Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


А.М. Родригес доктор исторических наук



УДК 95(6)

ББК 63.3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СЕМИНАРСКИМ И ЛЕКЦИОННЫМ

ЗАНЯТИЯМ ПО НОВОЙ ИСТОРИИ

СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

 

Авторский коллектив:

 

А.М. Родригес доктор исторических наук

В.А.Никитюк кандидат исторических наук

И.А. Нидерман кандидат педагогических наук

Рецензент:

Овсянников П.В., Доктор исторических наук

Проф., МГГУ им. М.А. Шолохова

ISBN 978-5-4263-0085-9

МПГУ-2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

ТЕМА 1 (лекция). СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ К НАЧАЛУ НОВОГО ВРЕМЕНИ.. 8

ТЕМА 2 (семинар). ИМПЕРИЯ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ.. 10

ТЕМА 3 (семинар). БРИТАНСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ИНДИИ И ВЕЛИКОЕ НАРОДНОЕ ВОССТАНИЕ 1857 – 1859 гг. 13

ТЕМА 4 (лекция). ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРЕЦКОГО ОБЩЕСТВА 16

ТЕМА 5 (лекция). ЯПОНИЯ В ПЕРИОД СЁГУНАТА ТОКУГАВА. ЯПОНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ вв. 20

ТЕМА 6 (семинар). КИТАЙ ПОД ВЛАСТЬЮ МАНЬЧЖУРСКОЙ ДИНАСТИИ ЦИН (ХVII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX вв.) 23

ТЕМА 7 (лекция). АФГАНСКИЕ ПЛЕМЕНА И ПЕРВЫЕ ОЧАГИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. ДЕРЖАВА ДУРРАНИ.. 25

ТЕМА 8 (семинар). АНГЛО-АФГАНСКИЕ ВОЙНЫ. АФГАНИСТАН В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIХ – НАЧАЛЕ XX вв. 27

ТЕМА 9 (лекция). ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ИРАНА В XVI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX вв. 29

ТЕМА 10 (семинар). БАБИДСКИЕ ВОССТАНИЯ В ИРАНЕ.. 32

1848-1852 гг.. 32

ТЕМА 11 (семинар). «ДВИЖЕНИЕ ИХЭТУАНЕЙ»: ОТВЕТ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ И ЕВРОПЕИЗАЦИЮ КИТАЯ.. 34

ТЕМА 12 (лекция). ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ «МЛАДОТУРОК». 36

ТЕМА 13 (семинар). СИНХАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В КИТАЕ.. 37

ТЕМА 14 (семинар). ИРАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1911 гг. 39

ТЕМА 15 (семинар). ИНДИЯ В УСЛОВИЯХ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 41

ТЕМА 16 (семинар). КОРЕЯ В XVI - НАЧАЛЕ ХХ вв. 43

ТЕМА 17 (семинар). СТРАНЫ ИНДОКИТАЯ В XVI – НАЧАЛЕ ХХ вв. 44

ТЕМА 18 (семинар). ФИЛИПИНЫ В XVI – НАЧАЛЕ ХХ вв. 46

ТЕМА 19 (семинар). ИНДОНЕЗИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ.. 47

ТЕМА 20 (лекция). АРАБСКИЕ СТРАНЫ АЗИИ В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ ХХ вв. 49

ТЕМА 21 (семинар). АРАБСКИЕ СТРАНЫ МАГРИБА В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ ХХ вв. 50

ТЕМА 22 (лекция). СТРАНЫ ЮЖНОЙ И ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ В НОВОЕ ВРЕМЯ.. 52

ТЕМА 23 (лекция). СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ... 53


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методический материал к занятиям по курсу «Новая история стран Азии и Африки» предназначается для студентов исторического факультета МПГУ. Материалы могут быть использованы при изучении базового курса Новой истории. В пособии дается тематика лекционных, семинарских и практических занятий. Пособие построено по проблемно-теоретическому, страноведческому и хронологическому принципам.

Новая история стран Азии и Африки является, наряду с другими курсами Всеобщей истории, одним из основных профилирующих предметов, изучаемых на исторических факультетах вузов педагогического профиля. Также, как и курсы по истории стран Азии и Африки в Средние века и Новейшее время, курс Новой истории имеет важнейшее политическое и научное значение, определяемое ролью стран Азии и Африки во всемирно-историческом процессе.

На 2-3 курсах исторического факультета педагогического университета предусмотрено проведение лекционных, практических занятий и семинаров по Новой истории стран Азии и Африки для подготовки бакалавров по специальностям: 050100.62 – педагогическое образование профиль подготовки «История»

и 030600.62 – История профиль подготовки «Историческая политология»

Изучение Новой истории стран Азии и Африки связано со значительными трудностями, хотя эти страны развивались в соответствии с общими законами развития человеческого общества, их история имела и свои специфические особенности, усвоение которых должно явиться одной из главных задач студента. При подготовке к занятиям студенты учатся работать с источниками картами над историческими монографиями и учебными пособиями, сравнивать различные точки зрения исследователей.

Курс охватывает комплекс теоретических проблем по истории стран Азии и Африки за достаточно длительный хронологический период (XVI век - начало XX века), в рамках которого действовала политическая, экономическая, социальная, религиозно-идеологическая, историко-культурная и этнокультурная среда изучаемого региона.

Методологической основой курса является комплексный подход к изучению восточных цивилизаций, развиваемый отечественной школой востоковедов с учетом позитивных достижений западными и восточными школами. В рамках цивилизационного подхода тематика занятий предполагает масштабное освещение исторического развития стран Азии и Африки в очерченный хронологический период, выявление его наиболее характерных срезов и тенденций, а также анализ региональных специфических особенностей конкретных государств и регионов.

В пределах тем лекционных и семинарских занятий значительное внимание уделяется отдельным историческим личностям, их конкретной исторической деятельности, а также в процессе раскрытия исторической специфики рассматриваемой эпохи вводится определенное количество терминов и понятий.

На вводном занятии желательно познакомить студентов с проблемой формационного и цивилизационного подходов к историческим процессам стран Азии и Африки в Новое время. Приступая к систематическому изучению курса, студент должен, прежде всего, остановить свое внимание на двух главных общих вопросах по Новой истории стран Азии и Африки, а именно:

1) подвести итог предыдущего, средневекового периода истории изучаемых стран Азии и Африки;

2) определить суть основных тенденций развития стран Азии и Африки в новое время.

При изучении этих вопросов следует самое пристальное внимание уделять, прежде всего, анализу экономического положения стран Азии и Африки, делая упор на внутренние закономерности их экономического развития, избегая подмены внутренней истории этих стран историей колониальной политики европейских держав. Разумеется, не следует при этом впадать в крайности и вообще не учитывать влияния на внутреннюю историю стран Азии и Африки империалистических стран, тем более что в изучаемое время колониальная политика метрополий оказывала на их историю более сильное воздействие, чем в средние века.

Изучая историю стран Азии и Африки, не следует рассматривать эти страны в качестве некой единой, целостной системы, и не противопоставлять «весь Восток» «Западу», при этом необходимо учитывать, что в то же самое время европейские государства также развивались неравномерно. Каждая из стран Азии и Африки имела свои особенности развития, которые и должны быть выявлены в ходе занятий. Учитывая различные варианты внутренней периодизации, начало Нового времени, как отдельной части всемирной истории относится к рубежу XV-XVI столетий, это обусловлено началом великих географических открытий последствия, которых изменили мировое общественное развитие. В Европе приток ценностей, первоначальное накопление капитала, революция цен стали мощным катализатором в развитии капиталистических отношений, а в афро-азиатском мире изменение транзитных путей мировой торговли, упадок городов и начавшееся колониальное проникновение привело к значительному усугублению структурного кризиса охватившего восточное общество ещё в позднее средневековье. Поэтому основным содержанием периода новой истории является формирование общемировой колониальной системы разделившей мир на горстку метрополий «Запад» и огромное количество зависимых от них стран «Восток», так же частью этого процесса являлась борьба народов стран Азии и Африки за своё освобождение. Завершающим рубежом Новой истории считается Первая мировая война открывшая новый всемирный хронологический период Новейшей истории.

Откуда следует, что Новая истории стран Азии и Африки, имеет своей отправной точкой конец XV - начало XVI вв., и с этого момента начинается отсчёт Нового времени Всеобщей истории, частью которой является также Новая история стран Азии и Африки. Социально-экономическое состояние отдельных стран, племен и народов Азии и Африки, находилось к концу XV века либо в стадии феодализма, сопровождавшегося, в отличие от стран Европы, весьма слабым развитием зарождавшихся капиталистических отношений; либо - на уровне раннефеодальных отношений, а некоторые общества - в стадии родоплеменных отношений (особенно в Тропической и Южной Африке).

Для объяснения особенностей развития стран Азии и Африки на первый план выдвигалась проблема их, так называемой, отсталости и тезис о замедлении темпов их социально-экономического развития. Разумеется, причины этого отставания от Европы были различны, зависели от конкретно-исторической обстановки, которая сложилась в той или иной стране. Однако есть также немало общих моментов, если и не для всех, то, во всяком случае, для некоторых стран Азии и Африки. К числу их относится, например, сохранение в наиболее развитых странах, как в течение всего изучаемого периода, так и в течение почти всего изучаемого периода, отсталых форм землепользования, известных с древнего времени, и экстенсивной феодальной эксплуатации крестьянства. Важную роль в замедлении темпов социально-экономического развития сыграл колониальный захват некоторых стран Азии и Африки в новое время европейскими державами.

В большинство стран Ближнего и Среднего Востока европейцы проникли в новое время без особых трудностей; что касается стран Дальнего Востока, то в некоторые из них доступ европейцам был запрещен, такие страны считались «закрытыми». «Закрытие» страны, изоляция ее от внешнего мира преследовали цель увековечить существующий строй и были, таким образом, фактором, способствующим сохранению экономической отсталости страны, отживших политических институтов и форм идеологии. Что касается исторических последствий «закрытия» стран Востока, с точки зрения самозащиты от европейских хищников, то практически этот момент (кроме Японии) не имел существенного значении. Пресловутое «закрытие» не смогло спасти дальневосточные государства от дальнейшего отставания по сравнению с передовыми станами Европы.

Студентам необходимо определить, насколько применимы термины «развитой феодализм», «поздний феодализм» и «капитализм» к новой истории стран Азии и Африки, раскрыть понятие «восточная цивилизация», которую отличает традиционность, более медленные темпы развития по сравнению с Западом, что отчетливо проявилось в данный период. Следует также учитывать, что общества в различных регионах мира развивались на базе своеобразных форм общины: античной и германской, славянской, азиатской, а это существенно влияет на их судьбы в следующие периоды истории.

Для объективной оценки событий новой истории стран Азии и Африки необходимо хорошо себе представлять фундамент традиционных обществ этих государств, их ориентацию, систему ценностей, приоритеты, структуры, разбираться в вопросах религии, культуры, национального менталитета.

Целью семинарских и практических занятий является детальное изучение источников, отдельных значимых событий, развитие соответствующих профессиональных умений и навыков. Тематика семинарских занятий составлена с учетом того, чтобы избежать повторения тем лекций, а также глубже изучить те или иные события. При изучении материалов следует научиться сопоставлять различные взгляды, трактовки, вырабатывать собственную точку зрения на те или иные события.

Основным учебником для студентов исторического факультета МПГУ по новой истории стран Азии и Африки является:

Новая история стран Азии и Африки. ХVI – XIX вв.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / [A. M. Родригес и др. ]; под ред. A. M. Родригеса: в 3 ч. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Настоящий учебник издается в трёх частях. В первой части представлена история стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии в XVI – XIX веков, во второй части представлена история стран Индии, Афганистана, Средней Азии, Ирана, Кавказа, Османской империи, арабских стран XVI – XIX веков, в третьей части представлена история арабских стран Азии и Африки, а также история Африки.


Гг..

План:

1. Предпосылки и причины движения бабидов.

2. Программа и идеология бабизма (бехаизм).

3. Ход, характер, движущие силы и причины поражения восстания.

4. Социально – политические и идеологические последствия бабидского движения.

5. Характер и значение реформ Мирзы Таги-хана.

Источники и литература

1. Д. М. Анаркулова Социально – политическая борьба в Иране в середине XIX века. М., 1983;

2. З. А. Арабаджян Иран: власть, реформы, революции (XIX – ХХ). - М., 1991;

3. Л.С. Васильев История Востока. Т.II. М., 2005;

4. Зарождение идеологии национально-освободительного движения (XIX - начало XX века). М., 1973;

5. М. С. Иванов Антифеодальные восстания в Иране в середине XIX века. - М., 1982;

6. М.С.Иванов Бабидское восстание в Иране. М., 1989;

7. История Ирана. М., 1977;

8. История Востока. Под ред. Рыбакова Р.Б. и др. Т.IV.М., 2004;

9. История Ирана. – М., 1970;

10. История Ирана. / Сост. Шумов С.А., Андреев А.Р. Киев, 2003;

11. История стран Азии и Африки в новое время. Ч.II. М., 1996;

12. Иран: ислам и власть. – М., 2001;

13. Казем-Бек Мирза. Баб и бабиды. СПб. 1865.

14. И. А. Крывелев История религий. Т. 2. М., 1988.

15. Н. А. Кузнецова Иран в первой половине XIX века. М., 1983.

16. Мирза Казем-бек. Баб и бабиды: религиозно-политические смуты в Персии в 1844-1852 годах. – СПб, 1865.

17. Новая история Ирана: Хрестоматия. – М., 1988.

18. Очерки новой истории Ирана (XIX – начало ХХ в.). – М., 1978.

19. Персии в 1844-1852 годах. СПб., 1865. Очерки новой истории Ирана (XIX – начало XX века). М., 1978.

20. А. Сейф Препятствия на пути капиталистического развития Ирана в XIX веке // Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература. Серия 9, Востоковедение и Африканистика: РЖ / ИНИОН РАН. М., 1999. №4.

21. М. Т. Степанянц Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX веков. - М., 1982.

22. Н. А. Талибов Общественная мысль в Иране в XIX – начале XX век. М., 1988.

23. Д. Э. Эсслемонт. Баха-Ула и Новая Эра. Екатеринбург, 1991.

По данной теме необходимо определится, что 30-40-е годы XIX века прошли под знаком энергичного проникновения европейских держав в Иран. Вслед за Россией ряд прав и привилегий получили Франция и Англия, эти договоры открыли страну для проникновения иностранного капитала. Экономика Ирана, в основе которой лежало ремесленное производство и натуральное сельское хозяйство, в условиях неравноправных договоров, не могла конкурировать с машинной промышленностью Запада, в стране назрел серьезный кризис, требовавший глубоких реформ.

В это время в Иране появляются сторонники учения мусульманской шиитской секты. Основатель секты Али Мохаммед (1820-1850) - Баб, по-арабски «врата», через которые откроется путь истины и справедливости. Основные положения Баб изложил в книге «Беян», написанной вместо Корана и шариата, которые он считал устаревшими. Бабиды проповедовали, что все люди равны, провозглашали освобождение от повинностей и налогов, равенство мужчин и женщин, необязательность ношения чадры, предприняли попытку установления общности имущества и его уравнительного распределения.

С 1848-1852 гг. в Иране происходили народные восстания против феодалов и начавшегося закабаления страны иностранным капиталом. Участниками восстаний были крестьяне, ремесленники, городская беднота и мелкие торговцы, а руководили ими представители низшего духовенства и мелкой торговой буржуазии из секты бабидов. Первое восстание происходило в Мазендеране к юго-востоку от г. Барфоруша, с сентября 1848 до мая 1849, где свыше двух тысяч человек, главным образом крестьян и ремесленников, построили крепость, во главе с муллами Мохаммедом Али Барфорушским и Хусейном Бошруе восставшие пытались ввести равенство и общность имущества. Восстание было подавлено шахскими войсками. Второе, Зенджанское, восстание (июнь-декабрь 1850 г.) было наиболее организованным и упорным. Основные участники - ремесленники и крестьяне прилегающих к Зенджану деревень, в восстании активное участие принимали женщины. Восстание было жестоко подавлено. Третье восстание началось в июне 1850 в Нейризе, где оно в течение нескольких дней было подавлено. Вслед за тем длительная вооружённая борьба бабидов против шахских войск развернулась в горных районах вокруг Нейриза.

После разгрома этих трёх разрозненных восстаний движение бабидов потеряло массовый характер, а их проповедники перешли к террору, Али Мохаммед был расстрелян. Неудачное покушение на шаха Наср-эд-Дина в августе 1852 привело к массовым казням бабидов. Массовое народное движение под руководством Али Мухаммеда «Баба», провозгласившего себя Махди, заставило шаха Наср эд-Дина доверить проведение ряда преобразований Низами Таги-хану. Реформы могли и должны были послужить началом для серии преобразований, которые по ряду причин так и не были закончены.

 

УДК 95(6)

ББК 63.3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СЕМИНАРСКИМ И ЛЕКЦИОННЫМ

ЗАНЯТИЯМ ПО НОВОЙ ИСТОРИИ

СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

 

Авторский коллектив:

 

А.М. Родригес доктор исторических наук


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь