Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чугунное художественное литье



Искусство чугунного художественного литья получило широкое распространение и достигло совершенства в Рос­сии. Существенный вклад в историю развития литья в России внесли уральские, московские и другие литейщи­ки. Они создавали как превосходные чугунные кабинет­ные произведения, так и парковые ансамбли, ограды на­бережных, монументальные памятники и грандиозные со­оружения.

Российское художественное чугунное литье началось с украшения разного рода литых предметов хозяйственного обихода (плиты для пола, печные дверки, очажные пли­ты, пищеварные горшки) всевозможными орнаментами. На развитие художественного чугунного литья повлияла потребность в сложных по форме деталях для нужд строи­тельства. Вначале чугунолитейное производство было раз­вито в Тульско-Каширском районе России. Там оно воз­никло в первой половине XVII в. Позднее интересные ху­дожественные отливки были изготовлены петрозаводскими литейщиками. На Урале многие чугунолитейные заводы отливали для своих цехов, заводоуправлений и других зда­ний художественно оформленные строительные детали — чугунные колонны, украшения фасадов и внутренней от­делки, лестницы, перила. Так, в построенной в XVIII в. Демидовым церкви в Нижнем Тагиле цоколь облицевали чугунными узорчатыми плитами высотой до 1 м. В Госу­дарственном Историческом музее хранятся уникальные чу­гунные плиты с рельефными розетками по углам, отлитые в 1702 г.

Значительные успехи в художественном чугунном литье были достигнуты в середине XIX в. Оно стало самостоятель­ной ветвью русского декоративно-прикладного искусства.

Особенно славился чугунным художественным литьем Каслинский чугунолитейный завод, хотя он начал изго­тавливать такие отливки позже других заводов (например, Кушвинского и Верх-Исетского). Каслинские специалисты создали большое количество художественных произведе­ний из чугуна. Только за последние 30 лет XIX в. каслин­ские отливки двенадцать раз удостаивались самых высо­ких наград на всероссийских и международных выстав­ках. Всемирное признание получили такие литые худо­жественные произведения, как «Мефистофель» и «Дон Ки­хот» скульптора Готье и формовщика Ф. Самойлина, «Кло­ун и наездница» скульптора А. Соловьева и формовщика Н. Теплякова, «Крестьянин с граблями на лошади» Н. И. Леберича, «Киргиз на лошади» скульптора А. Л. Обера и многие другие.

Одну из разновидностей художественных изделий каслинцев представляют предметы обихода и бытовые изде­лия, такие, например, как подставки для часов, шкатул­ки, полочки, этажерки, пепельницы, блюда, тарелки, сто­лешницы, канделябры и т. п. В их изготовлении каслинцы проявили большой талант, тонкий вкус и мастерство, со­здав настоящие произведения искусства. На­пример, на одном из чугунных блюд было изображено около 100 зверьков и птиц. Изделия каслинцев отличаются ис­ключительной четкостью и чистотой поверхностей слож­ного орнамента.

Каслинцами создано много скульптурных портретов вы­дающихся русских композиторов, писателей, мыслителей, а также литературных героев и сказочных персонажей.

Художественные отливки Кусинского завода тоже слави­лись изяществом, тонкостью, ажурностью и филигранностью. Значительным разнообразием отличаются их чугунные вазы и канделябры, представляющие собой сложные декоративные комбинации с кружевными орнаментами.

Российские архитектурные отливки из чугуна издавна славились ажурностью, высокой художественностью и пре­красным исполнительским мастерством. Низкая стоимость чугуна и простота технологии литья давали возможность архитекторам не ограничивать размеры отливок и мас­штабы их применения в том или ином сооружении. Кроме того, хорошие литейные и прочностные свойства чугуна позволяют сочетать в изделиях монументальность и тон­чайшую проработку деталей литых изделий.

Известны высококачественные чугунные художествен­ные отливки садово-парковой архитектуры XVII-XIX вв. Большое место в числе таких отливок, изготовляемых на Урале, занимали ограды и садовые решетки, которые в большом количестве отправлялись во многие города Рос­сии. Однако их редко использовали для украшения рос­кошных усадеб Москвы и Санкт-Петербурга. Это происхо­дило потому, что близко расположенные заводы (Петро­павловский, Баташевский и др.) изготовляли изделия по рисункам лучших архитекторов России XVIII-XIX вв. и имели высококлассных мастеров-литейщиков. В садово-парковой архитектуре усадеб и общественных парков и садов широко использовались литые вазы, садовая мебель, фонарные столбы и т. п.

Успехам русских заводов в создании оригинальных, вы­сокохудожественных отливок способствовало сотрудничест­во скульпторов и мастеров-литейщиков, а некоторые из скульпторов и литейщиков работали и учились на Кас­линском заводе, где была создана художественная школа.

 

Первые русские монеты

Развивалась торговля и требовалась валюта. В связи с этим Древняя Русь, не имевшая собственного опыта в из­готовлении монет и достаточного количества монетного металла, не обратилась за помощью к другим странам, а создала свое самобытное искусство литья монет. Киевский монетный двор (по сути, скромная ремесленная мастерская) разработал и использовал своеоб­разную металлургичес­кую технологию изго­товления монет.

Литье монетных дис­ков было известно еще в глубокой древности; так, лили их в Ольвии и Сиракузах еще до но­вой эры. Русские литейщики-монетарии освоили совершенно новый процесс литья, совмещенный с обжатием, который был снова «от­крыт» лишь почти через 1000 лет и называется теперь жидкой штамповкой.

Серебряные монеты (сребреники) имели такие литейные дефекты, как недоливы и неспаи, расположенные произ­вольно (рис. 6, а). Зависимости между массой монет и наличием в них дефектов нет. Поэтому специалисты при­шли к выводу, что монеты отливали в открытые формы, но с последующей «подпрессовкой». Это подтверждается наличием у монет радиальных трещин (рис. 6, б), а также могло стать причиной и выломов в виде сегментов у части сребреников. Такие дефекты могли возникнуть только в результате деформации (расплющивания) в момент, ког­да серебро находилось в твердожидком состоянии. Края плоского слитка затвердевают быстрее, и при ударе (или нажиме) штемпелем края растягивались и растрескива­лись.

 

 

Рис. 6. Владимирские сребреники:

а — с радиальными трещинами; б — с выломами

 

Историческое значение древнейших отечественных мо­нет заключается не только в том, что они стали первыми увековеченными в металле памятниками русской государ­ственности, но и в том, что они свидетельствуют о высо­ком уровне развития самобытной техники литья монет в период утверждения христианства на Руси.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1108; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь