Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общие тенденции развития технологии литья



На историческом пути развития литейного производства от примитивной технологии древности и Средневековья до современного уровня изменялось металлургическое обору­дование:

• росла вместимость ванны, причем не за счет углубления ямы, а, наоборот, путем подъема дна и сооружения ограничивающих вертикальных стенок;

• совершенствовались способы отделения шлака от ме­талла — появилось специальное отверстие в стенке верх­ней части ванны для удаления шлака (подобные отверстия в нижних частях ванны служили для выпуска металла);

• изменялись методы подачи воздуха (дутья) — от есте­ственной тяги до искусственных, в простейших случаях использовали ручные и ножные мехи;

• осваивалась плавка металла в тиглях из обожженной глины или камня, часто имевших носик для разливки металла. Так, например, в нурагах Сардинии — древних каменных укрепленных жилищах, относящихся к бронзо­вому веку, были найдены каменные ложки, служившие для разливки полученной в печи бронзы (рис. 7).

 

 

Рис. 7. Металлургическая оснастка из обожженной глины, исполь­зуемая в бронзовом веке. Плавильные тигли, найденные: 1, 2 — в Трое, Греция; 3 — в Монзесе, Австрия; 4 — в Велем Сцен Виде, Венгрия; 5 — наконечник воздуходувных мехов (Баядал, Австрия)

 

Конструкция и методы изготовления литейной формы также претерпевали изменения в связи с необходимостью повышения качества отливок, их сложности, потребитель­ских свойств. Видимо, самой древней, открытой, разовой формой был оттиск по образцу (эталону) сначала просто во влажной почве, а затем в специально подготовленной «постели» из увлажненного мелкого песка с глиной (сей­час это называется песчаной формой). Образцом являлось изделие, которое можно было воспроизвести (способ ис­пользуется до сих пор в ремонтных целях для изготовле­ния аналогичной, вышедшей из строя несложной детали). Сначала в качестве образцов чаще служили каменные, бо­лее грубые и простые по конфигурации изделия, что отра­жалось на форме их металлических копий. При этом фор­ма отливки могла быть улучшена ковкой, чеканкой, осо­бенно если отливки были из пластичного металла. По­степенно, по мере совершенствования оригинала (модели), который мог быть и металлическим, улучшались и его литые копии. В ряде случаев модель для изготовления ли­тейной формы могла быть и деревянной.

Замена эталонного изделия его моделью сыграла важ­ную роль в развитии приемов изготовления формы. Кроме того, отливка, полученная по оригиналу изделия, как пра­вило, меньше оригинала из-за усадки металла при охлаж­дении. Причем чем крупнее отливка, тем более заметно было это различие.

Это обстоятельство, мало существенное для малых отли­вок, приобретает решающее значение для точных и боль­ших машиностроительных деталей. Указанное несоответ­ствие можно исключить при использовании модели не­сколько больших, чем оригинал, размеров с учетом буду­щей усадки материала отливки.

Таким образом, в отливках, изготовленных методом литья в песчаные формы, получали возможность воспро­изводить все мелкие подробности конфигурации оригина­ла. Важно было лишь обеспечить четкий отпечаток в про­цессе равномерного осаживания модели в «постель» (рис. 8, а) и не повредить его при извлечении модели из не очень прочной формы (рис. 8, в).

Процесс литья в песчаную форму, изготовленную по модели, совершенствовался, усложнялся, детализировал­ся, прежде чем стал пригодным для современного, в том числе автоматического, производства отливок. Однако спу­стя тысячелетия он не потерял своего значения.

Позднее была создана многократно используемая литей­ная форма, по отпечатку которой можно последовательно получать несколько от­ливок с одинаковыми геометрическими раз­мерами. Материалом для таких форм мог­ли служить обожжен­ная глина или мягкие камни. На рис. 9 показан пример такой открытой каменной формы для отливки бронзового ножа.

 

Рис. 8. Схема изготовления открытой формы в почве:

а — осаживание модели;

б — отделка верхней поверхности формы; в — извлечение модели

 

Рис. 9. Каменные литейные формы и отливки:

а — открытая каменная форма для ножа; б — бронзовый литой нож;

в — закрытая двухгнездовая форма для пальстабов (топор)

Идея литья в посто­янные формы и ее ре­ализация зародились в глубокой древности. Однако широкое ис­пользование такого способа получения ли­тых изделий началось через тысячелетия, когда материалами для форм стали спла­вы на основе железа. Это позволило увеличить стойкость форм, существенно улучшить конструкцию и способы их изготовления. Сей­час металлические формы являются основным инструмен­том для получения отливок из низкотемпературных цвет­ных сплавов (на основе цинка, алюминия и других метал­лов).

Следующим важнейшим элементом конструкции литей­ных форм, позволившим расширить ассортимент отливок и приблизить их конфигурацию к готовому изделию, стал литейный стержень, формирующий внутреннюю часть от­ливки. Вот некоторые требования к свойствам литейного стержня:

• он должен иметь определенную прочность, чтобы его можно было переносить и устанавливать в форму;

• он не должен быть слишком прочным, чтобы его можно было вынимать из отливки без ее разрушения (лучше разрушить стержень).

Простые стержни можно было изготовлять из глины. В России литейные стержни долго называли «шишками».

Возможно, мастера в древности использовали в качестве круг­лых литейных стержней сосновые или кедровые шишки.

Следующим этапом развития технологического процес­са литья явилось получение сложных пустотелых отливок со стержнями, формирующими внутренние полости.

По древнему способу сначала изготавливали из глины или гипса стержень-болван, имевший грубо приближенное очер­тание будущего изделия. Затем мастер-художник, в большин­стве случаев он же литейщик, лепил на этом болване воско­вую модель изделия. После этого, прикрепив к модели воско­вую литниковую систему, он приступал к изготовлению формы. Формовочная смесь, разведенная до консистенции сметаны, наносилась тонкими слоями с промежуточной под­сушкой на воздухе (сейчас слои наносят последовательно оку­нанием в жидкую композицию связующего с обсыпкой огне­упорным наполнителем). После получения оболочки доста­точной манипуляторной прочности ее можно обмазать глиной и всю форму прокалить для удаления восковой модели.

В современном технологическом процессе литья про­мышленных изделий по выплавляемым моделям модели из легкоплавких материалов получают в пресс-формах: гип­совых — при мелкосерийном производстве, металличес­ких — при массовом.

Освоение производства более крупных пустотелых и от­носительно тонкостенных, сложных по форме отливок по­ставило перед литейщиками еще одну важную задачу — качественно заполнить форму металлом. Простейшие лит­никовые системы не могут решить ее. Кроме того, не так просто до заливки металла полностью удалить из формы материал восковой модели. Остатки воска в форме могут служить источником дефектов в отливке.

На рис. 10 показана бронзовая отливка фигуры оленя после разрушения формы, до того как начаты отделочные операции. На отливке сохранились литниковая система — семь разветвляющихся каналов, которые соединяются в одной литниковой чаше, и система специальных, дополни­тельных каналов, по которым происходит полное удаление материала восковых моделей из формы. Последняя систе­ма каналов служит также для свободного выхода воздуха из полости формы при заливке ее жидким металлом.

 

Рис. 10. Фигура оленя, полученная литьем по выплавляемым моделям

после извле­чения из формы. Бронза

Подобно получению бронзовой отливки оленя, происхо­дило изготовление цельнолитного памятника Петру I — «Медного всадника». Отлитый при императрице Елизавете первый памятник Петру I по модели К. Б. Растрелли не понравился Екатерине П, хотя портретное сход­ство (есть бюст Петра I в Эрмитаже) признает­ся наилучшим. Воз­можно, императрицу не удовлетворяла ши­роко распространенная композиция памятни­ка, и она пригласила работавшего во Фран­ции известного скуль­птора Э. М. Фальконе сделать новый памят­ник. В 1770 г. Фаль­коне закончил одоб­ренную Екатериной модель статуи. Голову Петра I выполнила при­ехавшая с ним его мо­лодая ученица М. Колло. Сам памятник (рис. 11) изготавливали более десяти лет — сначала скульптор с литейным мастером Б. Эрсмоном (первые два года), а затем только скульптор.

 

 

Рис. 11. Памятник Петру I «Медный всадник». Бронза.

Скульптор, литейный мастер Э. М. Фальконе, 1782 г.

 

Один из знатоков искусства того времени Д. Дидро пи­сал Фальконе о виденной им модели: «Труд этот, как ис­тинное прекрасное произведение, отличается тем, что ка­жется прекрасным, когда его видишь в первый раз, а во второй, третий, четвертый раз представляется еще более прекрасным: покидаешь его с сожалением и всегда охотно к нему возвращаешься».

Технологический процесс изготовления «Медного всад­ника» мало чем отличается от литья ранее изготавливае­мых статуй. Однако представляет интерес необычность ком­позиции такой крупной скульптуры (масса ее примерно 10 т). Вздыбленная лошадь стоит на двух ногах и подперта хвос­том — три точки опоры.

Фальконе решил проблему устойчивости скульптуры, соединив хвост лошади с извивающейся на земле змеей, организовав, таким образом, дополнительную опору для всей скульптуры (растоптанная змея, кстати, имела и смысловое значение, символизируя побежденное сопротив­ление преобразованиям Петра I). Чтобы гарантировать устойчивость статуи, Фальконе обеспечил поло­жение ее центра тяжес­ти между задними, опорными ногами и хвостом за счет нерав­номерной толщины те­ла отливки и специаль­ного железного каркаса в задних ногах и в хвос­те коня. Толщина стен­ки отливки изменяется постепенно от 7, 5 мм в голове, передних ногах и груди коня до 30 мм в районе бедер и хвоста; масса специального кар­каса в статуе — около 4 т. Важное значение для распределения сило­вых нагрузок имели кон­струкция специального каркаса в этой части скульптуры и способы соединения его с отливкой. Сложность проблемы усугублялась тем, что скульптура ориентирована строго с юга на север, а направление ветров в Санкт-Петер­бурге — с запада на восток, т. е. возникает значительный «парусный» эффект.

Исследование статуи во время ремонта в 1976 г. дало не­обходимые сведения о конструкции каркаса (рис. 12, а). Так, в опорной части отливки он состоит из стального го­ризонтального бруса сечением 45 х 100 мм, расположен­ного на уровне основания хвоста и имеющего форму дуги, воспроизводящей очертания крупа коня. По всей длине брус, кроме зоны Б, где расположен плащ всадника (рис. 12, б), примыкает непосредственно к внутренней стенке отливки. Брус толщиной 30 мм и шириной 100 мм залит в четыре прилива, составляющие одно целое с фигу­рой (рис. 12, в).К горизонтальному брусу с обеих сто­рон болтами прикреплены стойки, находящиеся в ногах коня. В сечении ВВ эти стойки также залиты в при­лив на стенке отливки (рис. 12, г).И наконец, в нижней части ноги бронза слоем толщиной 8-12 мм залита непо­средственно на стальную стойку, которая входит в фундамент. Каркас из хвоста коня прохо­дит в тело змеи и в постамент. Таким образом, всю нагруз­ку в опорных час­тях статуи (ногах, хвосте) несет сталь­ной каркас, прочно соединенный с от­ливкой и надежно обеспечивающий це­лостность и устой­чивость монумента. Отсутствие доступа влаги и воздуха к каркасу гарантиру­ет его сохранность.

 

 

Рис. 12. Конструкция несущего стального каркаса

монумента «Медный всадник»

 

Сложный, многооперационный, трудоемкий технологический процесс про­изводства цельнолитых статуй обеспечивал малую их на­дежность. Несмотря на мастерство и находчивость литей­щиков, им часто не удавалось избежать многочисленных дефектов в этих статуях, требовавших дополнительных опе­раций для исправления. Если прибавить к этому необходи­мость отделки отливки в многочисленных местах присо­единения различных технологических каналов, то продол­жительность отделочных работ из-за их значительного объема могла составлять два-три года. Так, например, в отлитой известным литейным мастером Гоором в Копенга­гене статуе Фредерика V в течение двух лет пришлось заде­лывать, зачеканивать и запаивать несколько сотен рако­вин, свищей и других дефектов. Случались и аварии: раз­рыв формы, выброс металла и пр., которые могли вообще свести на нет плоды многолетнего труда.

Известна такая подробность из истории литья «Медно­го всадника». При первой заливке формы монумента в де­кабре 1775 г. прорвавшийся из формы металл вызвал боль­шой пожар. Только мужество литейщика Хайлова, руко­водившего тогда плавкой и заливкой, спасло форму от полного уничтожения. Причина пожара заключалась, видимо, в по­вреждениях литниковых и выпорных каналов со стороны хвоста коня из-за деформации стального каркаса при его на­греве во время заливки или ранее — при вытапливании воска и прокалке формы. В результате аварии образовались многочисленные крупные дефекты (недоливы, спаи) в голове лошади и фигуре всадника выше пояса.

Фальконе разработал такой план спасения статуи. Решено было дефектную часть статуи срезать и вновь долить ее, нарас­тив новую форму непосредственно на сохранившиеся части мо­нумента. С помощью кусков гипсовой формы 5 (рис. 13, б)была получена восковая модель 6 верха отливки, являю­щаяся продолжением стенки 1 отлитой ранее части статуи (рис. 13, а). Остальные элементы изготовления добавлен­ной формы были подобны ранее использованным (2, 4 — формовочный материал, 3 — керамическая кладка).

 

 

Рис. 13. Последовательность операций по вос­становлению формы

монумента «Медный всад­ник»:

а — граница раздела частей статуи;

б — срез части литейной формы на границе раздела

 

Вторую заливку металла произвели в ноябре 1777 г., и она полностью удалась. В результате была получена цель­нолитая статуя, отлитая в два приема, и обеспечена бли­зость химического состава металла верхней и нижней час­тей статуи, заливавшихся с перерывом в два года.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь