Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет №1. Становление искусствознания как науки



Билет №2. Функции искусства

Искусство - это форма творчества, способ духовной самореализации, посредством чувственно-выразительных средств.
Функции искусства:
-эстетическая функция -позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
-Социальная функция - проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым соц реальность
-компенсаторная функция-позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни
-гедонистическая функция - отражает способность искусства приносить удовольствие человеку
-познавательная функция - позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи худ образов
-Прогностическая функция - отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее
-воспитательная функция - проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека


 

Билет №3. Художественный стиль

СТИЛЬ в изобразительном искусстве (лат. stylus от греч. stylos – палочка для письма) – единство морфологических особенностей, отличающее творческую манеру отдельного мастера, национальную или этническую художественную традицию, искусство эпохи, цивилизации и т.д.

Стиль - многоуровневая система принципов художественного мышления, способов образного выражения, изобразительно- выразительных приемов, конструктивно-формальных структур и т.п. Бычков В. Эстетика.

Школа искусствоведов Г. Вё льфлина, А. Ригля и других понимала под стилем достаточно устой чивую систему формальных признаков и элементов организации произведения искусства (плоскостность, объемность, живописность, графичность, простоту, сложность, открытую или закрытую форму и др.) и на этом основании считала возможным рассматривать всю историю искусства как надындивидуальную историю стилей («история искусства без имен» — Вё льфлин).

Ó. Шпенглер в «Закате Европы» уделял особое внимание стилю, как одной из главных и сущностных характеристик культуры, ее определенных эпохальных этапов. Для него стиль — это «метафизическое чувство формы», которое определяется «атмосферой духовности» той или иной эпохи. Он не зависит ни от личностей, ни от материала или видов искусства, ни даже от направлений искусства.

Стиль, как и культура, есть первофеномен в строжай шем гё тевском смысле.

Стиль как ощущение «художником и зрителем всеобъемлющей целостности процесса художественного формообразования в историческом времени и пространстве. Стиль — художественное переживание времени». В.Г. Власов

Стиль — это в какой -то мере материально зафиксированная относительно определенная система изобразительно-выразительных принципов художественного мышления, хорошо и достаточно точно воспринимаемая всеми реципиентами.

Стиль - эстетический почерк эпохи

Стиль - оптимальная для данной эпохи (направления, школы, личности) эстетическая модель отображения

Стиль связывает содержание, форму, темы, сюжеты, техники исполнения, материал, колорит, копозицию и т.д. + Исторический контекст.


 

Билет №4. Художественный образ

Образ – субъективная духовно-психическая реальность, возникающая во внутреннем мире человека в акте восприятия им любой реальности, в процессе контакта с внешним миром (в первую очередь)… Субъективная копия объективной реальности. В. В. Бычков, Эстетика.

Художественный образ – образ искусства, т.е. специально создаваемый в процессе особой творческой деятельности по специфическим (хотя и, как правило, не писаным) законам субъектом искусства – творцом, - феномен. В. В. Бычков, Эстетика.

Если подходить к художественному образу функционально, то он предстает как:

1. категория, обозначающая присущий искусству идеальный способ художественной деятельности;

2. структура сознания, благодаря которой искусство решает две важные задачи:

освоение мира – в этом смысле художественный образ – способ освоения мира;

и передачу художественной информации.


Таким образом, художественный образ оказывается категорией, которая очерчивает всю территорию искусства.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА - сложное образование – трехуровневая система:

Артефакт – продукт человеческой деятельности, особая вещь, текст-предмет.
= Наличие объективной или субъективной реальности (первообраза, исходной реальности).

Текст-предмет, воплощающий и передающий определенную информацию.
= Трансформация исходной реальности в акте создания произведения искусства в некую реальность самого произведения (замысел художника).

Осознанное сообщение, предназначенное человеком для человека, который будет его воспринимать.
= Трансформация исходной реальности (первообраза) и реальности произведения искусства (вторичного образа) в акте зрительского восприятия в конечный (третий) образ.

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

· Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность;

· Самодвижение;

· Многозначность и недосказанность;

· Единство общего и индивидуального;

· Единство мысли и чувства;

· Реалии мира и личность художника – строительный материал;

· Оригинальность.


 

Билет №5. Морфология искусства. Исторический контекст.

Искусство – это деятельность по созданию, воплощению, передаче и усвоению художественной информации.

Искусство не только как некая целостность передается из поколения в поколение, но меняется вместе с историей, меняет свой смысл.

Социально-коммуникативные функции:

  1. искусство становится языком культуры, способом выражения культурных смыслов.
  2. Искусство как способ общения субъектов

Искусство как как особой, коллективной памяти, становящейся механизмом наследования культурного опыта. транскультурное и трансисторическое общение.

Вид искусства – исторически сложившиеся способы художественного освоения мира, основанные на единстве изобразительно-выразительных средств.

Вид искусства – конкретный способ художественного освоения мира, в котором тот или иной тип художественной знаковой системы (изобразительной, неизобразительной или смешанный) реализуется и преломляется на сигнальной базе, определяемой характером физических свойств используемого материала (или группы однородных материалов). М.С.Каган.


 

Билет №6. Графика

Вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в графике обычно используют один или два цвета, кроме основного черного или красно-коричневого цвета сангины, можно использовать белый, в особенности на тонированной бумаге. Но при работе пастелью может использоваться вся цветовая палитра как в живописи, согласно современной музейной классификации, работа пастелью на бумаге тоже относится к графике. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, — «воздух белого листа»). В графике, в частности, в гравюрах, может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет).

Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер (1471—1528), Хиросиге Андо (1797—1858) и гравёра и рисовальщика Хокусай Кацусика (1760—1849), чьё творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца XIX — начала XX веков. Многие художники-живописцы внесли немалый вклад в развитие графики. Согласно современной музейной классификации, к графике относятся акварель, гуашь и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе.

Классификация:

· Станковая графика (станковый рисунок, эстамп)

· Книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.)

· Журнальная и газетная графика

· Прикладная графика, (плакат и пр.)

· Компьютерная графика

· Промышленная графика


 

Билет №7. Рисунок

1. Нарисованное изображение, воспроизведение чего-н. Карандашный р. Р. углём.

2. Совокупность графических элементов в картине, в противоп. колориту, краскам. Художник - мастер рисунка.

3. Искусство рисования. Урок рисунка.

4. Сочетание линий, красок и теней, узор. Ткань пёстрого рисунка.

Словарь Ожегова

«Рисунок подобен монологу, он обладает персональным почерком художника с его индивидуальной фактурой, оригинальной и неповторимой».

Б. Р. Виппер

Сначала рисунки были неразрывны с другими предметами искусства (вазы, архитектурные сооружения), но в Эпоху Возрождения рисунок обрел самостоятельность.

Материалы: деревянные дощечки, пергамент, бумага.

Инструменты: графит, металлический грифель, перо, кисть, уголь, карандаш, сангина.


 

Билет №8. Гравюра

Гравюра – три основных вида печатной графики:

 

Выпуклая гравюра

С поверхности доски удаляются при помощи вырезывания или выдалбливания все места, которые на бумаге должны выйти белыми, и, наоборот, остаются нетронутыми линии и плоскости, соответствующие рисунку -- на доске они образуют выпуклый рельеф.

- гравюра на дереве (ксилография)

- гравюра на линолеуме (линогравюра)

- выпуклая гравюра на металле (редко)

Углубленная гравюра

Изображение наносится на поверхность в форме углубленных желобков, царапин или борозд. В эти углубления попадает краска,

которая под сильным давлением печатного станка переносится на бумагу.

Давление печатного станка оставляет по краям углубления на бумаге, которые отделяют рисунок от полей.

- все виды гравирования на металле -- гравюра резцом, офорт, меццо-тинто.

Плоская гравюра на камне

Рисунок и фон оказываются на одном

уровне.

Поверхность камня обрабатывается химическим составом таким образом, что жирная краска при накате воспринимается только определенными местами, передающими изображение, а на остальную часть поверхности краска не ложится, оставляя фон бумаги нетронутым.

- литография

- альграфия (камень заменен алюминиевой дощечкой)


 

Материалы и техника

Основа: Поверхность стены, Дерево, Холст (конопляная или льняная ткань с плотным переплетением пряжи), Медные доски

Грунтовка: Белый грунт из гипса и мела, Золото по белому грунту (Средние века), Красочная грунтовка масляными красками (с XVI в.).

Краска = пигмент + связующее вещество

Пигмент - нерастворимое сухое (порошкообразное) вещество, придающие краске цвет.

Основными характеристиками пигментов являются: цвет, светостойкость и атмосферостойкость, интенсивность, укрывистость.

Пигменты подразделяются на
- природные: окислы железа, марганца, хрома и др. а также некоторые виды глин и известняков;
- искусственные, которые, в свою очередь, подразделяются на органические и неорганические.

Краска = пигмент + связующее вещество

Связующие вещества - вещество, которое входит в состав краски и определяет ее основные свойства, за исключением тона цвета, который обусловлен пигментом.

Основное предназначение - скрепление между собой частиц пигмента и грунта, в создании устойчивого и связного красочного слоя, обеспечивая этим сохранность краски.

Связующие вещества: 1. Фреска: известковое молоко. 2. Энкаустика: воск 3. Темпера: яйцо (желток или белок), уксус, животный или растительный клей (мед). 4. Масляная живопись: масла (ореховое, льняное).

Фреска - техника наложения изображения по влажной штукатурке, а также синоним настенной монументальной живописи. ( 1.Фрески Виллы Мистерий, II в. до н.э. Помпеи 2. Феофан Грек (1340 - 1410) Спас Вседержитель, 1378 г. Фреска в куполе Церковь Спаса Преображения, Новгород).

Особенности: высокая скорость письма, светлеет после высыхания, долговечность, отсутствие сложных тональных переходов

Темпера – техника станковой живописи. Исторически применялась в иконописи. Особенности: высыхает быстро, цвета не смешивается с другими цветами, краска полупрозрачная, жесткость, долговечность (Андрей Рублев (1360 - 1430). Икона. Архангел Михаил. Начало 15 века. Дерево, левкас, темпера 2. Валентин Серов (1865 - 1911). «Портрет Иды Рубинштейн». Темпера. 1910 г)

Масло (масляная краска)

В Западной Европе активно применяется с 16 в.Особенности: высыхает долго, слои сохнут с разной скоростью, разная степень укрывистости, цвета смешиваются легко, возможность создания сложных цветовых переходов и разработанного колорита, свобода в выборе скорости, темпа работы, в исправлениях и изменениях, относительная недолговечность (Джованни Беллини (1430/33 - 1516). Портрет молодого человека в красном 1485-90 Масло, темпера, доска).

Пастель

Мало связующих веществ, Высокая степень укрывистости, Свобода в работе (Эдгар Дега (1834 - 1917). Отдыхающая танцовщица. 1879. Бумага, пастель, гуашь.)

Акварель

Прозрачность, легкость (Джеймс Уистлер (1834 – 1903). Снег в Челси. Акварель).


 

Материалы и техника.

Краска = пигмент + связующее вещество

Пигмент - нерастворимое сухое (порошкообразное) вещество, придающие краске цвет.

Основными характеристиками пигментов являются: цвет, светостойкость и атмосферостойкость, интенсивность, укрывистость.

Пигменты подразделяются на
- природные: окислы железа, марганца, хрома и др. а также некоторые виды глин и известняков;
- искусственные, которые, в свою очередь, подразделяются на органические и неорганические

Связующие вещества - вещество, которое входит в состав краски и определяет ее основные свойства, за исключением тона цвета, который обусловлен пигментом.

Основное предназначение - скрепление между собой частиц пигмента и грунта, в создании устойчивого и связного красочного слоя, обеспечивая этим сохранность краски.

Ярким примером монументальной живописи считается фреска.

Фреска - техника наложения изображения по влажной штукатурке, а также синоним - настенной монументальной живописи.

Особенности:

· высокая скорость письма

· светлеет после высыхания

· долговечность

· отсутствие сложных тональных переходов

 

Основа для фрески – это смесь гашеной извести с песком. Краски, используемые для написания фрески – это натуральные пигменты разведенные с обычной водой. При высыхании извести, краски нанесенные по сырому становятся с ней единым целым, так как на поверхности высохшей извести образуется тонкая прозрачная кальциевая пленка, защищающая живопись на века.


 

Пастель

Мало связующих веществ ( Связующие вещества:

вещество, которое входит в состав краски и определяет ее основные свойства, за исключением тона цвета, который обусловлен пигментом.

Основное предназначение - скрепление между собой частиц пигмента и грунта, в создании устойчивого и связного красочного слоя, обеспечивая этим сохранность краски.)

Высокая степень укрывистости

Свобода в работе

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ СТАНКОВОЙ КАРТИНЫ

Особенности работы старых мастеров и художников нового времени.

Старые мастера – работа с три стадии:

1. Рисунок тушью

2. Подмалевок

3. Лессировка

Художники нового времени (с 17 в.) – нерасчлененность живописного процесса (импасто).


Билет №15. Цвет в живописи

Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологическихфакторов.

Это видимое электромагнитное излучение, волна определенной длины.

Параметры цвета:

1. Тон (название цвета – красный, синий, желтый и т.д.)

  1. Насыщенность

3. Светлота

4.Температура: теплые и холодные цвета

Цветовой круг:

Включает в себя все видимые цвета спектра и строится как система непрерывного перехода цветов.

Основные цвета - красный, желтый, синий.
Составные цвета - цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно основных цветов: красного, желтого и синего.
Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый + желтый = получается желто-оранжевый. Таких цветов шесть.
Триада сложных цветов может быть одной из этих комбинаций:
красно-оранжевый, желто-зеленый и сине-фиолетовый;
сине-зеленый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый.
На цветовом круге все они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, занимая промежуточное положение между составными цветами.

Родственные цвета - принадлежат любой одной четверти круга.

Контрастные (дополнительные) цвета - находятся на диаметрально противоположных сторонах круга.

Оттенок - градация тона; различие в цвете при его переходе от холодного к теплому и наоборот.

Нюанс - очень тонкий оттенок цвета или очень легкий переход от света к тени и т.п.

Насыщенность (интенсивность) – характеризует степень чистоты цветового тона. Понятие действует в переделе одного тона, где степень насыщенности измеряется степенью отличия от серого. Это понятие так же связано с яркостью, так как самый насыщенный тон в своей линейке будет самым ярким.

Живая, сильная, глубокая насыщенность.

Ненасыщенные цвета - тусклые, слабые, вымытые.

Степень отличия цвета от белого и черного. Если разница между определяемым цветом и черным больше, чем между ним и белым, значит цвет светлый. Если наоборот – темный. Если разница между черным и белым равны, то цвет средний по светлоте.


Билет №16. Перспектива

Фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в окружающем (реальном) мире.

Виды перспективы

1. Прямая перспектива - вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана).

ТОЧКА СХОДА - точка на перспективном изображении, в которой пересекаются проекции линий, параллельных в предметном пространстве.

2. Обратная перспектива - вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности – так, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя.

3. Панорамная перспектива - изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности.

4. Воздушная перспектива - характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя (эффект сфумато - дымка). При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более тёмной, чем передний план. Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой.

5. Сферическая перспектива – вид перспективы, при которой глаза зрителя всегда находятся словно в центре «отражения» на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали. При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.


Билет №18. Жанры живописи

Анималистический жанр - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные. (Альбрехт Дюрер. Носорог )

Сюжетно-тематическая картина - смешивание традиционных жанров живописи (бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.) (Питер Брейгель Старший. Игры детей. ) Вытикают последующие 4

Батальный жанр- жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: сражения, военные походы, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. ( Василий Верещагин. Панихида)

Бытовой жанр (жанровая живопись) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас. (Гюстав Курбе. Спящая пряха )

Исторический жанр –жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества. (Василий Суриков. Утро стрелецкой казни )

Мифологический - жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы и легенды древних народов. (Валентин Серов. Похищение Европы )

Былинный жанр – жанр изобразительного искусства, в котором изображаются сцены из былин и народного фольклора. (Михаил Врубель. Царевна-Лебедь )

Ванитас - жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Ранняя стадия развития натюрморта. (Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в. )

Ведута - Жанр живописи (как правило итальянской (венецианской)), в котором изображается городской пейзаж в виде панорамы, с соблюдением масштаба и пропорций (Ф. Алексеев. Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля).

Городской пейзаж (архитектурный пейзаж) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания. (Юрий Пименов. Новая Москва)

Интерьер - жанр, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения. (Ян Стен. Веселье в семье художника)

Каприччо - архитектурный пейзаж-фантазия. Самые известные художники писавшие каприччо: Франческо Гварди, Антонио Каналетто

Карикатура - особый жанр изобразительного искусства, объединяющий изображения, в которых: сознательно создается комический эффект; соединяется реальное и фантастическое; преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей и др. (Джеймс Гиллрей. Глупые заботы)

Морской пейзаж (марина)- жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид. Яркий представитель этого жанра - И.К.Айвазовский. (Густав Курбе. Волна)

Натюрморт - это художественное изображение различных предметов быта. Ими могут быть: посуда, домашняя утварь, фрукты, овощи, цветы, дичь или любое их сочетание. Самые известные школы в написании натюрморта – фламандская и голландская, в которых по-своему решили задачу передачи цвета и композиции. (Ян Веникс. Натюрморт с обезьяной, дичью и фруктами)

Парсуна - условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в. - переходная между иконой и светским произведением форма портрета. (Иван IV. Парсуна (портрет). XVI в)

Пастораль - жанр поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. (Франсуа Буше. Летняя пастораль )

Пейзаж – изображение природы. (Исаак Левитан. Саввинская Слобода под Звенигородом)

Портрет - это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. Делится на индивидуальный, групповой, парадный, автопортрет. (Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины II в профиль.)

Религиозная живопись - жанр изобразительного искусства, основными сюжетами которого являются эпизоды из Библии и Евангелия. (Спас Нерукотворный. Новгородская икона XII века )

Хуа Няо - жанр китайской живописи, изображающий птицы и цветы. (Журавли. Сяо Юньлинь )

Шань шуй - жанр китайской живописи, изображающий горы и водопады. (Шэнь Чжоу. Величественная гора Лу. 1467 г. Гугун, Тайбэй.)

ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛА

1. Когда рука художника заканчивают всю работу (обработка глины, камня, дерева).

  1. Когда работу художника заканчивает огонь (керамика).
  2. Когда художник дает только модель будущей статуи (отлив в бронзе).
  1. Лепка в мягких материалах (воск, глина) - техника, которую мы называем в узком смысле " пластикой" (работа изнутри наружу). Пластический стиль.
  2. Обработка твердых материалов (дерево, камень, слоновая кость), или " скульптура" в прямом смысле этого слова (работа снаружи вовнутрь). Скульптурный стиль.
  3. Отливка и чеканка в металле.

 

ХРОНОЛОГИЯ – СТАДИИ РАБОТЫ

  1. Набросок (рисунок)
  2. Модель в мягком материале (воск или глина. Требуется каркас).
  3. Изготовление скульптуры

Билет №20. Рельеф.

Рельеф - скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связьс плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, состовляет специфическую особенность рельефа.

Рельеф может выступать над плоскостью фона (выпуклый) или углубляться в плосткость.


Горельеф - выпуклый рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости.
Барельеф — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма.
Контррельеф— вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений


СТИЛИ И МАТЕРИАЛЫ

· Пластический стиль: Лепка в мягких материалах (воск, глина) - техника, которую мы называем в узком смысле " пластикой" (работа изнутри наружу).

· Скульптурный стиль. Обработка твердых материалов (дерево, камень, слоновая кость), или " скульптура" в прямом смысле этого слова (работа снаружи вовнутрь).

· Отливка и чеканка в металле.

(нет в презентации есче) ВСЕ МАТЕРИАЛЫ: глина, воск и пластилин, бетон, пластические массы, металлы (бронза, чугун, алюминий и др.), камень (мрамор, известняк и др.), дерево.


Иконология Аби Варбурга

Суть иконологического исследования, по определению Варбурга, состоит во всесторонней и наиболее полной интерпретации смысла изображения, для чего необходимо смело «переходить границы» различных областей знания, сопоставляя разные источники.

Девизом научного метода Аби Варбурга можно считать его знаменитые слова: «Бог — в деталях»

Метод Варбурга по его определению это – управляемый процесс исторического воспоминания, который направлен на оживление и восстановление опыта образных представлений прошлого.

«…Иконологический анализ способен изучать античность, Средневековье и современность как взаимосвязанные эпохи, анализировать произведения изящного и прикладного искусства в качестве совершенно равноправных документов выражения. Этот метод, исследуя отдельные неясности, в то же время освещает крупные общие процессы развития и их взаимосвязи».

Эрвин Панофский

В ХХ веке американский исследователь Э. Панофский выдвинул иконографию как основу иконологического метода исследования сюжетной стороны произведений искусства, чтобы определить их значение и смысл в контексте данной культуры, выявить отражённые в них черты миросозерцания.

Сам Панофский определял иконологию как «учение об изображении» - «попытку установить, какое культурное значение или социальный смысл могут иметь некоторые формы, способы выражения и изображения в определённую эпоху». Э.Панофский применил этот метод в книге «Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада».

Суть иконологии – в интерпретации искусства. Она предполагает активную позицию зрителя и искусствоведа. Предполагается, что искусствовед должен быть знатоком всей эпохи, а не только искусства.

Э. Панофский предлагает три уровня анализа (выявления значения) произведения искусства:

1)естественное значение (зрительское) – непосредственное распознавание самих форм, которые надлежит выявить и расчленить.

2)условное значение – отождествление сюжетных мотивов в качестве носителей вторичного, иконографического значения. Это подразумевает знание литературных текстов, которые проливают свет на тот или иной образ.

3) Внутреннее значение (содержание). Распознав изображение, необходимо выйти за пределы иконографии и определить символическую ценность изображения. Рассмотрение символической ценности составляет предмет иконологии. На этой стадии учёный должен раскрыть многообразное значение знака (в различных цивилизациях и культурах).


Билет №30. Истоки искусства

Истоки искусства уходят в глубокую древность. Проблема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует лучшие философские умы, но о художественной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Многочисленные произведения изобразительного искусства (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости) появились значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о художественном творчестве. Зарождение искусства восходит к первобытной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми. Согласно данным археологов уже в эпоху палеолита (древнекаменного века) около 35-10 тыс. до н. э. появились основные виды изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика).

Надо отметить, что в первобытном обществе художественная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовавшими формами духовной и материальной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом. Художественная, духовная культура существует в тесном единстве с материальной, образуя первобытный синкретический, т. е. единый, культурный комплекс, который лишь спустя столетия распадется на самостоятельные сферы культуры: религию, искусство (во всем разнообразии его форм), спорт, науку. Изображения, воспроизведенные рукой первобытного человека, являются звеном единой цепи художественно-религиозно-театрального магического действа, отражающего синтез материальной и духовной культуры человека той далекой эпохи. Ранние рисунки примитивны; это контурное изображение голов животных, оттиски человеческой руки, волнистые линии, выдавленные в сырой глине пальцами руки (так называемые " макароны" ). Более поздние изображения эпохи палеолита — это рисунки животных того времени (оленей, лошадей, бизонов, мамонтов), выполненные на стенах и потолках пещер. Древнейшие статуэтки животных отличаются точным изображением, жизнь заставляла человека-охотника подробно изучать характер животного, его повадки. Эти знания представляли собой практическую ценность. Себя же человек еще не познал, поэтому скульптурные изображения человека очень схематичны, условны. Таковы первобытные " венеры" (Венера из Вил-лендорфа), простейшие женские фигуры с непропорциональными конечностями, гипертрофированными материнскими чертами и отсутствием черт человеческого лица. Правильно воспринимая отдельные предметы, человек еще не охватил общую картину мира и не осознал в ней свое место.

Живописные изображения мезолитической поры (среднекаменная эпоха) 10-6 тыс. до н. э. стали более красочными. Появились многофигурные композиции, отражающие динамические сцены охоты, сражений между племенами, бытовой деятельности. Человек делает первые попытки раскрыть взаимосвязи мироздания, освоить общие закономерности жизни.

Неолит (новокаменный век), 6-2 тыс. до н. э., обогатил изобразительное искусство созданием произведений монументальной антропоморфной (человекообразной) скульптуры (например, так называемые " каменные бабы" Северного Причерноморья).

Характерная черта культуры неолита — распространение мелкой пластики, художественных ремесел, которые положили начало декоративному искусству.

В эпоху бронзы, около 2 тыс. лет до н. э. преобладающее значение получает архитектура, названная мегалитической (т. е. архитектура больших камней: от греческих корней " мег" — большой и " лит" — камень). К мегалитическим сооружениям относятся: менгиры, дольмены, кромлехи. Возникновение их связано с развитием религиозных представлений. Каменные столбы — менгиры — высотой до 20 м (находящиеся в Бретани, Франции; Закавказье, Армении) несут в себе черты архитектуры и скульптуры.


Билет №1. Становление искусствознания как науки

Искусствознание - Комплекс общественных наук, изучающих искусство – художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений. в узком и часто употребительном смысле – наука о пластических искусствах (виды искусства, произведениякоторых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Делятся на изобразительные (живопись, скульптура, графика и др.) и неизобразительные (архитектура, декоративное искусство, дизайн) искусства.)

В античности существовало две точки зрения происхождения искусства.

 

       
 
   
 

 

 


Платон.

Теория эйдосов – божественных образов всех вещей. Ремесло есть создание вещей = подражание. Искусство есть подражание созданным человеком вещам = подражание подражанию.

Эсхил – легенда о Прометее, принесшем людям знание искусства.

Аристотель

Относил искусство к человеческому разуму, складу души, «истинному суждению», направленному на созидание того, чего еще нет и что не может возникнуть само естественным путем.

Различал искусства по миметическому признаку: созидающие некие новые вещи в дополнение к природным или подражающие уже существующим в природе вещам


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1562; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.104 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь