст­вие. В результате эксперимента было отобрано 28 произведе­ний, которые всеми экспертами были отнесены к выражению эмоций одной и той же модальности. При ближайшем рассмот­рении этих произведений выяснилось, что произведения, выражающие одно и то же настроение, имеют сходство по указанному в нотах темпу - быстрому или медленному и ла­ду - мажорному или минорному. Тогда моделирование эмоций в музыке можно представить в виде следующей сетки координат:

После этого эксперимента был проведен еще один. Экспер­там предложили разнести выбранные ими произведения в тот или иной квадрат. Все они поместили выбранные ими 28 про­изведений именно туда, куда и надо было отнести по выдви­нутой гипотезе. Результаты этих двух экспериментов дали основания для построения следующей таблицы, в которой обобщены основные характеристики средств музыкального выражения и литературных определений характера произве­дения по данным музыковедческой литературы.

Данные показывают, что в моделировании эмоций основную роль играют лад и темп, другие же компоненты, как мелодия, ритм, динамика, гармония, тембр - при всей их важности все-таки остаются дополнительными, хотя, на первый взгляд, это может показаться странным, а для некоторых людей, как гово­рят мой опыт, даже и обидным - как это так, что мелодия не игра­ет большого значения в моделировании эмоций. Но схема на то и есть схема, чтобы брать предмет в его предельной абстракт­ности и найти сущностные предметы, а не для того, чтобы не со­гласиться с чьим-либо мнением.

Приведенные выше принципы моделирования эмоций подтверждаются тем, что одно и то же на­строение в различных музыкально-исторических и композиторских стилях может выражаться разными ритмоинтонационными, гармоническими и тембровыми средствами, как это можно видеть на примере музыки И. Баха и Д. Шостаковича, А. Вивальди, и И. Стравинского, С. Прокофьева и Ф.Шуберта. От произведений музыкантов старых мастеров к произведениям наших дней увеличивается структурная и семантическая сложность музыкальной ткани, полюсами эмоции при этом существенно не меняются. И если в произведениях композиторов разных эпох мы находим выражение одних и тех же эмоциональных состояний, то можно с уверенностью сказать, что характеристики темпа и лада будут в этих произведениях сходными.

 

Обобщенные характеристики музыкальных произведений, отражающих сходное эмоциональное состояние.

 

Основные параметры музыки   Основное настроение   Литературные определения   названия произведений  
Медленная   Спокойствие   Лирическая, мягкая, ­ А. Бородин - Ноктюрн из струнного  
        созерцательная, ­   квартета; Шопен - Ноктюрны Фа  
        элегическая,   мажор, Ре-бемоль мажор, Этюд Ми  
        напевная, задумчивая, ­   мажор, крайние части; Ф. Шуберт -  
        нежная   «Аве Мария"; К.Сен-Санс - Лебедь;  
            С. Рахманинов - концерт № 2, начало­ II ч.  
               
Медленная   Печаль   Сумрачная, тоскливая. ­   П.Чайковский - начало Пятой сим­фонии,  
минорная       Трагическая, ­   финал Шестой симфонии;  
        печальная,   Э.Григ - Смерть Озе, Жалоба Ингрид ­  
        унылая, скорбная   из сюиты «Пьер-Гюнт»; Ф. Шопен ­  
            - Прелюдия до-минор, Марш из  
            сонаты си-бемоль-минор, Этюд до-  
            диез минор; К. Глюк - " Мелодия".  
Быстрая   Гнев   Драматическая,   Ф. Шопен - Этюды № 12, 23, 24,  
Минорная       взволнованная,   Скерцо № 1, прелюдии №16, 24.  
        тревожная, беспокойная, ­   Л. Скрябин - Этюд № 6 соч. 8;  
        гневная, ­   П. Чайковский - Увертюра " Буря";  
        злая, отчаянная ­   Р. Шуман - " Порыв"; Л. Бетховен ­  
          - финалы сонат: 14, 23.  
Быстрая   Радость   Праздничная, ли­   Д. Шостакович - Праздничная увертюра; ­  
Мажорная       кующая, бодрая,   Ф. Лист - финалы венгерских  
        веселая,   рапсодий № 6, 10, 11, 12; В. Моцарт ­  
        радостная   - Маленькая ночная серенада(I и IV ч.);  
            Л. Бетховен - финал симфоний№5, 6, 9 ­    
             

 

Анализ предлагаемой модели отражения эмоций в музы­ке показывает, что в своих основных характеристиках она изоморфна (подобна) известной классификации шкалы темпе­раментов, разработанной Г. Айзенком и Т. Лири. В разработан­ной модели эмоции кодируются по осям " Быстрый темп - Медленный темп" и " Мажор - Минор".

В модели Г. Айзенка типы темпераментов разносятся по осям «интроверсия- экст­раверсия" и " стабильность - нестабильность".

В модели Т.Лири типы ролевого поведения располагаются на осях «гнев-любовь» и «сила-слабость».

То, что все богатство музыки, человеческих темпераментов и ролевого поведения укладывается в довольно простые обоб­щающие формулы, не означает примитивного способа решения сложной проблемы, так как внутри указанных закономерностей существует во всех этих моделях большое количество тонких раз­личий, которые можно выявить при помощи специальных ме­тодов и инструментов наблюдения.

По своему содержанию рассматриваемая ниже модель бли­же к модели Г.Айзенка, берущей за основу классификации непосредственно само чувство в его главных проявлениях. По сравнению с тестом Г. Айзенка известный тест Миннесотского университета ММР1 с его десятью шкалами, раскрывающими раз­личные стороны эмоциональных особенностей личности, дает гораздо больше простора для установления дифференциальных различий между людьми. Но оказывается, что все 10 шкал ММР1 могут быть размещены во все той же сетке координат, которая описана выше (с. 21). Шкалы, находящиеся во внутреннем кру­ге, означают границы психологической нормы. Шкалы, распо­лагаемые во внешнем круге и за ним, означают акцентуацию характера.

 

 


 


Условные обозначения шкал:

1 - ипохондрия; 2- депрессия; 3 - истерия; 4 - психопатия; 6 - паранойя;

7 - психастения: 8 - шизофрения; 9 – гипомания; 10 – интроверсия. Пятая шка­ла - мужественности-женственности в схеме опущена. Цифра со знаком (штрих), например, 2'- означает, что по данной шкале количество баллов (Т) больше 70;

знак «- « означает нормальное Т =50; наклонная черта «/» означает Т меньше 40.

Каждая шкала ММР1, раскрывающая ту или иную сущностную характеристику личности человека в вербальных поняти­ях (словесных обозначениях), может быть выражена и на языке музыки. Говоря другими словами, каждая из этих шкал по-своему звучит и может быть передана на языке невербальной коммуникации при помощи музыкальных образов. Ниже при­водятся описания более конкретного содержания каждой из 10 (кроме пятой) шкал ММР1 и названия музыкальных произве­дений, при помощи которых эмоциональное содержание этих шкал может быть выражено.

Первая шкала — ипохондрия. Выявляет тенденции челове­ка к повышенному беспокойству о собственном здоровье, стра­хам и опасениям за него. Часто такой человек преувеличивает тяжесть своего состояния и старается переложить свои труд­ности на плечи окружающих, уходит от решения проблем че­рез демонстрацию беспомощности и слабости. Здесь отсутствует внутренняя свобода, спонтанное проявление чувств, но широко проявляются избыточная осторожность, боязливость, требова­тельность к себе и другим при соблюдении жизненных, социаль­но одобряемых правил. Как отмечают Л. Собчик и П.. Лукьянова, высокие показатели первой шкалы при одновременном повы­шении второй, шестой, седьмой и восьмой служат признаком подавляемой агрессии и обрисовывают так называемый " язвен­ный тип" личности (Собчик Л., Лукьянова Н.. Изучение психологических особенностей летного состава стандартизированным методом исследования личности. – М., 1978. - С. 22.).

Музыкальные произведения, несущие в себе признаки пер­вой шкалы:

Ж. Бизе - Р. Щедрин. Кармен-сюита.

С. Рахманинов. Этюды-картины (ля минор, до минор, соч. 39).

А. Онеггер. Пятая симфония (третья часть).

Д. Шостакович. Десятая симфония (фрагменты первой и второй частей).

Вторая шкала — депрессии. Включает переживание собствен­ной несостоятельности в момент крушения надежд и жизнен­ных планов, " созерцательное отношение к жизни", переживание чувств вины и неуверенности в себе, пониженную оценку своих возможностей, большая субъективная вера в неуспех, чем в уда­чу при начале какого-либо дела. Поэтому у таких людей часто наблюдается отказ от реализации вообще всяких планов, ибо любое препятствие воспринимается как непреодолимое.

Музыкальныепроизведения, несущие в себе признаки вто­рой шкалы:

П. Чайковский. Шестая симфония (финал).

Я. Сибелиус. Грустный вальс.

А.. Дворжак. Песня матери.

П. Сарасате. Цыганские напевы.

С. Рахманинов. Музыкальный момент (си минор).

Ф.Шопен. Прелюдия (ми минор).

Третья шкала — истерии. Характеризует человека со сторо­ны проявления его динамических сторон. Лица, имеющие вы­сокие показатели по этой шкале, отличаются подвижностью в настроении, в жестах, мимике, яркости и театральности эмо­циональных проявлений при отсутствии их глубины. Слезы мо­гут легко сменяться смехом. Истероиды особо озабочены мнением о себе, и все их поведение мотивируется желанием социального одобрения. Отсюда — услужливость и показной альтруизм, ко­торый может быстро меняться на капризность и мелочную конфликтность.

Музыкальные произведения, несущие в себе признаки тре­тьей шкалы:

М. Глинка. Увертюра к опере " Руслан и Людмила".

В. Моцарт. Симфонии № 3, 36, 40, 41 (первые части).

Д. Россини. Увертюры к операм " Сорока-воровка", «севильский цирюльник".

С. Рахманинов. Первая симфония (финал).

Ф. Шопен. Первая баллада.

Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 12.

Четвертая шкала — психопатии. Выявляет тенденции чело­века к импульсивности, спонтанности и раскованности по­ведения. Ее высокие показатели говорят о конфликтности и агрессивности, высокой самооценке: склонности к приключе­ниям и рискованным ситуациям, " легким отношением к труд­ностям и жизненным проблемам". Как отмечают исследователи, " высокие показатели четвертой шкалы при одновременном подъе­ме 6, 8, 9-й шкал и при низких 1, 2, 3, 5, 0-й шкал, часто встре­чаются у лиц с отсутствием сдержанности и агрессивностью поведения, со склонностью к межличностным конфликтам, с выраженным упрямством, неумением подчиняться, со стрем­лением всегда найти оправдание своим поступкам» (Собчик Л,, Лукьянова Н.)

Из других характеристик личности человека с повышенными по­казателями четвертой шкалы, взятой в изолированном виде, можно отметить простоту в общении, отсутствие щепетильнос­ти, эгоцентризм и эгоизм, честолюбие, агрессивность в ответ на непреодолимые жизненные препятствия (фрустрацию), стрем­ление командовать, снисходительное отношение к собственным недостаткам, слабость самоконтроля.

Музыкальные произведения, несущие в себе признаки чет­вертой шкалы:

Л. Бетховен. Пятая симфония (финал).

П.Чайковский. Увертюра " 1812 год", " Буря", " Франческа да Римини».

Д. Шостакович. Праздничная увертюра.

И. Гайдн. Симфонии № 94, 97 (финалы).

И. Брамс. Третья симфония № 3 (финал).

С. Прокофьев. Третья симфония, " Наваждение" (финал).

А. Онеггер. Первая симфония (I часть).

Шестая шкала — паранойя. Отражает тенденции человека в склонности к ригидности (негибкости) психических процессов, что часто проявляется в упорстве в достижении цели, неисся­каемой энергии, умении противостоять любым трудностям. Та­кие люди отличаются большим педантизмом, стремлением следовать заданным нормам, правилам и привычкам. Привер­женность к одной какой-либо идее приводит их к сверхценным образованиям, что делает их невозможными для переубежде­ния. Акцентировка по этой шкале говорит также о чертах ли­дерства, честолюбия и об организаторских способностях.

Музыкальные произведения, несущие в себе признаки шес­той шкалы:

Ф.Лист. Симфоническая поэма Прелюды (финал).

Р. Вагнер. Шествие пилигримов из оперы «Тангейзер».

М. Равель. Болеро.

П. Чайковский. Первая симфония (финал).

Р. Глиэр. Гимн великому городу.

С. Рахманинов. Концерт для ф-п. с оркестром № 2 (кода III части); прелюдия си-бемоль мажор.

Седьмая шкала — психастения. Выявляет черты тревожности и беспокойства, говорящие о невротизации личности. Акценти­ровка показателей по этой шкале говорят о психастеническом складе человека с его тенденцией неуверенности в себе, нере­шительности, повышенным ощущением чувства вины из-за не­возможности жить по высоким нравственным идеалам. Тревоги и страхи, постоянные сомнения в правильности выбора, пе­репроверка уже сделанного, застенчивость, стыдливость, кон­формизм, страх перед новыми надвигающимися событиями,


совестливость и чуткое отношение к окружающим, чувство долга и альтруизм - эти переживания составляют психологи­ческое содержание внутреннего мира психастеника.

Музыкальные произведения, несущие в себе признаки седь­мой шкалы:

П. Чайковский. Симфонии № 4, 5, 6 (первые части, глав­ные темы).

Д. Шостакович. Симфония № 4 (II и III части; Симфония № 8, III часть).

Р. Шуман. " Порыв".

Р. Щедрин. Бассо-остинато.

С. Прокофьев. Токката.

А. Скрябин. Этюд № 5, соч. 42

Восьмая шкала — шизофрения. Характеризует человека со стороны его способностей к социальным контактам и умени­ем считаться с действительностью. Высокие показатели по этой шкале говорят о шизоидном складе личности с ее слабостью со­циальных контактов, отгороженностью от мира и скрытностью переживаний. Таких людей характеризует опора на собственные субъективные видения людей и событий, индивидуализм и интравертированность, сочетающиеся с эмоциональной холоднос­тью, угловатыми манерами. Сознание перегружено большим количеством информации, находящейся в несистематизиро­ванном виде, поэтому мышление похоже на " скачку идей" и страдает отсутствием логики при большом полете фантазии И воображения. Социальные контакты таких людей отлича­ются неестественностью и неловкостью из-за слабой чувстви­тельности к интересам и духовному миру других, в том числе и близких. Отмечается также склонность к абстрагированию от живой действительности в область символических построений и парадоксальных умозаключений.

Музыкальные произведения, несущие в себе признаки вось­мой шкалы:

И. Бах. Искусство фуги Орландо Лассо. Мотеты.

А.Шенберг. Концерты для фортепиано с оркестром; дляскрипки с оркестром; 5 пьес для оркестра, ор.. 16.

Н. Вебер. Симфония. Вариации для оркестра; квартеты.

А. Берг. Камерный концерт для фортепиано, скрипки и 13 ду­ховых инструментов.

А. Шнитке. Симф. № 1, 4; Концерт для скрипки с оркестром.

Р. Штраус. Так говорил Заратустра.

Д. Бортнянский. Хоровые концерты.

Р. Щедрин. Концерты для фортепиано.

Девятая шкала — гипомания. Замеряет уровни оптимиз­ма и активности человека. Высокие показатели по этой шкале говорят о приподнятости настроения, жизнелюбии, энтузиазме, общительности и многоречивости, легкомысленном отношении к социально одобряемым типам поведения, беззастенчивос­ти в их нарушении, склонности к сексуальным и алкогольным эксцессам, что в конце концов при всем внешнем блеске этих людей не может не вызывать у окружающих недоумение и на­стороженность. Легкомысленность, эмоциональная незрелость, ревнивость, легко возникающая агрессия, хвастливость, назой­ливость, нетерпимость в споре, при встрече с поражениями.

Музыкальные произведения, несущие в себе признаки де­вятой шкалы:

В. Моцарт. Маленькая ночная серенада (IV часть).

Л. Бетховен. Рондо " Ярость по поводу потерянного гроша".

К. Вебер. Вечное движение.

П. Чайковский - Итальянское каприччио, кода.

И. Штраус. " Полька-пиццикато", Галоп " Вечное движение".

М. Глинка. " Арагонская хота".

Ф. Лист. Венгерские рапсодии № 2, 10, 12 (коды).

Д. Шостакович. Праздничная увертюра.

Нулевая шкала — интроверсия.Замеряет уровни открытости или закрытости человека к социальным контактам. При высо­ком значении показателей этой шкалы говорят об интроверсии - обращенности индивида в мир собственных переживаний и интересов, замкнутость и неразговорчивость, застенчивость и ранимость. Низкие данные по этой шкале говорят об экстра­версии - стремлении человека к социальным контактам, об­щению с широким кругом лиц, поиску внешних впечатлений.

Музыкальные произведения, имеющие признаки этой шка­лы, следуя вышеприведенной схеме, можно классифицировать так: к интроверсивным произведениям относятся те, что на­ходятся в левой части —1, 2, 6, 7, 8-й шкалы. К экстраверсивным - те, которые мы назвали, анализируя 3, 4, 9-ю шкалы.

Следует отметить, что выявление принадлежности музы­кального произведения к той или иной ведущей шкале - дело довольно трудное, здесь неизбежен разброс мнений, тем более что одно и то же произведение может нести в себе признаки нескольких шкал. И здесь предстоит еще большая исследова­тельская работа с привлечением специальных методов.

Характеристики каждой из перечисленных выше шкал имеют диалектическую природу, когда те или иные недостат­ки проявляются как продолжение достоинств. Можно говорить о богатстве воображения человека, разнообразии его эстетичес­ких запросов и живой эмоциональности, но при усилении этих характеристик мы получаем стиль поведения истерика с его не­естественными театральными манерами, эгоизмом и упрямством.

Но нас в данном случае интересуют выявленные к настоя­щему времени связи между различными показателями шкал ММР1, т.е. характерологические особенности человека, с пред­расположенностью его к тому или иному заболеванию. То, что многие из нас болеют совершенно определенными болезнями, как-то язва желудка, гипертония или стенокардия, часто име­ет причину не в физических слабостях нашего организма, а в осо­бенностях нашего характера, которые в свою очередь являются производными от нашего мировоззрения. Скажи мне, какой у тебя характер, и я скажу тебе, какой болезнью ты заболеешь, — так можно перефразировать известное изречение Сократа приме­нительно к области психосоматической медицины.

В профиле лиц, больных язвенной болезнью желудка и две­надцатиперстной кишки, отмечается подъем показателей по 2, 4, 6, 8, 0-й шкалам; тех, кто страдает гипертонией - по 2-й и 7-й шкалам. Чаще всего к этим заболеваниям приводят нетер­пимость к нарушаемым нормам и правилам, догматизм мышления, подавляемая враждебность и дистантность во вза­имоотношениях с окружающими. К такому же результату мо­жет приводить болезненная чувствительность и фиксация на личных недостатках, пониженная самооценка и неуверенность в себе. Это показатели фиксируются по шкалам невротической триады - первой, второй и третьей. Вместе с повышением седь­мой шкалы это может говорить о предрасположенности к миг­реням, мерцательной аритмии, бронхиальной астме.

Психологический подход к проблеме лечения соматичес­ких заболеваний достаточно прост и очевиден - надо попытать­ся изменить характер пациента и стиль его отношения как к своему заболеванию, так и к жизни вообще. Но у обычных психотерапевтов практически нет специальных средств, при помощи которых они могли бы так или иначе влиять на пока­затели конкретной шкалы. Психиатры для этого используют специальные химические препараты. Музыкальные психоте­рапевты могут воспользоваться своими умениями и знания­ми в области музыки.

В 1941 г. Дж.Альтшулер применительно к сеансам музыкаль­ной психотерапии разработал метод изопринципа, согласно ко­торому пациентам предлагалась музыка, соответствующая их психическому состоянию в данный момент. Для депрессивных пациентов это была музыка, звучавшая в спокойном темпе, для возбудимых - в быстром. После фазы отреагирования аффекта использовались мажорные и оптимистические произведения.

Этот принцип был известен древним грекам и римлянам, которые во многих своих постулатах исходили из положения " Подобное стремится к подобному".

Стратегия музыкального психотерапевтического сеанса в моем понимании заключается в том, чтобы пациента, чье состоя­ние характеризуется показаниями шкал, находящихся на гра­нице первого круга, привести к такому состоянию, которое ха­рактеризуется показаниями шкал, находящимися во втором, центральном круге, отражающем границы нормы психологи­ческого состояния. Верхние сегменты этого круга составляют совокупность переживаний с отрицательным знаком, ниж­ние - с положительным. Успокоив пациента с высокими пока­зателями по 1, 2, 3, 4, 7-й шкалам, давая им прослушать и прочувствовать соответствующие музыкальные произведе­ния, можно затем оптимизировать их состояние, предлагая для прослушивания произведения, относящиеся к шестой, вось­мой, девятой и низкой нулевой шкалам.

Нормализовав психологическое состояние пациента с сома­тическими недомоганиями, мы создаем и лучшие условия для лечения, ибо, следуя наставлению Платона, которое мы уже упоминали, нельзя лечить тела человека, не врачуя при этом его душу.

Смена настроений и самочувствия пациента во время сеан­са музыкальной психотерапии в известной мере подобна тем, что имеет место при лечении по методу наркопсихотерапии, с одной стороны, и в чередовании частей классической симфо­нии — с другой. В сеансе наркопсихотерапии до начала введе­ния в организм пациента лекарственных препаратов (амитал натрия, гексенала или их аналогов) его состояние, например, при ажитированной депрессии, характеризуется психомотор­ной возбужденностью, лабильностью, что во многих случаях имеет определенное сходство с настроениями, передаваемыми в первых частях классических симфоний, написанных в форме " сонатного аллегро", несущего в себе контрастные и конфликт­ные образы, с которыми, как правило, сталкивается человек, заболевший неврозом. Прослушивание первых частей класси­ческих симфоний предрасполагает к активному изживанию подавляемых или подавленных ранее отрицательных пере­живаний, их разблокировку, отреагирование, и благодаря это­му - устранение их травмирующей остроты.


В процессе медленного введения препарата в сеансе нарко-психотерапии пациент постепенно успокаивается и входит в новую фазу - измененного сознания с признаками легкого оглушения и торможения по типу поверхностного сна. Это состоя­ние по своему характеру можно сравнить с тем, которое человек переживает, слушая медленные части классических симфоний и сонат -Адажио и Анданте. При дальнейшем введении пре­парата пациент входит в состояние легкой эмоциональной при­поднятости, положительно переживаемой эйфории, на фоне которой врач, закрепляя это состояние, применяет специаль­ные формулы внушения, направленные на устранение нега­тивных мыслей и переживаний. В классической симфонии следующие вслед за медленными частями быстрые и жизнера­достные Скерцо и Финал знаменуют собой полное перерождение личности героя музыкального произведения и установление им глубоких гармоничных отношений с миром, чего, в общем, до­бивается и врач в процессе сеанса наркопсихотерапии.

Здесь нужно специально оговориться, что нельзя проводить полного уподобления воздействия классической симфонии, имеющего психологическую основу, и сеанса наркопсихотера­пии, имеющего лекарственно-химическую основу, и тем самым автор заранее хочет отвести недоуменные вопросы по поводу правомерности подобного сравнения. Конечно, мы имеем здесь различные области человеческого бытия, но при всем при этом нельзя не видеть тех общих закономерностей оптимизации пси­хического состояния человека в искусстве и медицине, кото­рые были приведены выше, так как учет этих закономерностей может пролить новый свет на давнюю традицию взаимодей­ствия этих двух наук.

Подбирая произведения для проведения сеансов музыкаль­ной психотерапии, врачи и музыканты обычно останавливают внимание на классической музыке. Однако и среди произведе­ний современной легкой музыки, в том числе и среди джаза и рока можно найти немало таких, которые могли бы быть использованы в психотерапевтических целях. При этом следу­ет, на наш взгляд, учитывать наиболее существенные отличия в форме и содержании легкой и серьезной музыки, которые были получены мною в серии специальных экспериментов с вы­сококвалифицированными экспертами-музыкантами.

Эти различия могут быть достаточно просто выявлены и ря­довым любителем музыки, а не только профессионалом, если задаться целью сравнивать звучащую музыку и обстановку рок-концерта с концертом в филармоническом зале.

Приведенные различия не абсолютны, и всегда можно най­ти как пример музыкальное произведение, не вписывающееся в предлагаемую классификацию. Например, в классической музыке прошлого и настоящего есть немало произведений, ко­торые, по сегодняшним понятиям, выполняют функцию легкой музыки. Некоторые номера из балетов П. Чайковского и А. Гла­зунова, арии из опер Дж. Верди и Г. Доницетти по своим функ­циям и характеру, несмотря на то, что относятся к области классики, приближаются к полюсу легкой музыки. В то же время в легкой музыке имеется немало таких произведений, которые по характеру своего содержания, исполнения и восприятия приближаются к полюсу серьезной академической музыки. Сюда следует отнести джазовые сюиты Д.эллингтона, рок-оперы Э.Уэббера и Р.Уэйкмана, некоторые сочинения Л.Бернстайна и Дж.Гершвина.

Как бы ни было велико значение гармоничности эмоциональной жизни, степень которой может быть выявлена при помощи десяти шкал ММР1, находящихся по отношению друг к другу в различных позициях, сама по себе отдельно взятая эмоция или их совокупность мало что могут сказать об уровне социальной зрелости человека, если только мы не знаем содержания тех ценностей, по отношению к которым данный человек испытывает эти эмоции. Среди главных отношений человека жизни современная психология выделяет такие направленности, которые в обобщенном виде можно классифицировать, как: «на себя», «на другого», «на дело». Последний вид направленности, как правило, имеет общественную тенденцию, т. е. связан с достижением блага для как можно большего числа людей. В зеркальном отражении эти виды направленностей эмоциональных переживаний классифицируются, как: против себя, против другого, против общественного блага. Как правило, негативные невротические изменения вызываются разной степенью неудовлетворенности и недовольства человека самим собой, окружающими его людьми, профессией и всем обществом в целом.

В случае эмоциональных нарушений человек не может выйти за рамки переживаемого аффекта и ис­пытывать эмоции других модальностей. В случае когнитивных нарушений человек не может отрефлексировать свое поведение, и посмотреть на ситуацию с позиции ценностей. В тяжелых слу­чаях за пределами пограничных состояний человек попадает либо в клинику, либо в тюрьму. Схематически все эти рассуж­дения можно было бы изобразить в изометрической проекции следующим образом:

В основе поведения социально зрелого человека лежат пред­ставления о том, что любое действие, выполняемое им, не долж­но противоречить позитивным видам направленности и спо­собствовать их актуализации. При этом ценности высшего по­рядка, имеющие общечеловеческое содержание, подчиняют себе те, которые связаны с эгоистическими и групповыми ин­тересами. Например, один из приемов воспитания, практику­емый в детских садах Японии, заключается в том, что ребенку внушают, что когда он чистит зубы, он делает полезное дело не только для себя, но и для своих близких и всего Отечества в целом, ибо и близкие люди, и вся страна в целом заинтересо­ваны в том, чтобы его граждане были здоровы.

Дисгармонизация душевной жизни человека и его плохое настроение связаны с нарушением не только в области межлич­ностных отношений, но и в более высоких сферах общественно полезного труда и социальной жизни. Задача музыкального психотерапевта заключается в помощи пациенту в изживании его отрицательных переживаний, в наполнении их положитель­ными эмоциями, в реконструировании когнитивной сферы - правильной оценке возникающих в жизни затруднений, воз­вышении всего строя мыслей. О возвышении душевного строя пациента судят по описанию содержания тех музыкальных образов, которые возникают у него в процессе прослушивания музыкальных произведений. Эти описания можно представить в виде своеобразных проективных тестов наподобие тех, что были разработаны Д. Мюрреем и С. Розенцвейгом. Анализируя содержание возникающих образов, музыкальный психотера­певт может судить об успешности лечения. Прослушивание различных по характеру музыкальных произведений в форме так называемых " музыкальных снов", представляющих собой одну из разновидностей имаготерапии и являющейся вариан­том недирективной медитации, дает музыкальному психотера­певту, как и содержание сновидений, богатый материал для проведения последующего психологического анализа, нахож­дения конфликта и его изживания.

Несмотря на свою безусловную специфичность в рамках се­анса музыкальной психотерапии, можно и нужно широко ис­пользовать те приемы и методы, которые были найдены в ряде других психотерапевтических подходов. Здесь могут быть ис­пользованы элементы психоанализа, методы гештальт - терапии и группы встреч, биоэнергетики и танцевальной терапии. Комплекс применяемых психотерапевтом методов позволя­ет ему воздействовать на все струны душевной и физической жизни пациентов.

В своей практической работе я широко использую приемы музыкально-образной медитативной психотерапии, основан­ной на благотворном воздействии на душевное состояние па­циента слуховых и зрительных образов, имеющих различную эмоциональную окраску, и возвышения содержания этих обра­зов в процессе направленных размышлений до уровня их обще­человеческой значимости. Пробуждение внутренних защитных сил организма в процессе специальных дыхательных упраж­нений, ритмических движений и танцев, группового массажа, просмотра слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи, внимательное прослушивание аффективно насыщенных музыкальных произведений, глубокое расслабле­ние


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь