Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Владимир I Святославович (Святой) (Красное Солнышко) 980-1015
Летописец характеризует князя Владимира как жестокого, неудержимого в гневе, умелого и дальновидного политика. После принятия христианства нравы князя явно смягчились, Владимир стал истинным христианином, и он, после смерти был признан русской православной церковью святым и именуется как равноапостольный. В самом начале своего правления он покорил Полоцкое княжество, жестоко расправившись над местным правителем Ð î ã â î ë ä î ì, дочь которого, Рогнеда, отказалась выйти замуж за сына рабыни. Рогнеда стала матерью будущего князя Ярослава Мудрого. Междоусобица привела к ослаблению власти киевского князя. Прекратили выплату дани племена радимичей и вятичей. В 981 году началась война с только образовавшимся Польским королевством. Владимиру удалось отвоевать у Польши города Червень и Перемышль – центры племени волынян-дулебов, которые были захвачены королем Польши во время междоусобной борьбы между сыновьями Святослава. После этого Владимиру в течение двух лет пришлось приводить под руку Киева племена вятичей. В 984 году Владимир разгромил ополчение радимичей. Укрепив свою власть, Владимир совершил поход на Волжскую Булгарию, которая стала чинить препятствия русским купцам на Волжском торговом пути. Одержав победу, Владимир заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях. Важнейшим направлением во внешней политике Владимира являлась оборона южных границ Руси, откуда шла постоянная угроза вторжения печенегов. Борьба с кочевниками была довольно сложным делом. Не имея постоянных центров – городов кочевники, совершая грабительские набеги, отступали в степь, где настичь их было довольно сложно. Владимир приказал начать строить оборонительные сооружения на южных границах государства. Оборонительные рубежи в виде застав, крепостей, сигнальных вышек, засек были выстроены по рекам Стугна, Осетр, Десна, Сула. Судя по всему, на этих заставах богатырских служили былинные богатыри Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Владимир понимал, что для укрепления власти Киева, реального сближения и объединения восточнославянских племен в единую народность, необходимы были также идеологическое и идейное единство. Решение этой проблемы исключительно военным путем было невозможным в перспективе. В 983 году Владимир начинает свою первую религиозную реформу, вводя единый для всей Руси культ Перуна. На месте разрушенной церкви СВ. ИЛЬИ было сооружено языческое капище-пантеон, где были установлены кумиры (идолы) - изображения богов Перуна, Сварога, Даждьбога, Мокошь-Мать сыра земля, Хорса и крылатого пса Семаргла. Здесь отсутствовали привычные для славян Велес, Сварог, Род и рожанницы Лада и Лель. Владимир отождествил себя с солнечным диском – Хорсом, поэтому его начали назвать Красное Солнышко. Здесь совершали ритуалы жрецы – волхвы, чародеи, кощунники. Первой жертвой, после реформы, стал сын киевского варяга-христианина. Однако идея этого была обречена на неудачу в условиях развития и распространения христианства с одной стороны и ислама с другой. Перед Владимиром встала дилемма необходимости принятия одной из мировых религий. Опыт Хазарского каганата, незадолго до своего падения принявшего иудаизм, показал бесперспективность этого направления. Исламский фактор, ввиду отдаленности центров ислама от Руси, также являлся бесперспективным для дальнейшего развития Древнерусского государства. Идеи Христианства постепенно входили в жизнь древнерусского общества. Согласно «Повести временных лет» христианство проповедовал еще апостол Андрей Первозванный (Святой покровитель России) – один из учеников Христа, который дошел до среднего течения Днепра, установил крест на киевских холмах и дошел до Новгорода, проповедуя христианскую веру. Первая христианская община сформировалась еще при князе Игоре, тогда же была построена первая церковь Святого Ильи. Бабушка Владимира княгиня Ольга в 957 году сама приняла христианство. Оставался вопрос, какое направление выбрать. Католический Рим был далек от Руси. В то же время православная Византия оставалась основным торговым партнером Киевской Руси, связи с которой постоянно крепли. Таким образов Древняя Русь приняла православие. Принятию христианства предшествовали следующие события. Восстание в Малой Азии Варда Фоки потрясло основы империи. Император Василий Болгаробойца обратился за поддержкой к Владимиру, который послал часть дружины в Византию. Помощь императору оказал также армянский князь Давид Куропалат. После разгрома Варда Фоки император не спешил выполнять условия договора. Кроме того остатки дружины, сыгравшей важную роль в разгроме восстания, не получив полагающуюся им денежную выплату с трудом добрались до Киева. Их рассказы и жалобы на несправедливость императоры крайне разгневали Владимира. Однако Владимир пошел походом не на Константинополь, как делали его предки. Целью похода стал город Херсонес (Ê î ð ñ ó í ü ), находившийся в Крыму. Оттуда шел поток продовольствия в столицу империи Константинополь. Перекрыв поступавшую в город воду, Владимир добился сдачи Херсонеса. Василий Болгаробойца (представитель Македонской (Армянской династии)) предпочел войне переговоры, на которых Владимир потребовал от него отдать ему в жены родную сестру Анну. На возражение послов императора, что принцесса Анна может выйти замуж только за христианина, Владимир ответил, что примет христианство. Василий Болгаробойца воспринял это как личную победу. Возможность контролировать огромную страну через церковь было верхом мечтания повелителей империи. Однако пока принцесса Анна плыла с монахами в Херсонес, Владимир крестился от болгарского священника Анастасия, подчеркнув этим свою независимость. Вернувшись в Киев, он крестил своих сыновей и устроил массовое крещение народа в Киеве í à ð å ÷ ê å Ï î ÷ à é í à. Идолы Перуна и языческих богов были сброшены в Днепр. Еще более жесткими методами пользовался в Новгороде дядя Владимира посадник Добрыня è ð î ñ ò î â ñ ê è é â î å â î ä à -ò û ñ ÿ ö ê è é Ï ó ò ÿ ò ÿ, огнем и мечом внедряя христианство. Все оставшееся правление Владимир Святой посвятил распространению христианства, православного толка на всей подвластной ему территории Руси. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит (ï å ð â û ì è á û ë è ã ð å ê è Ì è õ à è ë, ç à ò å ì Ë å î í ), который назначался Константинопольским патриархом. (Ï å ð â û ì славянином ï î ë ó ÷ è â ø è ì ê à ô å ä ð ó ê è å â ñ ê î ã î ì è ò ð î ï î ë è ò à ñ ò à ë è ã ó ì å í È ë ë à ð è î í â 1051 ã î ä ó, афтокефалии русская церковь добилась в 1448 году, когда Церковный собор самостоятельно избрал митрополитом Рязанского епископа Иону, незадолго до падения Константинополя в 1453 году.) Владимир построил первую каменную церковь Успения Богородицы, получившую название Десятинной церкви. Население страны обязывалось платить в пользу церкви специальный налог – «десятину». Он приказал открыть церковные школы и зачастую силой заставлял родителей посылать туда своих детей. Сам князь, согласно летописи после принятия христианства превратился из жестокого и сурового человека в мягкого и милосердного правителя. Даже стал примерным семьянином. Ð à ñ ï ó ñ ò è ë ñ â î é ì í î ã î ÷ è ñ ë å í í û é ã à ð å ì – ï ÿ ò å ð û õ æ å í è 800 í à ë î æ í è ö. Å ä è í ñ ò â å í í î é å ã î æ å í î é î ñ ò à ë à ñ ü õ ð è ñ ò è à í ê à ï ð è í ö å ñ ñ à À í í à. По всей Руси стали строиться церкви и основываться монастыри. Первым из монастырей стал основанный в первой половине XI века Киево-Печерский монастырь. В до монгольские времена было основано около 80 монастырей. В руки церкви был передан суд по антирелигиозным преступлениям, нарушениям нравственных и семейных норм. Владимир послал управлять крупнейшими волостями своей державы 12 сыновей рожденных от нескольких браков. Â ë à ä è ì è ð î ê î í ÷ à ò å ë ü í î î ò ñ ò ð à í è ë ì å ñ ò í û õ ï ë å ì å í í û õ â î æ ä å é è â î â ñ å õ ç å ì ë ÿ õ ð à ñ ñ à ä è ë ñ â î è õ ñ û í î â å é. Так Ярослав управлял Новгородом, Мстислав Тьмутараканью, в Муром был послан княжич Глеб, à Ñ ó ä è ñ ë à â â Ï ñ ê î â. При себе в Киеве он оставил сына Бориса, рожденного византийской принцессой Анной и Святополка, старшего в роде ( Святополк сам считал себя сыном Ярополка, не желая видеть себя внуком рабыни, он был рожден женой Ярополка ). Желание Владимира передать Киевский престол княжичу Борису, сыну византийской принцессы Анны, вызвало сопротивление со стороны старших сыновей. Согласно «лå ствиничному праву» власть должен был получить старший сын Владимира. В 1015 году, получив поддержку новгородского боярства, отказался повиноваться отцу новгородский правитель Ярослав ñ û í Ð î ã í å ä û, ï à ð à ë è ò è ê ñ ð î æ ä å í è ÿ. Владимир стал собирать дружину для похода на Новгород, чтобы наказать непокорного сына. Одновременно был посажен под стражу Святополк. Часть дружины во главе с Борисом, Владимир отправил в степи, поскольку были получены сведения о походе кочевников печенегов. Однако наказать Ярослава Владимир не успел. В 1015 году он умирает. Власть в Киеве захватил Святополк Окаянный. 2.Святополк Окаянный 1015-1019 (Сын Владимира или Ярополка) Захватив власть в Киеве, Святополк попытался избавиться от возможных соперников. Наемными убийцами, ï î ï ð å ä à í è þ посланными Святополком были убиты ñ û í î â ü ÿ À í í û Борис Ростовский и его брат Глеб Муромский. За эти преступления Святополк получил в истории прозвище Окаянный. Ï î ä ð ó ã î é â å ð ñ è è è õ ó á è ë â è ê è í ã Ý é ì ó í ä ï î ä î ñ ë à í í û é ñ à ì è ì ß ð î ñ ë à â î ì. Попытка покушения была совершена и на Ярослава. Братья Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых - великомучеников. (В XII веке было написано монахом Нестором «Житие Бориса и Глеба»). Получив сведения о смерти отца и гибели братьев Ярослав, с нанятой варяжской дружиной и новгородским ополчением выступил против Святополка Окаянного. Святополк обратился за поддержкой к печенегам. В 1016 году в сражении под Любечем Святополк был разбит и бежал в Польское королевство, к своему тестю королю Болеславу Храброму. В 1017 году Ярослав вступил в Киев, однако в 1018 году потерпел поражение в сражении с поляками и Святополком и бежал в Новгород. Конфликт, вспыхнувший между Ярославом и новгородцами, (Ярослав приказал казнить несколько новгородцев за убийство своего дружинника), вызвал восстание в Новгороде. Ярослав бежал из Новгорода к варягам. Новгородцы вернули князя и вновь оказали поддержку Ярославу, который, узнав о конфликте между Святополком Окаянным и Болеславом Храбрым, (король Польши вынужден был бежать из Киева), повел свои силы на Киев. В решающем сражении í à ð å ê å À ë ü ò à â 1019 ã î ä ó Святополк был разбит и исчез. Скорее всего, был убит по приказу Ярослава, но тайно. Не зря Ярослава назвали Мудрым.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы